Кулугуры

Кто такие  «кулугуры»? Таким малопонятным словом ещё в раннем детстве мама называла родственников по отцовой линии. Таких визитов было не много, но запомнилось и потом долго вспоминалось только одно –  они приезжали в гости  со своей посудой, что  в то и в наше сегодняшнее время является весьма необычным образом разъезжать по гостям.  Значительно позже я узнал, что предки были староверами.

Сегодня интернет даёт возможность  познакомиться с  любой информацией, или, по крайней мере,  даёт какую-то версию  любой  страницы истории.  Про «кулугуров» нахожу следующее:

- «В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или (что считается равнозначным по смыслу греческому) «калогер»  означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из  монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным. При переводе  древних греческих прологов и патериков на славянский язык это слово оставлено без перевода».

- «Кулугуры – прозвище староверов-федосеевцев, проживавших в Казани и ее пределах в конце XVII века. Приверженцы Феодосия Васильева были в свое время самым крупным «беспоповским согласием» – течением старообрядцев, отвергавших духовенство». (Не понятно, как уважительное обращение младших к старшим превратилось в прозвище?)

- «Оренбург основан ссыльными, беглыми, в большинстве своем староверами и протестантами (откуда прибыли протестанты?), так что прозвище прижилось и здесь. Иногда кулугуров сравнивают с мормонами. Действительно, у них много общего: отсутствие церковной иерархии, убеждение, что человеку не нужен посредник в разговоре с Богом. Избирается только староста – уставщик, который управляет всеми делами в молельном доме и женщины (бабушки)-читалки. Нравы и обычаи  жесткие:  не курить, не употреблять спиртного, не сквернословить, укреплять дух и тело молитвами и трудом в поте лица, не пользоваться в быту посудой, предназначенной для «немолящихся». Браки строятся по канонам Домостроя. Аборты запрещены. Чрезвычайно развиты коллективизм и взаимовыручка».
 
Староверы, старообрядцы, раскольники, беспоповцы – неполный перечень определений «кулугуров», и потому оно стало  употребляться с пренебрежительно-негативным смыслом. У нас, наверное, из «покон веков» повелось давать негативную оценку  тому, что не совпадает с  официальной, господствующей политикой действующего режима  в  государстве.  А между тем если разобраться, то кто такие раскольники – это те,  кто придерживается старых канонов и традиций, или те, кто пытается и продвигает новые идеи и правила, отвергая старые?  Наверное, скорее  вторые. Но победившие новые  всегда вешают ярлыки побеждённым.

Реформаторы Горбачев и Ельцин так постарались на ниве раскола, что вслед за развалом Союза это грозило расколоть и Россию, но вместо ярлыков откровенных предателей им повесили высшие награды государства, а их предшественников, в том числе и Сталина, называют не иначе как советские диктаторы.

В советские времена была такая же мода: из всех царствующих личностей до октябрьского переворота у нас,  пожалуй,  только Пётр I  и Екатерина II были обласканы властью, остальные цари-самодержцы были  жуткими развратниками, пьяницами или глупцами (как например, представляют Петра III и Павла I).

Староверы и старообрядцы – с этим тоже нужно разбираться.
Староверы – это те,  кто придерживается старой Веры, т.е. под ней нужно понимать ту Веру, которая была  до  «крещения» Руси, т.е. ПРАВОСЛАВИЕ.
 
Старообрядцы  – это те же «христиане», но первой волны христианизации (начало которому положил кн.Владимир в 988г). С реформами Никона  (условно второй волны христианизации  1625г., хотя нужно понимать, что христианизация это не какое-то разовое мероприятие, а длительный процесс привития населению новых и чуждых религиозных правил, и Никон был не единственным реформатором, были и другие, которые в последующем за свои труды были причислены к «лику святых») их причислили к раскольникам,  хотя  по сути сами сторонники Никона и были раскольниками, но они, как сегодня сказали бы,  действовали легитимно при поддержке власти с её силовыми структурами.

Интересно, что при обсуждении  того, как проводилось реформирование,  многими авторами отмечается нечто не существенное в изменившемся вероучении и опускается самое главное. Замена двуперстного крещения  на троеперстное, и двукратного произношения «аллилуйя» на троекратное – не является поводом для непримиримых противоречий. А вот главное, на мой взгляд, замалчивается умышленно. До XVII века старая ПРАВОСЛАВНАЯ  ВЕРА  существовала параллельно  с  новой  «христианской». Ни угрозы, ни гонения не смогли вытравить из сознания русских людей приверженность поклоняться ПРАВИ – ПРАВДЕ!, они  считали себя внуками Даждьбога, Сварога,  не склоняли по рабски головы перед  «новым Богом», не предали своих предков. Поэтому новых иерархов церкви называли «попами» - праотцев  предавшими.

Реформы коснулись изменения текстов церковных книг, но главное было не следование новым греческим канонам (о чём также всегда упоминается), а желание убрать всё, что напоминало  о старой Вере. Для этого старые русские даты и празднества  были заменены на имена апостолов и святых христианства,  хранителей старых книг жестоко наказывали, а книги  изымались и сжигались. Для повседневного чтения рекомендовалось (под палками, для "душеполезного" чтения) новые сочинённые книги «четьи менеи», составлявших  12-ти томный свод.
 
Пётр I  в реформах преуспел гораздо больше, чем патриарх Никон, при нём старые книги сжигались в таких огромных количествах, что, как повествуют не особо афишируемые хроники того времени, потом из этих костров пудами доставали медь от расплавленных книжных застёжек. Но его реформы касались не только церкви, но  и устоев  русской жизни и традиций. Широко известно о его нововведениях – о запрете носить бороды, о привитии  употреблять вместо чая кофе,  курить табак, одеваться в западноевропейские одежды. Гораздо меньше известно, что вместе с введением празднования нового года, царь своим указом запретил использование существовавшего параллельно с "юлианским календарём" старого летоисчисления "от Сотворения Мира в Звёздном Храме". После его реформ тысячи приверженцев старой Веры покидали свои родные места и искали пристанища в труднодоступных уголках Сибири и в других странах. Мало известно о "тарском бунте" 1722 года староверов и старообрядцев – беспоповского и поповского, о жёстком подавлении протестов, вплоть до сожжения в скитах всех без разбора, старых и молодых, женщин и детей, которое позже обозначили как самосожжение.

Читать подробнее на: http://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/tarskij-bunt.html .

Предки были солнцепоклонниками, все свои действия они сверяли с движением солнца.  Открытый в начале 80-х годов XX века город-обсерватория  «Аркаим» (а он оказался старше Египетских пирамид) говорит о том, что для этих наблюдений наши предки обладали большими знаниями, накопленными или полученными от своих ещё более древних предков.
Об этой далёкой древности сохранились всего лишь крупицы сведений. Но и эти крупицы большей части русских людей неизвестны,  хотя   всего 314 лет назад  Летоисчисление велось от  даты  «Сотворения Мира в Звёздном Храме» по солнечному календарю, по которому сегодня 7523 лето,  наступило  лето  Звёздной Красной Девы, а не китайской «козы».
 К дням солнцестояния были  приурочены самые главные праздники:   день весеннего равноденствия   21 марта - «Комоедица» (за которой следовала «масленичная неделя», отсюда русская пословица: «Первый блин комам, блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвёртый – мне»; «комам», а не «комом» -  под «комами» часто понимают  священных животных – медведей, но трудно себе представить, как происходило это угощение, более понятно, если угощение оставляли на пеньках – комлях-комах срубленных деревьев, а медведь - да, хозяин леса, ведающий где искать мёд, или по другому "Бер", как некий проявленный и главный дух леса, отсюда «берлога» - логово Бера);  день летнего солнцестояния 21 июня – праздник в честь могучего Солнца- Хорса  (ныне день   «Ивана-Купалы», приуроченный  ко дню рождения библейского Иоанна Крестителя);  день осеннего равноденствия 21 сентября – «Радогощ», т.е. «рады гостям» (подменён на Рождество Пресвятой Богородицы); начало нового «лета» 21 декабря – день Солнца-младенца Коляды  (превратилось в «Рождество Христово» католическое).
Служители лунного культа сделали всё, чтобы стереть память о наших родных Богах.  ***
По движению солнца  («посолонь»)  предки устраивали  хороводы  вокруг костров, с принятием христианства совершались «крёстные ходы».  Нововведениями патриарха Никона крёстные ходы развернулись вспять – «противосолонь».

 Мы не задумываемся над этими прошедшими изменениями, «так принято» - этими словами оправдываем своё нежелание копаться в собственной истории.  Староверы были в этом более последовательны и стойки.
 
Занимаясь поисками корней своей родословной, в государственном архиве Чебоксар нашёл такую справку:
- «…к началу XIX века общины староверов на территории Симбирской губернии прекратили своё существование».
Это не правда, они сохранились до наших дней. Откуда черпали и подпитывали свою стойкость наши предки – ответ на этот вопрос вместе с поиском своих корней родословной я и хотел бы найти.

Сегодня как-то слабо или почти ничего не известно, как происходила христианизация на территории нынешних европейских государств. А без этого как-то не совсем понятна и история христианизации Руси. Что заставило русского князя  добровольно, но с чудовищной жестокостью к собственному народу, принять новую чужую Веру?
 Известно, что предками большинства нынешних европейских народов были «кельты» («галлы»). На Английском языке «Gael» – Шотландский Кельт, «Goidel» – Ирландец.

«Римляне называли кельтский народ "галлами" (Galli) и от этого слова позже произошли названия Цисальпинская Галлия (Gallia Cisalpina в северной части современной Италии), Нарбонская Галлия (Gallia Narbonensis в южной Франции) и Трансальпийская Галлия в центре современной Франции. Позже появляется название Galatae, галаты» (из интернета).

Они, как и «сла(о)вяне» на территории Руси (Тартарии?),  состояли из многочисленных племён. Есть основания полагать, что кельты-галлы и русы-словяне   не были чужаками, а наоборот имели общие корни, общий первоначальный язык – гойский.

 «К современной Гойдельской группе языков относится, как сам Ирландский язык, так и Гаэльский язык (Шотландия). В современной науке принято считать, что Гойдельская группа племён относится к Итало-Кельтской ветви «индоевропейских языков», как и Бриттанская группа, состоящая из Валлийского, Бретонского и ныне мёртвого Корнского языков. Однако это не совсем так, ибо под понятием «индоевропейские языки» скрыт Древнерусский праязык Русо-Ариев, как основа всех языков Мира, в его самых разных проявлениях, так как он имел различные вариации, в зависимости от степени развитости каст, сословий и племён»  (Ю.А.Ульянов  - председатель РРОО «Культурное наследие Руси»).

 Косвенно это подтверждается  свидетельствами из  официальной истории о том, что князья и  впоследствии  цари с королями часто выбирали себе жён из соседних племён, царств и королевств. Это не могло происходить только из желания создания и сохранения военных союзов против общих врагов, эта связь имела более глубокие корни.  В одном письме шведскому королю Юхану III Иван Грозный пишет:

  «Списано бысть сие многогрешным Иваном русином, родом от племени варяска, колена Августова».

  А вот что значится в «Краткой генеалогии великих князей Московских, извлеченной из их собственных рукописных летописей», изданная в Кельне в 1576г. :
  «Приде на Русь из немец, из прус, муж честен от рода римска царя Августа кесаря, имя ему - князь Рюрик».  (Октавиан Август,  лат. Gaius Iulius Caesar Octavianus, на русском - Гай Юлий Цезарь Октавиан – первый Римский император, годы правления  – 27 до н.э. – 14 н.э.)

 Как последнее стыкуется с версией прихода Рюрика из скандинавских викингов?
Возможно это имя происходит от названия кельтского племени "рауриков", покорённых римлянами?
(Здесь будет наверное уместно напомнить о книге Мавро Орбини "Историография народа славянского". Как заметил автор русского перевода её полного варианта текста (1601 г.) Юрий Куприков, что "в диссонанс с устойчивым интересом к труду далматского историка со стороны сербов, хорватов и болгар, особенно оживившимся в последнее время, многолетнее безразличие отечественных историков к этой  книге представляется одной из загадок").

Пока кельтские и словянские племена удалялись друг от друга в междуусобных войнах, теряя своё единство, рядом рождалась мощная Римская империя, осуществлявшая идею всеобщего объединения, естественно под своим покровительством.

Словами римского поэта того времени всё это выглядело гуманно и цивилизованно:

 «Водворяя среди народов мир, Рим призывал их к гражданскому порядку и благам цивилизации, предоставляя им широкий простор и не насилуя их индивидуальности».

 Он властвовал, по словам поэта, «не оружием только, а законами». Мало того: он призывал постепенно все народы к участию во власти. Высшая похвала римлян и достойная оценка их лучшего императора заключается в словах, с которыми греческий оратор  Аристид обратился к Марку Аврелию и его товарищу Веру:

 - «При вас всё для всех открыто. Всякий, кто достоин магистратуры или общественного доверия, перестаёт считаться иностранцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью одного города, но стало достоянием человеческого рода. Вы установили управление миром наподобие строя одной семьи».

 Немудрено поэтому, что в Римской империи рано появляется представление о Риме как общем отечестве. (из интернета). В дальнейшем это представление о Риме утвердится за его пределами, как  о центре  мировой цивилизации.

 Время покажет, что такая оценка римского общества будет преобладать долго, несмотря на все свои отрицательные страницы истории, что ни чем не отличало его  от «варварства» других народов.
 
Как происходило это объединение в «общее отечество» видно из истории кельтских племён:

«Алеманны (Alamanni)
Известное с конца 3 века н.э. римское название германцев, живших в верховьях Дуная и Рейна на противоположном римским владениям берегу. Германское по происхождению, оно означало нечто схожее по смыслу с "толпой". Вероятно, что оно служило названием, которым именовали себя вооруженные отряды, вторгшиеся из Южной Германии в Галлию. Однако сами алеманны, в отличие от римлян, именовали себя швабами.
Алеманнские наемники, по всей видимости, уже с 4 века стали играть заметную роль в Римской империи. Так, в 306 году алеманн Крокус способствовал выдвижению Константина I. Константином II войска алеманнов были обращены против своего соперника, императора Магнеция; однако в 357 году их разбил Юлиан Отступник при Аргенторате (Страсбург). В позднем средневековье среднелатинское название Alamannia трансформировалось в "Германия", во французском и испанском языках соответственно Allemagne и Alemania».*

Аллоброги (Allobroges, ед. ч. Allobrox)
Большой кельтский народ в Нарбонской Галлии (Gallia Narbonensis), живший между Исарой (Isare), Роданом (Рона), Lacus Lemannus (Женевское озеро) и Грайскими Альпами; главными городами их были Genava (Женева) и Vienna (Вьенн). Из остальных их городов следует упомянуть еще "Cularo", переименованный около 379 н.э. в "Gratianopolis", нынешний Гренобль.
В 218 г. до н.э. аллоброги выступили на стороне Ганнибала, около 123 г. до н.э. они тщетно пытались защитить Галлию от римлян, которые около 125 г. начали делать первые значительные завоевания на юго-востоке этой страны; в 121 г. до н.э. они были подчинены римскому владычеству Квинтом Фабием Максимом (который получил за это прозвище "Alobrogicus"), но окончательно вошли в состав Нарбонской провинции лишь при Юлии Цезаре.

Арверны (Arverni)
Согласно историку Страбону, в III - II веках до н. э. - самое сильное кельтское племя в Галлии (позднее - в римской провинции Аквитания - территория современной провинции Овернь, Франция). Столицей арвернов являлся Августонемет (современный Клермон-Ферран), южнее которого располагалась крепость Герговия (Gergovia).
В 121 до н. э. арверны были разбиты римскими полководцами Домицием Агенобарбом и Квинтом Фабием Максимом, после чего доминирующее положение в Галлии перешло к племенам эдуев и секванов.
Во время Галльской войны арвернский вождь Верцингеториг (Vercingetorix) возглавил восстание объединённых галльских племён против Цезаря в 52 до н. э. Несмотря на первоначальный успех при Герговии, восставшие были в конце концов окружены в крепости Алезия в центральной Галлии (современный Ализ-Сент-Рен близ Семюра, Франция) и после длительной голодной осады перебиты. В 46 до н. э. взятый в плен Верцингеториг был среди прочих трофеев доставлен в триумфальной процессии в Рим и там задушен.

Белги (Belgae)
Кельтские племена в Северной Галлии и на побережье Британии. Белги Галлии расселялись между реками Сена, Марна и Рейн и Северным морем. Стали известны римлянам во время походов Юлия Цезаря. Греческий историк Страбон насчитывал 15 племён белгов. Важнейшие из них - белловаки, суессионы, ремы, атребаты, морины,нервии, адуатуки, эбуроны, треверы, амбианы, менапии и ряд других. Они оказали римлянам упорное сопротивление, но были покорены в 57-46 гг. до н.э. При императоре Августе (в 16 г. до н.э.) была создана римская провинция Белгика. Романизированное население Белгики во 2-3 вв. н.э. переживало экономический и культурный расцвет. Белги, пережившие смуту начавшегося Великого переселения народов и сохранившие своё культурное и языковое своеобразие, в 5 в. были завоёваны франками.

Белги на территорию Британии пришли в 1 веке до н.э., проводили весьма энергичную экспансию. Старые племенные "королевства" юга покорялись белгским дружинам, и в них возникали новые династии. Поэтому в столетие перед  римским завоеванием сложно сказать точно, какое из южных племен было недавним пришельцем, а какое просто подчинялось белгским вождям. Из самих белгов наиболее сильным долгое время было племя катувеллаунов  к северу от Темзы.
В Британию белги принесли гончарный круг и искусство чеканки. Страбон писал, что продуктами экспорта белгов в то время были зерно, скот, золото, серебро, кожа и охотничьи собаки. Британские белги были покорены римлянами в сер. I в. н. э.

 Были и другие сильные и многочисленные племена: Бойи, Треверы, Аллоброги, Венеты, Раурики,  Ордовики …

 Леуки (Leuci) – не большое кельтское племя в Южной Лотарингии. Упоминание о нём в переписке с Николаем Бузуновым, автором многочисленных статей, занимающимся   расшифровкой надписей на скандинавских камнях, и послужило поводом поискать ответ  о  происхождении и значении определения «кулугуры».


 На каком-то этапе в Риме должны были прийти к пониманию того, что безграничное распространение своего влияния на весь мир через военную силу имеет свой естественный предел. Дальнейшее влияние можно осуществлять не с помощью силы, а с помощью не менее сильного идеологического, религиозного влияния, которое вызрело из полулегально существовавших  христианских  сект в официальную религию Римского государства при Константине I.

«Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин активно вмешивался в церковные дела, добиваясь единства католической (от греч.;;;;;;;; — всеобщей) церкви как условия единства империи и выступая арбитром в межцерковных спорах. Когда между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся тринитарный спор, грозивший церковным расколом, Константин созвал Никейский Собор 325 года, на котором он поддержал сторонников Александра против ариан. На этом же соборе Константин заявил епископам «Вы — епископы внутренних дел церкви, я — поставленный от Бога епископ(греч. ;;;;;;;;; — надзирающий, надсматривающий) внешних дел»  (из интернета).

Впрочем насколько верна эта историческая справка и произносил ли император эти слова, нужно относится с определённой долей сомнения. Важно одно – в 325 году от Р.Х. христианству был предоставлен особый статус  официальной государственной религии. Важно также было и то, что на неё возлагалась   миссия всеобщего (католического) объединения «варварских» галльских (и в последующем словянских) племён.

 История кельтских  племён это череда длительных войн между собой, против римских завоевателей, а когда противостоять не получалось, подчинившись римлянам,  воевали  против  не подчинившихся им  племён. Племена, которые не склонились римскому диктату и в последующем установлению  новой «христианской» Веры, либо были уничтожены, либо вынуждены были покинуть свои места проживания и уйти на свободные земли к своим «родственникам» сла(о)вянам, где стали наиболее стойкими противниками этой Веры уже на территории Руси (возможно в Поволжье).  Именно тогда всех противников «христианства» католическая церковь определила словом  «язычники» (на латинском - «paganus», «paganismus»).
 
Здесь уместно вспомнить о таком историко-географическом факте, который принимается большинством, как и многое в истории, как общепринятое – когда и как появилось название континента Европа, разделившее евразийский материк на два континента (части света) – на Европу и Азию?  То, что это разделение весьма условное,  вполне очевидно, но для этого нужно избавиться от навязанных стереотипов и опять же не удовлетворяться «железным» доводом – «так принято».

 Лингвисты предполагают, что представление о Европе впервые возникло у финикийцев. Его выводят из семитского «эреб»  — вечер, запад, мрак (финикийцы использовали семитский язык родственный ивриту).  «Эреб» и «Европа» - очень нужно постараться, чтобы увидеть здесь что-то общее. И потом, сами финикийцы дали такое название этой части суши или кто-то, не найдя подходящего слова в своём языке, позаимствовал его у финикийцев?
Наука лингвистика конечно интересная наука, но ученые в этой области науки, как собственно и во многих других, могут выдвигать самые фантастические  гипотезы, но в зависимости от того,  признана их гипотеза или нет учёным сообществом, признаются либо учёными, либо пробивающими только путь в науку (в сообщество учёных). Насколько честным бывает  этот путь  – это отдельный разговор.
В истории, как в «теории относительности» Эйнштейна, тоже всё относительно, в зависимости от того, кто и с каких позиций описывает те или иные события.

Большинство вариантов ответов о происхождении  названия части света «Европа» склоняется к версии, заимствованной из греческого мифа о том, как Зевс, явившись в виде быка, похитил прекрасную дочь финикийского царя Агенора  красавицу Европу.  Красивая версия, но греческая цивилизация не была самой первой и самой древней.
 
В «Кратком  топонимическом словаре» В.А. Никонова (М., 1966) читаем:
 «Еще в III веке название Европа означало только небольшую римскую провинцию близ Дарданелл (Галлипольский полуостров и прилегающие местности)». 

Тогда что же послужило основанием выделить огромную территорию как отдельную часть света?
В переводе с латинского – «euro» и «euro-pa» значит «восток», «восточная часть».**Т.е. римляне, покорив силой основную часть кельтских племён и преследуя цель покорить остальную часть материка, занимаемую «варварами», предпочли дальнейшее распространение своего влияния на оставшуюся часть евразийского материка осуществлять через новую «христианскую Веру». Поэтому «европа» - это всего лишь определение направления своего религиозного (идеологического) влияния на  завоёванные территории и на новые земли, это  своего рода римский «nach osten». 
Почему направление продвижения «христианства» стало обозначать часть евразийского континента  можно только догадываться,   официальная наука по этому  поводу молчит.  Кто автор?  Кто очертил границы распространения «христианства» до Уральских гор?  Ответ, очевидно, нужно искать в Ватикане.

Но какой-то вариант ответа можно получить, если выписать и сопоставить даты существования бывших и исчезнувших империй и цивилизаций из официальной истории. Их в интернете можно найти более десятка. Последнее время стало появляться информация об ещё одной  -  о «Великой империи Тартарии», но она появилась не благодаря  открытиям ученых историков, а скорее вопреки  их усилиям - энтузиастами - любителями.   Не вдаваясь в подробности, в чём схожесть и отличия  научных определений  цивилизации,  империи и государства, просто перечислю   найденные в интернете:

 Китайско-конфуцианская цивилизация - ядро этой древнейшей цивилизации — бассейн реки Хуанхэ;

Индуистская (индийская) цивилизация, как и китайская, насчитывает тысячелетия. Ее «кристаллизационное ядро» относится к бассейну рек Инд и Ганг;

Японская цивилизация - часть ученых оспаривает существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации;

 Исламская цивилизация - народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании за исторически короткий срок были объединены в гигантское государство — Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность — исламскую религию.

 Heгрo-африканская цивилизация - существование негро-африканской цивилизации часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь нет единой цивилизации, а существуют только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т.е. цивилизацию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др.

Европейская цивилизация  - самое запутанное понятие и определение цивилизации, как по началу зарождения (от Древней Греции), так и по территориальному охвату. Кто-то считает, что северная Америка и Россия входят в её состав, кто-то Россию выделяет в некое отдельное евразийское образование.  Последнее может быть и правильно, Россия - это не Европа.

Цивилизация  ольмеков  -   одна из древнейших цивилизаций Центральной Америки, с выдающейся культурой и необычайно высоким для своего времени уровнем развития науки и технологий. «Визитной карточкой» ольмеков считаются гигантские скульптуры в виде голов, расположенные в современной Мексике. Расцвет ольмекского государства пришёлся на период между 1500-м и 400-м годами до нашей эры, по словам историков, этот народ достиг впечатляющих успехов в архитектуре, сельском хозяйстве, медицине, письменности и других отраслях знания. У ольмеков имелся довольно точный календарь и математическая система, в которой использовалась цифра «0».
Просуществовав более тысячи лет, цивилизация ольмеков по невыясненным до сих пор причинам пришла в упадок, однако на её руинах возникли другие государства, такие как:

Империя ацтеков  -  «Золотым веком» ацтекской цивилизации считается период между 1428-м и 1521-м годами — в это время империя охватывала огромные территории, где проживало, по некоторым оценкам, около 5 млн человек, при этом население её столицы, Теночтитлана, располагавшейся на месте современного Мехико, составляло примерно 200 тыс.

Империя инков  - Государство инков, занимавшее территорию современных Перу, Аргентины, Боливии, Чили, Колумбии и Эквадора, просуществовало более трёх веков — с начала XIII-го до конца XVI-го, когда в страну пришли конкистадоры под началом испанца Франсиско Писарро.

Персидская империя  - на протяжении нескольких веков входила в число основных игроков на мировой политической арене.
Империя Ахеменидов (550—330 до н. э.);
Парфянское царство или Империя Аршакидов (250 до н. э. — 227 г. н. э.).
Государство Сасанидов или Империя Сасанидов (226 — 651 н. э.)

Македонская империя – основана с 359г. до н.э. Филиппом II, Александр Македонский (Великий) расширил границы империи, покорив Персидскую империю, древний Египет, греческие земли. В 146 г. до н.э. объявлена  римской провинцией.

Монгольская империя - государство, охватывавшее самую обширную в истории территорию, появилось на свет по воле великого монгольского полководца, имя которого стало практически синонимом успешной завоевательной политики. История империи Чингисхана длилась чуть более полутора веков, с 1206-го года по 1368-й — за это время под властью первого великого хана и его преемников оказались территории современной России, Индии, Китая и некоторые страны Восточной Европы. После победы в битве на реке Калке (над Ми-чи-сы-лао, то есть Мстиславами) монголы отказались от плана похода на Киев и потерпели поражение от волжских булгар  в 1224 году.

 Из «википедии» -  монгольское нашествие на Русь произошло в 1237—1242 годах;  иго устанавливалось в течение двух десятилетий после нашествия, в том числе и в неразорённых землях,  длилось до 1480 года.
 
Получается, что империя монголов существовала в период наиболее активной христианизации Руси и только на захваченных русских землях. Куда и почему исчезла вместе с упоминавшейся на картах до начала XVII века "Великой империей Тартария" - ответа нет.
Когда захват русских земель стал обозначаться  «татаро-монгольским игом", и куда исчезли «булгары»?   
http://www.bulgars.ru/stati/aliens.htm  - БУЛГАРЫ: НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ ОЧЕНЬ ИЗВЕСТНОГО НАРОДА.

Впервые этноним монголов (мэн-гу, мэн-гу-ли, мэн-ва) встречается в исторических хрониках эпохи китайского императора Тана (7—10 вв.)  Предположительно первоначальным местом расселения прамонгольских племён было междуречье рек Аргунь и Онон, откуда в VIII веке они перекочевали в Трёхречье - бассейн рек Онон (сливаясь с Ингодой, образует реку Шилку в пределах Забайкальского края), Керулен и Туул. Общая площадь бассейна этих рек составляет около 250 тыс. кв. км., что для великой империи очень скромная цифра.

Более правдоподобно события этих веков выглядят, как противостояние «Великой империи Тартарии» против христианизации своих западных земель. А вот кто повлиял на трактовку истории в её нынешнем виде, нужно искать среди тех, кому было так выгодно.

Древний Египет - расположенное в долине реки Нил государство в разных формах существовало более 4 тыс лет - с середины IV тысячелетия до н. э. и поIV век н. э. Византийско-коптский период (в составе Византии).

Хорапская цивилизация - индская цивилизация далеко не так известна, как Древний Египет, хотя оба государства сформировались примерное в одно время — в середине четвёртого тысячелетия до нашей эры. Период существования цивилизации, располагавшейся на территории современного Пакистана, охватывает более полутора тысяч лет (3,5 – 2 тыс. лет до н.э.)

Араваки (без определения) -  собирательное название целой группы народов, населявших острова Карибского моря и северную часть Южной Америки. Именно «Араваки» первыми из индейских племён познакомились с Христофором Колумбом по его прибытии в Новый Свет, 1492г. (Последствия этого знакомства оказались для них убийственны – они исчезли.)

В 1987 году в гробнице III века на территории Перу были обнаружены останки правителя Сипана. Они принадлежали представителю загадочной цивилизации Моче, предшествовавшей инкам. О ней известно немногое. Считается, что цивилизация Моче таинственно исчезла на пике своего развития. («Цивилизация исчезла на пике своего развития» - и об этом заявляют учёные. Как это могло произойти? Какую роль в этом сыграли европейцы, открывая для себя Америку?)

Открытие Америки.

 В 1507 году молодой немецкий ученый Мартин Вальдземюллер, картограф и издатель, опубликовал  трактат - «Введение в космографию», в котором предложил назвать открытый «Новый Свет» именем Америго Веспуччи:

«Древние делили обитаемую землю на три части – Европу, Азию и Африку. Но теперь открыта четвертая часть. И я не вижу почему, кто и по какому праву мог бы запретить по имени открывшего её Америго, мужа замечательно ума, назвать эту часть света страной Америго или Америкой».

(Про Колумба в этом трактате не было сказано ни слова. А почему? Может быть потому, что тогда считалось не достойным занятие работорговлей и откровенным разбоем, чем и было отмечено прошлое «великого мореплавателя». Позже Европа перешагнула через этот моральный барьер. Народы огромного континента были  подвергнуты варварскому раграблению и уничтожению.)

С предложением немецкого картографа согласились все европейские ученые. В 1520 году на всеобщей географической карте появился новый материк – Америка. Так кто же открыл Америку – Христофор Колумб, Америго Веспуччи (именем которого она названа), китайцы (за 70 лет до Колумба) или викинги (за 500 лет до Колумба)? Получить однозначный ответ  невозможно.
(Владимир Репин - http://www.proza.ru/2015/03/28/90 )

В истории нашли место самые необычные цивилизации и образования, даже островное собирательное  название группы народов «Араваков» (не государство, не империя) выделено, но нет даже намёка на существование «Великой империи Тартарии». Кто сделал наших и не наших историков глухими и слепыми? Да, многое сгорело в кострах «никоновских» и «петровских» реформ, можно догадаться, что не меньше этих свидетельств было уничтожено во времена поголовно иностранного представительства в Российской Академии Наук.
 
«Начиная с 1725 года, когда была создана Российская академия и до 1841 года, фундамент русской истории переделывали прибывшие с Европы плохо говорящие по-русски, но быстро становившимися знатоками русской истории следующие «благодетели» русского народа, заполонившие историческое отделение Российской Академии:

Коль Петер (1725), Фишер Иоганн Эбергард (1732), Крамер Адольф Бернгард (1732), Лоттер Иоганн Георг (1733), Леруа Пьер-Луи (1735), Мерлинг Георг (1736), Брем Иоганн Фридрих (1737), Таубер Иоганн Гаспар (1738), Крузиус Христиан Готфрид (1740), Модерах Карл Фридрих (1749), Стриттер Иоган Готгильф (1779), Гакман Иоганн Фридрих (1782), Буссе Иоганн Генрих (1795), Вовилье Жан-Франсуа (1798), Клапрот Генрих Юлиус (1804), Герман Карл Готлоб Мельхиор (1805), Круг Иоганн Филипп (1805), Лерберг Август Христиан (1807), Келер Генрих Карл Эрнст (1817), Френ Христиан Мартин (1818), Грефе Христиан Фридрих (1820), Шмидт Иссак Якоб (1829), Шенгрен Иоганн Андреас (1829), Шармуа Франс-Бернар (1832), Флейшер Генрих Леберехт (1835), Ленц Роберт Христианович (1835), Броссе Мари-Фелисите (1837), Дорн Иоганн Альбрехт Бернгард (1839). В скобках указан год вступления названного иностранца в Российскую Академию.

Идеологи Ватикана обратили свой взор на Русь. Без лишнего шума в начале XVIII века в Санкт-Петербург направляются один за другим будущие создатели российской «истории», ставшие впоследствии академиками, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, Г.З. Байер и мн. др. В виде римских «заготовок» в карманах у них лежали: и «норманнская теория», и миф о феодальной раздробленности «Древней Руси» и возникновении русской культуры не позднее 988 г. н.э. и прочая дребедень. Фактически иностранные ученые своими исследованиями доказывали, что «восточные славяне в IX—X веках были сущими дикарями, спасенными из тьмы невежества варяжскими князьями». Именно Готлиб Зигфрид Байер выдвинул норманнскую теорию становления Российского государства. По его теории «прибывшая на Русь кучка норманнов за несколько лет превратила «темную страну» в могучее государство».  - http://www.proza.ru/diary/severinapolar/2014-10-26  -  Любовь Царькова  -  «Ломоносов».

Почему-то до сих пор  наше российское научное сообщество опирается в своих исторических и других изысканиях на латинскую (римскую) и греческую основу (идеологию), как центры  мировой цивилизации. Не потому ли, что  власть задолго до реформатора Петра I, прорубившего окно в Европу, с завистью смотрела и продолжает смотреть  в это окно до сих пор, не обращая внимания на свою древнейшую историю.  Историки в этом освещении исторических событий выполняли  роль  послушных  писарей, а не учёных. Сегодня они согласились  заменить «татаро-монгольское иго» на «татаро-монгольскую орду» (от слова «орден», по аналогии с «вифлиемским орденом»). Туго у нас с наукой. С властью у нас хорошо.

Современная власть и сегодня с одной стороны вроде бы хочет  опираться на свои силы, не подчиняясь диктату Европы и США, а с другой ищет идеологической опоры в христианстве, (прикрывающим себя с  «никоновских»  реформ  «православием»), которое было навязано как раз с целью подчинить  Восток влиянию Запада. Далеко ли можно уйти на таких не подходящих для ходьбы «ходулях»?

 Информационная война – это оружие в идеологической войне. Так пора уже власти определиться с идеологией. Наши средства массовой информации – «эхо Москвы», «дождь», и др., часто бъют в свою сторону под лозунгом «свободы слова» и «демократии». А власть уповает на рыночную экономику, которая не может отрегулировать ни экономику огромной страны,  ни тем более не может сколь-нибудь внятно выразить идеологию желаемого консолидированного общества.

Сейчас бы самое время вспомнить и возгордиться нашими предками Староверами и снять незаслуженное негативное отношение  к слову «кулугур» (калогер), одновременно возродить уважительное отношение  молодёжи к старшим, мудрым старцам, к своим Богам.

Вполне возможно, что слово «кулугур» (бала-гур,  гур-ман…) не переделанное греческое «калогер», а исконно русское, в значениях азбучных символов оно звучит  примерно так:
Кулугур(ы) – объединение человека со Вселенной  происходит  через взаимодействие искреннего желания постичь  мудрость  предков  и восприятие  силы (энергии) зова послания (свыше).

А возможно первоначально (до пренебрежительно-негативного употребления) звучало как «коло-гур» :  где «Коло» - солнце, а «Гур» от «Гу;ру»  -  санскр.  ;;;;  (достойный, великий, важный, тяжелый, утвердившийся в  истине, непоколебимый, учитель, мастер).
 Тогда значение слова звучит проще, но величественнее – "от солнца утвердившийся (утверждающийся) в истине".

В индуизме (в Индии стараются никогда не использовать распространённый на Западе термин "индуизм" по отношению к местной религии, используя вместо него термины "веданта", "ведическая дхарма" и "ведически-ориентированное учение") и буддизме —«Гуру» -  духовный наставник, учитель. В ряде пуран (санскр. ;;;;; pur;;a  - «древняя былина»)  утверждается, что гуру в эпоху Кали-юга (эпоху невежества) не является безупречным авторитетом.
Как это точно совпадает с пренебрежительно-негативным употреблением значения слова «кулугур» применительно к староверам в прошедшие времена. Но те времена прошли,  и  сегодня многое должно измениться.
 

 Поводом для написания этой статьи, как уже было сказано,  послужило короткое сообщение от автора интересных статей на сайте «проза.ру», посвященных расшифровке надписей на скандинавских камнях,  Николая Бозунова  в обсуждении  подобной  темы:  – «Кстати было племя то ли кельтов, то ли славян – «Леуки».
Да, было такое племя в южной Лотарингии, малочисленное, но твёрдо сохранявшее наследие предков и Веру. Вполне возможно, что во времена междуусобных войн среди кельтских племён, а затем против диктата римлян,  с последующей насильственной христианизацией этой территории, «Леуки» покинули свои земли и перебрались подальше от неминуемой угрозы своего  существования  к своим славянским «родственникам»   в Поволжье. Здесь они образовали свои колонии  «Леуков» (лат. leuci)  - «Леухов»,  дав потомкам в последующие годы фамилию «Леухины».
 Во всяком случае, такая версия происхождения фамилии более убедительна, чем версии о её происхождении от второго христианского имени «леший» или «лещина», которые выдаёт сайт «о происхождении фамилий».  До сих пор на территории нынешних республик Татарстана, Чувашии, Мордовии, Марий-Эл, Кировской и Самарской областей  существуют деревни, население которых в основном «Леухины». То, что носители этой фамилии до нашего времени сохранили приверженность старой Вере, в какой-то мере (в большой хочется верить) подтверждают эту версию происхождения фамилии от племени «Леуков». Это полностью соответствует значению фамилии в азбучных символах – «искренность есть приближение к гармонии», т.е. «быть искренним значит быть самим собой». Они оставались теми, кем были – стойкими приверженцами старой Веры - ПРАВОСЛАВИЮ,  за что и получили определение - староверы, «кулугуры».


P.s.
1. Латинский язык (Linqua Latina, сокращенное название латынь) свое название получил от небольшого италийского племени латинов (Latini), жившего в области Лаций (Latium). Эта область находится в средней части Апеннинского полуострова. Здесь по преданию в 754/753 гг. до н. э. братьями Ромулом и Ремом (это своего рода римские «Кирилл и Мефодий», но кроме этого ещё обладающие властью) был основан город Рим (Roma). Рим вел агрессивную, завоевательную политику. По мере роста завоеваний Рима и расширения Римского государства латинский язык получил широкое распространение не только в бассейне Средиземного моря, но и за его пределами. Таким образом, до второй половины V в. н. э. (476 г. - год падения Западной Римской империи) латинский язык приобретает статус международного на всей территории Римской империи. Меньшее распространение латынь получила в Греции, завоеванной римлянами в 146 г. до н. э., а также в греческих колониях, находящихся на юге Апеннинского полуострова и острове Сицилия. Эти колонии назывались Graecia Magna (Великая Греция).

Широкому распространению латыни на завоеванных территориях способствовало его лексическое богатство, отражающее все сферы человеческого бытия, а также абстрактные понятия, грамматическая стройность, краткость и точность выражения. Латинские буквы являются основой многих языков. Языки завоеванных народов в основном еще не имели таких характеристик». (из интернета).

2. Племена Кельтов (наиболее крупные, которые объединяли многие малочисленные племена):
Алеманы, Аллоброги, Арверны, Батавы, Белги, Бойи, Бриганты, Бургунды, Венеты, Вольки, Гельветы, Ицены, Катувеллауны, Киммерийцы, Ремы, Свевы, Секваны, Сеноны, Скордиски, Треверы, Эдуи.

3. Племена Словян:
Арии, Анты, Аорсы, Алазоны, Андрофаги, Агафирсы, Аланы, Баюничи, Берендеи, Борусы, Борисфениты,  Будины, Бужане,  Вандалы, Венеды, Верзичи, Весь, Велегестичи, Волыняне, Вятичи, Геты, Гелоны, Голядь, Драговиты, Древляне, Дреговичи, Дулёбы, Езеричи Касоги, Кривичи, Киммерийцы, Лужичане, Мазовшане, Массагеты, Меоты, Милинги,  Невры, Поморяне, Поляне, Пеласги, Радимичи, Рароги, Расены,  Роксоланы, Росы, Руги, Рунхины, Рыбояне, Савиры, Сагудаты, Саки, Сарматы, Северяне, Скифы, Сколоты, Словены, Смоляне,   Струменцы, Тиверцы, Торки, Уличи, Чудь.

В конце XVI века, архимандрит Рагужский Мавро Орбини писал:

«Готфы, Визиготфы, Вандалы и другие Славянские племена собой различались лишь именами. Были белы телом, волосами желтоваты, ростом велики, одних и тех же законов, и той же веры, и один и тот же язык имели. Ныне же так же невозможно определиться, что Славяне той же породы, что и Готфы. Народ Вандальский занял в Европе от Севера до Полудни весь оный кряж, который простирается между морем Германским и Средиземным. Поэтому, Москвитяне, Россеяне, Поляки, Чехи, Черкасы, Далматяне, Истрияне, Карваты, Бошнаки, Булгары, Рашчане и прочие соседи, различались только собственными именами, однако были одного и того же Вандальского племени и одного общего языка».
    

 
* http://somsikov.narod.ru/Europa.htm  - Европа.
** -  «Следы
тысячелетней  войны»,  Велемудр.
*** http://welemudr.mirtesen.ru/blog/latest  -  с ног на голову.
http://www.proza.ru/2013/04/30/680  - Н.Бузунов - «Развенчание средневековых мифов».
http://biofile.ru/geo/14075.html  - Мировые цивилизации.
   - 10 мировых цивилизаций прекративших своё существование.
http://www.proza.ru/diary/severinapolar/2014-10-26  - Любовь Царькова – «Ломоносов».
http://www.tartaria.ru/Obshestvo/history/tartaria.aspx  - Великая Тартария.
  - «загадки Киевской Руси».
https://ru.wikipedia.org/wiki/   - список Римских императоров.
   - кто искоренил славянскую старину…
http://www.obretenie.info/sciense/russia/russia3.htm - историография народа славянского Мавро Орбини


Рецензии
Из моего исследования о кулугурах. Обратите, пожалуйста внимание на строку: «…В молельном доме избирался староста, который управлял всеми основными делами (уставщик) – этого было достаточно…».
Вот этот самый староста общины первоначально и назывался КУЛУГУР. И уже гораздо позже именование кулугур, распространялось на всю общину. Исходя из смысла слова, это возможно, было и верно. Что же значит слово кулугур?
При прочтении слова, сразу становится понятно, что слово это двух-корневое, кулу – первый корень, гур – второй корень, потому что есть слова в санскрите кулугуру и гурукула, а санскрит очень близок к русскому языку.
В старом русском языке сохранилось слово КУЛО, от которого происходит современное слово КУЛЬТУРА. Куло, это народная культура – это совокупность мифов, сказаний, эпоса, песен, традиций, которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки.
Продукция народной культуры создается в процессе народного творчества, называемого фольклором.
На мой взгляд, этимология слова «кулугур» неразрывно связана со старым русским словом «куло», объяснение которого приведено выше.
Вторая часть слова гур или гуру – учитель. Это также старое русское слов, на сегодняшний день, сохранившееся в санскрите.
По мнению доктора наук Н.Г. Гусевой, эти два языка по своему словарному запасу совпадают на 60 процентов. В более древние времена, это совпадение было ощутимо больше. Каждый учитель, это хранитель знаний. По сути и смыслу «КУЛУГУР» это хранитель древних, старых знаний и культурных традиций. Это, условно говоря, волхв в ведическом православном мировоззрении.
А вот, что пишет Инна Демурова, про ГУРУ, главный редактор сайта: MIRYOGI.COM («Мир Йоги»), инструктор медитации, психо - энергетический консультант. Занимается йогой с 2016 года.
«…Дело в том, что предназначение у этого человека немного другое: рассеивать тьму невежества («гу» – тьма, «ру» – свечение); мне больше нравится производное от старорусского слова «ГА» - двигать, идти, то есть «…двигающий свет…», «несущий свет».
«…Западная терминология не совсем верно интерпретирует данное слово. Еще одно важное значение – «весомый». Так называют того, кто обладает великим мастерством. Им может быть наставник в разных сферах жизни и искусства: музыка, танцы, скульптура, рисунок и т. п. Особое место наставник занимает в религиозной сфере.
Чтобы было понятно, следует напомнить о существовании таких слов как: «кулагуру» (наставник семейного круга),
«винагуру» (обучает игре на одноименном струнном инструменте), «садгуру» (духовник)…» Совпадение между словами «кулагуру» и «кулугур», практически 99 процентов (%).
То есть КУЛУГУР это наставник общины староверов, несущий людям древние знания, как бы мы сказали сегодня. В результате «просветительской» деятельности КУЛУГУРА в общине, многие её члены обладали древними знаниями, поэтому и распространялось именование «кулугуры» на всю общину староверов...
Понятно, что официальной церкви, такие носители древних знаний не были нужны, от противников нужно было избавляться, особенно после реформы патриарха Никона, внедрившего на Руси западную, католическую, польскую церковь, её обряды и каноны, а не греческую как вы пишите.
Вот отрывок из книги академика Н.А. Морозова.
«…И тут пришел мне в голову ряд и других странных сопоставлений:
1. Почему русское слово церковь происходит от латинского циркус (круг верующих), а не от греческого эклесия (откуда французское eglise). Греческое название перескочило в латинскую Францию, а латинское классическое перенеслось из Рима в Россию! Не странно ли это?
2. Почему русское слово крест, как и польское кржыж, происходит от латинского крукс, а не от греческого его названия ставрос?
3. Как попала в славянскую и в русскую Библию 3-я книга Ездры, которой нет ни на греческом, ни на еврейском языке, а только на латинском у католиков?
4. Почему в истории Киевского княжества времен крестовых походов, а также и других княжеств того времени, нет ни одного князя с именем знаменитых греческих святых: Ивана, Василия и т.д., если они крестились по обряду Византийской церкви (как практиковалось потом в Московской России), а только почти одни славянские имена: Владимир, Святослав, Ярослав, Всеволод и т.д., как было в униатских славянских государствах? Ведь этих славянских имен даже и нет в греческих святцах.
5. Почему русские священники в летописях всегда называются попами, как по-английски и до сих пор называется римский папа (pope), да и само русское название «поп», очевидно, лишь искажение слова папа? Ведь, если б священники пришли к нам из Византии, то они и назывались бы как и там только иереями?
6. Почему русское слово пост того же корня, как немецкое Fasten, английское fas, латинское fasti — судебные дни, тогда как по-гречески пост называется нестейя (ηστεια) и асития (ασιτια)?
7. Почему русское слово алтарь происходит от латинского altarium (по-немецки Altar, по-французски altar), а не от греческого тюсиаетерион (θνσιαστεριον) или бомос (βωμος)?
8. Почему в староцерковном языке вместо слова «уксус» употребляется слово оцет от латинского acetum, тогда как по-гречески уксус прямо и называется оксос (οξος), как по-русски.
9. Почему язычник в староцерковном языке называется поганин (откуда слово поганый (от латинского paganus), английское pagan), тогда как по-гречески язычник называется этникос (εθνιχος).
10. Почему в староцерковном языке вместо «причащать» употреблялось «комокати» (ком кати) от латинского communicare (французское communier), тогда как по-гречески причащение называлось койнония (χοινωνια)?
11. Почему вещество для церковного каждения называется ладан, от латинского слова ladanum (от корня laudo — восхваляю), тогда как по-гречески оно называется либанос (λιβανος)?
12. Почему само слово «вера» происходит у нас от латинского слова vera, т. е. истинная, откуда и французское verite, а не от греческого докса (δοξα) или пистис (πιστις), откуда и французское слово piete — благочестие?
13. Почему полоса материи, надеваемая диаконом при служении, называется орарь от латинского orarium — полотенце?
14. Почему слово вино, употребляемое при причащении, происходит от латинского слова vinum, а не от греческого ойнос (οινος)?
Я не привожу уже других церковно-славянских слов, вроде «Сосуда скудельного» — от латинского scandula — щепки, дранки, и тому подобных многих. Ведь все приведенные мною слова — это основные слова нашего клерикализма.
Остальные же христианские слова и имена, хотя и греческого корня, также могли попасть к нам не от греков, а от латинян, так как они те же самые и в латинской Библии, например, angelus, apostolus, daemon, diabolus и т. д.
Интересно отметить также, что даже и в греческом тексте Евангелий встречаются латинизмы. Так, у Матвея (17, 25) дань названа кенсос — от латинского слова census; у Иоанна (18, 28) судилище названо прайторион — от латинского praetorium; у Марка (15, 15) оруженосец назван спекулятором — от латинского слова speculator — высматриватель и т. д. Но это еще ничего бы, а вот мы имеем в греческой библии даже и своеобразные обороты, те же самые, как в латинской школе фразеологии. Так, вместо «Извини меня» латиняне говорили «имей меня извиненным», и вдруг, у Луки мы находим и по-гречески тот же самый оборот. Точно так же вместо «Иметь совещание» по латыни говорится «взять совещание», и этот же оборот мы находим в Евангелии Матвея и т. д. Так важнейшие лингвистические следы вместе с мартовским началом года повели меня вместо Царь-Града в Рим, в противность установившимся у меня по школьным традициям представлениям о византийском происхождении русской культуры…».

Александр Маряшов   26.06.2022 22:40     Заявить о нарушении