Роман Манфред Восьмая часть

  Вверх по Енисею. Восьмая часть

  Прошло два месяца, проплывая скальные выступы, они повернули на право, и только через несколько часов стало понятно, что они в устье большой реки, на много больше Оки, которая, в те далекие времена, называлась" Ас"- большая река, или " Квай, Еме, Куай."

 Манфред принял решение плыть на юг, искать стоянку, через два часа они увидели чумы, видно здесь расположилось северное племя, но кто это, еще предстояло узнать.
Из нескольких чумов вился дымок, он исходил из верхней части, где связывались шесты, и ославлялось отверстие, для выхода дыма. Кто придумал первый чум, остается загадкой, но то, что эта простая конструкция оказалась настолько удобной и функциональной, пережив тысячелетия , в таком же виде остается до сих пор.

 Племена северных народностей исторически разделились, на разводящих оленей, и кочующих за ними, и племена охотников и рыболовов.

Снег уже сошел, на открытых местах, но оставался лежать в тени, под деревьями, еще было морозно, он поежился, на нем была шуба из оленьего меха, подаренная самоедами, длинная, до пят, с капюшоном, она грела в морозы, ветер не задувал, а ночью он пользовался ею, как одеялом.

-На севере, не боится морозов только тот, кто тепло одевается, подумал Манфред, он посмотрел на Радамира , его верный друг стоял рядом и тоже наблюдал за берегом, большая отмель протянулась на сотни метров, в глубине, метрах в десяти, от кромки воды, вдоль всего берега лежали глыбы льда, ладьи уткнулись в отмель, бросили сходни, и первые ратники сошли на песок,

 Люди, со стойбища вышли на берег, и с опаской смотрели на прибывшие ладьи, таких они еще не видели, у хакасов были лодки, у кыргызов кочи, но все они не похожи на прибывшие, это их настораживало. На встречу вышли старейшины, они улыбались, кивали головами, и руками показывали на стойбище.

Это оказались кеты, следовало подольше у них задержаться, что бы побольше узнать, и Манфред приказал причалить к берегу остальным дружинникам. Все, кто еще оставался в стойбище, тоже прибежали на берег, первый раз они видели, что бы кто то, с севера, заходил в реку, которую они называют, " Енэсесь "или Нганас," образ  жизни, уклад, насколько приспособлен к тяжелым условиям Севера, что  не менялся тысячелетие, эти племена ненцев, кет, эвенков, хантов, мантов, селькут и других, органично вписались в окружающую природу, стали частью ее и радовались как дети, появлению новых людей,

 Кеты сначала они подумали, что это боги верхнего мира спускаются к ним, но потом, поняли, что это такие -же люди, но из другого племени, и позже во время разговора между старейшинами, Манфред представился, что он из племени волков, Радамир сказал, что он русич, русский, значит речной человек, кеты поняли, что он принадлежит к речным людям, которые живут вдоль рек, и это отчасти правда,

В те далекие времена были густые леса и не проходимые чащи, и люди отвоевывали себе места обитания, вырубая лес, выкорчевывая его и готовили, под поля, на которых сеяли пшеницу, бобы, горох, уже в те времена появился лемех - железная насадка на плуг, позволяющая, на лошадях распахивать землю.

 Манфред  с воинами прошли к стойбищу, в котором стояло около двадцати чумов. Он, Радамир, Аскольд  и переводчик, сыроед, вместе со старейшинами зашли в чум. В честь гостей резали оленей и местный шаман провел обряд комлания, посылая удачу, хорошую погоду, и помощь богов, все северные народности верят, что мир состоит из верхнего, среднего и нижнего, главный правитель Тэнге, правит всеми тремя мирами, и от его благосклонности, зависит прохождение жизни на земле,

 Но существуют и другие боги, которые отвечают, за охоту, погоду, здоровье, достаток, образы этих духов, вырезаются из дерева, эти идолы должны выполнять свои обязанности, если их просят, иначе просящий может разбить фигурку идола, или побить его плеткой, но их тоже пытаются задобрить, подкармливая идолов , даже пошив одежду этим фигуркам.

На вопросы, что же там вверху по течению, старейшины стали перечислять все племена.В верховьях реки тувинцы, ближе хакасы, и кыргызы, вот их все боялись, поскольку племя большое, а люди воинственные и многочисленны, ну а между кетами кыргызами, тунгусы или их еще называют эвенки, эвены,ненцы, нганосаны, долгане.

Манфреда заинтересовали многочисленные кыргызы, но в это время он услышал какой то шум, выйдя из чума, они увидели, следующую картину, огромный вериг, держал за волосы мужчину племени, тот, раненый, со вспоротым животом, что то лепетал, воин, за волосы, вытащил его из чума, держа в другой руке окровавленный меч, к раненному подбежал Магрус, осмотрел рану, затем глянул на Манфреда и покачал головой, кет умрет.

Старейшины услышали предсмертный рассказ своего сородича. Викинг зашел в чум и захотел силой овладеть женой кета, та закричала, когда кет вошел и попытался оттащить обидчика, сначала получил кулаком в лицо, потом мечем в живот.
-Это правда?- спросил Манфред  у варяга.

Тот кивнул, отбросив от себя кета. Увидев ярость в глазах, и то, как конунг достает меч, он понял, что больше не жилец, к нему подступили другие воины и схватили его за руки, пригнув к земле.

-Ты не отправишься в Валхаллу, Скальд, твое место в Хеле, ты опозорил меня, и за это поплатишься жизнью, рассвирепевший Манфред уже хотел собственноручно  убить его, но Скальд упал на колени и взмолил о пощаде:
- Я верой и правдой служил тебе все эти годы, прости меня принц.

Манфред остановился, потом посмотрел на старейшин и на Скальда.
-Ты будешь пять лет рабом племени, если восстанешь, или нарушишь мой приказ, я лично тебя убью, уберите его с глаз долой.

Сыроед перевел старейшинам, слова Манфреда, они с уважением на него посмотрели, хотя сразу не поняли, что такое раб, но потом долго кивали, по- своему поняли, что Скальд теперь на пять лет, станет мужем будущей вдовы.

Воины переглянулись, мол, где они будут через пять лет? Неужели Манфред собирается быть в походе еще пять лет?

У Скальда забрали оружие и доспехи, он оставался на берегу с кетами и понуро стоял, на голову выше их, тоскливо глядя в след, удаляющимся ладьям, затем посмотрел вокруг, он мог одной рукой перебить все это племя, но без них ему не выжить.

 Сами кеты проходили мимо, стараясь не смотреть ему в глаза, их соплеменник умер и они готовы проводить его душу, разожгли костер шаман одел одежды и приготовился к ритуалу, тело умершего должны были предать огню. Экспедиция ушла вверх по течению.  Через два дня вновь пристали к берегу, здесь стояло стойбище тунгусов или эвенков, общаться с ними было сложно, но Манфред взял с собой двух кетов, кеты знали язык эвенов, а с кетами говорил сыроед.

Манфред обратил внимание, что это стойбище самое многочисленное, из всех, какое он видел раньше, и подумал: надо их иметь в союзниках, у себя в тылу,  приказал своим воинам, принести подарки: тугой лук, стрелы, короткий меч, с ножнами, старейшинам подарки очень понравились, они попробовали лук и долго рассматривали меч, этот меч прямой, напоминающий ромейский, они вспомнили кыргызские мечи, длинные, прямые и обоюдоострые,

 Все стойбище готовилось к пиру, в центре, на поляне разожгли большой костер, зарезали несколько оленей, их стадо насчитывало несколько тысяч голов, сначала угостили всех хмельным напитком, напоминавшим перебродившее молоко, только это было молоко оленей, затем подали строганину, мороженных стерлядок, черную икру, строганину из печени сохатого , сварили в казанах мясо оленей, после этого в деревянных кружках принесли отвар и предложили сделать по три глотка, это оказалась "атамойя", сильный галюциоген, приготовленный из нарезанных кусочков еловой или ивовой коры.

Подобное ощущение Манфред испытал, когда Магрус готовил галюциоген из грибов, поганок. Тогда у него все поплыло перед глазами, он испытал легкую эйфорию, один из воинов выпил всю чашку, не смотря на предупреждение Магруса, так он и не вышел из этого состояния, вспомнив про поганки усилием воли,

 Манфред прекратил эту реакцию,  пальцем показал убрать чашки, следовало выпить очень много воды,что бы вывести  " атамойя" из организма. Магрус познакомился с колдуном , звали его Кеть, многие вещи они понимали без слов, Кеть подарил шаманский бубен с нарисованным медведем, это его тотемный зверь, еще деревянную колотушку, обтянутую мышиной кожей, за свою жизнь шаман может сменить девять бубнов, когда рвется девятый, это значит он должен уйти из жизни,  к своим духам, и вот он отдал, заготовленный для себя, ритуальный бубен.

 В свою очередь, Магрус подарил бронзовую, масляную лампу, она напоминала сплюснутую чашку, с вытянутым носом, куда вставлялся фитиль, пропитываясь маслом, или жидким жиром, огонь медленно горел, когда Магрус ему показал, как следует пользоваться, шаман был очень доволен, ведь в чумах темно, свет попадает через отверстие вверху, где связываются шесты, им приходилось жечь лучину.

Вернувшись, разговор был продолжен, речь зашла о Енисее, евенки его называют Ионесси, и поклоняются его духу. Едесь - дух реки, хозяин Ионесси, несколько раз в год, что бы задобрить его, ему приносят жертву, для этого выбирают жертвенного оленя, выплывают на середину реки, перерезают горло, и под пение шамана и стук в бубен, опускают его в воду,

Если олень сразу пошел ко дну, значит дух принял подношение, и теперь можно плавать и ловить рыбу, зная, что Едесь на тебя не будет гневаться, если туша не утонула и долго плыла, значит Едесь сердится и тогда все племя подходит к воде и просят прощения у духа, пытаясь его задобрить, если впоследствии кто то тонул, или была плохая рыбалка, все связывалось с отношением хозяина Ионесси, к членам племени, поэтому на реке говорили шепотом и ни в коем случае нельзя плевать в воду, это расценивается как неуважение к Едесю. Так же они относились и к тайге, хозяином тайги, считается медведь, а его главный дух -Энеш, вот от кого зависела охота и жизнь в лесу.

 Саман, или шаман наносил на свое тело тотемные знаки, тотуировки, которые делали и некоторые охотники, считалось, что таким образом идет защита, от злых духов. Манфред хотел больше узнать о кыргызах, он чувствовал опасность, которая ждет их и связана она именно с этим многочисленным войском.

 Обратившись к старейшему, принц попросил рассказать об этом племени. Маленький, сморщенный старик, с удивительно ясными глазами, все его называли - этыркен, поведал: предки моего народа, когда то давно жили  на юге, за большим озером, мы, его называем "Ламу", другие "Бай - куль", богатое озеро, манжуры вытеснили нас на север, и когда Кеть, наш саман договорился с Едесем, духом Ионесси, мы смогли приплыть на эти земли и поставить здесь свой "урикат", стойбище эвенов, но люди кыргызов требуют с нас "ясак", и мы вынуждены платить им дань,

 Наш первый вождь, на этой земле Ороген-человек владеющий оленем, научил нас ловить оленей и приручать их, теперь это наша основная пища, мясо и рыба, а также то, что позволяет нам брать дух тайги Энеш.
-А какая река дальше, выше на юг, спросил Манфред.

-Через двое суток вам предстоит пройти пороги, но сейчас вода высокая, перетащите свои лодки, вдоль берега, на веревке, ответил этыркен, потом чистая вода на десять дней пути, но готовьтесь платить "ясак" кыргызам, их очень много.

-Мы хотим завтра поохотится, что бы пополнить наши запасы, да и мои люди засиделись в лодках, и еще, дай нам двух проводников, за это вы получите соль, Манфред сделал знак, и Радамир занес мешок с солью, тунгусы очень обрадовались, соль для них было дорогое лакомство, а добывали ее на соленых озерах, на землях кыргызов.
На следующий день решили устроить охоту,тунгусы знали о нескольких берлогах медведей, которые сейчас проснулись, вышли и бродили в округе, отыскивая мертвые замерзшие туши зверей, погибших от холода и голода,

 За время зимней спячки было потеряно половина веса, они ели подросшую траву на открытых полянах, что бы очистить желудок и избавиться от пробки, образовавшейся в заднице, медведи ходили, ревели по неделе пока их желудок начнет нормально работать, но племя не они беспокоили, а несколько стай северных волков, которые каждую ночь уносили один, два оленя, у них была очень хитрая тактика, и тунгусам сложно с  этими коварными животными, на самих эвенов волки нападали очень редко, только когда стояли сильные морозы, и им становилось трудно добывать пищу.

С раннего утра проведя обряд комлания шаман просил духа леса о удачной охоте. Манфред отправил несколько кораблей на противоположный берег реки, вместе с частью дружины, остальные должны были участвовать в охоте, с ним, на этом берегу. С лодками остались дозорные.

Необходимо сказать, что эвенки являются прирожденными охотниками и следопытами, обладая прекрасной памятью они запоминают планы движения по тайге, и способны, по памяти, нарисовать эти маршруты охоты.

Выдвинувшись на предполагаемый участок охоты, воины разошлись цепью, вытянувшись на большое расстояние, Манфред на своем коне проехал вперед, за ним на пяти оленьих упряжках, на нартах проехали Радамир,Олав , Эрик, Магрус и Бертран, управляли упряжкой охотники - тунгусы, рядом с Магрусом бежала Гарда, в ней проснулся природный инстинкт охотника, она бежала, чуть припадая к земле,
 вытянув морду и хвост, изредка поглядывая на хозяина, словно ища одобрения в своих действиях, пройдя буреломы и выйдя в редкий перелесок,  поднялись на сопку и сделали крюк,

Теперь  между ними и цепью воинов было несколько километров, растянувшись в цепь, охотники, сидя в упряжках,  начали гнать зверя, при этом громко крича и ударяя колотушками о деревья, все звери, которые могли попасться на их пути побежали в сторону ратников, среди которых были и эвенки.Вдруг Магрус увидел бегущего впереди медведя.

-"Бьерн!  Бьерн! - закричал он, Манфред развернул коня и помчался к медведю, Гарда с громким лаем тоже кинулась к нему, медведь продолжал убегать, вдруг он остановился, повернулся и проворно кинулся на собаку, та отскочила, он вновь побежал, тут его настигли три стрелы, выпущенные охотниками, сами стрелы его не повредили, но впившись в бедро и холку начали его раздражать и приносить боль,

Медведь остановился, он почувствовал себя загнанным в угол, и рассвирепев  встал на задние ноги зарычал и замахал передними лапами, в это время, соскочивший с нарт Олав метнул копье, попав ему в живот, ударом лапы зверь перебил древко копья, но обломок с наконечником продолжал торчать, принося нестерпимую боль, это была смертельная рана, но с которой он мог убежать и умереть,

 Через несколько километров, сейчас обезумев от боли, он кинулся на своих обидчиков, прыгнув на упряжку, где сидел Магрус, вперед выскочил возница - эвенк, выставив вперед рогатину, Гарда впилась в заднюю ногу медведя, он на секунду отвлекся, Радамир вонзил в него свое копье, пробив насквозь шею зверя, кровь начала хлестать из раны, медведь захрипел, подбежавший Манфред, добил его, вонзив меч прямо в сердце, огромная туша хозяина тайги, сначала застыла, словно остановилась в беге, затем упала, свалившись, на бок, вытянув лапу, несколько сантиметров оставалось ему, что бы достать, до головы Магруса,

 Сильно сжатые  челюсти Гарды продолжали держать ногу медведя, и понадобилось вставлять палку, что бы разжать ее зубы. Пока все это происходило, Магрус не успел испугаться, но уже потом ему стало страшно. Оставив медведя, они продолжили загон и через триста метров увидели как стая убегавших волков столкнулась с цепью охотников, в стае было около двадцати волков, половина из них убежали, остальные оказались ранены стрелами и копьями, их добивали мечами, на другом фланге цепи удалось убить трех оленей.

 В целом охота была удачной, но малорезультативной, загрузившись трофеями, начали выдвигаться к стойбищу, и тут , под сломаным деревом Гарда нашла вырытую нору, в которой оказалось шесть волчат, их хотели убить, но Магрус не позволил, и их взяли в стойбище.Охотникам на другом берегу повезло больше, они убили восемь оленей и два песца. Вечером устроили пир, приготовив свежую медвежатину.Волчат в стойбище, разобрали охотники, они знали как их приручать.

 Радамир взял двоих, решив одного оставить себе, другого, вырастить для Манфреда, Евдохе волчата, понравились, они были еще малыми, беззащитными, и очень игривыми, забавляя ее своим видом, и своим  поведением, напоминая маленьких детей. Собаки в стойбище слышали запах волков,  поджимая хвосты, уходили в сторону. На следующий день Манфред продолжил поход, ладьи вытянулись в одну линию, распустив паруса, подхваченные ветром, двинулись вверх, по течению Ионесси.


http://www.proza.ru/2015/04/18/1156


Рецензии