C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Имя и Отчество

                Имя и Отчество.

     Вчера смотрел «Голос. Дети», и потом плавно переместился к  Урганту. Обещали показать певца Робби Уильямса. Я стал ждать прихода британской знаменитости, а пока на разогреве выступали Андрей Малахов с какой-то дамочкой, очень приличной. Они  обсуждали, следует ли обращаться друг к другу по имени отчеству.
      До революции у нас интеллигентные люди по-другому никогда и не обращались. Это потом, при социализме, если ты не высокопоставленный работник, тебя можно было величать и Петькой, и Ванькой, и Борькой. Про теперешнее положение, я уже и говорить не хочу.
      Слушая их «за» и «против» такого общения, мне вспомнился один поучительный случай, который произошёл со мной во времена оны. Я тогда, будучи  22-ух летним юношей, только что закончившим институт,  был направлен молодым специалистом  по распределению строить газопроводы на Крайний Север. Прораб в первый же день моей трудовой деятельности прямо на компрессорной стал  знакомить меня с бригадой. 
     «Знакомьтесь, ваш новый мастер – Виктор Сергеевич», - представил он меня. И все рабочие, а это были высококвалифицированные специалисты по монтажу турбин, не первый год зарабатывавшие «длинный  рубль» на Севере, жали мне по очереди руку. Потом в прорабке я спросил  у Якова Романовича, непосредственного моего начальника, которому самому было всего 26-ть, -  не смешно ли выглядят мои «Виктор Сергеевич» по отношению к сорока-пятидесятилетним мужикам.
      «Нисколько, - ответил он мне, - и я тебе объясню, почему? То, что знают они, ты будешь знать, максимум, через год. А вот то, что знаешь ты, они не будут знать никогда…».
      Так, с первых дней строительства газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» я стал Виктор Сергеевичем, отныне и навсегда.  И никогда  об этом не жалел…
     Потом, не смотря на разницу в возрасте, мы все подружились. На  Крайнем Севере иначе нельзя. Много раз я выручал моих «ребят» из разных ситуаций, и они всегда стояли за меня горой.

P.S.
И ещё, вдогонку, притча от Яков Романовича.
  «Что значит, быть интеллигентным человеком»? – спросил он меня однажды, когда мы возвращались с компрессорной станции в наш вагончик-бочку.
    Я пожал плечами…
   «Для этого нужно закончить три института, - сказал он, внимательно на меня посмотрев, - первый  должен закончить твой дед, второй – твой отец, и уже третий – ты сам…».
    Почему-то эти слова я тоже помню до сих пор. Вы не знаете, почему?


Рецензии
Здравствуйте, Виктор Сергеевич!

Даже наличие трёх ВУЗов у трёх поколений не даёт гарантии интеллигентности. И ещё: предполагает ли интеллигентность нравственность? Позвольте предложить Вашему вниманию цитату:

«Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения, наводнивших нашу современную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: [интеллигенция], интеллигентный и даже чудовищное имя существительное — интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. ... Случается даже встречать сельская [интеллигенция]... В известном смысле, впрочем, эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо [интеллигенции] и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были “люди ученые”, затем “люди образованные”, наконец, хотя и “не ученые” и “не образованные”, но все-таки “умные”. [Интеллигенция] же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их [интеллигенцией]»

Желтов Ив. М. Иноязычие в русском языке // Фил. зап., вып. 4-5. Воронеж, 1890

Что же касается обращения по имени-отчеству... Таковы традиции русского народа и именно так обращались к уважаемому человеку. Считалось постыдным к определённому возрасту не заработать столь уважительного обращения. И для этого совсем не было необходимости иметь за плечами ВУЗ.

Душа Шахини 1   18.05.2016 23:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за обстоятельную рецензию!
Интеллигентности, мне кажется, человеку ничто не даст, если нет у него души...
С уважением,
Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   19.05.2016 15:03   Заявить о нарушении
Душа есть у всех - и у интеллигентов и не. Наши тела вместилища для Души. Прислушайтесь к тому как мы говорим и правильно ли:
- Моя Душа.
А кто так говорит - тело?
Вот я и предложила Вам начало размышлений на эту тему, а она довольно обширна. Однако, что касается термина интеллигентность - не уверена в том, что это то достоинство к которому следует стремиться. Вы упомянули наличие ВУЗов за плечами не одного поколения. А что можно сказать когда на детях интеллигентов не в первом поколении природа отдыхает? Но ведь многие ВУЗы не дают широкого и всестороннего образования. Это всего лишь знания по специальности, а значит - профессия. Все ли инженеры, врачи, учителя и т.д. хорошо воспитаны, достаточно владеют собой чтобы не сорваться на крик, оскорбления? Все ли они эрудиты? Так почему же к ним нужно обращаться по имени-отчеству, а к слесарю с золотыми руками просто по имени? Возможно Вы имели в виду определённого рода субординацию?

Душа Шахини 1   19.05.2016 15:18   Заявить о нарушении
Может быть, и просто субординацию, но мне тогда, молодому специалисту, всё это здорово пригодилось в жизни... А институт, какой бы он ни был, да и просто учёба, никогда не помешают...
С уважением,

Виктор Решетнев   19.05.2016 15:23   Заявить о нарушении
Вот теперь я смогу Вас понять. Значит речь шла не об интеллигентности, а о субординации. Но я знаю о том, что есть такие специалисты, без наличия ВУЗовских дипломов, о которых ходят легенды. Никакие инженеры не смогут с ними сравниться. А протест мой был продиктован некоторым неоправданным снобизмом Ваших старших наставников.

Душа Шахини 1   19.05.2016 15:31   Заявить о нарушении
Как мне представляется, классический случай: прежде чем вступать в полемику, хорошо бы о терминах договориться.
Тамара, в своей публикации Вы привели цитату из позапрошлого века, а можно вспомнить, и что "самый человечный человек" говаривал об интеллигенции. И, между прочим, это отношение до сих пор даёт о себе знать.
Конечно, сводить всё к образованию неправильно, но его отсутствие тоже ничем не заменишь, даже самой замечательной душой.

С уважением к обоим авторам,

Августин Летописец   19.05.2016 18:30   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей!

А разве приведённая мною цитата потеряла свою актуальность? По-моему она совершенно современна и прекрасно вписывается в поднятую Виктором тему.

Душа Шахини 1   19.05.2016 18:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тамара!

Я немного о другом. После победы советской власти в головы людей внедрялись идеологические догмы о передовой роли рабочего класса и "неполноценности" интеллигенции. Результат: победа воинствующего примитивизма. Теперь же, по укоренившейся за десятилетия привычке вновь начинаем спорить о ерунде, в то время как здесь на каждого из нас (условно - интеллигента) придётся с десяток "человек с дубьём", которым эти наши споры абсолютно "по барабану".
Если возвращаться к упомянутой Вами цитате, то можно вспомнить и другой термин, запущенный, если не ошибаюсь, А.И.Солженицыным: "образованщина".
Ещё раз хотел бы обратить внимание: снобизм никого не красит, но тем, кого подразумевают под интеллигентом, он и не присущ, а от окружающего всепроникающего мракобесия уже негде спрятаться. Так давайте же хоть друг друга без крайней нужды не клевать.

Августин Летописец   19.05.2016 19:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Августин, за Ваши комментарии!
По поводу этого спора мне вспомнился случай из времён раннего Пушкина. Полемика тогда велась из-за новомодного иностранного слова "калоши", хотя у нас было своё "мокроступы". Но в истории осталось то, что осталось.
С уважением ко всем полемистам,
Виктор Решетнёв.

Виктор Решетнев   20.05.2016 11:41   Заявить о нарушении
Добрый день, Андрей и Виктор Сергеевич!

И я невольно вспомнила спор интеллигентов о том как правильно - побасенки или побасёнки.
Правда, мне казалось, что автор вёл речь о том, что по имени-отчеству называют так называемую интеллигенцию - т.е. людей имеющих три поколения закончивших ВУЗы.
Прошу простить, господа, но у меня ощущение, что мы говорим на разных языках и каждый из нас не понимает другого. Я попыталась уточнить, что имел в виду автор, но потерпела фиаско. Мне очень жаль.

Приятного всем дня!

Душа Шахини 1   20.05.2016 12:00   Заявить о нарушении
Моё почтение обоим авторам!

Тамара, на мой взгляд, Вы напрасно так пессимистично смотрите на наш обмен мнениями. Здесь нет никакого фиаско, просто разговор несколько вышел за рамки первоначальной темы. Однако, учитывая состав участников, это неудивительно.

Августин Летописец   20.05.2016 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.