Крем-Сода

        У каждой жизненной поры  свои любимые маршруты,  свои любимые места.  В раннем  детстве моем  одним  из них  был велотрек на улице Камо,  прежней Великокняжеской.               
        Выцветшие голубые скамейки  поднимались там ряд за рядом к вершине трибуны.  Наверху,  сбоку от нее,  находилась небольшая площадка, покрытая асфальтом и огороженная низенькой балюстрадой.               
        Мне нравилось бегать  меж пустыми всегда рядами,  смотреть на разноцветные майки велосипедистов,  наворачивающих круг за кругом,  на приземистый белый домик,  откуда они выводили своих железных коней.  Мы жили неподалеку - улица наша начиналась почти напротив трека - и еще дошкольником меня приводила сюда бабушка.  Соревнования  происходили редко,  чаще мы просто "дышали воздухом", наблюдая за тренировками, и замирали,  видя,  как почти параллельно земле ложатся фигуры гонщиков на виражах.               
        Другим любимым местом был парк Муштаид.  Большой когда-то,  гораздо больше нынешнего,  он выходил прямо к реке.  Не существовало тогда еще ни Музкомедии,  ни проезда к Набережной,  да и сама Набережная появилась позже.  Но Детская Железная Дорога уже работала,  и далеко разносились пыхтение паровозика и его короткий гудок,  когда почти игрушечный поезд подходил к повороту.               
        Муштаид,  Ботанический Сад,  Комсомольская Аллея - все это  случалось редко,  по выходным.  А в будни прогулки обычно  совмещались с покупками,  и посещение Голубого Гастронома заканчивалось небольшим праздником:  мы ели пончики с заварным кремом в кондитерской "у милиции"  и запивали их какао,  сидя в черных квадратных кожаных креслах.  Какао я не любил,  особенно пенку.  Не любил я, вернее, боялся и директора этой кафе-кондитерской,  человека милейшего; но лицо его, пораженное какой-то ужасной опухолью,  пугало меня.               
        А он иногда подходил к нашему столику. Ему нравилась бабушка - она, впрочем,  нравилась всем без исключения,  такой веселый и общительный был у нее нрав.  Улыбчивая и дружелюбная,  она привлекала к себе людей,  и даже мрачные начинали в ее присутствии улыбаться. "Легкий характер" - говорили про нее, и только потом убедился я,  какая это вообще редкость - по-настоящему легкий характер.               
        Мы доедали свои пончики, и меня вели,  в качестве компенсации за какао,  в "Воды Лагидзе",  те, что находились рядом с кондитерской,  напротив  Гастронома. "Тархун" я тогда не любил - слишком терпкий, специфический. "Грушевый" казался мне приторным. А вот "Мяту" и "Лимон" я пил с наслаждением. Но все-таки самым любимым из Лагидзевских напитков была для меня  "Крем-Сода".  "Крем-Сода" - это именно вкус моего детства.  Потом она куда-то исчезла.  Почему?   Никто не мог мне объяснить этого - почему вдруг исчезают привычные вещи,  любимые лица,  и жизнь,  постепенно меняясь,  подходит к тому барьеру,  за которым остаешься ты сам,  вместе с "Крем-Содой",  пончиками,  бабушкой и велосипедистами в разноцветных майках.  А то, что начинается позже - это, конечно, тоже жизнь, но уже как бы не совсем твоя, к которой надо привыкать долго, и она тоже вдруг оборвется - так же предсказуемо и,  вместе с тем,  неожиданно.               
               
        Уже студентом  зашел я снова в знакомый магазин вод,  все на том же месте на Плехановской,  напротив Голубого гастронома.  Продавщица, немолодая седая полная женщина,  посмотрела на меня вопросительно.               
               
        - "Крюшону"! - попросил я.               
               
        - Нету!               
               
        - Ну, тогда "Крем-Соды"!            
               
        Она засмеялась и сказала, что я слишком молодо выгляжу, чтобы помнить те времена - времена "Крюшона" и "Крем-Соды".               
               
        - Что Вы! - возразил я, - я даже паром у Технической улицы помню!               
               
        И вдруг почувствовал, что не только детство мое осталось в далеком прошлом, но и юность, оказывается, уже позади.


Рецензии
Вы очень,очень, очень близко походите в этих воспоминаниях к устным рассказам воспоминаниям Николая Цискаридзе. Та же атмосфера и рафинированность в привычках, манере поведения, пристрастиях. Я верю и осознаю, что за грузинским народом тысячелетняя история и женщины дореволюционной Грузии в Европе получали образование совершенно естественно, как бестужевки в Санкт- Петербурге. Наверное, если человек осознаёт себя как ценность и соответственно несёт себя так по жизни, то эти же качества он привьёт ребёнку, сыну, внуку. И не нужны ему будут дешёвые рекламные: я этого достоин...

Наталья Семененко   31.01.2022 20:14     Заявить о нарушении
Наталья, тронут Вашим вниманием к моим воспоминаниям. И особенно тем, что Вы их читаете именно в хронологическом порядке, от той уже далекой эпохи конца сороковых к нашим дням, от тифлисских впечатлений к петербургским. Вы правы, для родных моих - для бабушки, ее сестры - учиться, жить в Европе было делом естественным. Да, мы из "бывших", и я, и жена моя Марина, чья бабушка была именно бестужевкой. И дело даже не в тысячелетней истории, а в принадлежности к определенному кругу. Да, это давало преимущества. Но и грозило - Вы сами знаете прекрасно, чем это потом всем грозило.

Александр Парцхаладзе   31.01.2022 20:35   Заявить о нарушении
Что бы еще хотелось добавить - это про "женщин дореволюционной Грузии". Не было до 17-го года Грузии, была Тифлисская губерния. И возможности, традиции получения образования были в основном те же, что и в других городах Империи. Наиболее известные фамилии, как грузинские, так и армянские, и тюркские были в значительной степени русифицированы: князья Багратионы, Цициановы, Лорис-Меликовы, Юсуповы тому примером.

Александр Парцхаладзе   31.01.2022 22:05   Заявить о нарушении
Фамилию Парцхаладзе я знаю с юношеских времён, очень много высококлассных произведений для юношества было написано композитором Парцхаладзе; а курсе на третьем писала работу по грузинским композиторам и особенностям многоголосия в хоровом пении. Сама выбрала, преподаватель поддержала. Оперу «Похищение луны» Тактакишвили слушала чуть ли не в первом своём посещении Большого театра. Это была дань дружбы к талантливому народу.

Наталья Семененко   31.01.2022 23:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.