Деяния Апостолов Современное видение

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ (Современное видение)

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Этим шумом наполнились дом, и усадьба где собрались все ученики после избрания по жребию Матфия двенадцатым апостолом вместо отпавшего Иуды Искариот.
Это произошло при наступлении дня Пятидесятницы. В этом доме и дворе пировало более ста человек. После того как исчерпали весь запас сладкого вина, исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках. В Иерусалим же приходили Иудеи, люди набожные из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ вокруг ограды дома и пришел в смятение, потому что каждый слышал голоса, вещающие его наречием. Эти люди пришли из разных уголков Римской Империи, преодолев трудные и опасные препятствия. Все изумлялись и дивились. А жители Иерусалима насмехались и говорили: они же напились сладкого вина и во хмелю голосят.

Петр же вышел с одиннадцатью апостолами со двора, возвысив свой голос, обратился к народу: Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! Внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: Говорит Бог, изолью на всякую плоть от Духа Моего, и рабы и рабыни Мои будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу.

Волей Господнею, Апостолы ежедневно прилагали спасаемых грешников к новой церкви. Каждый приобщенный должен был покаяться в совершенных грехах и креститься во имя Иисуса Христа и получения дара от Святого духа.
Иисус научил Апостолов опознавать степень грехопадения людей. Петр и Иоанн по пути в храм ежедневно видели у выхода при дверях, называемых Красными, хромого от чрева матери его, которого приносили и сажали каждый день просить милостыни у входящих. Однажды они не сдержали своего гнева и вплотную подошли к обманщику и пристально стали смотреть на него. Хромой поднял на них свой взор, надеясь получить от них что-нибудь.

Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня, но во имя Иисуса Христа Назарея проси прощения за свое грехопадение! А теперь встань и ходи!
Нищенствующий побледнел и задрожал. Он понял, что если сейчас будет объявлен обман, его вытащат на площадь, побьют до смерти камнями, изгоняя из плоти дьявола. Хромой встал, и затем, бросился к ногам Апостолов, прося не оглашать его преступного обмана. Нищий исступленно бегал и скакал вокруг своих обличителей, хваля бога за исцеление. Он не отходил от Петра и Иоанна, пребывая в страхе, что они объявят о его грехопадении.

Но Апостолы пожалели грешника и когда весь народ сбежался к ним в притвор, называемый Соломоновым, Петр обратился к собравшимся: Мужи Израильские! Что дивитесь сему, или смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит? Все, что происходит, это от Бога отцов наших. Он прославил Сына своего Иисуса, которого вы предали, и от которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его! Но вы, от святого и праведного отреклись, и просили даровать жизнь убийце, а начальника жизни убили. Но Бог его воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

 Впрочем, я знаю, братья, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению; Бог же, как предвозвестил он устами всех своих пророков, велел пострадать Христу так и исполнил.
Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ, проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки и отдали под стражу.

Но большинство из собравшегося народа уверовали в произошедшее чудесное исцеление и приняли близко к сердцу произнесенные Апостолами слова, недовольно роптали. На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины и книжники, и первосвященник Анна и Каиафа и прочие из рода первосвященнического. Петр и Иоанн невозмутимо стояли среди разгневанных начальников и духовных руководителей народа. Люди передавшие Пилату на смерть их учителя теперь не вызывали у них ни какого страха.

В синедрион привели испуганного нищего и поставили рядом с Апостолами. Почти сорок прожитых им лет родственники его приносили в притвор храма, где он изображал калеку неспособного самостоятельно передвигаться. У входа его встречала восторженная толпа, которая собралась благодаря быстро распространившимся слухам о его чудесном исцелении. Исцеленный понимал, если он будет изобличен в многолетнем мошенничестве, то при выходе эти же люди побьют до смерти его камнями. Затем такая же участь ожидает принимавших участие в обмане родственников. Об этом знали и Апостолы, поэтому изобличить грешника, было равносильно предать его смерти.

Тогда, Иоанн обратился к начальникам народа и старейшинам: Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен? Да будет вам известно, что в грех могут погрузить даже беззащитного младенца. Знайте, что Иисус Назарей, которого вы распяли, прощал грешников, если они покаялись в своих согрешениях. Бог воскресил своего сына Иисуса Христа, и учитель наш от имени Отца своего небесного повелел нам прощать и исцелять души и телеса грешников покаявшихся в вольном или невольном грехе. Если от нас требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он был исцелен, то да будет вам известно, и всему народу израильскому,

Что именем Иисуса Христа Назарея мы простили грехи этого человека, в которых он покаялся. Вы распяли невинного сына царя Небесного и Господь ваши грехи никогда не простит.
Петр устремил свой гневный взгляд на начальников и учителей народа произнес: Вы от святого и праведного отреклись, и просили даровать жизнь убийце, а начальника жизни убили. Сего,Бог воскресил из мертвых, чему мы были свидетели.
Рядом с иудейскими молельнями возникали очаги христианства. В храме слушали священнослужителя, а в далии от глаз и ушей его шепотом говорили о воскресении Христовом.

Ожидание мессии было заложено в религиозном сознании иудеев. Настоятели храмов знали о таких настроениях паствы, но смотрели на это снисходительно. Для них главным было соблюдение обрядов и обильные жертвоприношения. Апостолы забыли о страхе, в котором они прибывали, когда бежали, покинув своего учителя. Они отважно посещали синагоги и даже во дворе храма в Иерусалиме проповедовали новую веру во всеобщее воскресение. Слухи об исцелениях больных и калек быстро распространялись по окрестностям города.

Многочисленные паломники, приходившие в святой город со всех концов Римской империи, поклонившись Святыням и принеся необходимые жертвы, вернувшись к своим родным очагам, разносили крамольную весть о чудесном воскресении Христа. Особенно активно эта весть распространялась среди иудеев проживающих в эллинских государствах и многочисленных эллинских поселениях на берегах Средиземного моря. Иудеи, в этих местах не забывая своей веры, давно приобщились эллинской культуре и развитой демократии, большинство из них уже утратили родной язык, и общались между собой на греческом. Эллинские иудеи, пришедшие в святой город, были самыми активными слушателями проповедей новых Апостолов. В Иерусалиме и его окрестностях уже были созданы несколько общин Назареев.

В се уверовавшие в воскресение Христа обязаны были продавать свое имущество землю и дома и цену проданного полагать к ногам Апостолов. Это был первый и уже тогда трагический опыт общности имущества. Между проповедями и молитвами члены общины питались за одним столом. Супруги Ананий и Сапфира под влиянием проповедей апостолов приняли крещение и, продав свое имущество, положили стоимость к ногам апостолов, но предусмотрительно утаили значительную часть на черный день. Такой поступок быстро не стал тайной в замкнутой общине, где все объединены для достижения одной общей цели. Разгневанный апостол Петр заявил, что Ананий позволил сатане войти в душу и солгать не апостолам, а Духу Святому. «Ты солгал не человеку, а Богу». После этих слов приближенные к Петру юноши уже выносили тело грешника и готовили его к погребению. Через три часа после сего пришла жена погибшего не знавшая о случившемся.

 Петр приступил к допросу и спросил ее: «Скажи, за сколько продали землю?» Испуганная супруга назвала цену, которую они согласовали огласить с мужем, и этой ложью подписала свой смертный приговор. Исполнительные юноши вынесли ее и похоронили рядом с мужем. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. Вскрытие и определение причин смерти в те святые времена были еще не приняты, но приемы отнятия собственности у беззащитных стариков с помощью молчаливых молодых людей зародились в те легендарные годы на Святой Земле. Приобщая прибывших в Иерусалим из греческих и других земель эллинистов в лоно создаваемой христовой церкви, апостолы призывали их полностью расставаться со своим имуществом в пользу общины.

Убеждая, что скрывать истинную цену своего имущества не только грешно, но и опасно для жизни, всегда рассказывалась история трагически погибших супругов. Паломники, как правило, были состоятельными людьми. Не каждый мог преодолеть долгий и опасный путь, не обладая надежной и дорогой защитой. Большинство эллинистов не владели арамейским языком. Они принадлежали к единой секте назареев руководимой двенадцатью апостолами, но для них устраивались отдельные молельные комнаты. При распределении продуктов и одежды местные евреи обижали приезжих, несмотря на то, что материальный вклад последних был более значительным. Между сектантами возникали склоки и подозрения.

 Апостолы быстро устали от повседневных забот по организации быта в общине и они, созвав множество своих учеников сказали: «Нехорошо нам, оставив слово божье, заботиться о столах. Эллинисты робчут на евреев за то, что вдовицы их принебрегаемы при ежедневном раздаянии потребностей. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек и поставим их на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слову.» И угодно было это предложение всему собранию;и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа,и Прохора, и Никона, иТимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки. Таким образом, Апостолы были вынуждены признать победу эллинистов.

 Они были уверены, что избранные ограничат свою деятельность решением только внутренних проблем общины. А Апостолы по-прежнему будут распоряжаться имуществом и денежными средствами. Но эллинисты были воспитаны в демократической греческой среде. Им была чужда ограниченность иерусалимских единоверцев веривших в Христа и одновременно считавших себя правоверными иудеями, строго соблюдавших законы иудаизма. Местные назареи пришли в полное смятение, когда жизнь их общины во многом стала зависеть от эллинистов. Вновь избранные тщательно следили не только за справедливым распределением продуктов и одежды, но взяли под свой контроль денежные средства общины. Апостолы вынуждены были просить деньги на свои нужды. Это подрывало их материальную власть в общине.


Апостолы скоро почувствовали, что теряют и духовный авторитет. Семь самых активных эллинистов своими проповедями присоединяли к общине множество новых последователей учения Христа. Количество приезжих росло и вызывало ненависть к ним у местных назареев. Прибывая из различных областей Средиземного моря, они приводили в негодование местных жителей свободой нравов и крамольными высказываниями об иудейском вероисповедании. Особенно отличался молодой пламенный проповедник Стефан. Никто не мог противостоять духу и мудрости, с которыми он говорил. Многие его воспринимали как нового Апостола. Тогда, кто-то, научил некоторых сказать: « Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на бога». И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион. И поставили ложных свидетелей, которые говорили: «Этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и закон».

Осталось тайной, кто научил сказать и организовал дачу ложных показаний. Наверное, как всегда тот, кому это выгодно. Молодого претендента в апостолы арестовали, и он предстал перед судом синедриона. Его обвинили в том, что он утверждал главенство учения Иисуса, над Моисеевыми заповедями. В своих выступлениях он кощунствовал и предсказывал разрушение храма. Официально избранные апостолы знали, что именно к этому призывал их учитель, но сами никогда не решались на такие заявления. Стефан не стал защищаться. Он обвинил евреев в том, что они всегда противились божьей воли и совсем недавно распяли сына божьего Иисуса. Он гневно произнес: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь духу святому, как отцы ваши, так и вы, которые приняли закон, но не сохранили его».

 Все присутствующие затыкали уши, что бы не слушать и единодушно бросились на него. Синедрион без разбирательства приговорил его к смерти. Приговоренного вывели за город, свидетели положили одежды к ногам руководителя исполнения наказаний юноши, именем Савла и побили камнями несчастную жертву религиозных разборок. Савл сладострастно наблюдал за мучениями юного претендента в Апостолы. Периодически он в исступлении падал на землю и бился в конвульсиях. Помощники хорошо знали об этой особенности своего начальника и быстро приводили его чувство. Но удовлетворения очередной победой в сознании гонителя извращенцев в вере не произошло. Тщеславное стремление быть первым в преследовании раскольников надломилось, столкнувшись с тем достоинством, с каким встретил свою смерть юный проповедник учения Христа.

 В те дни начались великие гонения на церковь в Иерусалиме. Савл терзал церковь, входя в дома и влача мужчин и женщин, отдавая в темницу, пишет автор деяний, но умалчивает, что местные назареи избежали этой участи. Это подтверждает следующая фраза. Все кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Апостолы, оставаясь в городе, продолжали свои проповеди, привлекая все новых приверженцев в секту назареев, и члены их общины не пострадали во время гонений на эллинистов. Организуя травлю эллинистов, Савл не потревожил ни одного из самых близких учеников Иисуса. Организаторы общины назареев и двадцать лет спустя после распятия не отошла от иудаизма. Членов новой секты не осуждали за то что, они почитали Иисуса как миссию, потому, что они строго придерживались законам торы.

Брат Иисуса Иаков и его собратья вместе с членами секты ежедневно совершали моления в хроме и вызывали всеобщее уважение своим благочестием и соблюдением правил Моисеевой религии. Савл не видел никакой разницы между местными назареями и остальными верующими. Преследование грекоязычных назареев способствовало распространению христианства. Читаем в деяниях. Между тем, рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Еще до миссионерских странствий (святого) Павла, в нашем повествовании гонителя эллинистов юноши фарисея Савла возникли новые очаги христианства в Иудее,Галилее,Самарии,Финикии на Кипре и особенно Антиохи метрополии эллинизма.

Апостолы с завистью слушали рассказы паломников прибывающих в Иерусалим об миссионерских успехах изгнанных эллинистов. Им было тесно в идеологически застывшей секте местных назареев. Петр и Иоанн поспешили отправиться в Самарию, что бы помочь Филиппу обращать в христианство язычников. Одновременно это была попытка убедить эллинистов вернуться под их руководство. Савл же, дыша угрозами и убийствами, продолжал преследования эллинистов. Он пришел к первосвященнику и попросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы ловить эллинистов, связывать их и приводить на казнь в Иерусалим. Описываемый поход гонителя эллинистов Савла подобен переходу его в иное временное измерение. Его сопровождали верные сторонники в гонениях на эллинистов готовых ходить в Дамаске по синагогам хватать мужчин и женщин связывать их и приводить на казнь в Иерусалим. Эти палачи в дальнейшем странным образом именуются Учениками.

 Это не удивительно, потому что Деяния писались через десятилетия после смерти самого основного их героя. Автор или авторы эпохальную встречу Савла с голосом Иисуса описывает два раза от первого, и один раз от третьего лица. В повествовании от третьего лица.(9:7Внезапно осиял его свет с неба и услышал голос говорящий ему….. Люди шедшие с ним, стояли в оцепенении, слышат голос, никого не видя). Спутники слышат голос. Во второй версии (22:9 Бывшие со мной свет видели, и пришли в страх; но голоса говорившего мне не слыхали.) Спутники не слышат голос. В третьей веси автор приводит оправдательную речь апостола Павла перед царем Агриппой.(26:13:14 Среди дня на дороге я увидел государь, свет с неба, превосходящий солнечное сияние, осенивший меня и шедших со мной. Все мы упали на землю, и я услышал голос, говоривший мне на еврейском языке.) Здесь уже спутники не стояли в оцепенении а, как и Павел упали на землю. Далее 26: 15-18 автор устами Иисуса излагает доктрину разрыва нового апостола с иудеями благословляя проповедовать христианство язычникам.

 Доказательством как реально происходили описанные выше события могли быть те послания апостола Павла, которые написаны им, а не от его имени. В послании к Галатам есть фраза, которая раскрывает тайный механизм сознания гонителя эллинистов Савла, превратившая его в конструктора христианской идеологии апостола Павла. 1:15-16 Когда же Бог, избравший меня от утроба матери моей и призвавший благодать Свою, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы благовествовать Его язычникам,… Здесь он явно лукавит. Савл был фарисеем и верил в воскресение. Он был убежден, что является избранником призванным Всевышним от рождения утверждать истинную веру. Конечно уверенность, что он призван благовествовать язычникам, возникла, намного позднее. В своей духовной эволюции он опоздал. Место Сына Божьего было занято Иисусом.

 Его духовный мир был в смятении. Он вынужден пассивно наблюдать, как рядом с ним бурно развивают христианскую церковь Апостолы Назареи. Религиозные амбиции и стремление быть первым не позволяют Савлу присоединиться к уверовавшим в Христа в качестве рядового члена секты. Но постепенно в секте значительное место стали занимать эллинисты, критикующие Моисееву религию. Так претендент в апостолы Стефан считал, что история еврейского народа это цепь нарушений Божьей воли и преступлений в которых они убивали своих пророков. Савл и сам частично разделял такое мнение, но высказывания пришельцев приводили его в ярость.

 Савл идет в сенедрион и получает санкции во главе своих приверженцев преследовать эллинистов. По дороге к Домасску фарисей Савл свою веру мессию решительно конкретизирует на имени распятого и затем воскресшего Иисуса. Этот переворот уже давно готовился в подсознании гонителя христиан эллинистов. Сторонники Савла вряд ли приняли такой поступок своего учителя как разумный. Самой трудной задачей Нового христианина стало убедить своих спутников, что он не сошел с ума, и еще труднее добиться в дальнейшем такого же послушания, какое они проявляли, когда преследовали христиан эллинистов. И Савл показывает поистине апостольское умение убеждать. Весь длительный путь прерывался частыми молитвами, в которых учитель часто приходил в исступление.

 Приходя в себя, он свидетельствовал о святом Духе пришедшим к путникам и голосе Иисуса, который призывает не идти против рожна, а идти в город где Савл получит сообщение, что надобно делать. Потерявшего от общения со Святым Духом учителя ученики до Домасска вели за руки. Три дня он не видел, не ел и не пил, только молился вместе со своими учениками. О прибытии в город преследователя эллинистов привел к тому, что они поспешно стали покидать опасное место. Слух о гонителе христиан дошел до одного известного ученика Иисуса Анания. Он приходит к Савлу что бы узнать за что они подвергаются гонениям. В результате длительного общения двух духовных лидеров они приходят к убеждению, что сам господь призвал их к этой встрече. Анания возложил на Савла руки, и он вдруг прозрел. Анания крестил Савла. Будущий апостол впервые осенил себя крестом и, приняв пищу, укрепился. Все эти события так поразили учеников Савла, что все они стали христианами.

 Приобщенный христианин Савл со свойственным ему усердием отправился по синагогам проповедовать об Иисусе, что Он есть Сын Божий. Слушатели сразу узнали в нем известного всем гонителя христиан. Первые дни иудеи были в замешательстве и не знали, как поступить. Воодушевленный произведенным эффектом, и появлением многочисленных слушателей заполнявших синагоги, что бы послушать бывшего гонителя в роли проповедника христианства. Но долго это продолжаться не могло, и было принято решение убить предателя. После одной из проповедей его попытались схватить, но его ученикам удалось спасти и спрятать учителя. Иудеи день и ночь стерегли Савла у ворот, в надежде расправиться с ним. Ученикам удалось темной ночью в корзине на веревке спустить по стене любимого учителя.

 Савл поспешно возвращается в Иерусалим и пытается, как христианин наладить отношения с христианами эллинистами. Эта попытка едва не закончилась для него трагедией. Савла попытались убить за те истязания, котом он подвергал Стефана и его сторонников. Нового проповедника христианства спасает присутствие на проповеди Варнавы, который пользовался большим уважением у эллинистов. Варнава приводит Савла к апостолам. Ученики скептически слушают самозваного претендента в их Господом определенный клан. Этот человек недавно избавил их от претендующего на это звание Стефана, теперь сам утверждает, что стал избранником Иисуса. Братия, выслушав все, предлагают ему уйти в свой город Тарс. Таким способом ему намекают, что бы он сидел дома и не высовывался со своими претензиями. Фактически Савла отстраняют от апостольской деятельности, благословение к которой он надеялся получить от настоящих Апостолов.

 Кипучая натура Савла не позволяла ему смирно сидеть в родном городе. Он быстро постарался забыть унизительную встречу с учениками Иисуса. Это подтверждают его послания. В одном из них, к Галатам, Савл клянется Богом, что после эпохального события по пути в Домаск он не общался с Апостолами. 1: 17- 21 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшими мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. Потом спустя три года ходил в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня. А в том, что пишу вам, перед Богом, не лгу. После сего,отошел я в страны Сирии и Киликии. Возникает вопрос, кто врет, автор деяний или Апостол Павел?

Понятно одно Савл старался избегать встреч с апостолами, кроме Петра, который пытался делать робкие шаги от Апостолов Назареев понимающим Иисуса только Еврейским Мессией. Павел развил бурную деятельность. Три года безуспешно пытался проповедовать в Аравии. Но больших успехов в создании христианских общин достиг не только в своем городе, но и на окраинах римской империи в провинции Киликии. В Антииохии являвшейся центром христианского движения узнали о его достижениях. Варнава, руководивший приверженцами новой религии, в надежде привлечь надежного помощника, направляется в трудный путь, в город Тарс, к бывшему агенту синедриона, Савлу. Воодушевленный тем, что ближайший соратник апостолов заинтересован сотрудничать ним, Савл направляется в Антиохию.

 Здесь он уже уверенно проповедует как призванный Иисусом апостол Павел. Город был основан Александром Македонским и существовал уже более четырехсот лет. Это был центр эллинизма на ближнем востоке. Но преобладало по численности местное население. Греки и римляни составляли незначительную часть. Это был культурный центр ближнего востока. Здесь господствовала греческая философская школа софистов. Сюда для обучения философии, логики и риторики отправляли своих сыновей римские патриции. В городе ежегодно устраивались грандиозные торжества в честь юного бога Адониса возлюбленного богини Аштарт. Бог, олицетворявший мужскую красоту, в конце лета умирал от избытка любви и воскресал весною. Здесь мирно сосуществовали множество других языческих культов.

Толпы народа собирались посмотреть на шествие колонны жрецов «Великой матери». Оскопленные в честь своей про родительницы, они в экстазе плясали, наносили себе удары кинжалами, и обрызгивали кровью прохожих. Вокруг храма плодовитости жрицы приглашали прохожих в свои кельи и за умеренную плату обучали прелестям любви. Но ни изощренные в философских схватках языческие мудрецы, ни тем более жрецы примитивных языческих религий, не представляли, какую опасность для них представляет горстка эллинистов, отпочковавшихся от иудейской религии. За прошедшие годы произошло медленное перерождение иудеев эллинистов. Сделав инъекцию в языческие религии вируса христианства, многие из них благополучно возвратились в Моисееву религию.

На их место пришли многочисленные обращенные в христианство язычники. Бывший гонитель эллинистов Савл а ныне Апостол Павел получил плодородную почву для своей миссионерской деятельности. Среди иудеев самой большой сектой в Антиохи были фарисеи. К синагогам, где проводилась служба, приходи местные язычники. В основном это были бедняки и рабы. Их привлекала не столько идея единого Бога, сколько обильные подаяния. Они не соглашались принимать ритуальные требования иудаизма, поэтому их называли богобоязненными и стояли они только на порогах храма.

Павел стал активно проповедовать среди этой части язычников неся весть не о возможном воскресении, в которое верили фарисеи, а в уже свершившееся Сына Господнего Иисуса. Своим соратникам он предложил этих людей освобождать не только от обряда обрезания, но и снять иудейские запреты в питании. Скоро пороги синагог опустели, а христианские молитвенные дома пополнились прихожанами. Скоро и сами эллинисты иудеи пристрастились к запретной пище. Петр и Варнава садились за общие с бывшими язычниками столы и вкушали запретную для иудеев пищу. Только под психологическим давлением Иакова, брата Господнего они вернулись в завещанное родными пророками табу. За это отступление они получили заслуженные упреки со стороны набирающего духовную власть Павла.

 В послании к галатам 2: 11-14 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так даже Ванава был увлечен лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине евангельской, то сказал Петру при всех: если ты будучи иудеем, живешь по- язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? В отличие от Павла, который полностью переключился в миссионерской деятельности на язычников, Петр находился в Иерусалимской секте назареев постоянно.

Брат Иисуса Иаков строго следил, что бы апостолы сторонились крамольных идей эллинистов. На помощь Петру приходит Господь. Когда апостол молился, было ведение. С неба спустился сосуд со скверной и нечистой пищей. Голос с небес предложил отведать запретное. После категорического отказа Петра, голос с неба сообщил, что пища очищена Всевышним. Для полной убедительности явление происходило трижды. Но даже такие убедительные доказательства не поколебали уверенность Иакова, что его брат, вознесшийся на небеса сумел убедить Отца Небесного изменить ранее данные им иудеям законы питания и обрезания. Апостол Петр тяжело переживал свою зависимость от брата Господнего.

 Не подтверждались надежды, которые возлагал на него Иисус, быть камнем в основании новой церкви. Зависимое положение от Брата Господнего не позволяли занять ведущее место в иерусалимской секте назареев. Даже его чудесное спасение с помощью ангела из темницы и воскресение Петром ученицы Тавифы не изменили его положения в секте, хотя чудеса сотворенные с небес и совершенные лично им были знаком с небес. Ангел уже однажды выводил Петра вместе с Иоанном из народной темнице после событий исцеления хромого от чрева матери, но все происходило прозаично и не производило большого впечатления. На этот раз стерегли Апостола с большими предосторожностями, чем Иисуса перед распятием. В темнице он даже спал обнаженный, скованный двумя цепями и для надежности между двумя воинами. Ангел явно обладал не духовной, а приличной физической силой. Он толкнул Апостола в бок, пробудил его, освободил от оков, естественно чудесным способом.

 Петр видимо обезумел от радости и пытался нагим покинуть ненавистную тюрьму. Рассудительный ангел подробно объяснил растерявшемуся узнику, в какой последовательности, и какую надеть одежду. Ангел хорошее знал расположение внутренней и внешней стражи и обладал способность незаметно для них распахнуть запертые ворота. Паве поспешил вернуться к своим единоверцам и послал гонца сообщить свершившимся чуде Иакова и братьев по вере. Тавифа жила в доме, для вдовиц который часто посещал Петр и другие Апостолы. Обучение учениц иногда переходило во всенощную службу. Тавифа была любимой ученицей Петра. В перерывах между молитвами она шила рубашки и платья и с нетерпением ожидала прихода учителя. Когда учитель долго не навещал, она иногда падала в исступление, и ее с трудом приводили в чувство.

Однажды она узнала, что Петр находится в городе Лида совсем рядом с городом Иоппия где жили вдовицы. Учитель долго не приходил, и она стала часто входить в исступление. Однажды ее нашли лежащей без движения. Петру быстро сообщили о несчастии. Апостол выслал всех вон и с помощью молитв и поцелуев воскресил любимую ученицу. Это стало известно по всему городу и окрестностям и многие уверовали в Господа. Все попытки Петра быть первым среди иерусалимских назареев оказались неудачными.

Пока Петр в Иерусалиме безуспешно пытался укрепить свой авторитет, Павел в Антиохи развернул с присущим ему энтузиазмом миссионерскую деятельность. Он совершает три путешествия, посещает Кипр, многие города на восточном побережье Средиземного и Эгейского моря, добирается на север до Македонии, оттуда по суше приходит в Афины. Он активизирует созданные там эллинистами общины христиан. И самое главное он создает новые очаги христианства, где преобладают не иудеи, а бывшие язычники. Автор или авторы деяний это уже состоявшиеся идеологические деятели новой церкви. Но без благословения Апостолов изначально призванных при земной жизни Иисуса такая церковь существовать не могла.

 Опуская все драматические приключения самого активного Апостола, попробуем разобраться в самом главном, получены ли были эти благословения? Автор «Деяний апостолов» утверждает, что после каждого из трех путешествий Павел посещал Иерусалим и привозил туда средства для бедствующих собратьев. Но главной целью было примириться с руководителем назареев Иаковым. Автор утверждает, что во время первого пребывания состоялся «Иерусалимский собор» На нем были приняты условия обращения Павлом язычников в христианство. Разрешалось освобождать их от обряда обрезания: 1) не есть идоложертвенного мяса; 2) воздержаться от блуда с блудницами языческих храмов; 3) не есть мяса удавленных животных; 4) не брать в рот крови животных;

 Создатели европейских церквей, уже после того как Павел завершил свои миссионерские походы и ушел в небытие, поняли, что без документального признания миссии Павла в Европе истинными Апостолами его апостольская деятельность будет незаконной. Идеологи новой религии, к которым относился и автор «Деяний апостолов» вынуждены были воображаемый собор описать как реальный. Естественно, Павел, присутствовавший на соборе, должен был в своих посланиях как-то отразить долгожданное событие признание его Апостолом в своих посланиях. Он так же должен был выполнять, принятые на соборе требования. Однако он вел себя так, как будто ничего не знал о соборе и даже совершал действия, демонстративно нарушавшие принятые обязательства. Он разрешал прозелитам есть удавленину и сам ее ел вместе с ними. Упрекал апостола Петра и Варнаву в лицемерии по этому поводу. Ни в одном послании Павел не с ссылался на принятые на соборе обязательства.

Самым веским подтверждение, что собора не было подтвердили события, произошедшие во время последнего посещения не признанного Апостола в Иерусалим. Встреча Павла идет по сценарию заговора. (деяния 21: 17-36) Его радушно встречают братья по вере. На следующий день его приводят к Иакову и он в присутствии всех апостолов отчитывается о своей деятельности. Его холодно выслушивают. Затем обвиняют в преднамеренном отступлении от законов Моисея. Павла подвергают унизительному наказанию совершить в течении семи дней обряд очищения вместе четырьмя отъявленными грешниками и за каждого из них сделать приношение в храм. Трудно представить, что бы так поступали с признанным апостолом. Через семь дней, его выволокли из храма и намеревались убить. Бить Павла перестали только при появлении римских воинов. Что бы выявить его вину сотник решил простым способом бичеванием. Узнав о римском гражданстве бичевание отменили и отвели разбираться в синедрион.

Павел как изощренный проповедник ловко перестроил свое обвинение в диспут между фарисеями и саддукеями. Фарисеи в отличие от оппонентов верили в воскресение, ангелов и Духа святого. В результате раздора апостола едва не растерзали. Воинам удалось вытащить его из свалки и отвести в крепость. Многие из иудеев поклялись не есть и не пить пока не убьют Павла. Скованного цепями его повели в крепость. После многочисленных приводов к разным начальникам и звучащих угроз, он принимает решение потребовать суда у кесаря Августа. Даже тогда, когда царь Агриппа решил, что его можно освободить Павел не изменил своего решения. Он понимал, что назареи его предали, а остальные, иудеи готовы в любой момент расправиться с ним.

 Павла с другими узниками отправился в свое заключительное миссионерское путешествие уже в качестве узника. Во время опасных приключений он ухитряется проповедовать, давать советы по навигации корабля и спасению экипажа и узников в самых безвыходных ситуациях. Прибыв в Рим, он первым делом собрал известных иудеев и попытался приобщить их к христовой церкви. Но это уже были дети романтиков эллинистов. Они благополучно вернулись в лоно родной религии. Павел понял, что быть ему апостолом только язычников. Еще два года исповедовал он язычникам в Риме Царствие Божие, и уча о Господе Иисусе Христе.

 Нет никаких документальных доказательств, что апостола казнили. Для церкви очень важно, что бы святой заканчивал жизнь в мучительных страданиях за веру. Обстоятельства казни и судьба останков тела обросли многочисленными легендами. И в настоящее время Ватикан проводит дорогостоящие научные исследования призванные доказать подлинность останков. Обратимся к деяниям. Автор описывает проживание Павла в Риме как размеренное и прозаичное времяпровождение. Он не был в заключении, проживал на собственном иждивении и свободно принимал посетителей. ( Деяния апостолов 28: 30-31) Трудно представить что бы предприимчивый религиозный деятель, находясь в Риме, не попытался осуществить свою давнюю мечту достичь западных границ империи, а именно добраться до Испании.

 Такие намерения подтверждает послание к римлянам. Павел дважды настойчиво высказывает такое намерение.(15:24, как только предприму путь в Испанию, приду к вам, Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением, с вами, хотя от части.) (15:28, исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправляюсь через ваши места в Испанию,) Апостол дважды подтверждает свое намерение посетить Испанию. Причем к римлянам он намеревался зайти по пути и обзавестись провожатым. Доставленный Рим Павел вполне мог добиться распространенного в то время наказания ссылки в неспокойную Испанию. Такое наказание равносильно было смертному приговору. Бурная история Пиренейского полуострова редко оставляла следы сосланных сюда.


Рецензии
Замечательно, Радиомир! Как будто Вы там присутствовали при всё этом. Единственное, что является просто опечаткой, избрали не Матфея, а Матфия. Матфея, будущего евангелиста избрал в ученики Сам Иисус. Но я склонен больше к тому, что Матфея вообще не было. Никто его не избирал, а только вместо него написали лжесвидетельство: Евангелие от Матфея. А лжесвидетельством в нём, кроме всего прочего, является призвание Иисусом не существовавшего Матфея. Я исхожу из того, что Евангелие от Матфея полностью включает в себя Евангелие от Марка, написанное, естественно, раньше, то есть ближе к тем временам. А Марк никакого Матфея в своем труде не указал, у него этот избранный мытарь прозывается совсем по-другому.
Извините за такое пространное отступление.
С уважением и добрыми пожеланиями,

Сергей Чекалин   19.05.2015 13:15     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей! Спасибо за Ваше замечание. У меня в Апостолах образовался двойник Матфея.

Радиомир Уткин   04.06.2015 18:04   Заявить о нарушении