В чем следовать святым отцам?

Истинно святой человек, обоженный, духовный, познавший на опыте Бога, обязательно может и должен суметь выразить в слове все свои познания. А если он, как все святые отцы Восточной Церкви заявляет, что он на это неспособен, то его познание не истинно.
Так истинно Богопознание, если оно невыразимо, или нет?
Если человек все понимает, а сказать не может, то не выраженное в слове познание, представляет собой только некое ощущение понимания, смутное ощущение чего то познанного, а не действительное понимание развернутое в слове. Соответствие предмета и его понятия, развернутого в слове, есть истина.
Понятия вне слова не существует, но есть некое чувство понимания, ещё не определённое в слове, некое неопределенное понятие, некая охватившая человека энергия не имеющая истолкования.
С этого момента, обычно, начинают говорить о противоречии веры и знания, но это искусственно созданная противоположность не является истинной. Вера есть форма знания бытия Бога и незнание сущности. Если мы верим в Бога, то просто знаем, что Он ЕСТЬ и это единственное, что мы можем сказать о Нем. Это первый шаг на длительном пути Богопознания, где вера выражается в стремлении знать пути Творца, тайны Царствия, Его Дух; при этом само знание становится результатом веры. И тогда все становится на свои места: вера, понимаемая ранее как цель, становится средством получения знания от Бога. Знания обретают почетное место результата, а вера, своё заслуженное место средства обретения этого знания. Без веры познать Бога невозможно и философия без веры бессильна, но вера не может быть самоцелью, потому что ее цель в знании. Вера всегда средство, если конечно она есть, но для христианина Бог есть и средство познания и одновременно цель. Только такое средство оправдывает цель. Поэтому нельзя сказать о том, что для познания Бога все средства хороши: только Бог может для христианина быть Средством Его познания. Отсюда возникает необходимость в понимании Божественной сущности, что односторонняя, однобокая вера, понимаемая как самоцель, не принимает.
Знающий и обладающий понятием, знает и обладает истиной.
В христианстве это приобретает особое значение, потому что Истина есть Господь. Возникает необходимость не только переживать возвышенное чувство единство с Богом, но и познать Его, Истину.
Все невыразимое - неустойчиво и преходящее, но понятие Его, та твердыня, что не прейдёт, и даст опору изменчивому чувству , силу воли.
Понятие Его, есть и основа свободы: "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудите в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познание истину, и истина сделает вас свободными." (Иоан. 8:31-32).
Понятие Его есть и основа любви, потому что любовь без понятия не имеет совершенства.
Можно ли в этом случае говорить о совершенстве если нет понятия о Боге, но только невыразимые переживания?
Можно ли эти переживания назвать знанием?
Их можно назвать знанием только в одном случае, когда это знание только абстрактного бытия Бога, но не Его сущности. Когда мы знаем что Он ЕСТЬ, знаем только бытие Бога и знание наше еще не конкретно, но, при этом, не знаем ЧТО Он есть, не имеем понятия о Нем.
Но, что действительно не отнять у святоотеческой традиции, то это личный этический подвиг каждого святого. Именно этот высокий подвиг веры, есть доказательство их веры и близости к Богу, а не познание в котором они не были сильны. Именно этот их подвиг мы берём в пример в своём пути Богопознания, стремясь в нем к полной самоотдаче Богу. Мы делаем это также, как и они, когда во Славу Божью они терпели трудности лишения. Мы открываем книги и пытаемся понять недоступное для человека Божественное знание. Мы молимся Господу и стремимся перейти из созерцания внешнего, исторического в Его внутреннюю логическую Жизнь, которую Он открывает любящим Его в Духе.
Для человека никогда не сталкивающегося с такой работой, это кажется лёгким делом, но узнавший готов с большим удовольствием забыться в физическом труде, в страхе перед открывшейся бездной Христова ума и связанным с этим необходимым внутренним преобразованием в этом понимании. (Рим. 12:1-3) "...и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего..." (Еф. 4:17-24) "...обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека..."
Разве кому-то сейчас не дают осуществлять этот труд Духа? Кого-то держат за руку? Нет. Люди сами говорят "НЕ ПОЙДЕМ", и придумывают множество причин, как-бы снимающих с них вину. Но, Господь видит сердца людей и их лукавство.


Рецензии
Не могу полностью согласиться с Вашим начальным тезисом:

"Истинно святой человек, обоженный, духовный, познавший на опыте Бога, обязательно может и должен суметь выразить в слове все свои познания. А если он, как все святые отцы Восточной Церкви заявляет, что он на это неспособен, то его познание не истинно".

О познании славы Божией подвижниками Христовыми Исаак Сирин писал:

<...> По временам узревают они славу естества Его,
ибо таков венец праведных. И исполняется на них сказанное:
Ты, Отче, во Мне, и Я в них, чтобы и они были в Нас едино.
Ибо единство Христа в Троице таинственно изображают святые
своим совершенным слиянием с Богом. К этому приблизил нас
Первенец наш пришествием Своим, и такое совершенство
несет Его учение верующим (Беседа 7, 3).

А у Максима Исповедника находим следующие боговдохновенные слова:

Ибо по причине усыновления <нас Богом>
вполне естественным <представляется и то>,
что в нас обитает полнота Божества,
состоящая из духовных умозрений (Главы о богословии 2, 21).

Наконец у Симеона Нового Богослова:

"Ясноощутимо же воззванный к высоте духовного понимания, <...>
видит всегда благодать Духа, осиявающую его,
которая называется одеянием и царской багряницей.
Более того он сам есть Христос, ибо в Него <то есть во Христа>
верующие, облекаются".

"Блажен верующий этому, триблажен старающийся через делание и подвиги святые,
своим вниманием познать сказанное. Ибо он как ангел — если не нечто большее -
достигший через понимание и внимание высоты этого стояния и ставший родным Богу,
словно Сын Божий".
(Последние переводы Симеона Нового Богослова не дословны, но выражают суть).

Это очень маленькая толика.

Привожу цитаты не для того, чтобы поспорить, но чтобы вместе порадоваться тому как много в духовной сокровищнице Святых Отцов Божественного знания.

С уважением,

Владислав Плеханов   19.09.2015 11:01     Заявить о нарушении
Первоначальный тезис связан с текстом Писания("Кто не согрешает в слове , тот
человек совершенный , могущий обуздать и
все тело”. (Иак. 3:2)). Святоотеческая традиция богата на всё и на противоречия друг другу и на согрешение в слове, но что точно не отнять это этический подвиг отцов. Это есть. Но друг с другом они согласия не являют, да и с Писанием не всегда. Вообще есть очень серьёзная проблема с догматикой. Специально напишу о ней, но чуть позже.

Сергей 61   22.09.2015 21:34   Заявить о нарушении