100 лет Дальней Авиации России
Дальняя авиация берёт своё начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец»- первого в мире соединения четырёхмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 23декабря 1914года утвердил император Николай второй. Начальником эскадры стал М. В. Шидловский. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров
Русско- Балтийского вагонного завода, на котором было налажено производство бипланов
«Илья Муромец» под руководством И.И. Сикорского.
За годы, Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В апреле 1917года в эскадру входило четыре боевых отряда, более двух десятков бомбардировщиков.
Декретом Совета Народных Комиссаров от 22марта 1918года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей « Илья Муромец».
В начале 1920годов фирма «Фарман» продала самолёты советской России, где их стали называть бомбардировщиками Фарман «Голиаф». Фарманы получил специально созданный 1-й отдельный отряд тяжёлой авиации. Его формирование началась ещё до прибытия самолётов из Франции, осенью 1925г., в Москве. За своеобразный облик носовой части французский бомбардировщик получил у нас прозвище «Балкон».
2августа, 1930года в двух километрах от Воронежа именно с фарманов был сброшен первый военно-воздушный десант, состоявший из 12 человек. Эта дата является днём рождения воздушно- десантного флота.
После окончания гражданской войны в СССР было решено приобрести 23 машины. После списания самолёта «Илья Муромец» и до принятия ТБ-1 в 1929г. ЮГ-1 стал единственным тяжёлым бомбардировщиком в ВВС РККА.
ТБ-1 являлся первым бомбардировщиком, он проектировался под руководством А, Н. Туполева. Это был двухмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси.
Серийное производство ТБ-1начали летом 1929г. Выпускались обычные ТБ-1с колёсным шасси (зимой заменявшимся лыжами.) и ТБ-1 на поплавках. Он состоял на вооружении
ВВС РККА с 1929г.
Бомбовая нагрузка самолёта доходила до 1т, скорость-170км. Час, потолок составлял 4700м.
Они служили до 1936г., а далее , до 1939г эксплуатировались как учебные и транспортные.
ТБ-3 (АНТ- 6)
С декабря 1925года под руководством А.Н. Туполева разрабатывался проект транспортного самолёта, предназначенного для перевозки крупногабаритных грузов.
С июня 1926года эта машина рассматривалась, как тяжёлый дневной и ночной
Бомбардировщик. Он представляет собой четырёхмоторный свободнонесущий моноплан с гофрированной обшивкой и неубирающимся шасси.
Серийное производство ТБ-3 началось в феврале 1923г. Последний построили в 1938г.
Всего было изготовлено более 800 машин.
Крейсерская скорость ТБ-3 составляла 190км. Час, при бомбовой нагрузке до 5тонн.
Четырёхмоторные бомбардировщики состояли на вооружении в СССР с весны 1932г.
Они были применены в действиях у озера Хасан в августе 1938г. На Халкин- Голе в июле- августе 1939года использовались ,как ночные бомбардировщики и транспортные самолёты. С июня 1941г. они применялись в Белоруссии и на Украине, провели серию налётов на пограничные районы Польши, участвовали в битве под Москвой, обороне Крыма, сражениях под Сталинградом и Курском.
Постановлением ГКО от 5марта 1942г. дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Основным боевым самолётом АДД являлся самолёт Ил-4.
ДБ-3Ф (Ил-4)
Проектировался в ЦКБ под руководством С. В. Ильюшина. Самолёт представлял двухмоторный свободнонесущий моноплан с гладкой обшивкой, закрытыми кабинами и убирающимся шасси. Он совершил свой первый полёт 31марта 1936года(лётчик В. Г. Коккинаки.) Максимальная скорость 429км час, дальность полёта -3300км., бомбовая нагрузка -2500кг.
Серьёзное производство ДБ-3 было организовано с января 1937г. С лета 1942года он стал именоваться Ил-4. Всего было выпущено 6785машин. В июне 1941года они составляли основную массу бомбардировщиков большого радиуса действия в советских ВВС.
В начале войны они использовались только днём против наступающих войск противника.
Далее самолёты были переведены на ночные действия.
АНТ 42 (ПЕ-8)
Тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, моноплан с убирающимся шасси, был создан в АГОС ЦАГИ под руководством В.М. Петлякова. Серийное производство начато в июне 1940г. Всего построено 93 экземпляра. Скорость самолёта достигла 400км.час, дальность полёта-5000км, бомбовая нагрузка -7тонн.
В составе полков Авиации Дальнего Действия Пе-8 наносили удары как по целям у линии фронта, так и в глубоком тылу противника. Бомбардировщик был единственным носителем самой крупной советской авиабомбы калибром 5т. В августе 1941года несколько экипажей АДД бомбили Берлин. На этом же самолёте делегация во главе с В.М. Молотовым в 1942году летала в США.
ЛИ-2
В 1936году была куплена лицензия на производство американского самолёта ДС-3.
Первая серийная машина вышла из сборочного цеха завода №84 летом 1939г.
Она называлась ПС-84 и оснащалась отечественными двигателями. Серийный выпуск начался в начале 1942года, так как в начале войны были большие потери в авиации.
В сентябре того же года самолёт стал называться ЛИ-2. Скорость самолёта составила 290км.час, а бомбовая нагрузка -1000кг. В августе 1945года ЛИ-2 приняли участие в войне на Дальнем Востоке.
В-25 «МИТЧЕЛЛ»
В советских документах он именовался «Б-25». Спроектирован в США, экипаж 5-6 человек, 2-х моторный цельнометаллический моноплан с 2-хкилевым оперением, носовой стойкой шасси, автопилотом.
Первый полёт состоялся в январе 1939года. Из 5815 выпущенных экземпляров 862 поставлено в СССР по ленд-лизу. Массовая поставка началась с 1943года. Самолёты до конца войны использовались для ночных бомбёжек, выполняя разведывательные и транспортные функции. Бомбовая нагрузка Б-25 составила 1800 кг. На нём переучивали лётный состав на ТУ-4.
В 1945году, после окончания военных действий на Дальнем Востоке оказалось 4 новейших американских бомбардировщиков В-29. Промышленности было поручено наладить производство копий американского самолёта. Возглавить проект Сталин предложил А.Н. Туполеву. Внедрение Ту-4 в производство шло энергично.
19.05.1947 состоялся полёт первого серийного самолёта, к концу 1949года, в составе Дальней авиации числилось более 300 машин. Всего выпустили около 1200 самолётов.
Ту-4 стал первым отечественным носителем ядерного оружия.
В 1951году создан бомбардировочный полк, вооружённый атомными бомбами. В его состав вошло 22боевых самолёта-носителя.
Производство Ту-4 было прекращено в 1952году.
Скорость полёта-558км.час, дальность- 6200км, потолок- 11200м, бомбовая нагрузка – 8 т.
Материал подготовлен по материалу :
Журнал «Филателия», №3., 2015г. Алексей Бородин.
Свидетельство о публикации №215040100666
С уважением
Зоя Орлова 22.04.2015 19:53 Заявить о нарушении
Спасибо! За тёплые слова и понимание.
Мила14 22.04.2015 20:44 Заявить о нарушении