Человек и общество разные уровни

Человек и общество – разные уровни

 Противостоящие друг другу в рамках денег. Социальное и индивидуальное, личность и общество не гармонируют. И если в этом противостоянии исторический процесс направлен на развитие человека и бессознательно осуществляет его, то именно в своей стихийности оно обречено, несмотря на высокий уровень умственного развития человека. Ибо общий умственный и интеллектуальный уровень еще не является достоянием людей, характеризующий индивидов, их отношения к миру и самому себе. Развитие общества в рамках отчуждения предполагает богатства как такового, стоящего над людьми, которое на индивидуальном уровне сегодня характеризуется просто как «обогащение каждого». А это вещное развитие, которое просто становится массовым, всеобщим и в этом виде складывается как необходимость.
В понятии «общество», в этом смысле, выражены отношения и связи, складывающиеся между людьми с точки зрения вещи и так или иначе объединяющие их. Это сумма социальных, экономических, культурных, моральных и т. д. отношений, существующие объективно и независимо от индивидов, которые людей подчиняют себе, стоят над ними в виде правил, принципов, норм. Они усваиваются людьми и функционируют в виде институтов, стандартов поведения, их отношения друг к другу. Определенное устройство общества, организация его структур, системы связей и отношений, - все это уже не соответствует стремлению каждого «жить хорошо», «богато», что от ныне стало необходимостью, но что еще не осмыслено. Поэтому они и разрушаются. В современных развитых странах, например, основная часть богатства принадлежит 10-16 % населения, хотя при современной технологии богато мог бы жить каждый человек. Но система распределения сводит на нет все достижения технического прогресса, подчиняя его интересам отдельных людей – владельцам денег. Питер Рассел, оценивая США, пишет так: «Вся наша цивилизация нежизнеспособна. Сегодня лишь десять процентов населения мира принадлежат к обеспеченному классу. Однако эти десять процентов потребляют более трех четвертей всех ресурсов планеты. Невозможно обеспечить подобный стиль жизни всему человеческому роду. Все больше людей здесь, на Западе, начинают признавать, что такой подход несостоятелен» (Революция сознания).
Отсюда эта система в первую очередь разрушается слепыми стремлениями индивидов к их собственному благу. В этом слепом процессе и происходят беспрерывные изменения, в которых эта организация общества, прежде приспособленная к производству вещей и подчиненная созданию богатства как такового, медленно рушится, стихийно приспосабливаясь к этим всеобщим стремлениям. И кто же может доказать, что не эти стремления лежат в основе кризиса? Если сосредоточить внимание на механизмах «разорения богатых людей», то мы увидим определенно, что само объективное движение развития общества направлено на разрушение этого положения. И итогом этого стихийного движения оказывается как увеличение нищеты, так и уменьшение числа миллиардеров и миллионеров. И здесь объективно мы имеем дело с определенным направлением и реальными изменениями, происходящими в обществе не зависимо от сознания и воли людей. Этот процесс можно только осознать.
И эти изменения являются не просто изменениями, а превращением, в котором одно устройство должно превращаться в другое, но на уровне нашего сознания осознается так, что каждый должен стать богатым, разносторонне развитым человеком, личностью. При этом основа нашей жизни не принимается в счет, а только сознание людей. И отсюда создается впечатление, что жизнь может улучаться и люди могут быть богатыми и при сохранении собственнического отношения человека к человеку. На основе же этого отношения, сегодня просто облаченного в деньги, в реальном развитии жизни все у нас происходит наоборот. И жизнь давит на людей и постоянно их разоряет, вместо того чтобы обогащать всех. А если учесть, что это миллионы людей, стремящиеся к своему собственному благу и для которых общественное благо - это фикция, то в неорганизованном виде и в своей стихийности эта тенденция разрушительна. Именно в этом смысле общество может развиваться только на сознательной основе, и это становится первейшим законом, непреходящей истиной нашего времени.


Рецензии