Петр Великий и монсолюбие. 1

     Сюжет этого повествования - удивительное соединение исторической реальности  и мистической сверхъестественности. Так и кажется, что ничего подобного ни с кем случиться не может. Тем более, с особой царского рода, да ещё с какой  - самим Императором всея России. Ан, нет... Всё описанное ниже произошло с нашим Петром Великим:

    "Быть пленником любовницы хуже, нежели пленником на войне. У неприятеля  скорее может быть свобода, а у женщины оковы долговременны" - этот вполне актуальный для любого времени афоризм  появился   около трехсот лет назад, а  автором его является     Петр Первый. 
Оказывается, российский император  имел великую охоту к сочинительству не только указов, резолюций,  проектов всяческих государственных переустройств, но  и к записыванию мыслей на любую  тему.  Его сохранившееся  письменное наследие  составляет более десяти солидных томов.
В местах  царского пребывания   всегда   раскладывались  бумага, перья, чернила. При приливах вдохновения он мог   прервать  для творчества,  например,   пешую прогулку. На спину  слуги или прохожего тут же клали лист бумаги. И Петр начинал торопливо и  всегда плохо разборчиво записывать то, что его занимало в данный момент.
Ещё удивительнее, что так  вольно рассуждает  о мирском   внук и сын  благочестивых русских царей   Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Трудно даже предположить, что  первые двое Романовых  имели длительные  любовные отношения на стороне. Но даже если что-то  и было, история об этом умалчивает. Подобную непотребь открывать для всех  было не принято.
С Петром картина иная.  До нас дошли не только имена множества  женщин, с которыми он разделял ложе. Пишут также о сотне, а то и более незаконных  его детей. С достаточной уверенностью называют  и героиню вышеназванного изречения,  что  легко и надолго пленила  первого     российского  императора.
А ведь сложись исторические события благоприятно,  ничего подобного со своей личной жизнью его царское величество   не натворил бы. И   наши предки, а значит, и мы с вами жили бы, пожалуй, несколько по-другому. 
Но увы...


ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Отец Петра, прозванный Тишайшим,   правил тридцать лет вовсе не тихо:   и   воевал успешно, и бунты усмирял, и гражданскими с церковными  реформами страну раскачивал. При этом   заслуженно считался   "многосемейным". От  долголетнего  брака с Марией Милославской  имел  тринадцать детей. После двухлетнего вдовства женился на Наталье Нарышкиной, которая родила  ещё троих — Петра, Наталью и Феодору.
Дети от обеих жен  росли в полном соблюдении их царских  достоинств. А уж в младшем Петруше, здоровом и смышленом,  Алексей Михайлович души не чаял.
К сожалению, второе семейное счастье  длилось недолго.   Чуть после сорока пяти    царь   стал резко терять силы. Причиной внезапного   сердечного заболевания   называют   его чрезмерную тучность, хотя  образ жизни он, кажется,  вел  активный:  любил охотиться, участвовал в долгих военных походах. В пище тоже меру знал, а  по понедельникам, средам и пятницам  во все  посты  вовсе ничего не пил и не ел.
Сердечная болезнь сопровождалась  цингой и водянкой, принося  умирающему  неимоверные  мучения.
Кроме болей физических,  жестоко страдал государь и  от нравственных  тревог.  А как иначе? В таком большом семействе, где дети  от первого брака старше мачехи, мир и лад сохранялся только отцовской  волей. Помнил царь, как упорно противились  Милославские   его желанию  жениться ещё раз. Потом притихли, но что будет, когда вторая семья     останется без  мужниной поддержки?
Конечно,  меры против возможной смуты   он  принял загодя. Старшего  сына Фёдора, наследника престола,  выбрал в крестные отцы царевичу Петру. Оделил большой властью  друга и советчика Артамона Матвеева, воспитателя   Натальи. Приблизил к трону   многочисленных Нарышкиных и      поручил им заботу о   жене   и малолетних детях.
Сделал всё, что мог. Осталось только уповать на волю Божию.
Перед кончиной  велел выпустить из тюрем заключенных, вернуть из ссылки сосланных и простить все казенные долги. Затем  причастился, соборовался и стал  смиренно ожидать завершения земного пути.  29 января 1676 года  звон колокола Успенского собора  возвестил москвичам о смерти  сорока семилетнего   царя.               

   Вступивший на престол  Федор  не допускал открытых семейных распрей  и царевича Петра, как и обещал отцу,   взял под свою опеку. Но вот на вдовую царицу   его благосклонность  не распространялась. Не любили её при дворе.  И не только Милославские  в свое время рьяно противились  повторной женитьбе Алексея Михайловича. Многих настораживал  приход  в кремль  многочисленного  захудалого   рода Нарышкиных.  Тревожило и дальнейшее укрепление   почти всесильного боярина Матвеева, сосватавшего государю невесту  из собственного дома. Но  русские цари и прежде  не единожды вступали в браки, выбирая худородных невест.  Фавориты у правителей тоже  всегда неизбежны.
Может, дело было в другом?  И тогда  правы современные  историки, обращая наше внимание на  красивые  глаза Натальи Кирилловны и  ссылаясь  на обнаруженные   архивные документы?
По ним  предком царицы якобы является  знатный караим, то есть еврей  Нарышко.
Разойдясь с ортодоксами-евреями  в вопросах веры,  караимы стали служить    крымскому хану,   позднее некоторые   перешли  к русскому царю. В Московии Нарышко  принял православие, получив фамилию Нарышкин. Первые представители семьи занимали  высокие служилые должности, постепенно    ассимилируясь  среди россиян. 
Если это так, то род невесты  по  древности не уступал Романовым, но    еврейское происхождение  вполне могло стать причиной противления боярства и духовенства царской женитьбе.
Надо сказать,  в наше время многие ученые считают караимов отдельным народом со своей религией.  При этом крымских  караимов (караев) относят к  тюркской (или тюркоязычной) народности, так как их язык входит в  группу тюркских языков, а быт и  обычаи схожи  с обычаями крымских татар. Предполагают, что крымские караимы — не евреи, а принявшие караизм тюрки, возможно хазары.
Противники этих  версий указывают, что их выдвинули сами караимы. Дистанциируясь от евреев, караимы пытались обезопаситься от гонений и преследований. Например, после завоевания     Россией Крыма они     добились неприменения к ним установленных для евреев ограничений.  Во время же нацистского террора признание караимов отдельным народом спасало их жизни.
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как нет и абсолютной уверенности в  принадлежности предков матери Петра  к иноверцам.

Отодвинутая  после смерти мужа от придворной жизни Наталья Кирилловна  с детьми и родственниками  переехала на вынужденное проживание   в  подмосковное   село Преображенское. Вскоре она лишилась  и поддержки всемогущего Матвеева  -  Артамон Сергеевич неожиданно был отправлен в ссылку.  Причиной  называют    кто чернокнижие, кто    ссору  с иноземным послом. Глухо звучат  и обвинения в попытке отравить  Федора пирогом с тутовыми ягодами.
Ослабевшие и униженные Нарышкины  затаились, но не покорились. Не снимая вдовьего траура,  Наталья Кирилловна не только безутешно горевала и молилась. При всей своей  религиозности, любви к приживалкам, карлицам и шутихам  она всё-таки  сильно отличалась от  большинства  русских современниц. Не зря же жила   в  семье   Матвеева  и его жены-шотландки,  которые   держали дом   на европейский манер. Соответствующая обстановка, большая  светская библиотека,  театральные представления и музыкальные концерты — все это   совсем  непохоже на закрытый быт теремных боярынь.   
"Полузападный"  образ жизни превратил Наталью  Нарышкину в  открытую для общения,  достаточно образованную  и деятельную женщину. Иностранцы  не  только внушали ей доверие, она во многом  брала с них пример.

     продолжение - http://www.proza.ru/2015/04/18/390


Рецензии
Очень познавательно. Спасибо, Люда.
А ещё у Петра был настолько плохой почерк, что лишь несколько человек в Союзе могли расшифровать его каракули ) Археографы изрядно помучились ))

Григорий Родственников   07.02.2021 12:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий.
Ну да, познавательно. Особенно для мужчин - там дальше про Монсов - и сестрица, и братец воспользовались расположением монарха к женскому полу...
Спешил он очень. Может, и почерк потому такой неразборчивый. Я вот часто думаю, почему Пушкин, покопавшись в его архивах, сказал, что не наступило ещё время о Петре писать. Что же там такого нашел. Говорят, наши советские умники уничтожили много петровских бумаг...

Людмила Лунина   07.02.2021 21:31   Заявить о нарушении
Тайна покрытая мраком. Значит, разобрал Пушкин почерк Петра?
А мне говорили, что в Москве всего пара историков могут разобрать. И их приглашают консультантами.

Григорий Родственников   07.02.2021 22:42   Заявить о нарушении
Наверное, справился. Я это вычитала в воспоминаниях современников Пушкина. А потом, по-моему, у Лотмана нашла упоминания, как при Иосифе Виссарионовиче создавали советский облик Петра. Для этого и уничтожали подлинные архивные материалы.
Кто знает, сколько в этом во всем истины.
Но уж Монсы точно нашего Великого долго облапошивали. Удивительная фамилия.
Да, и Екатеринушка не стеснялась особо.

Людмила Лунина   08.02.2021 07:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.