Рецензии на произведение «Имя и Отчество»

Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

Здравствуйте, Виктор Сергеевич!

Даже наличие трёх ВУЗов у трёх поколений не даёт гарантии интеллигентности. И ещё: предполагает ли интеллигентность нравственность? Позвольте предложить Вашему вниманию цитату:

«Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения, наводнивших нашу современную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: [интеллигенция], интеллигентный и даже чудовищное имя существительное — интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. ... Случается даже встречать сельская [интеллигенция]... В известном смысле, впрочем, эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо [интеллигенции] и интеллигентов у нас прежде не бывало. У нас были “люди ученые”, затем “люди образованные”, наконец, хотя и “не ученые” и “не образованные”, но все-таки “умные”. [Интеллигенция] же и интеллигент не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их [интеллигенцией]»

Желтов Ив. М. Иноязычие в русском языке // Фил. зап., вып. 4-5. Воронеж, 1890

Что же касается обращения по имени-отчеству... Таковы традиции русского народа и именно так обращались к уважаемому человеку. Считалось постыдным к определённому возрасту не заработать столь уважительного обращения. И для этого совсем не было необходимости иметь за плечами ВУЗ.

Душа Шахини 1   18.05.2016 23:25     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за обстоятельную рецензию!
Интеллигентности, мне кажется, человеку ничто не даст, если нет у него души...
С уважением,
Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   19.05.2016 15:03   Заявить о нарушении
Душа есть у всех - и у интеллигентов и не. Наши тела вместилища для Души. Прислушайтесь к тому как мы говорим и правильно ли:
- Моя Душа.
А кто так говорит - тело?
Вот я и предложила Вам начало размышлений на эту тему, а она довольно обширна. Однако, что касается термина интеллигентность - не уверена в том, что это то достоинство к которому следует стремиться. Вы упомянули наличие ВУЗов за плечами не одного поколения. А что можно сказать когда на детях интеллигентов не в первом поколении природа отдыхает? Но ведь многие ВУЗы не дают широкого и всестороннего образования. Это всего лишь знания по специальности, а значит - профессия. Все ли инженеры, врачи, учителя и т.д. хорошо воспитаны, достаточно владеют собой чтобы не сорваться на крик, оскорбления? Все ли они эрудиты? Так почему же к ним нужно обращаться по имени-отчеству, а к слесарю с золотыми руками просто по имени? Возможно Вы имели в виду определённого рода субординацию?

Душа Шахини 1   19.05.2016 15:18   Заявить о нарушении
Может быть, и просто субординацию, но мне тогда, молодому специалисту, всё это здорово пригодилось в жизни... А институт, какой бы он ни был, да и просто учёба, никогда не помешают...
С уважением,

Виктор Решетнев   19.05.2016 15:23   Заявить о нарушении
Вот теперь я смогу Вас понять. Значит речь шла не об интеллигентности, а о субординации. Но я знаю о том, что есть такие специалисты, без наличия ВУЗовских дипломов, о которых ходят легенды. Никакие инженеры не смогут с ними сравниться. А протест мой был продиктован некоторым неоправданным снобизмом Ваших старших наставников.

Душа Шахини 1   19.05.2016 15:31   Заявить о нарушении
Как мне представляется, классический случай: прежде чем вступать в полемику, хорошо бы о терминах договориться.
Тамара, в своей публикации Вы привели цитату из позапрошлого века, а можно вспомнить, и что "самый человечный человек" говаривал об интеллигенции. И, между прочим, это отношение до сих пор даёт о себе знать.
Конечно, сводить всё к образованию неправильно, но его отсутствие тоже ничем не заменишь, даже самой замечательной душой.

С уважением к обоим авторам,

Августин Летописец   19.05.2016 18:30   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей!

А разве приведённая мною цитата потеряла свою актуальность? По-моему она совершенно современна и прекрасно вписывается в поднятую Виктором тему.

Душа Шахини 1   19.05.2016 18:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тамара!

Я немного о другом. После победы советской власти в головы людей внедрялись идеологические догмы о передовой роли рабочего класса и "неполноценности" интеллигенции. Результат: победа воинствующего примитивизма. Теперь же, по укоренившейся за десятилетия привычке вновь начинаем спорить о ерунде, в то время как здесь на каждого из нас (условно - интеллигента) придётся с десяток "человек с дубьём", которым эти наши споры абсолютно "по барабану".
Если возвращаться к упомянутой Вами цитате, то можно вспомнить и другой термин, запущенный, если не ошибаюсь, А.И.Солженицыным: "образованщина".
Ещё раз хотел бы обратить внимание: снобизм никого не красит, но тем, кого подразумевают под интеллигентом, он и не присущ, а от окружающего всепроникающего мракобесия уже негде спрятаться. Так давайте же хоть друг друга без крайней нужды не клевать.

Августин Летописец   19.05.2016 19:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Августин, за Ваши комментарии!
По поводу этого спора мне вспомнился случай из времён раннего Пушкина. Полемика тогда велась из-за новомодного иностранного слова "калоши", хотя у нас было своё "мокроступы". Но в истории осталось то, что осталось.
С уважением ко всем полемистам,
Виктор Решетнёв.

Виктор Решетнев   20.05.2016 11:41   Заявить о нарушении
Добрый день, Андрей и Виктор Сергеевич!

И я невольно вспомнила спор интеллигентов о том как правильно - побасенки или побасёнки.
Правда, мне казалось, что автор вёл речь о том, что по имени-отчеству называют так называемую интеллигенцию - т.е. людей имеющих три поколения закончивших ВУЗы.
Прошу простить, господа, но у меня ощущение, что мы говорим на разных языках и каждый из нас не понимает другого. Я попыталась уточнить, что имел в виду автор, но потерпела фиаско. Мне очень жаль.

Приятного всем дня!

Душа Шахини 1   20.05.2016 12:00   Заявить о нарушении
Моё почтение обоим авторам!

Тамара, на мой взгляд, Вы напрасно так пессимистично смотрите на наш обмен мнениями. Здесь нет никакого фиаско, просто разговор несколько вышел за рамки первоначальной темы. Однако, учитывая состав участников, это неудивительно.

Августин Летописец   20.05.2016 13:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

Виктор, ещё раз здравствуйте!

Яков Романович иносказательно подтвердил мысль, которую приходилось слышать до того: настоящий интеллигент может получиться лишь в третьем поколении, что по умолчанию подразумевает два предыдущих поколения с высшим образованием.
Понятное дело, само по себе образование никаких гарантий "интеллигентности" не даёт, но это, говоря математическим языком, одно из необходимых условий. И на основании личного опыта и наблюдений полностью с таким утверждением согласен.
Однако надо признать, что с проникновением коммерциализации во все стороны нашей жизни (и не в последнюю очередь в образование) шансы поднять средний уровень "интеллигентности" в стране сильно снизились.

С уважением,

Андрей Девин   18.05.2016 23:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей, за рецензию!
Может, интеллигентный человек получиться и в первом поколении, как Антон Чехов, мой любимый писатель, но это скорее исключение из правил.
А интеллигентность, я думаю, это наличие у человека души... а не только образования, знаний и материальных благ. И средний уровень интеллигентности в нашей стране сейчас непоправимо падает... Поэтому выбираться нам будет очень трудно...
С уважением,

Виктор Решетнев   19.05.2016 15:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

«Для этого нужно закончить три института, - сказал он, внимательно на меня посмотрев, - первый должен закончить твой дед, второй – твой отец, и уже третий – ты сам…».
****************************
Интеллигентным, конечно же, человек не становится, получив высшее образование.Её истоки из глубин воспитания поколений. Моё убеждение, что она передаётся с молоком матери. Совершенно верно сказал Ваш Яков Романович.Спасибо за удовольствие.Ольга

Ольга Бугримова   12.02.2016 17:14     Заявить о нарушении
Мы недавно собирались все вместе, бывшие работники Севера, по очень грустному событию, умер наш начальник управления. Якова Романовича не было, и никто не знал, где он сейчас. А мне бы очень хотелось его увидеть...
Спасибо, Ольга!

Виктор Решетнев   13.02.2016 16:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

Примечание к P.S.
Институты, гордо называемые университетами и академиями, в которых образование завершено после 2008-2012 гг. (в зависимости от региональной степени коррумпированности неинтеллигентных преподов) в счёт не идут.

Олег Кустов   22.12.2015 13:38     Заявить о нарушении
Я имею в виду те институты и те университеты (и жизненные тоже), которые заканчивали мы в то время.

Виктор Решетнев   22.12.2015 15:51   Заявить о нарушении
Вчера был год, Олег, как я появился на "Проза.ру". Столько всего произошло за это время... и хорошего и...разного.

Виктор Решетнев   22.12.2015 16:05   Заявить о нарушении
Можно и расширить года где-то до 2008-2010, но не более... -)) Так что, наверное, о поколении новой интеллигенции лет через 10 говорить не придётся. За редким исключением, не наберём. Бродский говорит, "обнюхивали друг друга", чтобы убедиться, кто есть кто. http://www.youtube.com/watch?v=4NkGa1Er_VU

Олег Кустов   22.12.2015 21:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

Тяжёлая жизнь у джентльменов! Бедные мужики! Ни тебе с бородой походить, ни тебе в "усмерть" напиться! Ну, что это за жизнь? Никакого кайфа! Р.Р.

Роман Рассветов   04.10.2015 00:16     Заявить о нарушении
Жизнь тяжела не только у джентльменов, но и у олигархов. Нам только их трудности не понять...В.С.

Виктор Решетнев   04.10.2015 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

В дополнение к РS
Чтобы стать джентльменом должно пройти сто лет
чтобы перестать им быть достаточно один раз не во время побриться
МК

Михаил Кивенсон   05.07.2015 18:52     Заявить о нарушении
Да, всё так, Михаил. Спасибо за отклик.
Удачи Вам!
С уважением, Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   06.07.2015 11:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

Прекрасная и очень мудрая миниатюра! С уважением, спасибо.
PS/ Лично мне импонирует еще вариант - по имени "на Вы", и мой родной, военный...через звание по фамилии...но где ж его применить, в гражданской то жизни?

Иван Таратинский   21.05.2015 16:00     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Иван, за рецензию. Думаю, что любое обращение между людьми будет уместным: и по имени, и по отчеству, и просто на вы. Главное, чтобы оно было всегда уважительным друг к другу.
Удачи Вам: и в жизни, и в творчестве, и на конкурсе "Народный писатель" тоже!
С уважением,
Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   21.05.2015 16:42   Заявить о нарушении
Спасибо! И Вам всех благ и творческих находок! С нарписом история интересная - обнаружил себя там без всяких поползновений со своей стороны...и, возможно, не с теми вещами, которые посчитал бы действительно достойными висеть на "лбу". С уважением,

Иван Таратинский   21.05.2015 16:46   Заявить о нарушении
Я бы без всяких сомнений повесил Ваш "Вкус того коньяка". Очень сильная вещь, о дружбе народов лучше не скажешь. Тем более, у меня самого много "не русских" друзей, но которые за меня и в огонь и в воду... буквально.
Рад знакомству с Вами, Иван!

Виктор Решетнев   21.05.2015 17:00   Заявить о нарушении
Взаимно рад! И, кстати, согласен...на мой взгляд - это лучше, чем то, что админы повесили.

Иван Таратинский   21.05.2015 17:01   Заявить о нарушении
Я послезавтра уезжаю на месяц, меня не будет на Проза.ру.
Поэтому я сегодня и повесил на посошок "Созидая Бога", то есть то, что тяжелее всего у меня. Вы же можете глянуть что-нибудь лёгкое, например - "Ремонт", или "Деда Гришку".
Заранее благодарен,
Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   21.05.2015 17:07   Заявить о нарушении
С удовольствием! Спасибо за приглашение,

Иван Таратинский   21.05.2015 17:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

Мудрый прораб! «Нисколько, - ответил он мне, - и я тебе объясню, почему? То, что знают они, ты будешь знать, максимум, через год. А вот то, что знаешь ты, они не будут знать никогда…» - золотые слова!
Повезло Вам, Виктор Сергеевич, на прораба.
Всего самого доброго Вам!
С уважением,
Виорэль Ломов.
P.S. А вот литераторы и вообще деятели "искюйства" любят общаться и вспомнить коллег только по имени, да еще "Петькой, и Ванькой, и Борькой" (кроме почивших, разумеется).

Виорэль Ломов   17.05.2015 09:54     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Виорэль, за отзыв и за то, что посетили мою страничку.
На Проза.ру я совсем недавно, менее полугода. Но, чувствую, и здесь мне повезло, как когда-то с прорабом на севере. Мне вообще везёт на хороших людей, и не просто на хороших, а, скорее, на близких мне по духу.
Скоро я уеду и появлюсь только через месяц, в конце июня. Но с Вами и с Вашим творчеством не прощаюсь, наоборот, вернувшись, познакомлюсь с ним как можно ближе.
Ещё раз спасибо. Здоровья Вам и удачи! Она никогда не помешает.
С уважением,
Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   17.05.2015 16:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

Вдогонку - интеллигентом можешь и не быть, а человеком быть обязан.

Нана Белл   14.05.2015 13:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Нана!
Мой любимый писатель - Антон Чехов. Этим, наверное, всё сказано. Более интеллигентного человека на Земле не было...
С уважением, Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   14.05.2015 15:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Имя и Отчество» (Виктор Решетнев)

А я знаю, уважаемый Виктор Сергеевич. Потому что Вы интеллигентный человек.
С праздником Вас !

Александр Багмет   06.05.2015 11:41     Заявить о нарушении
И Вас, Александр, с Днём Великой Победы!
Здоровья Вам, творческих успехов, и, конечно, удачи!
Без неё, порой, никуда...
С уважением,
Виктор Решетнев.

Виктор Решетнев   06.05.2015 12:53   Заявить о нарушении