Роман Манфред Девятнадцатая часть

Рисунок Валерия Олейника

Начало битвы. Кутлуг – хан. Девятнадцатая часть

Кутлуг - когану донесли, войско кыргызов движется на ставку, ярость охватила его, последний год сплошные неудачи преследовали уйгурский народ, голод и мор, и бесконечные войны, вдобавок девять главных родов начали делить власть, между собой, на пиру, у Маянчура, роду Яглакеров, нанесено оскорбление, убит сын главы рода, Максур, кровная месть уже унесла несколько жизней, последнее время Кутлуг-хан ходил с плеткой, вставленной в голенище, его сапог,

 Это была длинная плеть, сплетенная из тонких полос бычьей кожи, люди которые, хоть в чем то провинились, перед ним, были нещадно избиты этим  бичом, первый признак гнева, лицо наливалось кровью, глаза становились узкими щелочками, еще секунда, выхватывался кнут, и человек получал удар, причем, место удара не выбиралось, хан стегал, куда прийдется. Кагана боялись все, в приступе ярости, он мог ударить любого.

Вот и сейчас, гонец, увидев, как господин пришел в ярость, задрожал всем телом, предчувствуя удары кнута. Он упал ниц, на пол, мысленно прощаясь с жизнью
-Почему мне раньше не сообщили?- заорал хан, три раза вытянув плетью, молодого воина.

-Иди, вызови начальника войск гарнизона- гонец убежал, хан присел, задумавшись:
-По какой причине они пришли именно сейчас, когда мы в таком ослабленном состоянии, и что за дикарь, с молотом, с ними, откуда он взялся, неужели и правда,  он в одиночку, выпустил озеро Учлун-Ока? Таких богатырей  он еще не встречал, а рассказ, о том, как он метнул молнию, и она взорвала башню, все говорят о легенде, если это так, кыргызский кагонат будет процветать. Нет! Этому  необходимо уже сейчас положить конец!

Через три дня, прибыл гонец, это был плененный уйгур, Манфред приказал передать ему письмо, для хана, его подписал Жантай и Манфред, вот его текст:

 -«Хан, твои дни сочтены, сдавайся, или будешь посажен на кол, твои глаза выклюет ворон, а сороки и воробьи обгадят твою голову, люди будут ходить и плевать на тебя, проклиная твою глупость, сдавайся, и мы пощадим тебя и твой народ. Я скоро захвачу твою Золотую орду, хочешь жить, уходи.
Принц Манфред, сын короля викингов, потомок Бога, на Земле."

Кутлун-хан, получил это письмо, во время совета, схватив меч, тут же отрубил голову, доставившему письмо, воину, ярость во взгляде, готова испепелить любого:

 -Как вы позволили этим кыргызам, которые  недостойны пить воду, из следов копыт, наших лошадей, подойти к стенам Ордо -Балыклы, и что за наглец этот Манфред, передайте мой приказ, десять тысяч талантов золота тому, кто отрубит его голову звание Чалуш-Бек, на все времена,

 Все члены Тай - Хей переглянулись, за всю историю уйгурского народа, только два человека, удостоился такой чести, первым был Айлим -Хан, основатель рода Уйгур -Орозов, второй, Батый, Хайракче, убивший сто восемьдесят воинов, в битве, под  Басмалы. Нам предстоит битва, в период, когда силы истощены.

Готовьтесь к обороне, но наша сила, всегда была в набеге, в скорости, в умении обрушить нашу мощь, на врага, и сломить его сопротивление, в первом же нападении, что ты думаешь советник, Маянчур?
-Государь, ты всегда мудро поступал, все твои решения поддержаны богами. Ты- залог процветания нашего народа, только в твоих устах мы слышим истину, из за глупости некоторых кланов,  боги, разгневались на нас, и послали нам испытания, но я уверен, благодаря твоим мудрым решениям, мы опять победим, сейчас, в бою, наши лучшие воины будут искать встречи, с этим варягом, что бы убить его и прославиться, и прославить тебя, о Великий Хан.

Сейчас, в преддверии битвы, что бы поднять боевой дух нашей армии, тебе необходимо присвоить звание:  Тенриде, улуг, бумлиц, бильде каган- божественный, героический, мудрый!

Кутлуг - Коган, ничего путного для себя не уяснил от советника, но как всякий правитель, привыкший к лести, любил ее слушать, так что для него, слова Маянчура  были как  песня соловья, немного упокоившись , он посмотрел на своего тысячника, воина Карума, не смотря, на молодость, он был мудр, не по годам, при этом сочетая в себе, храбрость воина.

-Карум, что ты думаешь, о предстоящем бое?
-Мой господин, раньше нам приходилось воевать с противником, которого мы знали, действия которого могли просчитать наперед, как воюют викинги и русичи, нам еще предстоит узнать, вы правы, надо готовиться к нападению, но и не забывать об обороне.

-А что говорят в войсках о Манфреде?
Откровенно, многие напуганы, и мало таких, кто захочет сойтись, с ним один на один, в бою, необходимо подготовить специальный отряд лучников и копьеметателей, что бы в первые минуты боя, убить его, иначе он, как знамя для всех его воинов.
Хан оценил совет воина, и мысленно поблагодарил его.

-Сколько времени им осталось идти?- спросил коган.
-Два дня, может быть три.

Хан присел, задумался, через час он сказал: " Нам необходимо дать им бой, в дне пути, от ставки, в урочище  Балбалык, нанеся им существенные потери, мы сможем быстро вернуться в ставку, устроить оборону, вызвав наши войска, с дальних рубежей.

Все загалдели, дружно нахваливая план хана.
Тем временем, кыргызы приближались, разведка Бертрана, уже наблюдала за городом, когда войска хана, вышли из ставки и двинулись на встречу, посланный гонец, предупредил, о приближении неприятеля, сложившаяся ситуация требовала немедленного решения, собрался совет.

Первым выступил Назарбек: предстоит  бой, нам необходимо составить план наших действий, есть необходимость организовать оборону, что бы завязать бой, и перейти в наступление.
Поднялся Аскольд:

-Судя по их действиям, они собираются дать нам бой, на хорошо известной им местности, нанести нам большие потери, быстро вернуться в крепость, иначе, зачем им уходить из крепости.

  Если бы мы не знали, об этом, мы  бы проиграли, но теперь, обязаны использовать эту ситуацию  в свою пользу. Выбираем место для боя  мы сами, сейчас необходимо послать пять тысяч воинов, в обход, захватить город, пока там нет армии, десять тысяч встретит врага, вступит с ним в бой, пять тысяч обойдет его с тыла, необходимо найти сильно пересеченную местность, что бы замедлить их движение.

Закончив говорить Аскольд присел, взглянув на брата, тот ему улыбнулся, поднял руку и показал символ Тора, раздвоенный указательный и средний палец.Вдруг поднялась Тайра, вид у нее был решительный:

-Время, не на нашей стороне, наверняка они уже послали за подмогой, если мы уйдем в оборону, уйгуры будут ждать, нам надо выслать отряд в пять тысяч воинов, завязать бой, и отступить, они будут преследовать, где нам будет выгодно, окружим их, местность здесь холмистая, лучникам, стоя на холмах будет удобно расстреливать уйгуров, они начнут отступать, на подступах, к городу, будем их добивать, из пяти тысяч, засевших в ставке, четыре тысячи, выйдут из города, нам на помощь.

Все с уважением выслушали замечания принцессы.
Жантай, тоже высказался: - Необходимо выяснить, где находится хан, если он остался в ставке, мы  убьем там, если он в походе, необходимо в первую очередь захватить,  в плен, тогда уйгуры сразу сдадутся , на его поиски выделяю две сотни.

Поднялся Манфред:
-Я со своей дружиной встречу врага. На месте боя мы клином врежемся в передовую часть, ты Жантай, с двух сторон зажмешь кольцо, но оставь им место для отступления, нам легче будет разбить, догоняя, Бертран, твои разведчики, должны наблюдать территорию вокруг места боя, что бы не было засады, или внезапного подкрепления, тогда нам прийдется быстро отступить, в город.

Следующий день должен быть решающий, местность проверили, между холмами протекал ручей, заходя в низину, образуя заболоченный участок, Манфред собирался перед ним встретить неприятеля, от ступающая конница, должна обойти, это болото.

 Конница кыргызов, состояла из трех частей: тяжелая, покрытая броней, когда юбка лошади закрывалась бронированной попоной, с нашитыми, металлическими пластинами, на голову одевался металлический шлем, одевался нагрудник и наколенники, так же и всадники, одеты в доспехи и кольчуги, отряды этих воинов, недоступны для стрел и копья не могли с ними, ничего сделать, они сметали ряды лучников, следом шла средняя кавалерия, менее нагруженная доспехами, затем, легкая и быстрая.

Армия уйгуров, увидев первые части конницы, получив приказ уничтожить, перешли в наступление. Приняв первый бой, кыргызы повернули обратно, увлекая за собой неприятеля, заманивая его в болото, которое проскочили по краям,

 Уйгуры пошли по топкому месту, и тут включились лучники, град стрел посыпался на голову степняков, сзади подпирали новые отряды, проскочившие болото, встретились с дружиной Манфреда, смертельным клином, врезавшаяся в передовую часть уйгуров, среди них был отряд, в задачу которого входило убийство принца, увидев могучего всадника, с молотом в руке и щитом, одновременно, по нему, выпустили пятьдесят стрел и тридцать копий, каково же было  изумление, когда все стрелы и копья отскочили от змеиной кожи, принц взмахнул молотом и начал крушить головы, словно капусту, ужас охватил воинов, они поняли, что перед ними не человек,  смятение и крики: Торо! Торо! Энеш! Злой дух, мы все умрем!

Их добивали другие дружинники, среди которых был Радомир, Олав, и Тайра, которую принц и русич обучили технике" Холодной ярости", она орудовала коротким мечем и круглым щитом, остро заточённым, по одной стороне, вражеский всадник, напавший, на нее с копьем, сделав выпад, вернул копье в исходное положение, приготовившись для нанесения нового удара,

 Тайра, щитом отвела копье, молниеносно воткнув меч, в шею уйгура, между шлемом и кольчугой, его лошадь продолжала двигаться , но сам воин, откинувшись назад, выпал из седла, на нее налетел следующий, полоснув перед лицом, загнутым мечем, принцесса развернула щит и острым краем ударила по руке, этим ударом, она отсекла кисть, и отрубленная рука, с зажатым мечем, отлетела в сторону, попав острым концом меча, в глаз, подъехавшему уйгуру, от боли он натянул поводья,

 Конь встал на дыбы, а когда опускался, короткий меч вонзился воину в пах, следующий удар последовал в яремную ямку, пробив горло, кровь хлынула и следом вывалился язык.

В этот момент, позади девушки, Радамир, мощным ударом, отрубил голову уйгуру, который занес меч, чтобы убить принцессу. Перед боем Мафред попросил друга охранять свою жену, он не хотел, что бы она участвовала в битве, но Тайра оказалась более настойчива, доказывая, что она воюет за свой народ.

Пока шла эта битва, пятитысячное войско, подошло к воротам Орду-балыка, в городе остался немногочисленный отряд, который перебили за час, зайдя и заняв город, согнали всех жителей, на площади, запретив им уходить оттуда, самого когана, они не нашли, значит он был с армией.

Битва продолжалась, уйгуры оказались зажаты в кольце, но кольцо, специально разорвали, и в этот просвет хлынул поток отступающей армии, и вот когда побежала вся армия, появилась паника, прибыл гонец, сообщивший о взятии города, воины стали разбегаться в разные стороны, оставшиеся Кутлуг - Коган и его любимый советник Маянчур, спешились, хан наблюдал картину отступления, ругаясь и кляня всех.

Маянчур подошел сзади и воткнул нож ему в спину, хан осел, и упал на спину, его советник, начал ножом отрезать голову, что то говорящему хану, затем засунув ее в мешок, взял свою лошадь, взглянув на обезглавленное тело хана, увидел царскую печать, на среднем пальце, правой руки, отрезав палец вместе с печатью, он сел на лошадь и поскакал в направлении нападавших кыргызов, увидев двигающихся воинов, он поднял голову хана и палец с царской печатью, остановился и стал ждать их приближения.

Первым подъехал Бертран.  Глядя на Маянчура, узнав что случилось, он одним ударом, снес голову заискивая улыбающемуся советнику, только такой награды заслуживает изменник, затем взяв голову хана, и перстень, он вернулся искать Манфреда. Нашел его, добивающего отряд уйгуров, не пожелавших сдаться  и отчаянно сопротивляющихся.

Бертран высоко поднял голову  Кутлуг - хана, закричав:  - На колени, cобаки. Перед вами ваш хан!

Тишина наступила на поле, уйгуры замерли, глядя на голову, они спешились, став на колени, поклонились, коснувшись головой земли, на лицах отразилась глубокая печаль, затем встав, бросили оружие на землю.

К Бертрану подъехал, весь в крови, Манфред.
-Ты, как раз вовремя, воины устали, пора заканчивать, бери этих безоружных уйгур, пусть бегут впереди и кричат, о смерти хана , а ты показывай голову, война закончилась, поеду, найду Тайру.

Принц с десяткой викингов, двинулись в противоположную сторону, не далеко, за холмом, Тайра, ее младший брат Кудур, Радомир и Олав бились с отрядом уйгуров, их  окружили тридцать степняков , нападая, со всех сторон.

Девушка, в состоянии "Холодной ярости" с узив глаза, руководствуясь, исключительно холодным расчетом, делалась точные выпады, мечом, наносит  колотую рану, у Кудура в левой руке застряла стрела, вторая вошла в ногу, три стрелы вошли в круп лошади, она с трудом двигалась, сам Кудур, с опущенной левой рукой, отбивался мечем, правой, от потери крови он ослабел, многочасовая битва измотала всех, но вот один уйгур, с пикой, наперевес, двинулся, к Радомиру, затем резко развернулся, направив пику на Кудура, пика, раздвинув кольца кольчуги, вошла в левый бок, зацепив сердце парня, он умер мгновенно,

 Тайра бросилась на уйгура, Кудур, падая из седла, потянув за собой копье, его враг оказался  безоружным,

 Степняк   развернулся, и поскакал прочь, принцесса за ним, через сто метров, по пологому склону, он выехал на выступ скалы,  остановился, снизу на него, словно кошка, бросилась Тайра, уйгур отбивался щитом и ножом, девушка, развернувшись, наотмашь взмахнула мечом отрубив ногу, ниже колена, следующий выпад, она делала в шею, ее рука проскочила, уйгур бросив щит, схватил за локоть и потянул на себя, его конь, попятился назад, оступился и они втроем полетели, со скалы.

Вся эта картина, происходила на глазах Манфреда, его отряд из десяти викингов, ввязался в бой, а принц бросился к подножию скалы, его жена лежала, без признаков жизни, уйгур, ударившись о скалы, головой, лежал с расколотым черепом, девушку спасла лошадь, упав, на которую, она сохранила себе, целыми кости, но от сильного удара, потеряла сознание, Манфред поднял свою любимую, на руки, проклиная себя, за то, что позволил участвовать в битве, а принцессе нельзя было находиться рядом с ним, в бою, на него шла охота.

Бережно положив ее на Бадвина, он приказал, подъехавшим воинам найти Магруса, на душе у него было тревожно, потерять самое ценное, что у него  появилось в жизни, для принца стало страшным ударом. Подъехал лекарь, осмотрев девушку, он сделал заключение:

-Тайра жива, но сейчас ей нужен покой, перевозить ее нельзя.
-Но что с ней, Магрус? – с нетерпением, спросил принц.

-Очень ушиблено тело, но оно живет,  душа покинула ее,  теперь летает в небесах, необходимо время и твоя забота, тогда она вернется, но когда это произойдет, неизвестно, только  Один может сказать, и Фрея, поставь на этом месте юрту, через неделю, уложим в повозку, и медленно повезем, бедная девушка, она вся в крови, но это не ее кровь, сколько же ею убито врагов?

Подъехал Жантай, потеря брата его искренне огорчили, но глядя на сестру, внутреннее ликование  охватило всю его сущность, сбылась мечта, теперь он Ажо, как единственный наследник, в каганате.



Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/22/1582


Рецензии