Шекспир. Сонет 23. Что забыл Шекспир?

Сонет 23

Сонет 23. Неудачная встреча с Возлюбленной. Ноябрь 1596.

Как тот плохой актер, один на сцене,
Со страха пред толпой забывший роль,
Как зверь свирепый, весь в безумной пене,
Чья мощь творит в его же сердце боль,
Так я молчал, робея, в миг доверья, 
Забыв любовных формул ритуал,
Так на себя сильнее зол теперь я,
До боли сердце жжёт любви запал:
О, пусть мой взгляд заменит красноречье,
Немые знаки сердца повторив,
Моля любви и воздаяний вечных
Сильнее, чем язык, что так болтлив.
      Услышать зов молчащего порой
      Доступно лишь глазам Любви одной.

Сонет 23. Оригинальный текст
As an imperfect actor on the stage,
Who with his fear is put besides his part,
Or some fierce thing replete with too much rage,
Whose strength's abundance weakens his own heart;
So I, for fear of trust, forget to say
The perfect ceremony of love's rite,
And in mine own love's strength seem to decay,
O'ercharged with burden of mine own love's might:
О let my looks be then the eloquence
And dumb presagers of my speaking breast,
Who plead for love, and look for recompense,
More than that tongue that more hath more expressed.
О learn to read what silent love hath writ:
To hear with eyes belongs to love's fine wit.


Сонет 23. Ещё одно косвенное подтверждение, что адресат череды сонетов 21-36 – женщина. На протяжении первых 20 сонетов Шекспир ничего не забывал, не робел и не молчал, прямо указывая адресату сонетов на свою духовную близость с ним. Но здесь вдруг всё поменялось – Шекспир оробел и забыл любовный ритуал – forget to say The perfect ceremony of love's rite. Это указывает на принципиально другой характер отношений, т.е. отношений, для которых существует любовный ритуал. Ведь для духовного общения не существует границ и строгих предписаний поведения, кроме одного – уважения. 
 Так, что же, Шекспир забыл, что нужно быть уважительным в общении? Весьма сомнительно, тем более в свете его последовательности и не забывчивости. В сонете речь идёт о «ритуале любовных формул», т.е. не о единственном, а о нескольких, причём, выстроенных в строгой последовательности (ритуал) «любовных формулах». «Формулы» эти – очень сложные, ведь их так трудно помнить всегда. Но ошибаться нельзя, и если не уверен – «оробел», то лучше вообще «молчать». Как видим, всё указывает, что это – ритуал любовного общения с женщиной! 
Именно поэтому поэт молит этой любви взглядом, надеясь на женское понимание.  Можно говорить о первой встрече наедине с возлюбленной, которая ничем не закончилась - поэт "оробел" и "забыл любовный ритуал".  Также видим, что манифест сонета 21 пока исполняется – никаких сравнений или хвалы внешности адресата.

Сонет 23. Комментарий. Что забыл Шекспир?


Шекспир. Сонет 24. Обрамление телом. http://www.proza.ru/2015/03/31/217
Шекспир. Сонет 22. А где же панацея - стихи? http://www.proza.ru/2015/03/29/227


Рецензии