Монархия и социализм

Информационное агентство «Новости Федерации» опубликовало комментарий директора Канцелярии Дома Романовых по поводу выступления протоиерея Всеволода Чаплина о совместимости монархии и социализма


Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что больше всего России подошла бы политическая система, которая бы «объединила монархию и социализм» - т.е. сочетала элементы жесткой централизованной власти и социального государства.

"Державность, справедливость и солидарность - это три ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм ", - заявил священник.

Для него очевидно, что у народа есть симпатии и к идеалам социализма, и к идеалам монархии. "И в этом контексте мы должны отстаивать наше право на то, чтобы иметь сильную центральную власть и иметь социальное государство, ориентированное не просто на нужды простого человека, но на его мнение, соборный голос, коллективный разум", - заявил представитель Церкви.

По его мнению, народ и власть в России "всегда чувствовали себя чем-то единым". "Противопоставление народа и власти - это навязанная нам, чуждая для нас идея. Но это единство народа и власти немыслимо без веры, именно поэтому ценность веры является центральной", - убежден священник.

«Как бы вы прокомментировали эту идею? Возможно ли «объединить монархию и социализм» в наше время?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к ряду экспертов.



Александр Закатов
канд. ист. наук, директор Канцелярии Дома Романовых:

Ничего необычного в такой постановке вопроса нет. Протоиерей Всеволод Чаплин выразил идею, которая созвучна положениям Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, где говорится и о нравственных преимуществах монархии, и о социальном долге государства.

Разумеется, речь идет не о политическом партийном социализме, основанном на материализме и классовой борьбе, а о социальной ориентированности всей государственной системы, ее направленности на защиту прав и интересов граждан. Монархия, организующая нацию по образу семьи, способна наиболее эффективно сочетать религиозные и нравственные идеалы с насущными социальными и экономическими потребностями людей.

К сожалению, многолетняя пропаганда поселила в сознании общества мысль, что монархия – нечто архаичное, несовместимое с современными социально-политическими потребностями. Это не соответствует действительности. Еще до революции, когда в жизни государства действительно было много пережитков прежних эпох, российская монархия шла по пути важнейших преобразований, расширяя социальную защиту трудящихся (продолжительность рабочего дня, страхование, пенсии, медицинская помощь, обучение детей).

Конечно, идеализировать то время нельзя. Проблем было много. Но они существовали не только в России, а и в остальных странах тоже. В США, Великобритании, Франции, Германии рабочий день был дольше, чем в России. Например, президент США Уильям Говард Тафт публично признал рабочее  законодательство Российской Империи при Николае II самым прогрессивным на тот момент в мире.

В полной мере идею о совмещении монархии и лучших черт социалистической системы выразил первый глава дома Романовых в изгнании государь Кирилл Владимирович. Он не мог смириться с богоборчеством и массовым террором коммунистического режима, но считал, что в советской социальной системе есть много разумного. Кирилл Владимирович был убежден, что государство обязано гарантировать справедливость и достойный уровень жизни всем гражданам.

Свое отношение к послереволюционным изменениям император Кирилл сформулировал так: «Не нужно уничтожать никаких учреждений, жизнью вызванных, но необходимо отвернуться лишь от тех из них, которые оскверняют душу». Кирилл Владимирович полагал, например, что, в случае реставрации монархии наряду с восстановлением частного крестьянского земельного владения необходимо сохранить и коллективные хозяйства. Он был сторонником национализации недр как общенародного достояния. Одобрял лозунг «Царь и Советы», предполагавший синтез легитимной монархии и советской системы выборного народного самоуправления.

Нынешняя глава дома Романовых, великая княгиня Мария Владимировна, так же, как и ее дед Кирилл Владимирович, убеждена: традиционные ценности и институции должны служить актуальным социальным целям, а социальные цели, в свою очередь, не могут быть достигнуты без опоры на многовековой исторический опыт.

Но сейчас и в обозримом будущем для восстановления монархии нет предпосылок. Современному состоянию нашего общества и сегодняшней международной обстановке соответствует сильная президентская республика. Но в долгосрочной перспективе мы вполне можем размышлять и говорить о более гармоничном и прочном государственном строе, который соединит в себе ценности тысячелетней наследственной монархии и новые социальные запросы российского народа


http://regions.ru/news/2548539/



ПРИЛОЖЕНИЕ:

Из Декларации императора в изгнании Кирилла Владимировича о принципах преобразований, планируемых им в случае восстановления обновленной народной самодержавной монархии в России. Сен-Бриак, 13/26 января 1928 года

(…) Я, Носитель титула Императора Всероссийского, принадлежащего мне по праву престолонаследия, в соответствии с Манифестом моим от 31 Августа 1924 г[ода], счел за благо объявить Русскому Народу основания, на которых, по крайнему моему разумению, должна быть восстановлена Империя Российская.

Я повторяю, что, как и прежде, я отвергаю всякую попытку самочинных восстановителей России опереться на помощь иностранного вооруженного вмешательства в судьбы нашей Родины.

Сколь бы высоко ни было звание вождей эмиграции, и как бы ни были велики их заслуги в прошлом пред Престолом и Отечеством, вся их настоящая деятельность на чужбине – есть государственная измена Мне и России, нарушение долга и присяги верноподданного.

Да отвернутся от них русские люди, чающие прочного успокоения Родины под сенью Законного Наследственного Царя.

Только Божией Милостью Законный Царь, ответственный лишь пред Богом, независимый от людского произвола и опирающийся на широкие народные слои, может быть действительно защитником справедливых интересов всего населения в равной мере и положит конец губительным проявлениям классовой борьбы, указав каждому его место и значение в Государстве Российском.

Мне известно, что пришедшая обманом к власти и существующая бессовестною ложью кучка отщепенцев запугивает вас возвращением Державного Хозяина Земли Русской. Вам говорят, что Царь несет русскому народу казни и кары за смуту, отнятие у крестьян земли, восстановление сословий и закабаление трудящихся в новое рабство.

Все это ложь коммунистов и их прислужников, рассчитанная на то, что действительная правда о Моих намерениях в обстановке подавления каждого свободного слова не дойдет до народного сердца.

Я уже неоднократно высказывался против кар и мщения за те преступления, в которые ввергло русских людей владычество коммунистов. Грехи соблазненных – Божьему предадим суду. Пусть ответ даст лишь тот, кто с полным сознанием разрушал священные устои России.

Равным образом, я не намерен уничтожать народных учреждений, жизнью вызванных, и начинать ломку сложившегося уклада трудовой жизни. Необходимо отвернуться лишь от тех учреждений, кои оскверняют душу человеческую, насаждая безверие, разрушая семейные и нравственные основы и подменивая национальную госудаственность коммунистическим интернационалом.

В основе преобразований, которые должны упорядочить русскую жизнь, мною положено следующее руководящее начало:

Всему населению России будет обеспечено действительное участие в устроении государственной жизни.

Непременное и постоянное участие народных представителей в законодательстве и управлении Империи мыслится мною, как краеугольный камень новой монархической России.

А посему, не отвергая советской системы народного представительства, я обеспечу свободное избрание в советы представителей всех хозяйственных и производительных слоев населения, а равно членов профессиональных организаций и специалистов, выдвинувшихся своим знанием и опытом в делах государственных.

Советы сельские, волостные, уездные, губернские и областные или национальные, увенчанные периодически собираемыми Всероссийскими Съездами Советов – вот, что способно приблизить Русского Царя к народу и сделать невозможным какое-либо средостение в виде всесильного чиновничества или же иного, пользующегося особыми преимуществами, сословия.

Российская Империя будет построена на началах широкого областного самоуправления, и в ней не должно быть места угнетению других национальностей русским большинством. Местные должностные лица управления и суда должны быть коренными жителями данной местности или же по своей предшествующей деятельности достаточно знакомы с местными условиями.

Частновладельческая земля, коей завладели крестьяне за время революции, останется в их обладании. Никакого выкупа за землю установлено не будет. Но на новых владельцев будет возложена священная обязанность обрабатывать полученную землю с рачительностью доброго хозяина, дабы интересы государства не претерпели бы ущерба от этого коренного преобразования нашего земельного уклада. Землеустроительные мероприятия местных органов, при участии представителей населения, должны будут выяснить размеры крестьянских владений и снабдить новых собственников законными документами.

Земельная собственность подлежит свободному отчуждению на правовых основаниях, но преимущественное право покупки земли, по действительной ее стоимости, будет принадлежать государству и общинам.

Я окажу всемерную поддержку представителям других слоев населения: городским жителям, военным, служащим и рабочим, готовым отдать свои силы и способности увеличению производительности нашего земледелия, в приобретении ими на льготных основаниях годных для обработки неиспользованных земельных площадей.

Императорское Правительство выработает ряд действительных мер, способствующих широкому переходу землевладельцев на обработку земли машинами, снабжению их скотом и доброкачественными семенами и вообще улучшению обработки земли. В виду коренного разрушения нашего сельского хозяйства проведение в жизнь указанных мер потребует известной постепенности.

Восьмичасовой фабричный рабочий день должен быть той нормой труда, которая оградит трудящихся от злоупотребления работодателей. Вместе с тем, никому не должно быть воспрещено увеличивать свое благосостояние лишним трудом и сверх этой нормы.

Императорское правительство будет внимательно следить за тем, чтобы вновь возникающий мелкий торговый и промышленный капитал не наносил бы ущерба интересам трудящихся. Особое попечение Императорское Правительство будет иметь об охране труда женского и несовершеннолетних.

Я буду всячески содействовать развитию здорового профессионального движения, созданию больничных и страховых касс для рабочих и преодолению несогласий между предпринимателями и рабочими при участии государственных третейских судов. Но, вместе с тем, будут приняты все меры к защите трудящихся от домогательств самочинных руководителей рабочего движения навязать свою волю в деле устройства трудового быта. Рабочие убедятся сами, что в союзе с государственной властью они достигнут гораздо большего, чем в борьбе с нею под руководством партийных вожаков, которые во всех странах насиловали волю трудящихся неизмеримо в большей мере, чем государство.

Императорское правительство использует все возможности для развития, при содействии промышленности и домовладения, городского домостроительства и улучшения жилищных условий на пространстве всей Империи.

Промышленные и торговые предприятия будут обращены в частную собственность во всех случаях, когда это не нарушит государственных интересов или интересов кооперации, организованной на здоровых основах.

Также будет восстановлена широкая свобода торговли и частного почина.

Я сохраню право верховной собственности Государства на все недра и крупные лесные хозяйства на пространстве Империи. Равным образом в обладании государства останутся и нефтеносные земли. Означенные мероприятия дадут возможность не обременять население чрезмерными налогами.

Все пострадавшие имущественно от вышеуказанных мер или же лишившиеся трудоспособности при советской власти будут постепенно вознаграждаться в порядке государственного обеспечения и в той мере, в какой это позволят средства Государственного Казначейства.

Православная Церковь - этот камень веры, на котором зиждится бытие русской государственности, - получит в Империи каноническое устройство. Вместе с тем, никому не должно быть возбранено прославлять Единого Бога в ином исповедании веры.

Другим основанием нашей государственности должна быть семья, построенная на началах религиозной нравственности. Особому попечению государства будет поручена охрана материнства, младенчества, беспризорных и сирот - безвинных жертв гибельного опыта коммунистов.

Я обещаю, что все способные и деловые люди, независимо от происхождения, получат в возрожденной Империи одинаковый доступ к занятию государственных должностей. Я возвращу русскому народу суд скорый, справедливый и милостивый на началах судебных преобразований моего великого Деда Императора Александра II.

К прочим мероприятиям, которые в первую очередь должны обеспечить мирное развитие Империи и залечить глубокие раны смуты, я отношу:


• Широкое народное просвещение и насаждение профессионального образования.

• Беспощадное искоренение хулиганства и праздности.

• Уменьшение косвенного обложения и налогов на мелкие ремесла и промыслы.

• Целесообразную свободу печати и общественной жизни.

• Удешевление железнодорожных и почтовых тарифов.

• Возможно широкую медицинскую помощь всем страдающим тяжкими болезнями, которые получили в годы владычества коммунистов столь значительное распространение.

Вот путь, следуя по которому, я намерен возвратить русский народ к мирному труду, довольству и порядку и восстановить нашу Родину в значении носительницы мира среди других народов.

Я призываю всех русских людей проникнуться твердостью моих стремлений видеть все население Империи Всероссийской свободным, умиротворенным и благоденствующим. Все должны помнить, что лишь самоотверженная работа и объединенные усилия Русского народа помогут мне в скорейшем осуществлении моих намерений.

С нами Всемогущий Бог, Который поддержит нас в борьбе с хулящими Имя Его.

Верю в Его споспешествующую милость и в близкое возвращение к исполнению моего Царского долга.

/на подлинном собственною его императорского величества рукою подписано/

КИРИЛЛ

С[ен-]Бриак. 13/26 января 1928 г[ода]
АРИД, ф. 8, оп. 1, д. 1


Рецензии
Спасибо! Вот откуда дует ветер анафемы Чаплина! Странно, поспорить можно всегда по любому вопросу, а здесь странности уже в наготе политической, цепляя нравственную воспитанность по эмоциям народным. И тут же мне пришли на ум совсем иная точка зрения на рассуждения протоирея Чаплина: "И. В. Киреевский - философ, публицист, один из первых представителей славянофильства в русской культуре. Видел источник кризиса европейского просвещения в отходе от религиозных начал и утрате духовной целостности. Считал, что западному рационализму должно быть противопоставлено русское мировоззрение, основанное на чувстве и вере.
Главенствующее место у Киреевского занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире."
«...У нас есть Надежда и Мысль о великом назначении нашего отечества!»  
Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества».  «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины».
А вот истины с мнением Чаплина и не видно. Притом, что он грозится ещё и анафемой российскому народу. Что-то я вообще в людях перестала разбираться. Такой большой ум протоирейский, а мышление с рассуждениями логически не укладываются в канву рациональности и актуальности.
Так в чем же суть его угроз?

Анна Каро   05.07.2017 19:17     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.