Петр Великий и монсолюбие. 2
Чужестранцы появились на Москве ещё в начале шестнадцатого века, когда Василий Третий, отец Ивана Грозного, завел себе стражу из иноземных наемников. За ними из Европы потянулись предприимчивые торговцы и мастера на все руки. Всех их по привычке русские долго называли "немцами - неместными."
Иноземное поселение на окраине города не раз горело и разорялось от вражеских набегов или по царским приказам. Но всегда восставало из пепла, разрастаясь и богатея.
При Алексее Михайловиче в торговых рядах московского гостиного двора шла бойкая торговля заграничными диковинами. Жители слободы Кукуй курили вино, варили пиво. Мебельщики, портные, часовщики, садовники, парикмахеры имели много заказов. Не сидели без работы и актеры, фокусники, художники, музыканты. При этом иноземцы были освобождены от торговых сборов.
Служители церкви грозили карой православным, носившим бесовскую одёжу - «прельстившимся на порты и шлыки (шапки, шляпы) неверных, имуще их на себе»
Но не помогали ни церковные проклятия, ни царский указ о запретах ношения нерусского платья, стрижки волос и «перенимания немецких и иных обычаев».
Кремль, конечно, в стороне от иностранного влияния никогда не оставался.
Петр на всю жизнь запомнил не только душистый запах русой бороды, толстые ласковые руки, ясный взгляд и неторопливую речь отца. В памяти сохранился сладкий ужас от звучащего со всех сторон тиканья, звона и гудения, когда ему показали семейную коллекцию часов. Собирать её начал дед Михаил.
Алексей Михайлович и выгоды от иностранной торговли понимал. Он попытался было взять в государственную монополию продажу табака, распространившегося на Руси еще при Иване Грозном. Но воспротивился патриарх Никон, и пришлось вернуть введенные первым Романовым жестокие меры борьбы с «богомерзким зельем» вплоть до смертной казни.
Особой личной приязни к «немцам» Тишайший, конечно, не испытывал, но ради молодой жены всё больше пользовался услугами и плодами их труда, постепенно меняя привычно кремлевский уклад семейной жизни. Они часто и подолгу жили вдали от его старших детей в потешных селах — Коломенском и Преображенском, обустроив их на новый лад. В Преображенском даже театр устроили.
Конечно, на торжественных выходах и приемах Наталья Кирилловна показывалась в русских нарядах и вела себя чинно. Зато могла проехать по улицам без сопровождения супруга в карете с прозрачными стеклами, чему с недовольством удивлялись москвичи.
Изменения коснулись и воспитания царских детей. Игрушки у них были иноземные, чаще всего немецкие. В кремлевских архивах часто упоминается об их ремонте.
Сама Наталья Кирилловна рано начала обучать сына и дочь немецкому языку.
Уже после смерти мужа она направляла и действия Никиты Зотова, официального учителя Петра. Например, приказывала использовать для уроков не только церковные фолианты, но и светские европейские книги с иллюстрациями, изображающими города, корабли, оружие, сражения, «персон» царских особ и великих людей.
Петр обучился азбуке, прочел Часослов, Псалтырь, Деяния и Евангелие. Начал писать. Далее под руководством киевских монахов, живших в Москве, предстояло изучать грамматику, пиитику, риторику, диалектику и философию, латинскую и греческую грамоту, польский язык.
Но увы... Систематического традиционного образования, даваемого царским детям, даже девочкам, он не получил.
продолжение - http://www.proza.ru/2015/04/18/392
Свидетельство о публикации №215041800390
Когда в словаре славянских слов столкнулась с переводом слова иностранец, удивилась. В те времена всех иноземцев называли - немец.)
Очень интересно, тема близкая, спасибо большое.
Доброго и спокойного дня!
Лариса Малмыгина 20.11.2016 09:29 Заявить о нарушении
И я удивилась, когда встретилась в какой-то исторической вещи. Немец - неместный. А раньше и в голову не приходило.
Как близко и далеко, оказывается, наше прошлое.
Спасибо большое, дорогая.
Хорошего дня и удачи в продолжении романа.
Людмила Лунина 21.11.2016 07:00 Заявить о нарушении