Роман Манфред Четвертая часть

Рисунок автора

Строительство острога. Четвертая часть

Через десять дней пути, пройдя Югорскую землю, вышли на земли ханаанские и самоедские, где над морем живут северные племена которые только мясо и рыбу едят, да меж собою друг дружку.
Встретился со старейшим племени Манфред и Радамир, говорил он на своем языке , но мал, мал понимал, что говорит Радамир, из этого разговора они поняли , что лето короткое, через месяц, полтора морозы закуют в ледяные оковы северные моря и реки, через неделю пути, должны выйти к устью большой реки, по ней они смогут спуститься южнее и там перезимовать, сейчас  могут поохотится на тюленя, моржа и на белугу. Оэадаченный Манфред, предложил Радамиру  выбрать хороших охотников, взять их с собой, раз они живут здесь круглый год, пусть и нас научат как выживать в зиму, на следующий день проплывая мимо маленького острова, они увидели лежбище моржей и тюленей, тюлени от них убегали, а огромные моржи лежали и никак не реагировали. Охотники хладнокровно перебили большую часть стада, загрузив их в ладьи, это было мясо, жир и шкуры, самоеды научили, как вытапливать жир, вялить мясо, выделывать шкуры.
Одной охотой живот на неделю не набьешь, две с половиной тысячи людей надо семь месяцев кормить, он уже начал жалеть, что взял такое количество  воинов. Через три дня  вошли в устье нынешней Оби, десять дней они двигались на юг. Наконец выбрали место, где можно поставить острог и вытащить ладьи на берег, спасая их от весеннего ледохода. Князь Ярослав дал ему десять плотников и три кузнеца. Манфред построил дружину, вышел вперед и сказал:
-Други мои, нам прийдется до весны выживать здесь, вы воины, ими вы и останетесь, но здесь каждый должен приобрести несколько профессий, вы должны  работать, это залог выживания, не выполнение приказа, первый раз, плети, второй, смерть.
-У нас месяц до морозов, за это время подготовиться к зиме, построить острог, дома и казармы, под одной крышей, выложить печи, за готовить дрова, охотиться и рыбачить. Кто из вас мастеровой, кузнец, плотник, на все руки работник, выйдите вперед.
Вышел каждый пятый.
-Ну, вот, остальные будут учиться в подмастерьях.
Если мастеровой сотник, он им и продолжает быть, если нет до весны побудет в подмастерьях, с нами, охотники - самоеды, они себе выберут учеников из подмастерьев, Магрус выбери себе пять человек, сделай из них лекарей, но это когда зима наступит. Сейчас надо поставить десять человек на выделку шкур, самоеды научат , иначе шкуры в трюмах пропадут, уже сейчас надо готовить теплые одежды, работы хватит всем. Обращаюсь к своим  дружинникам, что бы каждый к весне знал язык русичей.
Таким образом Манфред решил сблизить воинов в дружине. И обернувшись к своим друзьям,  сказал: Олав, ты отвечаешь за строительство, Радамир, ты за доставку леса и материалов, Аскольд, ты судья и советник, заодно следи  за хранением продуктов.
-Дядя Эрик, на тебе охота, рыбалка и выделка шкур, ну и соответственно шитье одежды, если для тебя это много, от чего то, можешь отказаться.
-Нет, я согласен, чем- то прийдется заниматься всю зиму.
Манфред осмотрелся, увидев Бертрана, подозвал к себе:
 - Возьми девять лошадей, воинов и одного писаря, объедешь округу, пусть нарисует карту, увидишь людей расспроси , кто, чья это страна, ну заодно, кто из зверья здесь водится.
Затем подозвал плотников: продумайте сани, которые мы могли бы подвести под днище ладьи и веревками вытащить, на санях на берег, и выберете место для зимовки, что бы весенний лед не поломал  струги.
-Все, все расходитесь, за работу.
Каждый знал, что ему надо делать, никто не стоял на месте
Острог начали ставить на пригорке, с ровной площадкой, определив границы участка, натянули веревки, начали корчевать лес, за границей участка лес предстояло вырубить на расстояние выпущенной стрелы, чтобы неприятель не мог ближе подойти, угол острога, выходивший на излучину реки, заканчивался сторожевой башней
Манфред понимал, что строительство острога вопрос выживания - себя они защитят, спрятавшись и отбиваясь за частоколом, но как сохранить ладьи?   Никак, их могут попросту поджечь, надо установить сторожку и выделить еще один пост, но кто их враг, пока им встречались разрозненные племена кочевников, которые выживали в этих суровых условиях, охотясь и рыбача, сколько вокруг земли, какие необъятные просторы, но это чужая земля, а может уже моя? Подумал он, что толку, если мы не доживем до весны, семь месяцев, это большой срок, Манфред вспомнил свой дом, отца и мать. Отец суровый король, тысячи вопросов ему приходится решать за день, впрочем, ему самому сейчас не легче, мать его бы поддержала, она всегда была на его стороне, как ее сейчас не хватает. Он углубился в воспоминания, вспомнил детство, это самая беззаботная часть его жизни, она уже никогда не вернется, мы должны выжить, он уже чувствовал ответственность, за всех этих людей, что оказались с ним, они его боятся, но по другому нельзя, если  все почувствуют , что он слабый, никто не выживет, по снегу далеко не уйдешь, он вспомнил как видел в чумах самоедов, висящие сбоку  короткие плетеные лыжи, снегоступы, это его заинтересовало, и лыжи обтянутые камусом, шкурой снятой с ног лосей и оленей, благодаря этим лыжам, самоеды передвигаются на большие расстояния, необходимо всем моим охотникам иметь такие лыжи и снегоступы, ему понравились сани, легкие и удобные в упряжке с оленями, на севере, это незаменимый перевозчик.
Подошел Магрус, поклонившись, обратился: Государь в лесу созрела ягода, надо готовить лари, собирать ее , иначе зимой у всех начнут гнить зубы, еще надо заготовить черемшу, часть ее высушить, часть заквасить.
-Магрус, тебе надо взять на себя всю эту заготовку, Организуй плотников на лари, несколько струг вытащите на берег, в трюмах начинайте квасить черемшу, осенью по морозу нарежем ее на куски, перенесем в сараи, или в подполье. Грибы так же можно замариновать. Лекарей ты уже подобрал ?
-Да, государь, пока три человека, не всем дано лечить, так что выбор среди воинов невелик, он поклонился и ушел.
Манфред посмотрел, как готовят лес, валят его, но самая большая проблема доставка его на участок стройки, все происходит медленно, тяжелые бревна. Он вспомнил строительство плотов, потом приказал позвать Радамира.
-Вот, что Радамир, отправляй людей, пусть рубят лес на берегу, выше, по течению, по этой стороне берег крутой, бревна будут скатываться в воду и сами приплывут к нам, прямо напротив острога ловите их, так и идите дальше, выше, по течению.
-Хорошая идея, а мы замучились с этими бревнами, и он побежал к вальщикам леса.
Манфред продолжал смотреть на юг, откуда двигалась вся эта масса воды, что же там находится за этим створом, впереди еще месяц чистой воды, надо отправить на разведку пару лодок, когда вернется Бертран, поставлю ему задачу.
Через два дня вернулся Бертран. Они встретили племя уйгуров, те сначала испугались, но потом поняли, что  мы пришли с миром, устроили в нашу честь праздник, ночью нам своих жен подсунули, обычай у них такой, ну ничего обычай, мне понравился, у них большое стадо северных оленей, можем сменяться на что нибудь, и упряжки свои есть.
-Вот упряжки нам нужны, чем только расплачиваться будем, может еще раз с женой вождя переспишь, засмеялся Манфред, а оленей закупать зимой будем, когда запасы закончатся, решил я отправить тебя, на разведку, вниз по реке, возьмешь две струги и людей подбери из подмастерьев, туда против течения прийдется идти, возможно на веслах, но лучше,лови ветер, как ветер переменится, отчаливай.
-Будет исполнено, господин, Бертран поклонился, и отошел.
-Ну что же,  уйгуры нам не страшны, страшен тот враг, о котором ты еще не знаешь.
Через десять дней стоя на излучине и наблюдая, как идут работы, Олав заметил странную лодку, она была не большая, с низкими бортами, плывя боком, по течению, перекатываясь через волну, он окликнул людей, все сбежали вниз, к воде. В лодке оказались раненные воины, на дне, без сознания, лежал Бертран. Лодку вытащили, подбежал Магрус, осмотрел Бертрана.
-Потерял много крови, жизненно важные органы не задеты, жить будет. У одного воина колотая рана в предплечье, обломок стрелы в бедре, и отрублена кисть левой руки, третий совсем плох, рана в живот, потерял много крови, до утра не доживет.
Подошел Манфред, он слышал последние слова Магруса, повернувшись к Олаву, сказал:-  Объявляй тревогу, высылай гонцов на лошадях, вдоль берега, пусть скачут на разведку, тот, кто это сделал, прийдет сюда рано, или поздно, мы должны перехватить их разведку, и готовиться к битве. Магрус, сделай все, что бы раненые быстрее пришли в себя, я должен знать, что там произошло, и кто на нас напал?
Через два часа Магрус послал за Манфредом и Радамиром. Бертран все еще был без сознания, а воина, который потерял руку, удалось отпоить отварами, он пришел в себя, это был русич, и говорил тихо, глядя, то на Манфреда, то на Радамира.
-Нас было сорок человек, по двадцать, на двух стругах, два дня мы  шли вверх по реке, потом вышли на широкий плес и увидели острог, ничего не подозревая, причалили к берегу, Бертран увидел на сторожевой вышке вооруженных витязей, это были русичи, он им помахал рукой, те помахали в ответ. Бертран , я и еще восемь человек высадились на берег и прошли к воротам острога, войдя во внутрь, я огляделся, это было стойбище, где соседствовали рубленные избы и землянки, нас приветствовал одноглазый татарин, он представился,как хан когоната Халаин- бей, в это время, мы услышали шум, со стороны струг, и поняли, что на нас напали, мы сразу выхватили оружие и вступили в бой, за нами уже следили лучники, и сразу же выпустили стрелы, мы успели положить с десяток, Бертран один положил пятерых, пока не получил удар оглоблей по голове, нас , оставшихся в живых меня, Степана и Бертрана бросили в яму, через некоторое время я услышал как в соседнюю яму бросили еще наших, но сколько их, я не знаю. Когда мы подплывали, я заметил на берегу, стояли небольшие лодки, на восемь человек, их было около двадцати и с десяток маленьких шитиков, на которой нам удалось убежать. Днем я разговорил охранника, представился его земляком, он и рассказал, что этот острог- стойбище, беглых рабов, крестьян и разбойников, они в страхе держат всю округу, с малых племен требуют дань и народ убивают без жалости, вечером я зарезал своего " земляка", затащил его в яму, и переоделся в его одежды. Ночью мы вытащили Бертрана, но на воротах пришлось убить двух охранников, третий отрубил мне руку, но я успел перерезать ему горло, дотащив Бертрана до шитика, мы столкнули его, но весел там не оказалось, за ночь течение нас далеко отнесло, на воротах Степана тяжело ранили в живот, еще в лодке, он потерял сознание, бедняга.
-А тебя как зовут, воин?  - спросил Манфред.
-Другарь, господин.
-Я, награжу тебя Другарь, за то, что спас Бертрана, моя особая благодарность, а теперь скажи, сколько их по твоим предположениям.
-Я думаю тысячи полторы, если только какая- то часть не в походе, но это сброд, настоящих воинов там мало, Другарь сморщился от боли, закрыл глаза, но потом попытался приподняться и потерял сознание, Магрус повернулся: - Государь, дай ему, еще хотя бы два часа, он совсем без сил.
-Основное я уже услышал, Радамир собирай совет.
На совете первым высказался Манфред: наши люди, кто остался в живых, сидят в ямах, мы своих не бросаем, вы уже знаете, что там произошло, дело чести, наказать этот сброд, жду ваши предложения.
Первым выступил Олав: - Судя по их тактике, они не выступят против нас в открытом бою, значит будут обороняться, находясь в остроге, так же как мы поджигали стрелами корабли, мы можем поджечь острог.
-Но за это время они убьют наших людей, сказал Радамир.
 К  разговору подключился  Аскольд:
-А вы не думали, что нам придется жечь наши дома. Здесь стройка в самом разгаре, конца ей не видно, там ни за что погибли наши люди, мы имеем полное право пожить теперь в своих хоромах.
Манфред усмехнулся:
-Ты читаешь мои мысли, братец. Острог надо захватить тихо. Ночью убить стражников, открыть ворота, тихо войти туда, рассредоточиться, и под утро, по команде, в одно время перебить всех, только мебель не портите.
-Правильно - продолжил Аскольд:- в противоположном углу приставить длинную лестницу к частоколу, по веревочной спуститься и перебить охрану.
-И вот что, поймайте одноглазого, я его на кол посажу, выставим перед воротами , пусть все знают, как мы избавим эти края, от нечисти.
-Я хочу добавить, - сказал Аскольд: - в предрассветной темноте, мы можем перебить друг друга, поэтому нужен какой- то знак.
-Давайте белые повязки на лоб повяжем, в полутьме будет хорошо видно.
-Еще, добавил Манфред, в домах надо действовать короткими мечами, поэтому большие топоры и пики с собой не берите, идти налегке, но в кольчугах.
-Государь, я хочу сделать существенное замечание, там могут быть собаки, и тогда этот план никуда не годится, сказал Магрус.
-Правильно, что же делать?
-Я предлагаю, перед тем как перелазить через частокол, за пол часа побросать через забор отравленное мясо, пол часа хватит, собаки передохнут, яд я приготовлю.
-Молодец, Магрус, похвалил Манфред, все, завтра загружаемся, переезжаем на новое место, разведчики должны определить, где нам высадиться.


Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/18/1132


Рецензии