Век воли не видать. К 100-летию революции

Судя по всему, никаких особых приготовлений к юбилею не предвидится.
Закон РФ 1995 года  упоминает «День Октябрьской революции 1917 года»  в перечне памятных дат  на равных правах вместе с Днём студенчества.
Порядок воспоминания об этих датах не оговаривается, сказано только, что инициатором мероприятий «могут быть» государственные и общественные организации.
С 2010 года, кстати об отношении к истории,  из этого списка исчез  День Крещения Руси.
Создаётся впечатление, что все манипуляции с днём Октябрьской революции направлены на то, чтобы о ней не вспоминали.
Возможно, для того, чтобы  попытки дать оценку тем событиям не вносили в общество раздор.
Зависит ли наше будущее от понимания той эпохи? Может, это только говорят, что «кто не знает своей истории….».
Что попытки спрятать её в ворохе менее значимых исторических событий или в пределах соцреализма советских фильмов , означают искажение истории, а может быть, и уничтожение улик.

Октябрьская Революция  - это наглядный исторический пример событий, которые не только подтвердили опасения, но и  разоблачили заблуждения многих великих людей той эпохи.
Трагедии великих разочарований стоят того, чтобы о них помнили. Конечно, если предупреждён, то это ещё не значит, что спасён…
Не удивительно, когда о Революции говорят неодобрительно те, кого она сделала несчастным и обездоленным.
Сильное впечатление производят разочарования тех людей, которые лучшие годы жизни посвятили революции.
Легко ли признать безумием то, что казалось истиной  и смыслом жизни…

Пример искреннего и глубокого раскаяния в делах и мыслях, повлекших за собой исторические события, даёт Д.Мережковский в статье «Больная Россия»:
«Читая покаянные письма декабристов к Николаю I, не веришь глазам, — это ли вчерашние мятежники, цареубийцы? Революция сползает с них, как истлевшие лохмотья, открывая голое тело реакции.
«Божий перст и царский гнев на мне тяготеют, — пишет Александр Бестужев. — Я чувствую, что употребил во зло свои дарования, что мог бы принести честь своему отечеству, жить с пользой и умереть честно за своего Государя…».
Один из последних декабристов, умерший почти на наших глазах, в 1886 году, Матвей Иванович Муравьев-Апостол, признавался перед смертью, что «всегда благодарил Бога за неудачу 14 декабря»; что «это было не русское явление»; что «мы жестоко ошибались»; что «конституция вообще не составляет счастья народов, а для России в особенности непригодна». В годовщину 14 декабря кто-то поднёс ему венок. Матвей Иванович «чрезвычайно рассердился и возмутился»; а один из друзей его сказал подносившему: «14 декабря нельзя ни чествовать, ни праздновать; в этот день надо плакать и молиться».
Что же нам делать, вспоминая 1917 год: праздновать, молиться или плакать?

Сам Д.Мережковский одним из главных мотивов поведения революционеров считал «жажду романтического опьянения».
За 10 лет до революции, в 1907 году он писал: «В настоящее время едва ли возможно представить себе, какую всесокрушающую силу приобретёт в глубинах народной стихии революционный смерч. В последнем крушении русской церкви с русским царством не ждет ли гибель Россию, если не вечную душу народа, то смертное тело его — государство».
Из эмиграции он писал о свершившейся революции, как о сбывшемся факте:
«Большевики — сыны диавола, лжецы и человекоубийцы от начала. Лгут и убивают, убивают и лгут. Покрывают ложь убийством, убийство — ложью. Чем больше лгут, тем больше убивают. Бесконечная ложь — человекоубийство бесконечное.
      От начала солгали: «Мир, хлеб, свобода». И вот — война, голод, рабство. Такое рабство, такой голод, такая война, каких еще никогда на земле не бывало.
…Имя «великого» Ленина остается в памяти человечества вместе с именами Атиллы, Нерона, Калигулы и даже самого Иуды Предателя».
Мережковский бежал из России в первые годы революционной разрухи. Революция отняла у него то, что было.

А вот что пишет человек, которому революция «мать родная»…
В 1917-18  годах М.Горький - член РСДРП с 1905 года, 5-тикратный кандидат на Нобелевскую премию, человек, который по праву мог назвать своими друзьями Ленина, Свердлова, Красина и многих других революционеров -   писал в статье «Несвоевременные мысли»:
«Ленин, Троцкий и сопутствующие им уже отравились гнилым ядом власти, о чем свидетельствует их позорное отношение к свободе слова, личности и ко всей сумме тех прав, за торжество которых боролась демократия.
Слепые фанатики и бессовестные авантюристы сломя голову мчатся якобы по пути к "социальной революции" - на самом деле это путь к анархии, к гибели пролетариата и революции.
Рабочий класс не может не понять, что Ленин на его шкуре, на его крови производит только некий опыт, стремится довести революционное настроение пролетариата до последней крайности и посмотреть - что из этого выйдет?
Рабочий класс должен знать, что … его ждет голод, полное расстройство промышленности, разгром транспорта, длительная кровавая анархия, а за нею - не менее кровавая и мрачная реакция.
Фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе надежды, неосуществимые при данных исторических условиях, увлекают русский пролетариат к разгрому и гибели, а разгром пролетариата вызовет в России длительную и мрачнейшую реакцию».
И тот же М.Горький в 1930 году в статье «В.И.Ленин», вспоминая свои взгляды на анархию и террор большевиков, приводит слова Ленина, как ответ на его упрёки в жестокости: «Какою мерой измеряете вы количество необходимых и лишних ударов в драке? — спросил он меня однажды после горячей беседы. На этот простой вопрос я мог ответить только лирически. Думаю, что иного ответа — нет».
И там же:
«Много писали и говорили о жестокости Ленина. Разумеется, я не могу позволить себе смешную бестактность защиты его от лжи и клеветы. Я знаю, что клевета и ложь — узаконенный метод политики мещан, обычный приём борьбы против врага».

Нобелевский лауреат И.Бунин писал в своём заграничном манифесте: «Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее, он разорил величайшую в мире страну и убил миллионы людей, а среди бела дня спорят: благодетель он человечества или нет?
В  статье «Окаянные дни» И. Бунин цитирует из  газеты М.Горького  «Новая Жизнь»:
«С сегодняшнего дня … становится ясно, что не только о каком-нибудь мужестве и революционном достоинстве, но даже о самой элементарной честности применительно к политике народных комиссаров говорить не приходится. Перед нами компания авантюристов, которые ради собственных интересов… готовы на самое постыдное предательство интересов родины и революции…».
И в то же время – «камень» в сторону М.Горького:  «А в Художественном Театре опять «На Дне». Вовремя! И опять этот осточертевший Лука!
…одна из самых отличительных черт революций – бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана. В человеке просыпается обезьяна»
            Разве не напоминает наше перестроечное время упоминание о «бешеной жажде игры, лицедейства, позы, балагана»?
И ещё один удивительный штрих к портрету той эпохи, который обращает на себя внимание и в портрете наших дней:
«…. уже два дня не выдают даже и этого ужасного горохового хлеба…
а на стенах воззвания: «Граждане! Все к спорту!». Совершенно невероятно, а истинная правда. Почему к спорту? Откуда залетел в эти анафемские черепа ещё спорт?»

Но это всё были отзывы писателей… Они, возможно,  люди слишком чувствительные, да и переменчивые, иногда,  во мнениях.
Один из старейших революционеров, заставший время народничества,  П.Н.Кропоткин писал В.И.Ленину в  1918 году  после объявления "красного террора":
   ".....Неужели не нашлось среди вас никого, чтобы напомнить, что такие меры - представляющие возврат к худшим временам средневековья и религиозных войн - недостойны людей, взявшихся созидать будущее общество на коммунистических началах. …Как же вы, проповедники новой жизни и строители новой общественности, можете прибегать к такому оружию для защиты от врагов? Не является ли это признаком, что вы считаете свой коммунистический опыт неудавшимся и вы спасаете уже не дорогое вам дело строительства новой жизни, а лишь самих себя».
Легендарная террористка В.Засулич  Октябрьскую революцию 1917  считала контрреволюционным переворотом и расценивала систему советской власти подобием царского режима. Она утверждала, что новое властвующее меньшинство просто «подмяло вымирающее от голода и вырождающееся с заткнутым ртом большинство». Утверждая, что большевики «истребляют капиталы, уничтожают крупную промышленность».
Старейшая революционерка В.Фигнер подписала в 1925 г. коллективное заявление в Президиум ЦИК СССР:
«Тысячи русских граждан заполняют тюрьмы и самые отдаленные и глухие… углы нашей страны, ссылка в которые по политическим мотивам при старом порядке … осуждалась общественным мнением демократически настроенных передовых кругов всех государств мира.
… Второй проблемой является расстрел и прежде всего расстрел без гласного суда и даже вообще без суда.
Такой порядок не может и не должен продолжаться. Это не нужно Советской власти. Это не нужно и мешает ее росту. Это деморализует сознание граждан. Это отравляет и портит жизнь наиболее чутких и честных из них.
Итак, мы, которые долго боролись за революцию, перенесли многие, многие тюрьмы и каторги, подчас были лицом к лицу с самою смертью, мы, во имя той же Революции и ее окончательного торжества, просим: отменить расстрел и, по крайней мере, его внесудебное применение. Просим широкого помилования всех политических заключенных, просим смягчения режима ссылки, просим уничтожения административных репрессий с тем, чтобы только суд назначал меры социальной защиты".
В.Фигнер не вступила в партию коммунистов, хотя ей и была назначена персональная пенсия, как участнице цареубийства.
А.Коллонтай была активной участницей «рабочей оппозиции», с которой Ленин повёл непримиримую борьбу. Она писала в письме своему французскому другу Марселю Боди:
 «Мы проиграли, идеи рухнули, друзья превратились во врагов, жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды всему человечеству».

Труднее ли нам сегодня составить своё мнение о революции, чем её современникам?
Мы смотрим с большого расстояния.
Для нас сегодня трагические события революции – лишь слабое эхо той эпохи.  Одни считают, что благодаря ей мы стали в один ряд с великими державами.  Другие уверены, что по её вине мы ещё больше отстали от них во многих отношениях.
«Перестройка» и крушение СССР свершились под флагом возмездия идеям большевиков.
Сегодня бросать камни в Ленина и революцию может и ленивый.
Неприязнь к перестроечным реалиям, реакция на разрушение страны победившего социализма породила массовые протесты против «разоблачителей» революции и её вождей.
Ностальгия по СССР простиралась до славословий революции и Ленину.
Перестройка облеклась в благородные одежды реванша за поражение царской России от революции. Как и в те времена, пышным цветом расцвела  «бешеная жажда игры, лицедейства, позы, балагана». Но по плодам узнали их.
Конечно, найдутся мнения и авторитетные цитаты в пользу утверждения, что «больная Россия» нуждалась в «лечении» голодом и кровопусканиями.
Если представить, что полемика об отношении к революции пойдёт в скандальном формате  таких передач, как «Пусть говорят»,  то лучше нам ограничиться минутой молчания.
«Заболтать» можно всё от юбилеев писателей до исторической памяти.
Когда-то над Н.Г.Чернышевским за его революционные  идеи была совершена гражданская казнь. Над головой его сломали символическую шпагу.
По разным сведениям, Россия потеряла за годы с 1917 по 1922 от 15 до 25 миллионов человек.
Это разве не достаточный повод для суда над той эпохой?
Казнь, наверное, не нужна даже гражданская. Но суд памяти должен быть.
В уголовной практике случается, что преступления остаются нераскрытыми.
Можно ли позволить, чтобы дело об убийстве миллионов граждан  «повисло мертвяком»?
Каким лицемерием выглядят всевозможные «празднования» юбилеев писателей и театрализованные «реконструкции» исторических событий, если до сих пор нет убедительных оценок важнейшим историческим событиям и личностям!
Как пережиток прошлого сегодня называют тот факт, что население страны было сильно политизировано. Сегодня нам со всех сторон предлагают «расслабиться», «не париться», «быть проще»…
Разумеется, тема Октябрьской Революции требует исследования и оценок не потому, что приближается её юбилей. Всё чаще кажется, что один из ключей к пониманию событий наших дней тщательно спрятан от нас под ворохами умолчаний, фальсификаций и балаганных «реконструкций».
Низведение Дня памяти об Октябрьской революции до уровня Дня студента по сути ничуть не лучше, чем опрокидывание памятников с их постаментов с последующим их расчленением.


Рецензии
Геннадий! Очень важную тему Вы затронули. Тема Октябрьской Революции, наверное, исследована уже настолько, что возможна её оценка как определяющего судьбу народа явления, обернувшегося для народа России большим горем, а не потому, что приближается её юбилей, Давая оценку революционным событиям, многие по привычке употребляют слово “народ”, не замечая, что “народ” – это многослойный пирог, и в каждом слое этого пирога своя жизнь. Странное дело, но все революционные процессы в обществе зарождаются и заканчиваются в верхнем слое пирога, называемом “элитой”, и совсем необязательно, что интересы “элиты” отвечают интересам остальных слоев “пирога”, а если события зарождаются в нижних слоях – это российский бунт бессмысленный и беспощадный. Сейчас у нас в стране расплодилось много аналитических центров и политологов, но что-то до сих пор мы не имеем объективной оценке явления, которое мы называем Великая Октябрьская Социалистическая Революция.
Понравилось. Творческих Вам удач.

Ник Литвинов   02.05.2017 16:33     Заявить о нарушении
"расплодилось много аналитических центров и политологов" - это правда. выступает какой-нибудь молодой человек, а он уже директор института, или центра... Знать бы, кто содержит их. И не все они озабочены тем, чтобы мы знали правду. Одних комментаторов и "оборзевателей" в СМИ каких только не видали.

Геннадий Гаврилов   03.05.2017 08:16   Заявить о нарушении
А что такое -"объективность?"-истиной владеет только Создатель,человечество только :версиями,интерпретациями,гипотезами,галлюцинациями и т.п. материалом,если не одна не подходит под наши настроения,это не обязательно преднамеренное искажение реальности,хотя и Это сплошь и рядом,надо быть готовым к мировозренческой полемике и иметь свои концепции развития,чтобы с этой "колокольни" и строить беседу о путях -дорожках в истории. Что для меня -революция?-грандиозное событие (пусть ,формально и провальное,но не для Вида в целом,опыт совершенно уникальный,полезный,жаль не для России,здесь совершенно гиблая ,маргинальная элитарность(без Чести),а значит совершенное евро-холуйство,им страдала даже российская аристократия,а это был Сорт Людей,а не жалкие пигмеи от политики,бюрократический аборт,который спасти не мог даже сталинский зоопарк т.к. они не могли осознать ни себя в политике , ни места страны и проекта в истории,как говорил Степашин,а до него и Андропов:"не знаем в какой стране живем и чем пытаемся управлять,"услужливый Дурак опасней врага"..

Александр Соколенко 2   10.06.2017 16:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.