Крещение

                КРЕЩЕНИЕ

      Как-то моя дочь Лена уговорила меня отдохнуть пару недель  в военном  санатории  Светлогорска  Калининградской области. Городок славный, немноголюдный, чистенький,расположен на древних   дюнах, озелененных  многовековыми соснами. Местные жители очень трепетно  относятся  к  зеленым  насаждениям. Например, мой знакомый приобрел в пригороде участок  с деревом в центре его. Владелец  решил  убрать дерево и приступил  к его распиловке. Сосед немедленно заснял на  видеокамеру  глумление над природой и доложил об акте вандализма в администрацию  города. Городской суд вынес постановление  об уплате  небольшого  штрафа  за несвоевременное  оформление  права  владением  собственности.
      Главная улица  тянется по гребню береговой дюны, возвышающейся на 40 метров над уровнем Балтийского моря. Вторая половина  городка  с озером Тихое располагается значительно ниже. Санатории  и дома  немецкого типа  вдоль  главной  улицы прячутся среди сосен, там  же  расположен  железнодорожный  вокзал для  электричек и неброская  автостанция. Крутой спуск к морю  оборудован несколькими лестницами и  врезанной в окружающую  песчанистую  почву  асфальтированной дорогой.
Вблизи вокзала  вдоль по тротуару  тянется  ряд  деревянных  столов  и  пластиковых  палаток  с  поделками и ювелирными  изделиями  из янтаря. На  некоторых  столах  покоились холщевые мешочки. Я  поинтересовался  содержимым. Оказалось,  что  это  янтарная  крошка - отходы  от  производства  ювелирных  изделий янтарного  комбината. 
      - И  для  чего  это  мне  нужно? – спросил  я  у  продавщиц.
Женщины стали бойко рекламировать  свой  товар,  сыпались медицинские  термины:  нервная  система, кровеносные  сосуды,  печень, головная  боль  и т.д. Я  их  остановил на
всем  скаку:
      - А  если я  посижу  на этом  мешочке,  то  что  вылечится?
Рекламщицы  изумленно  уставились  на  меня,  потом  посмотрели  друг  на  друга  и  громко  расхохотались. Вобщем,  я  купил  пару  мешочков,  благо  они  были  дешевые.
      Я  удивляюсь  и  завидую  людям,  долго  и  непрерывно  говорящим.У меня  это абсолютно  не  получается. Мысли  в  голове  долго  не  держатся,  ускользают куда-то,  а  если  начинает  работать  язык,  то  во  время  монолога периодически  возникают  ступоры.
      Лена у меня сумасшедшая – целыми  днями  где-то  носится  по  городу,  все  ей  интересно,  разные  там  идеи  возникают.  Поэтому  с утра  я  устанавливаю  контрольное время  для  вечернего  разговора. И вот, однажды,  она  пропала,  не  отвечает  на  звонки, даже  отключилась. Ясное дело, я  начал  тревожиться.  Через  пару  часов  объявилась. Оказывается  была  в  церкви,  причащалась. А  как  получилось?  Проходила  мимо,  решила  свечки поставить и помянуть  усопших. Во  время  молитвы  приметила,  что  священник  очень  добрый  и  обходительный,  он  обратился  к  ней  с  предложением  провести  обряд  причастия. Лена  немедленно  согласилась.
      -  Папа,  обязательно  сходи  завтра  в  церковь  причаститься. Священник  очень  порядочный.
      - Видишь ли,  Лена,  я  точно  не  знаю  крещен  я  или  нет. Уж  так  получилось,  что
всю  свою  сознательную  жизнь  я  прожил  вдали  от  матери.  Когда  ей  перевалило  за  девяносто,  я  поинтересовался  -  крещен  я  или  нет? 
Она  мне  ответила,  что  все  мои  братья  и сестры  крещены, а  вот  про меня  она  не  помнит,  так  как  отец  до  войны  был  партийный и он строго-настрого  запретил  меня    крестить,  а  в  начале  войны  погиб.
       Светлогорский  священник заинтересовал меня  чрезвычайно. Этому были предпосылки.  Дело  в  том,  что,  увлекаясь  эзотерикой,  хотя  под  влиянием  коммунистической идеологии  был  глубоким  атеистом,  я  пришел  к  выводу о существовании Высшего Начала  или  Сознания,  которое управляет нашим  миром,  или  как  говорят – пришел  к  Богу. И я  решил  узаконить взаимоотношения  со  Всевышним,  т.к.  часто  приходилось  посещать  церковь  с  целью  помянуть ушедших  родственников и друзей. При  этом  я  всегда  чувствовал себя  в храме  неуютно и  даже  чужим. По этому случаю, мой  знакомый  в  Мышецком  Валентин  Будилин  заметил, что если  в  церковь  заходит неверующий  для  совершения  каких-либо  христианских  отправлений, то это совершенно  не возбраняется  религией.
       - Зачем тебе  морочить голову  лишними  заботами? – И он внимательно и строго посмотрел  мне  в  глаза, -  если ты  хочешь  стать   добрым  христианином,  то это  дело будет связано  с  соблюдением  определенных  правил  поведения  в  обществе  и  даже  мышления. Мне  приходилось встречаться  с  такими  прекрасными  священнослужителями  как  Александр  Мень  и  Алексий II,  обладавших  положительной  энергетикой  и  характеризующихся  добрыми  делами. Но есть  в  этой  среде и  другие служители, обремененные  обычными  человеческими  пороками.  Так  что  у  нас в России  в  этой  области  не все  в  порядке. Тебе придется  сталкиваться со всеми  этими явлениями и выбирать  правильную  дорогу.
      - Я  прекрасно  понимаю  что ты  имеешь  в  виду,  но  тем  не менее  этот  путь  я  уже  выбрал. Я  хочу чувствовать  себя  в церкви  как  в  своем  родном  доме,  не опасаясь, что  меня  уличат  в  каком-то  неблаговидном  поведении.
      -  Тогда,  я  одобряю. Однако  желательно,  чтобы  ты  правильно выбрал  священника.
      В 1964 г. я приехал в Куйбышев по вызову для сдачи приемных экзаменов в авиационный институт. Председатель приемной комиссии  извинился   передо мной,  видите  ли, они прошляпили тот факт, что у меня  уже есть высшее образование, поэтому  они не имеют право допускать меня  к  экзаменам. Я обратился к ректору института  ВП Лукачеву, он подтвердил  решение  комиссии. Посочувствовал и предложил  поступить на  вечернее  отделение при условии,  что я  устроюсь на  работу  на  родственное  предприятие. Он тут же позвонил и  договорился, чтобы допустили меня  к  экзаменам  на  вечерку при условии  наличия  справки  с  места  работы. Посоветовал вначале найти квартиру  и  прописаться. Я весьма  обрадовался, но  столкнулся  со сложностями при поисках уголка для проживания. Все упиралось  в закон, предусматривающий  возможность прописки нанимателя  только при наличии  свободной  площади у владельца квартиры или дома  по установленным   нормативным  актам,  согласно  которым  при  получении квартиры  ее  площадь  рассчитывалась -  6 кв.метров  на  душу,  а  при  подселении  требовалось  9 кв.метров  свободной  площади  на  квартиранта.  В  моем  же  случае  свободная  площадь  должна  была  составлять  18  кв.метров  из-за  отметки  в  паспорте  «Состоит  в  браке».  По этой  причине  мне  и  отказывали  -  немыслимо  было  найти  подобные  «хоромы».               
      Это  и  послужило  причиной  неприязненных  отношений  с  начальником  паспортного  стола  Ленинского  района  капитаном  Буденным. В  конце  концов  он  пригрозил  мне  санкциями.  Будучи  в  отчаянии,  я  написал  письмо  с  жалобой  «дорогому  Леониду  Ильичу».  Ответ  пришел  довольно  быстро,  но  он  был  адресован  начальнику  паспортного  стола,  к  которому  я  имел  претензии. Такая  система  реагирования  была  принята  в то  время  по  всему  Советскому Союзу  -  разбираться  заставляли  виновников  безобразий.
Меня  вызвали  к  Буденному,  тот  вежливо  справился  о моем  здоровье  и  сообщил,  что  ему  поручено  разобраться  с  моим   заявлением.   При   чтении   моего   письма  вслух  на  его  лице  играла  ехидно-саркастическая  улыбка,  иногда  он  бросал  на  меня  косые  злобные  взгляды.  Далее  он  стал  зачитывать  Положение  о  прописке  в  городе Куйбышеве,  я  стал  откровенно  зевать.  Взбешенный  капитан  выгнал  меня.
      В конце концов,  мне удалось временно устроиться  в  доме поповны недалеко от  Оврага  Подпольщиков, она согласилась приютить меня без прописки в обмен на проведение  хозяйственных работ в  ее усадьбе. Мария заставляла меня  что-то там копать, красить длиннющий забор.
      Между делом я продолжал поиски квартиры, иначе с учебой пришлось бы завязать. И вот  Всевышний  пришел мне на помощь – я встретил старенькую бедную женщину,  бывшую учительницу ( к сожалению, имени  ее не помню). Вникнув в суть  моих проблем, а к тому времени ко всему прочему у меня уже заканчивались деньги, она вызвалась помочь  мне. Написала записку своему бывшему любимому ученику, работавшему начальником  лаборатории на  Красной Глинке, где располагалась знаменитая фирма Генерального конструктора   Н.Д.Кузнецова  по авиационным двигателям.
      На проходной завода я встретился с начальником лаборатории Еленевским  и передал  ему записку учительницы, он  ознакомился  с  ней.и  заулыбался.
      - У Вас есть характеристика  с  работы?
      - Есть, - и протянул  ему листочек с описанием моих трудовых подвигов.
      Прочитав,  он  очень  удивился  манере  ее  изложения.
      - Что-то я  не  припомню  чтобы  так  писали  характеристики.
      А написал  ее мой бывший начальник опытно-методической геофизической партии при Управлении Геологии Киргизской  ССР ВВ Палагин, отличающийся независимым  характером и необычайной изобретательностью и в жизни и на работе. Не в тему  добавлю несколько штрихов, характеризующие этого неординарного  человека. Он умел  давать  меткие  прозвища. Был у нас начальником  геофизической  экспедиции  Сергей Арсеньевич  Азроянц. Палагин  окрестил  его  Раздвоянцем  за  неумение  держать  своего
слова, главного геолога Владимира Соломоновича Ушана – Душан  за его способности  отвергать новые идеи и мысли оппонентов, а юриста экспедиции Заречанского – Закричанский за крикливую манеру разговора.  Провожая меня из Фрунзе в Куйбышев, он  передал мне производственную характеристику  для поступления  в ВУЗ. При Советах  характеристики  всегда  пестрили штампами типа «глубоко  предан идеям марксизма-ленинизма»,  «глубоко осознает руководящую роль Коммунистической Партии в жизни советского общества», «морально устойчив», «не был замечен в аморальных  проступках», «чуток к товарищам по работе (службе)» и т.п. Владимир Васильевич ничего этого не написал, а просто перечислил темы моих работ и их результаты.
В конце собеседования  Еленевский поинтересовался моими прошлыми  заработками  и резюмировал:
      - Я не буду ущемлять Вас ни в статусе  и  ни в окладе. Думаю,  что должность старшего  инженера Вас устроит.
      Я согласился, и на  заявлении появилась соответствующая резолюция.
      - Ищите квартиру здесь в поселке,  найдете и сразу в паспортный стол, а там пусть позвонят в отдел кадров нашего предприятия. Желаю  успеха!
      - Простите,  у  меня  материальные  затруднения, можно получить аванс в первый же  день  выхода  на  работу?
      Еленевский  улыбнулся,
      - Какая  сумма  Вас устроит?
      Я назвал. Он достал кошелек из  кармана  и отсчитал деньги.
      - Вернете,  когда у  Вас появятся собственные.
      В Куйбышеве меня  ждала  Мария,  при моем появлении она  быстро накрыла стол, расспрашивая о  результатах  поездки. С улицы раздались гудки автомобиля. Она  бросилась к окну. Уходя,  предупредила,  чтобы  я  не  выходил  на  улицу,  так как приехал  ее  отец. Я осторожно выглянул в окно  и  увидел  возле «волги»  высокого и плотного  священника  в  рясе,  он доставал из багажника большие  сумки и корзины, очевидно с продовольствием.  Вскоре поп уехал,  Мария  вернулась и мы продолжили  разговор. Узнав,  что  я  собираюсь переезжать на Красную Глинку,  она  стала  уговаривать меня остаться  в  городе.
      - Бросай эту  долбанную учебу, я уже нашла тебе очень денежную  работу       – экспедитором  по доставке  пива  на точки  реализации, тебя будут  рвать с  ручками и  ножками.  Место очень прибыльное и желающих  много. Только мои связи помогли… Видел сколько  еды  отец  привез?  Да  еще  на  расходы  дал  полторы  тыщи,  - и  она  раскрыла  пухлый  бумажник  с  двадцатипятирублевыми  купюрами. Я  присвистнул – десятикратная  зарплата!
      И  чуть  было  не  согласился  -  надоела  нищенская  жизнь в стране Советов. Однако сладкое  благоденствие с  этой полной женщиной  с  ее  неприятным  смехом  и  недалеким  умом  могло в дальнейшем  перейти в семейный  кошмар  в  поповской  атмосфере.  И  я,  по выражению Тайши  Абеляр - ученицы  Карлоса  Кастанеды,  решительно  повернул  колесо  судьбы   И  не  сожалею  до  сих  пор.
       В  1981 г. в  Табошаре  (Таджикистан)  у  нас  с  женой  была  хорошая  знакомая  Екатерина Казимировна – начальник строительного участка завода «Заря Востока». Она  отличалась  принципиальностью  и  строго относилась к  своим  подчиненным. Эта  высокая  и худощавая с мужскими чертами лица и повадками женщина, в сущности своей, оказалась  очень  добрым  человеком.  Екатерина Казимировна  на  работе,  помимо  прочего,  была  завязана  с  заказами  и  поставками  на  объекты  стройматериалов.  Естественно,  вокруг  нее  крутились местные  таджики,  чтобы  урвать  со  склада  древесину  для  своих  нужд,  которая  в  Средней  Азии  из-за  дефицита  ценилась  очень  дорого. Применяли  разные  уловки,  чтобы  сломать  начальника,  но  тщетно.  Она  четко  держала   оборону.  И  вот,  хорошо  знакомый  пригласил  ее  на  туй,  связанный  то ли со  свадьбой,  то  ли  с  обрезанием,  не  припомню.  Сначала  она  отказывалась,  зная,  что  в  таких  случаях  приглашенные  по  обычаю  автоматически  становятся  должниками. Потом  согласилась,  и отправилась на  торжества,  прикупив  полкило  баранины,  рис,  лук и растительное  масло. Хозяин  был  огорчен,  но находчивость  ее  оценил.
       Как-то,  узнав,  что  я  собираюсь ехать  в  Ленинабад, она  попросила   заглянуть там  в церковь  и  поставить  свечки - помянуть ее  умерших  родственников.
      - Вы  же  католичка, - удивился  я.
      - А это неважно, не возбраняется. Я  там  часто бываю. Не  забудь  помянуть и  своих.
      В  дальнейшем  при встрече  я  отчитался  перед  ней,  она  спросила меня:
      - И  какое  впечатление  произвел  на  Вас  тамошний  священник?
      - Он рыжий, небольшого роста. Лицо его мне не понравилось, какой-то деревенский  вахлак.
      Казимировна рассмеялась.
      - Вы знаете, мне он  тоже  не нравится.  Бывая  в церкви,  стараюсь  не  обращать  на  него внимание. В последний раз произошел там такой случай. Этот, как  Вы  говорите, вахлак,  раздавал  старушкам  просвирки. Одна  из  них  нечаянно уронила полученный засохший хлебец. Стукнувшись о кирпичный пол, он разлетелся на  кусочки. Священник  округлил глаза  и  дико  закричал:
      - Что ты наделала, сатанинское отродье? Ты осквернила  Храм Божий! Бейте ее!
И, знаете, я поразилась – эти милые старушки вдруг озверели и набросились на старую  женщину, стали рвать ей волосы и царапать лицо, тыкать сухонькими  кулачками в  грудь и спину. Она  упала, они стали  топтать ее. Вмешались мужчины и выволокли пострадавшую на   улицу,  а  священник, как ни в чем  не бывало, стал продолжать свою  службу.
       Я  постаралась  скорее уйти из церкви… Матка  Бозска!  У нас в костелах такое  не  можно!  К старости приходит жизненный опыт, мудрость, и поведение этого Божьего стада ну никак не могу  объяснить.
      Впоследствии я узнал,  что  рыжий священник обокрал церковную кассу, и его судили и  приговорили к тюремному заключению.
      Возвращаясь к разговору  с Валентином  Будилиным, добавлю,  что я  рассказал  ему о статьях  журналиста  Сергея  Бычкова  в  газете  «Московский Комсомолец» о нравах  РПЦ  и,  в  частности, о митрополите  Кирилле,  о том,  как  он  вел  подковерную  борьбу  за  патриаршую  власть  во  время  болезни  Алексия II.  Валентин  заметил,  что  знает  об  этом,  знает  и  о  том,  что  Кирилл  наживается  и  сам.  Но  Алексий  предусмотрительно  ввел  указ о передаче всех  накопленных  ценностей во владение  РПЦ  после  смерти предстоятелей. Он, несомненно,  предполагал,  что  Кирилл  в будущем  придет  к  власти.
      Когда  я  приобрел  ноутбук,  то  в  интернете обнаружил  интересные  факты о  пристрастиях  светлейшего. Судите  сами,  на сайте « Митрополит  из  табакерки»  можно  полюбоваться  фотографией святейшего с орденами и медалями  во всю  грудь – типичный  брежневский  нескромный  прием  ошеломления  себе  подобных  Божьих  тварей.  Для  мирской  суеты  подобное  тоже  особенно-то  не  поощряется,  но  оно  прижилось и  особенно  для  армейской  среды,  и  это  считается  нормальным.  Награды  характеризуют  солдата   более  всего  с  точки  зрения  его  храбрости  и  способности  принимать  решительные  действия  во  время  боевых  операций,  но,  при этом,  не  затрагивают  его нравственных  качеств.  Что же  касается  священнослужителей,  то  награды  в  основном  должны  характеризовать  их  нравственные  качества. Если  посмотреть на  разукрашенную  грудь  митрополита  Кирилла,  то  создается  впечатление  о  его  бескрайней  положительной  нравственности  и  морали,  о  его  величайшей  любви  к людям.  Как относятся  служители  церкви  к  его личности?  О  внутренних  распрях  и  грязи они предпочитают  не  распространяться. И  это правильно,  нельзя  выносить  сор  из  избы – отвернуться  прихожане.
      Поражает  любовь  нынешнего  патриарха  к  разнообразным  красочным  одеяниям,  усыпанных   драгоценными  каменьями,  и  смотрится  он  при  богослужениях  как  карточный король.
      Дотошные  журналисты  докопались  до  «проделок»  митрополита. Появились статьи  в  интернете «Митрополит из табакерки»,  «Табачный митрополит Гундяев»,  «Табачный  митрополит  с  голубым  дымком»,  «Тайные  выборы  патриарха»,  «Проповедь патриарха  Кирилла  о  лицемерии»  и др.
Лично  я  не  собираюсь  осуждать  или  критиковать  действия  этого  церковного  деятеля.  Но  я  твердо  убежден,  что  он не  является  той  фигурой,  которая  цементирует  РПЦ  и  укрепляет  веру  и  любовь,  ибо  действует  по  принципу – цель  оправдывает  средства.  В настоящее  время  почти  вся  Москва  живет  по  этому  принципу – грязный  бизнес,  коррупция,  политика,  да  и  многие  священники  грешат  этим.  К  счастью,  Россия – большая  страна, и если децентрализовать управление  экономикой, т.е. дать    губерниям  большую  экономическую  свободу,  то  распространение  гнили  притормозится.
      Духовная  жизнь  в  целом  по  стране  строилась  веками,  и  не  так-то  просто  переломить  ей  хребет,  с  этой  задачей  не  справились  даже  Ульянов-Ленин  и  Надежда  Константиновна  и  со  своими  «соратниками».  И  я  верю,  что  она  сохранится  и  далее.
 Поэтому, несмотря  на  все перечисленные  издержки,  я  решил  креститься.  Первый толчок  к  этому  побудил  меня  следующий  случай,  происшедший  в 1982 году.  В  то советское  время  я  работал  рабочим  в  испытательном  цехе  завода  «Заря  Востока»  в  Табошаре  Ленинабадской  области. Предприятие  осваивало  производство  твердого  топлива  для  баллистических  ракет.  Американцы,  естественно,  знали  об  этом.  При изготовлении  топливной  смеси  в  «пьяной  бочке»  однажды  ночью  прогремел  взрыв,  а  утром  «Голос  Америки»  уже  сообщал  о  трагедии.  Предприятие  было  очень  секретным,  и  мы  были  шокированы:  утечка  информации  могла  произойти  только  из  столицы.
      Во  время  отпуска я съездил  Москву. Там  порекомендовали  мне  заглянуть  в  Загорский  монастырь (ныне  Троице-Сергиева  лавра),  что  я  и  проделал.  Монастырская  история  началась с постройки  здесь маленькой  деревянной  часовни  отцом  Сергием,  случилось  это  давным-давно,  а  в  1380  году  он  благословил  князя  Московского  Дмитрия  Ивановича  на  битву  с  монгольскими  злыднями  во  главе  с Мамаем  на  Куликовом  Поле.   А  для  охраны  самого князя  старец  отправил двух  своих  послушников-богатырей  Пересвета  и  Ослябю  с  их  согласия,  и  они  приняли
непосредственное  участие  в  сражении  с  монголами. 
      Перед  входом  в монастырские  ворота  разбросаны  киоски  и  палатки,  торгующие  разными  бытовыми  принадлежностями,  пирожками,  бутербродами  и  прочей снедью.  Молодая  женщина,  орудуя  ножницами,  ловко  вырезала  из  плотной  черной  бумаги  мой  силуэт. Посетителей  почти  не  было. Немного  перекусив,  через  вход  я  направил- ся  на  экскурсию. Чувствовал  себя  как-то  неуверенно,  меня  охватило  смутное  волнение,  словно  я  входил  в  чуждый  и  непонятный,  даже  враждебный,  для  моего  существа,  мир,  который  соорудили  для  себя  эти  черные  в монашеском  одеянии люди,  глубоко  верящие  в  несуществующего  для  меня  Бога.  Проходя  через  темную  комнату  с  низким  квадратным  куполообразным  потолком,  я  остановился  у  темно-серой  стены с изображением  лика  святого со скорбными  как у  Христа-Спасителя  глазами.  Творение  явно  древнее,  нереставрированное. Сидящий  в  углу  за  столом  высокорослый  монах  с  добрыми  и  мудрыми  глазами  ласково  обратился  ко мне с  вполне  светскими  манерами:
      - Что  привело  Вас  в  нашу  обитель?
      - Простое  любопытство.  Я  неверующий -  и  мне  непонятно  почему  люди  верят  в  Бога,  который  не  существует?
      Не  меняя  позы  и  взгляда,  с  прежней  интонацией  он  ответил  мне:
      - Вера – сугубо  добровольное  самоизъявление,  ее  не  внедряют  насильно,  она  приходит  с  опытом  жизни.  К нам  приходят  люди  с  добрым  сердцем  и  пониманием жизни.  Пройдите  в  нашу  обитель и познакомьтесь  хотя  бы  незначительно с нашим  обустройством  и  отношением  к  Богу.  Я  думаю  это поможет  Вам  кое  в  чем  разобраться.  Не  забудьте  почитать  об  истории  монастыря.  Аминь.
      Монах  перекрестился.
      Побродив  по  двору,  я  зашел  в  первую  же  попавшую  церковь. При  свете  свечей  в полутемном  зале  шла  служба, священник  у алтаря  негромко  и  монотонно  читал  то  ли  молитву,  то  ли  проповедь. Богомольные  бабки  платочками  вытирали  слезы.  Кое-где  виднелись  девушки  с  платками  на  головах.  «Вот  ведь,  тоже  верят», - мелькнула  у  меня  мысль.  Простояв  некоторое  время,  я  прислушался  к  словам  священника.  Было  не  очень  понятно -  старославянский  язык  воспринимался  с  трудом.
      Впоследствии,  когда  я  выучил  около  десятка  молитв,  часто  их  повторял  и повторяю,  очень  удивила  их  лиричность -  сродни  пушкинской. Ну,  посудите  сами:

      Господи, Боже наш,  еже  согреших  во дни сем
      Словом,  делом  и  помышлением,
      Яко Благ  и  Человеколюбец – прости  ми!
      Мирен сон и  безмятежен  даруй  ми,
      Ангела  Твоего  хранителя  посли,
      Яко  Ты  еси  хранитель  душам  и  телесем  нашим,
      Покрывающа  и  сохраняюща  мя  от  всякого  зла,
      И  Тебе  славу  возсылаем,  Отцу  и  Сыну  и  Святому  Духу,
      Ныне  и  присно  и  во  веки  веков.  Аминь.

      Я  убежден,  что  лиризм  и  простота  языка  в  произведениях  Александра  Сергеевича  навеяны  строем  древнеславянских  молитв.
Прежде  меня  ужасно  возмущало,  что  молитвы  изложены  на  каком-то  дряхлом  древнем  языке.  Однако,  прочитав  несколько  молитв,  изложенных  на  современный  язык,  понял,  что  они  утрачивали  звон  небесных  струн,на  который  откликаются  славянские  души.
      При  выходе  из  церкви  обратил  внимание  на  гладкую  стену-перегородку  с  изображениями святых.  И вдруг как  гром  с ясного  неба! - Распахнулась входная  дверь  и  сюда  с  шумом  ворвались  несколько  подростков-семинаристов. Побросав  холщевые учебные  сумки  на  лямках  с  книжками,  они  грохнулись  коленками  на  каменный  пол  перед  святыми  и  стали  быстро  креститься  и  читать  короткие  молитвы. Затем повскакали  и,  схватив  сумки,  умчались. Происшедшее меня ошеломило – дети  вели  себя  совсем  как  в  обычной  школе!
      При  шатровой  церкви  на  крыльце  в истерике  билась плачущая женщина  в богатой и  красивой  одежде.  Стоявший  рядом  священник  держал  ее  за  руку  и  успокаивал какими-то словами.  Женщина  начинала  говорить,  но  затем  снова  впадала  в  невменяемое  состояние. Я,  не  задерживаясь,прошел  мимо. После  ознакомления  со  всеми, на  мой  взгляд,  достопримечательностями  и  прочтении  краткой  истории  монастыря  и  в  том  числе о его противостоянии  при осаде  польско-литовским  войском  в  1608 - 1610 г.г.( 16 месяцев), я  проникся должным уважением  к этой  черной  братии.
      Итак,  помните:  моя  дочь  рассказала  мне,  что  была  в церкви  преподобного  Серафима  Саровского  в Светлогорске и там  же приняла  причастие  у священника  –  иерея  Евгения, который  необыкновенно  понравился ей  На  следующий  день  я уже  был  там,  а  это  было  за  два  дня  перед  Пасхой. Дежурившая  сестра  храма  объяснила  мне,  что  согласно  расписанию  я  могу  пройти  обряд  крещения  в  пасхальный  день  и  что  это  Таинство  бесплатное.  Правда,  церковь,  при  этом,  не  отказывается  от  пожертвований.  «Сколько?» - спросил  я,  «Сумму,  которая  не  ущемляет  Вас», -  потупив  глаза, ответила  она.  Я,  вынув  купюру,  подал  ей. Глаза  ее  вспыхнули,  в  них  засветилась  радость – приход  был  очень  бедный, а немногочисленные  прихожане  сыпали  в жертвенную  кружку  только  монеты.
Священник,  а  это  был  довольно  высокий  и  худощавый  рыжеватый  мужчина  лет  30 – 35-ти,  приступил  к исполнению  пасхальных  обрядов,  по  окончании  которых  наступил  черед  обряда  крещения.  В  первую  очередь  крестили  малышню, обливая их  головы  прохладною  водою  над  купелью. Затем  взялись  и  за  меня. Минут  40  стоял  я  у  купели,  пока  священник  читал молитвы,  затем  он  нагнул  мне  голову,  и  холодная  вода  полилась  на  мою  лысину.  Я  чуть  не  взвизгнул  от  неожиданности,  она  у  меня
очень  чувствительна  к  холоду:  небольшое  переохлаждение – появляются сопли и  поднимается  температура.  Заботливый  священник  затолкал  мне  в  рот  какую-то  закусь  и   пригласил  зайти  в  алтарное  помещение.  Я  пытался  возразить  ему  слабым  голосом,   что  туда  вход  разрешен  только  служителям  храма.  Он  заулыбался:
      - Сюда  вход  разрешен  простому  грешнику  только один раз  в  жизни -  при  крещении. -  и,  схватив  меня  за руку,  потянул  вовнутрь  алтаря.  Там,  в  задней  части  его,  подвел  к  какому-то  темному  проему  и  быстрым  тихим  голосом  сообщил  мне,  что будет  изгонять  из  моей  души,  возможно  имеющиеся в ней,  сатанинские  силы,  в  эту  темницу.
      - Повторяй  за  мной  молитву!
      - Но  я  туговат  на  ухо.
      - Тогда  читай  те,  которые  знаешь  на  память.
      - «Символ  Веры», « Отче  наш»  и…
      - Читай  «Отче  наш»  несколько  раз  без  остановок.
      Читая  свою  молитву,  он  изредка  бросал  на  меня  косые  взгляды,  следя  за  тем,  правильно  ли  я  крещусь.  Все  было  нормально.
После  процедуры  крещения  о.Евгений  весело  провел  обряд  причастия,  заставив  меня  глотнуть  кагор  и  помазав  елеем  мой  лоб  и  ноги.


                04.09.2011 г.


Рецензии
Надежней верить в возможную Созидательную силу в Природе без посредников.
Описанный обряд крещения, характеризует беспринципность личности, приобщавшейся к православным верующим. Это похоже на безобидное приключение.
Примерно так вел себя, недавно умерший мой зять. Во время перестройки он бегал с красным знаменем, затем стал маоистом, потом крестился в православие и зачем-то недавно переметнулся к католикам. Возможно, подстраховался получить индульгенции во всех направлениях мракобесия.

Радиомир Уткин   09.03.2021 11:29     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.