Век воли не видать. К 100-летию революции
Закон РФ 1995 года упоминает «День Октябрьской революции 1917 года» в перечне памятных дат на равных правах вместе с Днём студенчества.
Порядок воспоминания об этих датах не оговаривается, сказано только, что инициатором мероприятий «могут быть» государственные и общественные организации.
С 2010 года, кстати об отношении к истории, из этого списка исчез День Крещения Руси.
Создаётся впечатление, что все манипуляции с днём Октябрьской революции направлены на то, чтобы о ней не вспоминали.
Возможно, для того, чтобы попытки дать оценку тем событиям не вносили в общество раздор.
Зависит ли наше будущее от понимания той эпохи? Может, это только говорят, что «кто не знает своей истории….».
Что попытки спрятать её в ворохе менее значимых исторических событий или в пределах соцреализма советских фильмов , означают искажение истории, а может быть, и уничтожение улик.
Октябрьская Революция - это наглядный исторический пример событий, которые не только подтвердили опасения, но и разоблачили заблуждения многих великих людей той эпохи.
Трагедии великих разочарований стоят того, чтобы о них помнили. Конечно, если предупреждён, то это ещё не значит, что спасён…
Не удивительно, когда о Революции говорят неодобрительно те, кого она сделала несчастным и обездоленным.
Сильное впечатление производят разочарования тех людей, которые лучшие годы жизни посвятили революции.
Легко ли признать безумием то, что казалось истиной и смыслом жизни…
Пример искреннего и глубокого раскаяния в делах и мыслях, повлекших за собой исторические события, даёт Д.Мережковский в статье «Больная Россия»:
«Читая покаянные письма декабристов к Николаю I, не веришь глазам, — это ли вчерашние мятежники, цареубийцы? Революция сползает с них, как истлевшие лохмотья, открывая голое тело реакции.
«Божий перст и царский гнев на мне тяготеют, — пишет Александр Бестужев. — Я чувствую, что употребил во зло свои дарования, что мог бы принести честь своему отечеству, жить с пользой и умереть честно за своего Государя…».
Один из последних декабристов, умерший почти на наших глазах, в 1886 году, Матвей Иванович Муравьев-Апостол, признавался перед смертью, что «всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря»; что «это было не русское явление»; что «мы жестоко ошибались»; что «конституция вообще не составляет счастья народов, а для России в особенности непригодна». В годовщину 14 декабря кто-то поднёс ему венок. Матвей Иванович «чрезвычайно рассердился и возмутился»; а один из друзей его сказал подносившему: «14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться».
Что же нам делать, вспоминая 1917 год: праздновать, молиться или плакать?
Сам Д.Мережковский одним из главных мотивов поведения революционеров считал «жажду романтического опьянения».
За 10 лет до революции, в 1907 году он писал: «В настоящее время едва ли возможно представить себе, какую всесокрушающую силу приобретёт в глубинах народной стихии революционный смерч. В последнем крушении русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию, если не вечную душу народа, то смертное тело его — государство».
Из эмиграции он писал о свершившейся революции, как о сбывшемся факте:
«Большевики — сыны диавола, лжецы и человекоубийцы от начала. Лгут и убивают, убивают и лгут. Покрывают ложь убийством, убийство — ложью. Чем больше лгут, тем больше убивают. Бесконечная ложь — человекоубийство бесконечное.
От начала солгали: «Мир, хлеб, свобода». И вот — война, голод, рабство. Такое рабство, такой голод, такая война, каких еще никогда на земле не бывало.
…Имя «великого» Ленина остается в памяти человечества вместе с именами Атиллы, Нерона, Калигулы и даже самого Иуды Предателя».
Мережковский бежал из России в первые годы революционной разрухи. Революция отняла у него то, что было.
А вот что пишет человек, которому революция «мать родная»…
В 1917-18 годах М.Горький - член РСДРП с 1905 года, 5-тикратный кандидат на Нобелевскую премию, человек, который по праву мог назвать своими друзьями Ленина, Свердлова, Красина и многих других революционеров - писал в статье «Несвоевременные мысли»:
«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия.
Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути к "социальной революции" - на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.
Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт, стремится довести революционное настроение пролетариата до последней крайности и посмотреть - что из этого выйдет?
Рабочий класс должен знать, что … его ждет голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия, а за нею - не менее кровавая и мрачная реакция.
Фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе надежды, неосуществимые при данных исторических условиях, увлекают русский пролетариат к разгрому и гибели, а разгром пролетариата вызовет в России длительную и мрачнейшую реакцию».
И тот же М.Горький в 1930 году в статье «В.И.Ленин», вспоминая свои взгляды на анархию и террор большевиков, приводит слова Ленина, как ответ на его упрёки в жестокости: «Какою мерой измеряете вы количество необходимых и лишних ударов в драке? — спросил он меня однажды после горячей беседы. На этот простой вопрос я мог ответить только лирически. Думаю, что иного ответа — нет».
И там же:
«Много писали и говорили о жестокости Ленина. Разумеется, я не могу позволить себе смешную бестактность защиты его от лжи и клеветы. Я знаю, что клевета и ложь — узаконенный метод политики мещан, обычный приём борьбы против врага».
Нобелевский лауреат И.Бунин писал в своём заграничном манифесте: «Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей, а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?
В статье «Окаянные дни» И. Бунин цитирует из газеты М.Горького «Новая Жизнь»:
«С сегодняшнего дня … становится ясно, что не только о каком-нибудь мужестве и революционном достоинстве, но даже о самой элементарной честности применительно к политике народных комиссаров говорить не приходится. Перед нами компания авантюристов, которые ради собственных интересов… готовы на самое постыдное предательство интересов родины и революции…».
И в то же время – «камень» в сторону М.Горького: «А в Художественном Театре опять «На Дне». Вовремя! И опять этот осточертевший Лука!
…одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна»
Разве не напоминает наше перестроечное время упоминание о «бешеной жажде игры, лицедейства, позы, балагана»?
И ещё один удивительный штрих к портрету той эпохи, который обращает на себя внимание и в портрете наших дней:
«…. уже два дня не выдают даже и этого ужасного горохового хлеба…
а на стенах воззвания: «Граждане! Все к спорту!». Совершенно невероятно, а истинная правда. Почему к спорту? Откуда залетел в эти анафемские черепа ещё спорт?»
Но это всё были отзывы писателей… Они, возможно, люди слишком чувствительные, да и переменчивые, иногда, во мнениях.
Один из старейших революционеров, заставший время народничества, П.Н.Кропоткин писал В.И.Ленину в 1918 году после объявления "красного террора":
".....Неужели не нашлось среди вас никого, чтобы напомнить, что такие меры - представляющие возврат к худшим временам средневековья и религиозных войн - недостойны людей, взявшихся созидать будущее общество на коммунистических началах. …Как же вы, проповедники новой жизни и строители новой общественности, можете прибегать к такому оружию для защиты от врагов? Не является ли это признаком, что вы считаете свой коммунистический опыт неудавшимся и вы спасаете уже не дорогое вам дело строительства новой жизни, а лишь самих себя».
Легендарная террористка В.Засулич Октябрьскую революцию 1917 считала контрреволюционным переворотом и расценивала систему советской власти подобием царского режима. Она утверждала, что новое властвующее меньшинство просто «подмяло вымирающее от голода и вырождающееся с заткнутым ртом большинство». Утверждая, что большевики «истребляют капиталы, уничтожают крупную промышленность».
Старейшая революционерка В.Фигнер подписала в 1925 г. коллективное заявление в Президиум ЦИК СССР:
«Тысячи русских граждан заполняют тюрьмы и самые отдаленные и глухие… углы нашей страны, ссылка в которые по политическим мотивам при старом порядке … осуждалась общественным мнением демократически настроенных передовых кругов всех государств мира.
… Второй проблемой является расстрел и прежде всего расстрел без гласного суда и даже вообще без суда.
Такой порядок не может и не должен продолжаться. Это не нужно Советской власти. Это не нужно и мешает ее росту. Это деморализует сознание граждан. Это отравляет и портит жизнь наиболее чутких и честных из них.
Итак, мы, которые долго боролись за революцию, перенесли многие, многие тюрьмы и каторги, подчас были лицом к лицу с самою смертью, мы, во имя той же Революции и ее окончательного торжества, просим: отменить расстрел и, по крайней мере, его внесудебное применение. Просим широкого помилования всех политических заключенных, просим смягчения режима ссылки, просим уничтожения административных репрессий с тем, чтобы только суд назначал меры социальной защиты".
В.Фигнер не вступила в партию коммунистов, хотя ей и была назначена персональная пенсия, как участнице цареубийства.
А.Коллонтай была активной участницей «рабочей оппозиции», с которой Ленин повёл непримиримую борьбу. Она писала в письме своему французскому другу Марселю Боди:
«Мы проиграли, идеи рухнули, друзья превратились во врагов, жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды всему человечеству».
Труднее ли нам сегодня составить своё мнение о революции, чем её современникам?
Мы смотрим с большого расстояния.
Для нас сегодня трагические события революции – лишь слабое эхо той эпохи. Одни считают, что благодаря ей мы стали в один ряд с великими державами. Другие уверены, что по её вине мы ещё больше отстали от них во многих отношениях.
«Перестройка» и крушение СССР свершились под флагом возмездия идеям большевиков.
Сегодня бросать камни в Ленина и революцию может и ленивый.
Неприязнь к перестроечным реалиям, реакция на разрушение страны победившего социализма породила массовые протесты против «разоблачителей» революции и её вождей.
Ностальгия по СССР простиралась до славословий революции и Ленину.
Перестройка облеклась в благородные одежды реванша за поражение царской России от революции. Как и в те времена, пышным цветом расцвела «бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана». Но по плодам узнали их.
Конечно, найдутся мнения и авторитетные цитаты в пользу утверждения, что «больная Россия» нуждалась в «лечении» голодом и кровопусканиями.
Если представить, что полемика об отношении к революции пойдёт в скандальном формате таких передач, как «Пусть говорят», то лучше нам ограничиться минутой молчания.
«Заболтать» можно всё от юбилеев писателей до исторической памяти.
Когда-то над Н.Г.Чернышевским за его революционные идеи была совершена гражданская казнь. Над головой его сломали символическую шпагу.
По разным сведениям, Россия потеряла за годы с 1917 по 1922 от 15 до 25 миллионов человек.
Это разве не достаточный повод для суда над той эпохой?
Казнь, наверное, не нужна даже гражданская. Но суд памяти должен быть.
В уголовной практике случается, что преступления остаются нераскрытыми.
Можно ли позволить, чтобы дело об убийстве миллионов граждан «повисло мертвяком»?
Каким лицемерием выглядят всевозможные «празднования» юбилеев писателей и театрализованные «реконструкции» исторических событий, если до сих пор нет убедительных оценок важнейшим историческим событиям и личностям!
Как пережиток прошлого сегодня называют тот факт, что население страны было сильно политизировано. Сегодня нам со всех сторон предлагают «расслабиться», «не париться», «быть проще»…
Разумеется, тема Октябрьской Революции требует исследования и оценок не потому, что приближается её юбилей. Всё чаще кажется, что один из ключей к пониманию событий наших дней тщательно спрятан от нас под ворохами умолчаний, фальсификаций и балаганных «реконструкций».
Низведение Дня памяти об Октябрьской революции до уровня Дня студента по сути ничуть не лучше, чем опрокидывание памятников с их постаментов с последующим их расчленением.
Свидетельство о публикации №215041700681
Понравилось. Творческих Вам удач.
Ник Литвинов 02.05.2017 16:33 Заявить о нарушении
Геннадий Гаврилов 03.05.2017 08:16 Заявить о нарушении
Александр Соколенко 2 10.06.2017 16:10 Заявить о нарушении