Сани этимология
сани и повез[о]ша кыеву. попов
Повесть временных лет (XII в.)
1) Существующая этимология
а) Корень: -сан-; окончание: -и. Значение - повозка на полозьях.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. *?, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. сани мн., др.-русск., церк.-слав. сань ж. «змея», русск. сани, укр. сани мн., санка «полоз», болг. санка «санки», сербохорв. саони «сани», санкати се «кататься на санях», словенск. sani мн., sanjkati sе, чешск. sane «сани, челюсть, скула», san ж. «дракон, змей», словацк. sane мн. «сани», sa; ж. «дракон, змей», польск. sanie, sanki мн. «сани», sannice «полозья», в.-луж. sanje, н.-луж. sane мн. «сани».
Ввиду знач. «сани, санный полоз» и «змея» (ср. полоз, чешск. рlаz «пресмыкающееся») исконнослав. происхождение вероятнее, чем заимств. Сравнивают с лит. sonas «бок, сторона», латышск. sans — то же, первонач. «ребро»; недостоверна связь с греч.sanis (род. п. - idos) ж. «свая, балка, толстая доска» (с возможным *ks-). Ср. греч. siniki atrochos amaxa (Гесихий), в котором предположили «восточноевропейский» элемент.
Следует отклонить попытки объяснения слова сани как заимств. из фин.-угорск. (ср. саамск. к. cionnе «вид саамских саней», манси sun), а также попытки сблизить это слово с тат. cаnа «сани», казахск. sаnа, монг. cаnа, бурят. sаnа, калм. tsan; «сани, лыжи», поскольку эта близость носит исключительно случайный характер (???). Др.-русск. обычай везти покойника на кладбище на санях даже летом объясняет др.-русск. выражение: сидети на саньхъ «стоять одной ногой в могиле».
б) ЭСБЕ
https://ru.wikisource.org/wiki//
Сани (древн.) — были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, напр. в Египте. …
Слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, мадьярами и румынами; происходит оно, по мнению проф. Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея»; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами С. на Руси были «возила», «дровни», позже «каптана» и «избушка». См. Н. И. Костомаров, «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII ст.» (СПб., 1887); Д. Н. Анучин, «С., ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археологическо-этнографический этюд». (М., 1890).
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1996
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_23.pdf
Сани. 1. Повозка на полозьях… для передвижения преимущественно в зимнее время (947). «И ехаша лЪтЪ на санях», Ипать. Лет. 1383 г. «А снег лежал … четыре недели, и на санех люди ездили», Моск. лет. 2. Ритуальная повозка на похоронах, свадьбе (1015). 3. Единица измерения и обложения каких-либо товаров. 1150 г.
б) Национальный корпус русского языка
Термин «сани» широко применялся в литературе XIX-XX вв. вплоть до 1999 года, в XXI веке используется редко.
* Волынская летопись (1262-1292): «ц(с;)рмь. и возложиша и на сани».
* Повесть об ослеплении Василия II (1450-1470): «Он же повел; сани многы изрядити, какъ возы с рогозинами, а ини с полъстьми, а в нихъ по два человека в доспесе, а третий после идеть, какъ бы за возом».
* протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675): «И в полнощи привезли сани ко двору моему, ломилися в ызбу, хотя меня взяв в воду свести».
3) Обобщение и вывод
а) «Сани» княгини Ольги
Обычно историки и лингвисты при рассмотрении термина «сани» исходят из «первого» его упоминания в Повести временных лет под 947 год, относящемуся к деятельности княгини Ольги после победы над древлянами: "и сани её стоят въ Плесковъ и до сего дне". Княгиня совершила поездку в новгородские земли, где очевидно произошел новый передел земельных владений и были установлены границы: «И основала по Мсте погосты и установила дани, и по Луге — погосты и дани и оброки установила, и места охот ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты».
И причем здесь сани, какую роль играли сани (транспортное средство) в деятельности Ольги, почему о них (собственно кусок дерева) упоминает летописец, в чем государственное значение «саней»? Летописцы старались не употреблять ненужных слов - пергамент дорог.
Иврит: САНИ = ивр. ШЭНЭТ засечка, отметка, метка; СИН скоба; ШИНЕН быть сделанным с зубцами; ШЕН зубец. В те времена помечали (разграничивали) территорию зарубками на деревьях или ставили межевые знаки, зарубкам и знакам придавалась различная форма.
Трезубец (;) – знак, указывающий на план родовой территория Рюриковичей, полоса вдоль Днепра, с небольшими отступлениями на запад и восток (впадение крупных рек у Киева: Припять, Десна), на север больше, на юг (кочевники) меньше. Скорее всего «сани» Ольги - метка, межевой знак во времена правления княгини (хазарская, болгарская принцесса, по мнению некоторых исследователей???). Позже трезубец появился на монетах князя Владимира как описание схемы (герб, тотем Днепра) страны.
Следовательно, говорить о сформировавшемся в определенных границах государстве "Киевская Русь" можно с 990 г. - появился герб, монета, Великий князь, единая религия, были четко очерчены границы и направление дальнейшего развития - на Восток, Запад и Север. До этого времени территория Руси представляла узкую прибрежную полосу вдоль р. Днепр. Не сани, а метки – родовые межевые знаки Рюриковичей поставила княгиня в Плескове (Пскове); во времена Ольги Русь перешла к согласованному (узаконенному) налогообложению; до этого сбор налогов (дань) носил стихийный характер.
б) Макс Фасмер в своих исследованиях не опирается на сакральный язык иудеохристианства и уводит исследовательскую мысль от иудео-тюркской действительности в славянскую мифологию, не имея для этого исторического, логического и лексического основания (никто не знает славянской лексики). Позаимствованный им у исследователей XIX века вывод, связь «сани-змей, дракон» – непонятна, что между ними общего???
в) Нам известно, что в междуречье Днепр-Волга первым государственным образованием был Хазарский каганат (650-969), государственный язык иврит, религия иудаизм; евреи в Крыму зафиксированы по памятникам (надгробья) в I в. до н.э. Язык формируются в определенной идеологической (религиозной) среде. До принятия на этих территориях иудаизма и позже иудеохристианства социальное пространство было политеистическим (множество культов), что препятствовало возникновению государственности, а проще говоря - единомыслия. Для успешного делового взаимодействия различных племенных групп совершенно необходимо, что бы отправители и получатели сигнала-сообщения имели между собой общую терминологическую, информационную систему . Иудаизм, а затем иудеохристианства (религиозно-торговый язык) и выступили в роли этой корреляционной (взаимосвязь) системы, на базе терминологии иудаизма сформировался общий русско-тюркский лексикон.
Вывод
Целесообразно установить связь термина «сани» с библейской терминологией и образами.
4) Терминология иврита и библейский образ
Итак, приведенные выше примеры истолкования термина «сани» показывают, что сани воспринимались в древнем обществе как транспортное средство, предназначенное для передвижения людей и грузов в зимнее время, на санях люди – ездили. Первоначальная функция этого транспортного средства (для чего предназначен предмет?) - езда, передвижение, доминирует над всеми выводами поздних комментаторов. Следовательно, в сакральной терминологии нам необходимо искать понятия (термины) - ехать, ездить, передвигаться, двигаться; мы должны ответить на вопрос философии – для чего предназначен предмет?
а) Терминология
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень и прочитаем его наоборот, как в иврите – САНИ = ИНАС, уберем гласные знаки (иврит письмо согласных знаков) = Н.С.; у нас моментально выявляется корень позднего иврита Н.С. ездить, ехать, передвигаться.
*САНИ = корень иврита Н.С. прочитан наоборот – С.Н. = ивр. Н.С., НАСА ехать, ездить, путешествовать, передвигаться (в позднем иврите); в библейском иврите – подниматься в путь, отправляться в путь, выступать, приводить в движение, двигаться.
Страдательная форма от НАСА (над объектом совершается действие) = ивр. НИСА; наоборот – САНИ.
Т.е. транспортное средство для передвижения (движения), поездок людей.
б) Библейские образы
* Числа 10:35: «Когда поднимался (НЕСОА, от НАСА, двигался) ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!».
Исход 15:22: «И повел (ЙАСА, от НАСА) Моисей Израильтян от Чермного моря, и они вступили в пустыню Сур; и шли они три дня по пустыне и не находили воды».
Бытие 11:2: «Двинувшись (НАСА, двигаться) с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там».
Исаия 35:12: «жилище мое снимается (НИСА, двигаться) с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский…».
Таким образом, термин «сани» является транслитерацией (передача слова другим алфавитом) библейского корня Н.С., НАСА (НИСА), прочитан и зафиксирован в русской письменности наоборот – САНИ.
Свидетельство о публикации №215040300699