Моя война гл 3 Прощание

предыдущее http://www.proza.ru/2015/03/29/22

К ПРАЗДНИКУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.
Воспоминания офицера-фронтовика И.М.Шелихова
ПРОЩАНИЕ.

Все эти дни,  мы продолжали получать пополнение, проводили занятия по боевой подготовке и рыли окопы на Бурцевке.  Замполит Ермаков проводил с бойцами политинформации, которые, из-за незнания точной обстановке на фронтах сводились к патриотическим призывам,  плавно переходящим в задушевные беседы «за жизнь».

В один из таких дней, мне сказали, что внизу, со стороны большой дороги, меня ожидает мать.  Я был удивлён, как в такое тревожное и опасное время, под бомбёжками, смогла она придти из деревни и разыскать меня?

Прежде я никогда не видел такого лица у матери. На нём лежала печать безысходного горя.  Обняв меня, она прошептала:
- Сынок, дорогой, Зоря наш… погиб…  Соседский Федя Антонов чудом вернулся,  всё рассказал. Они с Зорей с первых часов войны были в Белоруссии на границе.  Немцы их сильно обстреливали. Снаряд разорвался близко, и Зоре оторвало обе ноги. Он всё кричал, пытался подняться. Но помочь было некому…. Федя его больше не видел…

Мать долго рыдала у меня на плече. Я её успокаивал. Наконец, она тихо произнесла:
- Ваня, сынок, я пришла проститься.  Одна я теперь…Отец погнал колхозный скот, чтобы немцам не достался.  Прошу, заклинаю, береги себя. Воюй честно, но без толку голову не суй в пекло.  Бей врагов больше, а сам – живи.  Конечно, на войне может быть всякое, но помни, что «бережёного - Бог бережёт».

К моему удивлению,  расставаясь, она не стала меня обнимать-целовать, а только перекрестила и, сжав мои руки, горячо прошептала:
- До свидания, сынок! Я верю, что ты – вернёшься. Я с тобой сейчас не прощаюсь, а только временно расстаюсь. А вот Зоря уже не вернётся… - слёзы опять полились из её глаз, и Вася не вернётся, и Семён – тоже… Сердцем чую.
Нехотя отпустила мои руки и тихо повторила:
- До свидания… -  ещё раз  перекрестила меня и пошла,  не оглядываясь, неуверенно ступая по разбитой дороге..

Я смотрел матери вслед и думал: какая тяжесть свалилась на её плечи, какое горе поселилось в душе! А ведь какой-то месяц назад все были вместе, спокойно работали, радовались жизни, и вдруг налетел ураган войны, разметал всех в разные стороны. И вот брата Захара уже нет. Я, Вася, муж сестры Семён – ушли в Армию. Средний брат Юрий, больной сердцем, эвакуировался с заводом в Барнаул. Старик-отец погнал колхозное стадо вглубь страны.  И осталась она в одиночестве.

********
Когда, расставшись с матерью, я возвратился в батальон, Комбат Лучкин предупредил меня:
- Завтра, в пять утра вы, товарищ Шелихов, возьмёте трёх вооружённых бойцов и на военкоматовской машине поедете в Смоленск за обмундированием.  Да будьте осторожны! Говорят, немцы уже к Смоленску рвутся.
И ворчливо добавил, как-бы, про себя:
- Поздновато военкомы про нас вспомнили.

Немного подумав, предложил:
- Кто его знает, что дальше будет? Вечером вы можете сходить к жене проститься. Побудьте до рассвета. Да переоденьтесь в военную форму,  какая есть…

Когда я, переодевшись, осмотрел себя с ног до головы, то счёл, что вид мой весьма непрезентабелен. Разве так должен выглядеть военный? Но ничего не поделаешь, появиться в форме всё же надо. Потому что в последние дни, когда ходил через город на сборный пункт и в военкомат, иногда слышал за спиной ядовитые реплики:
-  Наши уже ушли на фронт, а этот – всё ещё щеголяет пижоном.
Теперь пусть увидят, что я иду вместе со всеми фашистов бить.

*******
Незадолго до вечерних сумерек,  был уже в своей школе. В учительской сидели преподаватели и завуч – теперь уже директор, Лахов. Они удивились и обрадовались моему приходу. Поговорили о разном,  я дал последние наставления. Простились тепло и грустно. Придётся ли когда ещё всем вот так собраться?

Мария не ждала моего прихода – и тем сильнее была её радость. Было уже темно, когда, наскоро поужинав,  мы уселись у раскрытого окна, что выходило в обширную пойму реки.
В бесконечных разговорах, не заметили, как кончилась короткая июльская ночь.

На лугу стали резче проступать очертания лозовых кустов и отдельных  чахлых берёзок. От реки сильнее потянуло утренней прохладой.  Но луг ещё окончательно не проснулся  Только где-то,  у реки, тяжело стонал удод, да монотонно крякал коростель.
- Как будто никакой войны нет, - тихо сказала Мария.

И как раз,  в этот самый миг, похоже, в Рославле, гулко рвануло! Молнией блеснула багряная вспышка, земля вздрогнула, качнулась… Дверь нашего домика сама открылась и закрылась.
- Что это? – испуганно спросила жена и прижалась ко мне. Её била нервная дрожь…
Я с болью смотрел в её побледневшее лицо:
- А ведь возможно, это наша последняя встреча…
-  Ну всё, мне пора…
Мария крепче прижалась ко мне:
- Побудь ещё немножко…
Я мягко отстранил жену и повторил:
- Мне пора…

Не торопясь, молча, стал собирать в вещевую сумку необходимые вещи.  Мария, стала помогать мне, не произнося ни слова. И только, когда всё было собрано, спросила:
- Ваня, что же мне делать, если немцы подойдут к Смоленску или Рославлю?

Конечно, этот вопрос я предвидел:
- Если так случится - то в зоне боевых действий оставаться будет нельзя. Особенно в твоём положении. Ты должна беречь себя и нашего будущего ребёнка. Возьми самое необходимое – и немедленно отправляйся к своим родным в Прасковино. Если надо – эвакуируйтесь. Но всё же я не верю, что немцы возьмут Смоленск – это ведь ворота на Москву.

Затем, приняв самый спокойный и даже беспечный вид, подал Марии руку:
- А теперь, до свидания, милая моя…
Но она, не приняв руки, бросилась мне на грудь, обняла и горько заплакала. Это было почти невыносимо! Требовалось быстрее порвать эту мучительную нить…
Заверив жену в том, что всё будет нормально, я с трудом освободился от её объятий и вышел из дома в занимавшийся рассвет.

На фото моя мама Шелихова Мария Васильевна в 1940 году.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТhttp://www.proza.ru/2015/04/07/526


Рецензии
-Мысли, чувства уходящего на фронт. Мать, красавица жена (замечательное фото)...
Зримо.
По тексту -
Всё больше чувствуется рука правщика (без "причёсывания" было бы ещё острее, ещё ближе к реальности). И ещё: похоже, не все главы выставлены на странице? Если так, то жаль. А пока... читаю дальше.
Тань, спасибо, дорогая!

Тамара Петровна Москалёва   02.10.2023 19:14     Заявить о нарушении
Только что, написала довольно подробно о том, почему не выходила долго на сайт.
Но все как то исчезло. Не стану рисковать.
Поэтому, просто кланяюсь вам в ножки за то, что стала заглядывать на Прозу.
Благодаря вам, вроде бы и планы какие-то зароились...
Дай нам Бог, еще пожить творческой жизнью.
Обнимаю.

Татьяна Шелихова -Некрасова   03.10.2023 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.