вторым классом

16.06. 1889 года в Германии должны были пройти выборы в рейхстаг. Роза с Лео хотели использовать предвыборную борьбу для того, чтобы как можно больше людей лично познакомились с Розой, с её взглядами на стратегию политической борьбы. Для этого сначала Розе нужно было получить немецкий паспорт. С ним бюрократы не спешили, пришлось дать взятку и, наконец, 31-го мая Роза смогла отрапортовать Лео, что всё в порядке. Дома ей, конечно, не сиделось и она уже 25-го мая побывала в правлении немецкой социал-демократической партии и предложила там свою помощь в подготовке выборов. Предложение было с радостью принято, и Розу попросили с этой целью отправиться в Верхнюю Силезию, относящуюся тогда к Пруссии.
Денег у Розы, как обычно, было в обрез, но..

Ниже отрывок из её письма Лео от 31.05.:

Мой любимый! Наконец, после пяти дней ожидания сегодня (!) получила оба твоих письма: от пятницы и от понедельника.. Сначала по делу:
1. В Верхнюю Силезию я поеду послезавтра. Поездка в Кёнигсхютте займёт 12 часов!! и будет стоить во втором классе 33 марки (в третьем - 23 марки). Я намерена от партии взять 23 М, и 10 М вложить от нас...
2. Реферат* на немецком уже написан, только сегодня его закончила. Хотелось бы перед отъездом здесь выступить, но боюсь Ауэра, потому что на это бы ушло как минимум два дня. Попробую его использовать в Силезии и позже, если Богу угодно, в Берлине.
3. Парвусу** уже написала.
4. Зайделям*** написала сердечное письмо...
5. Сегодня получила паспорт..Все свои бумаги возьму в запечатанном конверте с собой.
6. От брата, как тебе уже писала, получила 130 руб. для Дункер. Это, естественно, в долг на год. Кроме того мои бедные домашние прислали мне 10 марок.

И так далее, и так далее, до 12-го пункта.

13. Ах, несчастный, мне пришлось теперь за твоё письмо от пятницы доплатить 40**** пренингов! "Пожалуйста, обзаведитесь тонкой бумагой" etc....

Немногие личные слова в конце твоих писем, как всегда, я читаю с жадностью, но, не знаю почему, они на меня как-то не действуют, я почему-то не могу тебя представить живым - добрым, мягким, любящим. И себя саму не могу почувствовать как маленькая Циуция, как раньше себя у тебя чувствовала, и как ты, очевидно,  ещё меня воспринимаешь. Во мне теперь всё как-то тихо и холодно. Я всё делаю без страха, но и без большого энтузиазма, как-то механически, как-будто во мне всё спит. То, что я о тебе постоянно думаю, само собой разумеется, что значит, я не специально думаю, а постоянно чувствую в мыслях твоё присутствие.
Издалека меня мучает напоминание о статье*****, которую я должна написать, хватит ли времени, хватит ли сил.
Поживём, увидим. Как ты видишь, я опять вернулась к деловому - становлюсь как ты, может легко получиться, что ты окажешься прав, и что я через пол-года стану, наконец, твоим идеалом, только бы со временем не получилось, как с тем конём, которого так чудесно выдрессировали, до...
Но не становись грустным и пиши немного больше о том, как ты проводишь время...
Ешь ты ещё по-утрам яички, или уже всё забыто. И что ты пьёшь в 4 часа? Как ты себя чувствуешь телом? Покой должен был на тебя хорошо подействовать, ты в нём очень нуждался.
                твоя Р.

*Роза готовилась с его помощью к выступлениям на собраниях, посвещённых выборам

**Парвус в Дрездене был главным редактором Саксонской рабочей газеты

***друзья из Швейцарии, социал-демократы

**** для сравнения, на обед Роза тратила 50 пфенингов. Самый дешёвый билет на поезд из Берлина в Дрезден стоил 7 марок. Их у Розы к концу месяца не было, поэтому пришлось желанную поездку к Парвусу заменить письмом.

***** критическая статья на работу Э. Бернштейна "Борьба социалдемократии и революция общества"
 


Рецензии