Ничто как Пустота это Все

Замечание: это довольно старый текст, но основа правильная, хотя сейчас я уже так сложно не описываю "ничто". Этот текст является первым подходом к строгому обоснованию онтологии определенности, как отдельного направления в философии. За лучшим пониманием можно обратиться к монографии "Ничто как Определенность" или к более новым текстам на моей странице...

«Ничто» как понятие традиционно рассматривается в трех аспектах. Как отсутствие бытия «ничто» - это небытие. Как отсутствие сущности как таковой «ничто» - это противопоставление «нечто». И как отсутствие какой-либо полноты «ничто» - это пустота. Кроме того, рассматриваются и комбинации этих аспектов, что еще более усложняет ясную передачу смысла, который вкладывается в понятие «ничто» в каждом конкретном случае. Например, полноту и пустоту можно рассматривать как сущности.  Тогда третий вариант начинает частично напоминать второй.

Остановимся исключительно на третьем аспекте. Понятие «ничто» подразумевает в данном случае простое отсутствие «чего-либо», отсутствие «нечто», невозможность указать на что-либо по причине его отсутствия или по какой-то другой причине. Отрицание указания на что угодно.  «Нечто» описывается достаточно просто: «это или это или это»... И так до бесконечности. Если мы будем отрицать «нечто», получим другую бесконечность: «не (это или это или это ...)». То есть «не это и не это и не это»... То есть «ничто». С другой стороны «что-то», «нечто» противопоставляется «всему». Если «нечто» подразумевается как что-то конкретное, хотя и неопределенное в своем множестве, одно из многого, то «все», наоборот, в обязательном порядке включает в себя именно многое: «это и это и это»... И так до бесконечности. Таким образом, нечто есть что-то, но скорее всего «не все». В данном случае мы имеем хоть какой-то приемлемый вариант отрицания «всего». И, на мой взгляд, единственный возможный. Не наружу, потому, что снаружи от «всего» ничего быть не может. Если есть «все» и рядом еще непонятно что или «ничто», какая-то неопределенность, то «все» становится каким-то ущербным. Но отрицать внутрь - можно. Целое как бы противополагается своей отдельной части. А теперь смотрим, что мы получили в итоге. «Ничто» есть «не нечто». Нечто есть «не все». Стало быть, «ничто» есть «не (не все)». Двойное отрицание приводит нас к утверждению «ничто есть все». В данном случае смысл этого утверждения в том, что оба понятия противопоставляются конкретному «чему-то». Хотя и разными способами. «Ничто» отделяется, обособляется от бесконечного числа «что». А «все», наоборот, собирает бесконечное число «что» вместе.

В качестве иллюстрации к изложенному приведу известное изречение: "ничто не вечно". Понятно, что оно имеет смысл и фактически равносильно такому заявлению: "все не вечно".

А теперь вернемся к отсутствию «чего-либо». Пустота в целом как отсутствие любой полноты напоминает сущность, нечто. Но сущность пустоты вовсе не в том, чтобы быть пустой. Такая интерпретация ничего не добавляет к пониманию пустоты. Сущность пустоты в том, чтобы вмещать, быть вместилищем другого нечто. Этим пустота отличается от полноты. И будучи «чем-то», пустота включается во «все» или, забегая вперед, скажем так, имеет к нему самое прямое отношение. С другой стороны, она способна вместить в себя это «все». Ведь в этом же ее суть. При этом, пустота не может  быть больше «всего». Но и меньше тоже, иначе она не была бы способна вместить в себя «все». Таким образом, напрашивается вывод: «ничто» как пустота и «все» являются одной и той же сущностью. Тождеством.  Смысл этих понятий действительно близок. «Все» включается в себя любую другую сущность. «Пустота» точно так же вмещает в себя что угодно. «Все» - это заполненная пустота. Но пустота остается пустотой независимо от того заполнена она или нет. Как только пустота освобождается, она по-прежнему продолжает демонстрировать свою сущность – вмещать любое «нечто». Полнота лишь загораживает пустоту. Ничто скрывается за чем-то. В качестве иллюстрации сохранения пустотой своей сущности и освобождения пустоты от всего своего содержимого можно привести такой простой пример, предполагая наипростейшее мироздание: «все» это (яблоко) и (не яблоко). «Ничто» это не (яблоко) и не (не яблоко). То есть «(не яблоко) и (яблоко)», то есть «все».

Если учесть, что пустота у нас необходимое нечто, то более точно рассуждения выглядят следующим образом: «все» это (яблоко) и (пустота). «Ничто» это не (яблоко) и не (пустота). Пустота это «не яблоко». «Ничто» это не (яблоко) и не (не яблоко). То есть «(не яблоко) и (яблоко)». И далее: «(пустота) и (яблоко)», то есть «все». И здесь становится непонятным, что же такое «ничто» как пустота. Это что-то расходящееся с пустотой. Пустотой, которая в определении всего находится рядом с яблоком. Давайте еще раз обратимся к «нечто».

Понятие «нечто» как указание не распространяется на что-нибудь одно. Иными словами нужно как минимум указать дважды, чтобы это отрицать. «Это или это». Связка "или" играет роль отрицания и того, и другого. При этом указание на часть целого, например, «полноту», подразумевая под этим меньшее целое, и затем указание на большее целое, например, «все», означает указание на одно и то же. Мы просто дважды указываем на одно и то же место. И различить, на что же мы указали, нет никакой возможности. Это означает, что в системе: «все» = «пустота и полнота» присутствует только одно «нечто» = «пустота или полнота», где «пустота» = «пустота без полноты». То есть «пустота» с маленькой буквы означает чистую пустоту, пустоту в которой ничего нет.  А «Пустота» с большой буквы означает наполненную пустоту, то есть - «все». И на «Пустоту» нельзя указать, как на «нечто». Указывать на «это или это» можно только тогда, когда они различаются, то есть на противоположности в данном случае. Однако, не являясь "нечто", «Пустота» является сущностью. На нее можно указать, как на что-то одно. Это – «Пустота».

Тогда отрицание «нечто», «ничто» означает «не (пустота) и не (полнота)». Без включения сюда «Пустоты», так как она не может быть включена в понятие «нечто», сводя любое другое указание к самому себе, к одному. Если продолжить рассуждения дальше, то имеем следующее: не пустота - это «полнота», а не полнота – это «пустота». Таким образом, «не нечто», то есть «ничто» = «полнота и пустота» = «все». Если же допустить «Пустоту» в определение «нечто», то это приводит к противоположным выводам, что «ничто» является «этим и не этим». «Ничто» = «не нечто» = не полнота и не пустота и не «все» = пустота и полнота и не «все» = «все» и не «все». Такое противоположение Кант называл логическим [1, С.46], не имеющем для себя положительного основания, противоположение обладающим противоречием. Это противоречие для нашего случая неприемлемо, хотя может быть рассмотрено в остальных вариантах понимания термина ничто.            
      
При такой, изложенной выше интерпретации, «ничто» как «Пустота» полностью дистанцируется от первых двух аспектов, от небытия и отсутствия сущности как таковой. Такое «ничто» не только есть, но и само является сущностью. «Ничто» как «Пустота» в данном случае и соединяет и разделяет, то есть является определенностью [2], одно из имен которой: «все». По той простой причине, что нет ничего за пределами этой объединяющей, наполненной/разделенной пустоты. «Все» – это положительное имя определенности «Пустота», где акцент делается на объединении, способности вмещать, на полноте. Вмещая, пустота объединяет, реализуя свое абсолютное начало. «Ничто» как «Пустота» - это отрицательное имя, где акцент делается на способности разделять, освобождаться от чего-либо, быть пустой. Это акцент на пустоте как части «Пустоты», пустоте с маленькой буквы, которая противоположна полноте. Будучи освобожденной от чего-либо, реализуя свое относительное начало, пустота отделяет одно сущее от другого сущего. 

Подводя итог, хочется еще раз уточнить понятие «Пустота», которое использовалось в данном случае. «Пустота» здесь – это абсолютная частично наполненная пустота. Причем, степень наполнения не имеет значения, но заполнить ее полностью нельзя. Так же, как нельзя полностью опустошить. При этом понятия «ничто» и «все» здесь имена одной и той же определенности – «Пустоты». И, конечно,  наиболее позитивным понятием из этой троицы является «все». «Все» как понятие также ассоциируется с полнотой, к которой ничего нельзя добавить, как, впрочем, и не убавить. Такое «все» законченно, статично. Оно застывшее. Оно не способно ни увеличиваться, ни уменьшаться. А вот «все» как «Пустота» - «живое». Оно без каких-либо противоречий вмещается в себя еще и еще. И также может опустошаться. При этом такое «все» остается все тем же самым «всем». Такое «все» из общего с полнотой имеет лишь схожее название. Так же, как «ничто» не имеет ничего общего с пустотой с маленькой буквы. Таким образом, именно «Пустота» связывает понятия «ничто» и «все», которые лишь придают «Пустоте» оттенки, но не являются определяющими.

И последнее уточнение: "Пустота", рассматриваемая в этой статье всегда актуальна. Это значит, что она обязательно содержит нечто. Потенциальная, то есть пустая, "Пустота" не существует. Или существует. Скорее это то, о чем мы говорить не можем, потому, что у нас просто нет никаких оснований, чтобы что-то сказать...

1. Опыт введения в философию понятия отрицательных величин: Кант И. Сочинения в 8-ти т. Т.2. М.:Чоро, 1994
2. Принципы мироздания: http://www.proza.ru/2015/05/04/517

Дальнейшее развитие этой темы можно найти здесь: http://proza.ru/2019/01/26/428


Рецензии
"Если есть «все» и рядом еще непонятно что или «ничто», какая-то неопределенность, то «все» становится каким-то ущербным. Но отрицать внутрь - можно."
- Неверны ваши исходные предпосылки. Философские понятия перемешаны с житейскими.
"Ничто" не может быть ничем, даже вакуумом. "Ничто" - отсутствие всего, пространства, материи, размерностей, есть только в голове понятие отсутствия всего как в старом фильме - "при наличии отсутствия". А далее у вас идет софистика.

Алекс Савин   04.04.2023 19:36     Заявить о нарушении
на самом деле пространство нематериально. Тогда к вам вопрос: а где же оно? (Если Вы конечно допускаете существование пространства). Так вот пустота как ничто - это очень близкое пространству понятие. Так что Вы можете сказать о пространстве??? Насколько я знаю ни материалисты, ни идеалисты пространство не отрицают. Но оно тоже не вакуум. Так что же это???

Шестьдесят Седьмой   02.09.2023 07:26   Заявить о нарушении
"на самом деле пространство нематериально".
- Откуда взято это утверждение? Пока ни физики, ни астрономы и космологи ничего "нематериального" не обнаружили во Вселенной нашей, может таковое имеется в других вселенных.
Пространство - это свойство материи и понимается как ее протяженность, размер, объем. Оно заполнено космическими объектами, физическим вакуумом, физическими полями, потоками космических частиц и волн. Плюс еще темной материей и темной энергией и наверняка еще чем-то, о чем пока науки не знают.

Алекс Савин   02.09.2023 08:05   Заявить о нарушении
вы очень легко рассуждаете, не задавая себе вопросов. Философы вопросы задавать любят. Цитата: "Пространство - это свойство материи и понимается как ее протяженность". Что за материя такая? Что такое материя? Вот я меряю диван. Где материя, которую я меряю? Уберу диван и снова меряю. Что я меряю? Какую материю - материи нет. Или для вас материя это вакуум?

Шестьдесят Седьмой   02.09.2023 08:19   Заявить о нарушении
Вы всегда материальны. Пощупайте себя в разных местах в минуты сомнений.

Алекс Савин   02.09.2023 13:20   Заявить о нарушении
то есть я измеряю себя, я имею протяженность. Вы имеете протяженность. А чьим свойством является протяженность между нами? назовите мне объект-материю. Давайте его пощупаем. Назовите мне "имя" этого объекта, чьим свойством, как вы говорите являет данное протяженность. Сможете?

Шестьдесят Седьмой   02.09.2023 13:57   Заявить о нарушении
Любое пространство заполнено физическими полями, потоками космических частиц. Измеряйте их количество и объем пространства. Поделив первое на второе получите плотность заполнения.Это и есть плотность материи. В космосе она нигде не нулевая.

Алекс Савин   02.09.2023 17:51   Заявить о нарушении
я не спрашивал чем заполнено пространство, я, согласно вашему определению пространства, как свойства, спрашиваю, чье оно, это свойство. И должен заметить, что ваше определение сильно расходится с общепринятым. Например, википедия пишет о материи (физика): "Мате́рия (от лат. māteria «вещество») — одно из основных понятий физики, общий термин, определяющийся множеством всего содержимого пространства-времени и влияющий на его свойства." Отсюда видно, что материя находится в пространстве и влияет на его свойства. То есть пространства не есть материя, и не есть его свойство. Как я и говорил - пространство нематериально! Хотя можно придумать материальную версию пространства. Например, сказать, что вакуум и есть пространство как наибольший (возможно бесконечный материальный объект, который содержит в себе все остальные материальные объекты) и тогда пространство будет свойством материи. Но вы, почему-то этого не говорите. Но, даже если так сказать, то возникает сложный вопрос: где находится сама эта материя. Можно сказать, что сама в себе, что все и есть материя. Но тогда непонятно, почему вы отделяете пространство от материи, если это одно и то же. Кроме этого возникает вопрос о времени. Можно сказать, что его нет. Но, это приведет к тому, что не будет и движения. Мне уже пытались доказать обратное, но так, к сожалению, и не смогли. Если же время оставить, то придется отвечать на вопрос о том, материально оно или нет? И в чем собственно проявляется его материальность, если проявляется. Я скажу сразу, что сводить все к материи, это значит избегать "золотой середины". Еще Аристотель говорил о форме и материи. Исключать что либо из реальности - это значит переходить к крайностям. Все-таки дыма без огня не бывает. Очень сложно обосновывать крайние позиции. Обычно они имеют не много сторонников.

Шестьдесят Седьмой   02.09.2023 18:12   Заявить о нарушении
У меня собственных взглядов и понятий на материальный мир нет. Это дело теоретиков-специалистов: астрофизиков, космологов. Согласно науке пространство и время лишь атрибуты материи, без материи они не существуют. До "Большого Взрыва" этих атрибутов не было и материя находилась в сверхплотном сингулярном состоянии. Это лишь научная гипотеза, уже устаревшая. Теперь не смену ей появилась новая гипотеза - "хаотическая инфляция" А.Линде, А.Гута (США). Исходной субстанцией было скалярное потенциальное поле большой протяженности. Относилось ли оно к материи - неизвестно.

Алекс Савин   02.09.2023 18:44   Заявить о нарушении
Википедия: Физи́ческое по́ле — форма материи, физическая система, обладающая бесконечным количеством степеней свободы.
Комментарий: материя как вещество вопросов не вызывает. Но материя как поле - это в общем-то то же самое что и пространство. Но сами физики не знают как его "ухватить". Смотрите какими словами описывается поле: форма, система. Это то, что Аристотель и противопоставлял материи как веществу. И как вы сами пишите форма приоритетнее, она (поле) есть субстанция. Вообще говоря форма и материя понятия относительные. Например, молекула может быть и формой, и материей. Для атома - она форма, для камня - она материя. Но есть максимальная форма - и так как она максимальная, то называть ее материей нельзя. Материя - это то, что форма оформляет. И в этом смысле поле нематериально. Скажем гравитационное поле создает планету - форму. С другой стороны - вот было сверхплотное состояние без пространства и времени. Теперь оно не плотное = значит между вещество появилось что? Пространство. Пустота - ничто. И ранее сверхплотное состояние находилось во все в том же ничто, в пустоте. Потому, что вы правильно говорите, что ничто - это отсутствие всего. Но не всего абсолютно, а всего материального. У вас же кроме материи ничего нет. Поэтому для вас ничто чисто умозрительно. Но для меня ничто есть, потому что я не считаю материю единственным, что существует. Ни ваша, ни моя позиция не доказуемы, поэтому каждый верит в то, во что верит. Вообще говоря в философии вообще нет ничего доказуемого. Потому что она работает с тем, с чем физика работать отказывается. Однако ни один физик, увы, не знает, что такое поле. Но им вы верите...

Шестьдесят Седьмой   02.09.2023 19:30   Заявить о нарушении
Приходится им верить, не шарлатанам же как Чумак. Физики не обманывают, только ограничены в знаниях из-за молодости наук.
Ваше "ничто" хорошо подходит для математиков. В геометрии точка понимается как "геометрический объект, не имеющий размеров". Нет размеров, а существует в воображении. Не парадокс ли? На понятии точки основаны остальные понятия объектов как геометрическое место точек.

Алекс Савин   02.09.2023 21:14   Заявить о нарушении
Да, точка - это то, во что верят материалисты - никогда бы не подумал, что до этого дойдет. Однако это так. Википедия: Особенность, или сингулярность в математике, — это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема). Иными словами вы верите в плод человеческого ума, в форму, в то, что "не существует" в математику. Чем вы тогда отличаетесь от меня? Я кстати математик по образованию. И наоборот не верю в математику. Я как раз верю в то, что можно пощупать. И пустота на мой взгляд - это базовое ощущение человека, но есть люди, которые ее отрицают. Вот это "парадокс"! Что касается пространства, то главное в нем не точка, а непрерывность. Так вот пустота как раз непрерывна. И прежде чем вы обнаружите сингулярность, вы должны обнаружить непрерывность...

Шестьдесят Седьмой   03.09.2023 03:51   Заявить о нарушении
"Да, точка - это то, во что верят материалисты - никогда бы не подумал, что до этого дойдет."
- Откуда это вы взяли? Опять ваши домыслы. Материалисты верят в то что мир материален: объекты (микро-макро) ,поля физические и все процессы, включая мышление. Известный физик Фейнман заявил: "В мире кроме физико-химических процессов ничего нет". Стоит прислушаться что говорят умные люди.
А вы математик так и не дали определение точки, вместо нее - определение сингулярности.
Материальный мир нелинеен, асимметричен, дискретен - в том числе и пространство. Согласно квантовой теории оно разделено на кванты объема, равного 10^(-33) куб.см. Согласно теории Эйнштейна оно искривлено около массивны тел под действием гравитационного поля там. Да, верно - природа физических полей полностью не разгадана кроме электромагнитного как потока фотонов. Гравитация условно принята как поток "гравитонов".
Интересно - вы как математик теорему Гёделя "о неполноте" признаете?

Алекс Савин   03.09.2023 11:09   Заявить о нарушении
Пространства бывают разные, как и математика. Физическое пространство да - дискретно. Но пустота - непрерывна и одно другому не мешает. Гедель мне не интересен вообще, как любой построитель формальной системы. Меня интересует реальность, а не то, что математики придумывают. Что касается умных людей, то большинство действительно умных людей (- физики (как я понимаю, материалисты любят ссылаться именно на них)) веруют в Бога, в его творение, в чудо. Вы как материалист веруете в чудо, ну или хотя допускаете его? Или здесь вы уже не настолько "умны", чтобы последовать за известными физиками и предпочтете иметь собственное мнение?

Шестьдесят Седьмой   03.09.2023 16:26   Заявить о нарушении
Собственное мнение иметь никто не запрещает, как говорится - "красиво жить не запретишь". Но по таким глобальным темам как мироустройство на бытовом уровне не специалиста сложно делать правильные выводы и не годится выдавать "своё" как истину последней инстанции. Поэтому чтобы не запутаться и "не наварить кашу" в голове лучше придерживаться утверждений авторитетов науки как репер. Но многие это не признают и действуют по принципу: "есть мое мнение и неправильные мнения". Эгоцентризм - понятное дело.
Вы к примеру, зациклились на "пустоте", "ничто", которых в природе нет физически, ибо они "нули", которые физически не существуют. За нуль в технике условно принимаются очень малые величины как точка отсчета. Квантовая физика доказала что квант самая малая величина чего нибудь физического.
Нету нуля в натуре - вы же математик, это знаете, но не дали определения что такое точка? И эти ваши понятия только в воображении в вашем - в виртуальном мире. А в нем полный простор для фантазий, улёт души, чем он и притягателен.
И вы притянулись. Фантазеры придумали даже забавное понятие "симулякр" - это копия, у которой нет оригинала. Это вроде вашего "ничто".

Алекс Савин   03.09.2023 19:14   Заявить о нарушении
Для меня нет авторитетов в философии, а физика - это не мой профиль и я не делают там открытий, поэтому я не понимаю, почему вы мне приписываете "все заслуги в физике". Но в философии, повторюсь для меня авторитетов нет - это и значит иметь собственное мнение. Для философа не требуется какой-нибудь коллайдер. Но вы упорно настаиваете на том, что обязан прислушаться к физикам. Философия больше, чем физика. Большой Взрыв - это просто мелкая подробность по сравнению с бытием, например, которое открыл Парменид. Но вы этого просто не понимаете, потому, что вам ближе физика, чем философия. Так вот в философии я куда больший специалист, чем вы. Могли бы прислушаться ко мне. Я повторюсь, Большой взрыв - это не более, чем мелкая подробность для философа. И он не объясняет нашего мироздания от и до. И даже не объясняет что такое материя. Сегодня у физиков один самый умный - завтра другой. Но вы "пришли" ко мне, к философу и учите меня жизни. Так давайте вы будете учить меня жизни как философ. Но вы учите меня тому, в чем и сами не разбираетесь. Обратите внимание на это.
Что там у вас с точкой? Что такого интересного и полезного вы можете мне рассказать о точке?

Шестьдесят Седьмой   04.09.2023 06:48   Заявить о нарушении
материалист слился...

Шестьдесят Седьмой   04.09.2023 14:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.