Умная Маша

С Машей я знакома уже почти год. Она – моя соседка. Ей уже одиннадцать лет. Учится Маша в пятом классе.
Познакомились мы в нашем дворе. Маша пришла поиграть с ребятишками.  Моя маленькая внучка Даша – общительная девочка, у неё много друзей. Двор у нас большой очень и уютный. Цветут всё лето красивые цветы на клумбах, кусты вишни со спелой ягодой привлекают всех. Дети угощаются без всякого спроса, потому что знают, что мы разрешаем им это. Каждый день из шланга мы специально моем кусты, чтобы ягода была чистой.
Я сидела на скамейке и на солнышке грелась, когда заметила новенькую девочку и удивилась тому, что такая крупная барышня играет с такими маленькими ребятишками.
Мы разговорились, и я узнала про Машу все. Она жила в нашем доме, куда переехала совсем недавно вместе с мамой, которая уже четвертый раз вышла замуж. Отца у неё никогда не было, а мама её любила очень сильно, но тяжело работала на фабрике, чтобы прокормить двоих детей и оплатить съемную квартиру, и ей просто не хватало время для своей доченьки.
- А как ты учишься?
- Плохо! – Маша опустила голову.
- Все предметы не даются? – удивленно спросила я.
- Нет, не все. Русский язык люблю и математику, а все устные – не люблю и совсем плохие дела с английским. Сижу на уроке и ничего не понимаю. Жду, когда урок кончится или придумываю, как в школу не ходить, когда английский есть. Весной и осенью иду в школу, а сама в лес сверну и спрячусь в кустах.
- С английским я тебе помогу! Это мы преодолеем!
Уже на следующий день мы приступили к занятиям. Положение было трагическим. Как можно было изучать английский три года и ровным счетом ничего не знать? Начали с алфавита, с правил чтения, с транскрипции. Через две недели Маша нараспев читала алфавит, знала счет, усвоила правила чтения, читала слова в словаре с помощью транскрипции.
- Молодец! – говорила я девочке даже тогда, когда дело шло не так, как мне хотелось бы!
К началу учебного года английский язык перестал быть для моей Маши китайской грамотой. За два месяца занятий мы с Машей подружились. Каждый день она приходит ко мне на маленькие консультации, все схватывает на лету и учится все лучше и лучше. Только читать по-прежнему не любит.
- А зачем учить устные уроки? Не видно же, учил ты, или нет. А если спросят – пробормочу чего-нибудь на троечку. Я не понимаю, зачем нужно учить планеты солнечной системы. Даже если я туда полечу, то там они наверняка иначе называются!
И мне нечего ей было сказать на это утверждение.
- Я поумнела! – радостно сообщила она на днях мне эту потрясающую новость.
- Откуда это видно?
- Шапка осенняя мне не налезает. Значит, голова за зиму выросла. Раз голова выросла, значит, в ней мозгов больше стало. Раз мозгов больше стало – значит, я поумнела!
Она смотрела на меня своими прекрасными азиатскими глазами и не улыбалась. Я постаралась сдержать свою улыбку, которая так просилась на лицо.
- Очень хорошо! – сказала я.
- А вы все пишете? И что Вы там долго пишете? А как пишут рассказы?
- Да просто очень. Нужно уметь видеть в жизни истории, а потом описывать их.
- Так просто! А как увидеть историю?
- Например, идешь в школу, а по дороге что-то случается – вот тебе и сюжет для маленького рассказа.
- Поняла! Поняла! – обрадовано закричала Маша и исчезла. Пришла она ко мне ровно через пятнадцать минут и положила на рабочий стол неряшливо оборванный листок бумаги.
- Вот, написала! Настоящий рассказ. И всего за пятнадцать минут. А Вы тут сидите целыми днями, а можно все делать гораздо быстрее!
Я взяла листок бумаги.
«Рассказ (про то, как я в луже искупалась).
Автор – Маша Устина.
Однажды я в школу проспала. Меня плохо разбудили. Я проснулась и посмотрела на часы. В школе уже начался первый урок. Я стала сразу одеваться, умываться, чистить зубы одновременно. Я взяла портфель и быстро побежала. Потом я упала в большую лужу. Сильно испачкалась. Вернулась домой и переоделась. Посмотрела на часы. Уже в школе начинался второй урок. Я тогда совсем не пошла в школу, и мне сильно попало и от мамы и от учительницы».
- Ну, что же? Великолепный рассказ! И сюжет есть. Но можно было бы добавить деталей. А в какое время года все происходит?
- Как в какое? Там же написано!
- Где?
- Вот. Где я в лужу упала.
- А разве здесь что-нибудь сказано про время года?
- Да, сказано. Лужа грязная была, а такие лужи только осенью бывают. Весной лужи чистые. Весной они надо льдом разливаются, а осенью – подо льдом. Вникать нужно и внимательно читать. Писатель Вы, может быть и хороший, но читатель неважный, прямо нужно сказать! А рассказ Вам понравился?
- Очень!
Не могла же я отвергнуть первое произведение молодого дарования!
- Вот! Можно писать гораздо быстрее, и не сидеть часами за компьютером и думать над каждым словом. Написал – и отдыхай!
За окном стояла весна – пора чистых луж надо льдом!


Рецензии
Действительно.. разве можно запомнить все названия планет, какие есть в инопланетных атласах. Девочка умна не по годам! Я недавно начал читать книги, приготовленные на растопку, – для этого нужно заранее ободрать с книг твёрдые обложки, – и одна из них оказалась самоучителем английского языка, для неязыковых вузов. Написан учебник толково, но только сноски мешают усвоению: мол вернитесь на такую-то страницу или к уроку № такой-то. То есть каждый урок весьма насыщен и моим мозгам не под силу сразу всё запомнить. Когда дошёл до дифтонгов, то сразу стало понятно, почему в школе тянул еле на троечку: их так много и с такими оговорками да исключениями, что запомнить может только инопланетный разум, который управляет галактиками или, на худой конец, химическими процессами, при изготовлении бананов. По моим наблюдениям, хороших учебников нет, поскольку они, в основном, рассчитаны на активное общение ученика с педагогом и, по этой причине, о транскрипциях в таких учебниках нет никаких сведений. В общем, я не теряю надежды изучить этот язык, но дело подвигается туго, поскольку в Интернете нет таких курсов, где от простого к сложному, а если есть так на денежки раскручивают. Вот так-то...

Леотим   17.09.2019 12:57     Заявить о нарушении
Мой английский начинался лет в пять с вопроса бабушки - вот а ю дуинь ин зе-е-е? рУССКИМИ БУКВАМИ написала английскую фразу - что ты там делаешь? ДО ю вонт то хэв ти-и-и? Хочешь ли ты чаю? Все таки со звучания нужно начинать, с фраз, а не с целых слов. Для своих детей я начиняла дом плакатиками. С одной стороны по русски слово - с другой - на английском. И играли в перевертыши. Угадаешь слово - карточка твоя. Кто из них больше наберет, тому приз одному - как победителю, другой - утешительный. По шоколадке каждому. Как странно, что у них эти дифтонги есть. У нас тоже рядом стоящие буквы оказывают влияние на произношение, заметили? Но не до такой же степени. У англичан особенно меня пугает в дифтонгах что рядом стоящая буква может вообще выключить соседку, и она скромно стоит для близира и ничего не говорит, как застенчивая барышня на первом свидании тайном. А вот это сочетание дабл ви и эйч? Это вообще дым из трубы! Везде читается как В, но перед о- как Х. В честь чего?

Я деткам дифтонгами голову не забиваю, а учу хорошо транскрипционные знаки и просто потом запоминаем звучание слов.
Трудный язык именно в произношении и чтении. Но какой он красивый. Это же прелесть что такое. Особенно Шекспир в подлиннике - просто завораживает. Гортанные эти особенные звуки что-то будят в моей душе. Потом мне нравится, что они разделяют лав и лайк, любить и нравиться. Любят только кошек, собак, по моему- лошадей и людей. Остальное - нравится. И также нет слов мужского и женского рода, а есть указательное местоимение - это. ИТ. и ТОЖЕ СОБАКИ И ЛЮДИ имеют род.
Поэтому английский и любовь к нему у меня от бабушки. А я дальше - по наследству. Так что наслаждайтесь изучением английского. Успехов. Это здорово.

Валентина Телухова   18.09.2019 07:05   Заявить о нарушении
Ясненько... нет, мои бабушки на практике только натуральное хозяйство освоили, в совершенстве, и я их даже не видел. Я, конечно, могу слушать носителей английского языка, как они исполняют популярный репертуар, и перевод можно найти синхронный, но поможет ли мне это читать английские издания Диккенса, или, скажем, просто разговаривать с иностранцами, которые заблудились в Питере? Тесное общение с носителем языка – это же не всем так везёт, и поэтому надежда только на оригинальные учебники, но что-то они мне не попадались.
Лично сам, я преодолел музыкантскую проблему, когда приходилось осваивать технику чтения с листа. Я с детства легко подбирал на слух и только когда уже стал работать аккомпаниатором, преподавать, то понял, что придётся и нотную грамоту осваивать. Таковое преодоление далось мне очень нелегко, но зато я знаю как учить детей, чтобы не отпугнуть их от инструмента, по методике от "простого к сложному".
Спасибо, что откликнулись!
С уважением.

Леотим   18.09.2019 09:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.