Детские воспоминания- На каникулах по Енисею

Мои детские воспоминания  о моём родном городе Норильске отрывочны, смотрю на старые фото с видами того Норильска, каким он был в детстве и вспоминаю  свою десятилетнюю жизнь в Заполярье. Одно из ранних воспоминаний - это наши очень холодные зимы, когда  люди ходили по канатам натянутым между домами на работу. Иначе,  сносило бурей  и человека могло занести снегом, иногда люди пропадали в городе, их искали и откапывали. Тогда ещё не было такой защиты, какая она была выстроена потом, весь город   защищён специальными щитами от буранов. Меня тогда по малолетству месяцами держали дома.

 Город в то время наш был небольшой, впоследствии он рос не по годам, когда я училась уже в третьем классе - это был почти современный город с универмагами и троллейбусами, пятиэтажными домами и красивыми улицами, разделёнными на две полосы движения насаждениями из овса, больше у нас просто ничего не росло.

 А ещё одно из ярких воспоминаний - это наши поездки всей семьёй в отпуск на теплоходе по Енисею. Мой отец работал на никелевом комбинате мастером доменной печи, а отпуск он получал каждые два года, но  на несколько месяцев, так что мы выезжали с весны и до поздней осени в деревню к брату мамы в Омской области.
 
Впервые я ездила в возрасте 5 лет, к сожалению, очень мало что помню с той поездки. Единственное незабываемое воспоминание, когда меня напугала в том возрасте огромная собака овчарка, и я стала заикаться, да так, что меня не могли вылечить врачи. Тогда меня отвели к знахарке в той деревне, вот отлично помню, как она лила воск на стоящую у меня на голове медную тарелку и читала какие-то молитвы, они были такие монотонные, что я почти засыпала. Заикание прошло, словно его и не было.

 Но больше я запомнила свою вторую поездку в возрасте уже семи лет, это были мои первые каникулы, я закончила первый класс. Сначала  мы ехали на поезде до Дудинки, а там пересели на теплоход. Помню, что он топился углём, поэтому дым шёл черный, да и на теплоходе было, где испачкаться углём. Детей на теплоходе, которые ехали в отпуск с родителями, там находилось много, в тёплые дни нас отпускали погулять на палубу, предварительно одевали в теплые шубки и валенки, потому что в наших краях было ещё очень прохладно. Сначала нас сопровождали по берегам Енисея необозримые просторы тундры, а потом тундра уступила место тайге.

 Помню эти берега, где высились вековые ели и сосны, а иногда Енисей был так широк, что берегов вовсе было не видно. Когда мы приставали к редким населённым пунктам, то видно было на берегу, как по елям бегают белочки, что очень забавляла нас, детей. А иногда по берегам виднелись скалы и пещеры, что тоже притягивало наше внимание надолго.  Стало намного теплее и нас одели в осенние пальто. Дети играли в различные игры, прятки, салочки, мальчишки норовили попасть в машинный зал, где часто пачкались от угля и их ругали родители.

Наконец, мы прибываем в Красноярск, где пересаживаемся опять на поезд и едем в Омск. Там мы уже садимся на автобус, который идёт до нашего села Калачинское,  ныне город Калачинск. Это было очень большое село, при нём был колхоз, где работали все, в том числе брат моей мамы Иван, он был трактористом.  Он, как закончил семь классов,  так сразу пошёл работать в колхоз, любил ездить на тракторе ещё, когда был маленький, его дядя, который усыновил его после смерти родителей, тоже был трактористом.

 Дядя Ваня был младше моей мамы на шесть лет, в тот год он  давно уже вернулся с армии, где прослужил три года на подводной лодке . Дядя отделил Ивану свой дом, пока он был в армии, его строили всем колхозом. Вот в этом доме мы и останавливались, а осенью дядя Ваня намеревался жениться. Пока же было начало лета, косили сено на лугах, и мы с девчонками и мальчишками  из соседних домов бегали на скирды - валяться на пахучем сене, где нередко спорили и дрались с мальчишками за хорошие места, правда я в этих драках участие не принимала, потому что была городская и деревенские драчуны не лезли ко мне.

 Мы с девочками любили ещё собирать на лугах полевые цветы и плести из них венки, я всегда приходила домой в таком венке, за что мама меня хвалила. Ещё помню,  как меня поили  свежими сливками, потому что у меня было малокровие или пониженный гемоглобин,  как сейчас говорят. Как же я не любила эти сливки, до того они казались мне противными, что я потом много лет не могла есть ни сливки, ни сметану. Но зато, я обожала, есть все ягоды, за которыми мы ходили в лес с мамой, особенно мне нравились ежевика и дикая малина.

В августе была свадьба моего дяди Ивана, для деревенской жизни - это целое событие! К ней долго готовились, почти целую неделю, собирали закуски со всего села, маринады и соления, компоты из ягод, копчёную и валяную рыбу, сушёные грибы и многое другое. Всё это сносилось в наш дом, и я с интересом наблюдала за всеми приготовлениями.  Я, вместе с  соседскими ребятишками, бегала в дом невесты Валентины,там срочно дошивали платье, фату,  а вечерами собирались её подруги на девичники, где пели песни, провожая свою подружку замуж.

 В церкви тогда не венчались,  председатель колхоза выдавал документ  о регистрации брака молодым в доме Культуры. А перед этим  накрывали столы на улице - гостей было столько, что за столы не умещались. На столах чего только не было: главным украшением были знаменитые калачинкие пироги, рыба заливная - стерлядь ,студень  из мяса, сибирские пельмени , всякие салаты и  маринады, стоял квас, и конечно, самогон. Это мама мне потом рассказывала, что денег купить на такое большое количество людей водки, просто не было, поэтому там все пили самогон.

 За невестой ехали на нескольких бричках, запряжённых в тройки лошадей, в их гривы были вплетены бубенцы и красные ленты. Путь этому кортежу преграждали массивным бревном, жених и его друзья должны были его распилить, чтобы показать свою богатырскую силу. Мы подсмотрели с  подружками, что оно уже было подпилено, так что они быстро справились с этим делом. Потом был обряд выкупа невесты, мой дядя Ваня с друзьями долго торговались с подружками невесты, откупались вином, мелкими деньгами, а нам детям давали конфеты.

 Наконец, молодую пару усадили в бричку и поехали в дом Культуры, когда они вышли из него, то их посыпали овсом и хмелем, чтобы, как мне сказала мама, в их семье было сытно и жили счастливо. Потом поехали в дом жениха, где и проходила свадьба. Началось веселье - все пили, ели, произносили тосты, пели и танцевали под гармонь. Мы, дети, тоже принимали участие в веселье, нам накрыли отдельный стол, где стояли стаканы с компотом и те закуски, которые нам можно было есть. Я обожала  блины в сметане и пироги.

К вечеру, свекровь сняла фату с невесты, и заплела ей две косы, что обозначало, как мне пояснила мама, что она теперь замужняя женщина. Потом молодые отправились в свой дом, а веселье продолжалось до утра, но меня отправили спать. Помню, что я долго не могла заснуть, потому что рядом пели и плясали под гармошку. Вот так мой дядя Ваня женился, и у меня появилась тетя Валя, которую я очень любила. Впоследствии у них родилось двое детей, но я их видела только маленькими, когда мы ездили к ним ещё раз.

Назад мы возвращались тем же путём, только наоборот - сначала автобусом до Омска, потом поездом до Красноярска, ну а потом опять по Енисею на теплоходе. Как нам детям нравилось это путешествие, ведь тогда такая поездка- это было целое событие в нашей маленькой жизни. Енисей мне запомнился могучей и красивой рекой, прошло столько лет, а в памяти моей сохранились его прекрасные берега, зелёные ели и сосны, скалы  и такая широкая водная гладь, что иногда берегов не видно.  Енисей – ты остался в моей памяти и в моём детстве, так что я никогда не забуду тебя!

 Коллаж из фото интернета.


Рецензии
Словно побывал вместе с вами в этом путешествии. Спасибо. Но вместе с этим возникали свои воспоминания и хотелось, что-то добавить. А помните песни цикад, кузнечиков, полеты кузнечиков синекрылых? Вот-вот... В детство всегда хочется чего=то добавить. В мое...
С уважением Иван

Иван Цуприков   09.08.2016 20:14     Заявить о нарушении
Вот и добавьте, Иван, в свои воспоминания то, что Вы написали, а я помню треск кузнечиков на моей второй родине- Кубани, там их много- с симпатией!

Татьяна Бродская   10.08.2016 07:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.