Вина - этимология

 
Аще бы ти кая вина была до него,
то обличил бы еси его пред нами
и упр;въ его створилъ ему еси то,
а нын;, коя его вина, яви нам
Московский лицевой свод (1560-1570)   


Вина – то, за что человеку  нужно давать ответ,  обязанность отвечать за поступки и  их последствия.  Так устроено общество, независимо от воли человека, он несёт ответственность  перед Богом и людьми, будь то действие или  бездействие, высказанное слово или безмолвие.

1) Существующая этимология и истолкование термина

а) Викисловарь. Вина

Корень: -вин-; окончание: -а. Значение: ответственность за совершение предосудительного деяния, причастность к совершению преступления; в твор. п., в знач. сказуемого, часто с гл. быть, стать причина чего-либо.
 
Этимология по Максу Фасмеру (сокращена)

Происходит от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. вина (греч. aitia, aformi), русск., укр. вина, болг. вина, чешск., словацк. vina, в.-луж., н.-луж., польск. wina. Родственно лит. vaina «ошибка», латышск. vaina «вина», atvainuot «извинять», а также, возм., лат. vindex «мститель», «назначающий пеню». Далее, предоложительно, родственно война, воин, др.-инд. veti «преследует, стремится».

б) Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Вина (culpa, Schuld, culpabilite) составляет необходимое условие ответственности, как гражданской, так и уголовной, за недозволенные деяния. Она заключается в внутреннем отношении дееспособного субъекта к совершаемому им деянию. В. образует так называемый внутренний состав деяния, за которое субъект или виновник подлежит ответственности. …
По различию понятия ответственности, различается и понятие вины. Самому широкому понятию ответственности - нравственной - соответствует и самое широкое понятие вины - нравственной; более узким является понятие юридической вины. Последняя, в свою очередь, может быть виною уголовною или гражданскою.

в) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Вина Общеслав. Образовано с помощью суф. -на от той же основы, что и ст.-сл. възвить «добыча, война», воин.

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1975

http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_2.pdf

Вина. 1. Причина, основание. «Вьсему ли грЪху и блуду убо вина есть диаволъ, та того ны есть вина потязати. Избор. Свят. 1076 г.».

2. Проступок, провинность, грех. «Слышавъ о братъ яко в тьмьнице  есть вины не вЪдяши». Патер. Син. 1136 г. Смертная вина – преступление за которым следует казнь. 1606 г. Вину принести – прийти с повинной. 1608 г. Сыскать вину – раскрыть преступление. 1653 г.
 
3. Обвинение (1160 г.).

4. Наказание, возмездие, осуждение. XVII в.

5. То, что взимается в качестве возмещения ущерба. Правда русская, XII-XV вв.

6. Пошлина, повинность, обязательство. Новг. V лет. Под 907 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Докончание великого князя московского Василия Васильевича с великим князем тверским Борисом Александровичем. Грамота в. кн. Бориса Александровича в. кн. Василию Васильевичу (1456) 
 
«А выведет изъ волости, а перед волостелем не поставит, в том ему вина».
* Тайная Тайных (1470-1550)
 
«А про то же уимайся проливати крови, зан же се есть вина, достойна Господеви, ведящему тайну, а ты будешь чинити подлуг рвения ока твоего».

* Иван Грозный. Первое послание Ивана Грозного Курбскому (1564)
 
«Понеже бо есть вина и главизна всЪмъ дЪломъ вашего злобеснаго умышления, понеже с попомъ положисте совЪтъ, дабы азъ словомъ былъ государь, а вы б с попомъ дЪломъ».

3) Обобщение и вывод

* Итак, собственно этимологии термина «вина»  Макс Фасмер  не представляет, он приводит лишь перечень территорий (иудехристианских) где применялся термин.  Вообще в своих работах Макс Фасмер (да и вся историческая этимология как научная дисциплина) начисто отрицают  религиозное основание  общеевропейской  культуры, Бог Яхве есть, а Слова (языка) Бога – нет.  Если нет теологического понимания предметов и явлений культуры, то слова-символы не породят никаких смыслов или приведут к ложным выводам – мировоззрение  человека вплоть до 1917 года было религиозным.

Религиозное мировоззрение имеет выраженный прагматический (дело) характер,  алгоритм действия (план), что нужно сделать, для того, чтобы что-либо произошло, свершилось или было создано; описывает способы действия с вещами - вещи объект  приложение воли, со стороны полезности или вреда.

* Термин «вина» использовался  в русском языке  с самого раннего периода в переводах Библии, богослужебной литературе  и в правовых актах.  Очевидно, что   выработка специального  понятия связано с правовой практикой судебной системы Древней Руси, а она по большей части базировалась на Моисеевом законодательстве.
 
См. Словарь русского языка XI-XIV вв.

http://old_russian.academic.ru/2234/
 
Вывод

Маловероятно происхождение термина из «славянского» языка в отсутствие развитой идеологии (религии). Оригинальных письменных источников славян обнаружить не удалось, церковно-славянская письменность начинается с момента принятия на территориях иудеохристианства.

Целесообразно рассматривать понятия «вина» в связи с библейской терминологией и образами.

4) Терминология иврита и библейский образ

а) Терминология

Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень – ВИНА = В+ИНА; у нас сразу же выявляется рациональный (логика и здравый смысл) термин еврейского языка – ИНА отвечать, давать ответ.
 
* ВИНА = В+ИНА = ивр. В (Б) как, в виде (слитный предлог, отвечает на вопрос где?, в чем?)  + АНА (также есть в арам.) отвечать, давать ответ, говорить в ответ, свидетельствовать; быть покорным, терпеть, страдать, быть униженным.

См. http://biblehub.com/hebrew/6030.htm

* Однокорневой термин - ивр. ИНА притеснять, мучить (наказывать).
 
Т.е. те деяния человека, за что он должен отвечать, подвергаться преследованию (наказанию), мучениям (пытка).

б) Библейский образ

* Иисус Навин 7:20: «В ответ (АНА) Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то».

* Иов 9:3: «Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит (АНА) Ему ни на одно из тысячи».

* Иов 20:3: «Упрек (обвинение), позорный для меня, выслушал я, и дух разумения моего ответит (АНА) за меня.

Иов 32:3: «а на трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать (МААНЭ, от АНА), а между тем обвиняли Иова».

* Иов 9:15: «Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать (АНА), а буду умолять Судию моего».

* Плач Иремии 3:33: «Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает (ИНА) и огорчает сынов человеческих».

* Второзаконие 22:24: «то обоих их приведите к воротам того города, и побейте их камнями до смерти: отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил (ИНА, его вина, ответственность) жену ближнего своего; и так истреби зло из среды себя».

* 2 Царств 13:22: «Авессалом же не говорил с Амноном ни худого, ни хорошего; ибо возненавидел Авессалом Амнона за то, что он обесчестил (ИНА, его ответственность, вина) Фамарь, сестру его».

Таким образом, русский термин «в+ина» является транслитерацией (передача слова другим алфавитом) глагола иврита АНА (ИНА) отвечать, давать ответ, подвергаться наказанию, мукам.


Рецензии