Барабинский экспресс

Осень...2009-й год...Дождливая, надо сказать, оказалась та листопадная осень...дождливая и холодная...Мне предстояло поступление в аспирантуру новосибирского Института археологии...По словам моего  несостоявшегося проводника Андрея Владиленыча, мне непременно надлежало быть на Дне Рождения нового научного руководителя...где, собственно, и познакомиться с ним лично. По этой самой причине я все лето готовилась к поездке в экспедицию. Кровь моя была горяча, и совет я восприняла абсолютно буквально, ... но, с большой ответственностью. И казалось мне...будто бы не появись я в этот знаменательный день в барабинских полях, в лагере, где экспедиция новосибирского института археологии коротала долгие 5 месяцев - с мая по октябрь - вся моя дальнейшая научная судьба и карьера - рухнет не успев и начаться...Потому, я с трепетом в сердце, отсчитывала осенние деньки и со страхом думала...как же мне ухитриться по мановению невероятного волшебства оказаться в том самом лагере, лежащем где-то на берегу реки Тартас в золотой барабинской лесостепи того хмурого сентября.
Дело в том, что координаты местоположения Академика и его отряда...оговорены были с моим протеже настолько поверхностно, что с такой же уверенностью моему новосибирскому коллеге можно было ткнуть мне пальцем на карту России. Единственным бесспорным фактом, известным мне, было то, что лагерь находился где-то между Омском и Новосибирском...и желающим добраться до него...надлежало выйти на Станции Чаны, ... откуда ехать на север в сторону деревни Венгерово....по пути в которую, где-то после моста через одноименную речку, среди полей таился заветный поворот на лагерь археологов. Вся эта территориальная неясность пугала меня до чертиков и я старалась о ней не думать, в надежде что сложится все как-то само-собой...и в самый нужный момент, появятся, как всегда, самые неожиданные друзья, которые возьмут меня с собой и мы дружной компанией в форме легкого приключения окажемся в пункте конечного назначения....
Но, не тут-то было...Час все близился, а неожиданные друзья с приятным предложением сопроводить меня до совсем не знакомого мне Академика не спешили нарисоваться. Затея все больше казалась мне сумасшествием...Место, куда мне невероятным образом и в обязательном порядке надлежало попасть, лежало неизвестно где...и ждал меня там неизвестно кто...Хотя нет, даже и не ждал, поскольку о том, как следует предупреждать академиков о своем появлении, я инструкций не получила...Из многозначительных полных восклицаний рассказов моих родных профессоров, ясно было лишь, что сама судьба подарила мне шанс стать ученицей великого Академика. И посему рисовался он мне в моем воображении чем-то безликим и богоподобным...внушающим страх и трепет...Мой сентябрьский мандраж был настолько силен, что охваченная волнениями, я даже не удосужилась ни разу найти хотя бы "Его" фотографию... Неизвестность меня пугала, как и географический кретинизм, предстоящего мне путешествия, к людям, которых я не знаю и никогда не видела...
И вот настал день отъезда...Мой плацкартный вагон весь кишил студентами...мне досталась верхняя полка, куда я тут же запрыгнула и достав наушники, включила плейер...Быстро стемнело, студенты, ехавшие внизу, достали откуда-то ящик водки и  отчалили в белое плаванье...Меня мутило...заснуть никак не получалось...Распевая песни, студенты продолжали плавать внизу, а мне безумно хотелось заснуть и проснуться уже в затерянном в степях лагере археологов...Но поезд вез меня в Новосибирск....Я так и не решила - как мне добраться до лагеря,а точнее, как его найти в одиночку посреди деревушек Венгеровского района Новосибирской Области. Поэтому я фантазировала, как доеду до эНска ...и буду ждать, пока неожиданные друзья, наконец, спасут меня и проводят прямо до нового научного наставника.
С счастливой мыслью, что это непременно случится я и заснула... Проснулась от безумной духоты и вони. Звенел будильник...Я спрыгнула с койки и приземлилась прямо на спину парня...мирно дремавшего на полу нашего плацкарта с разбитым стаканом в руке. Утро не задалось...
Безлюдный огромный новосибирский вокзал встретил меня в 6 утра, как это бывало уже десятки раз. Все было знакомо и серо...Зал повышенной комфортности для транзитных пассажиров в этот раз был не обо мне,и, бросив рюкзак и палатку под стол, я уселась пить кофе в кафе на первом этаже...Звонить друзьям,и, уж тем более, ждать, что они позвонят мне сами в 6 утра было бы глупо...Курьезом было и то, что ни одной живой душе не было вообще известно, что я приехала в эНск, и уж тем более не было известно, что я собираюсь оттуда попасть в барабу... Я ждала чуда....Время тянулось невыносимо медленно...В 9 я вышла в чат с телефона, в надежде найти там родных горячо любимых новосибирцев, и с радостью сообщив им, что сижу на их вокзале, заручится одномоментно и помощью и поддержкой и комфортом. Но чудо никак не происходило...и новосибирцев как на зло ни одного не было в чате. И не удивительно - под холодным небом сентября затянутым свинцовыми тучами - стояла суббота, и народ, конечно, мирно спал в своих кроватях...Так минуло еще несколько часов...Близился полдень...Я почти отчаялась...
Оставалась последняя надежда...Я была уверена, что хотя бы один человек непременно должен именно в этот день отправиться из Новосибирска на день рождения В.И. - директор института искусств г-н Елагин... И я надеялась каким-нибудь чудесным образом уехать с ним до заветной барабы. Так сказать, удачное появление - ученица Матвеевых, и новоявленная аспирантка Академика, приехала бы в лагерь с другом именинника, и всем бы улыбалась и радовалась знакомствам. Но ни тут то было. С этой чудесной возможностью связать меня могли лишь мои друзья по НГПУ, а они все как раз спали...И вот наконец в онлайне нарисовалась Шиль ! )) От радости мое сердце отчаянно забилось...и я тут же застучала по клавишам телефона, настрочив сообщение - мол вот какой сюрприз, а я сижу на вашем вокзале! ... "" Шиль настрочила, что она в шоке полном от моей новости...и не представляет как мне помочь, потому как именно сегодня, она на работе...Еще пол часа ушло на звонки Шиль г-ну Елагину, после которых выяснилось, что этим вечером он летит в командировку заграницу и на день рождения академика даже не собирался. Как выяснилось еще через пол часа - на этот достопамятный день рождения не собирался из эНска в этот день вообще никто...ибо все, кто нужно уже были там, и причем давно.... А время близилось к обеду... Шиль на другом конце чата, тоже стала нервничать, и я поняла, что ситуация перешла в степень полностью неконтролируемую. Отказываться от безумной цели мне не позволяла гордость и дорогущий барометр, жаждущий оказаться подаренным Академику. Я пошла к кассе и, недолго думая, спросила - когда будет ближайший поезд до Чанов. Оказалось,что единственная возможная электричка стартует в 5 часов вечера...Я купила билет...Шиль решила, что я свихнулась, ведь кроме того, что лагерь находится где-то между Старым Тартасом и Венгерово - мы ничего не знали...Дубль Гис быстро выяснил, что это вопрос ценой в несколько десятков километров...После этой новости поплохело уже не только Шиль, но и мне...Я продолжала затыкать, лезущий изо всех щелей сознания инстинкт к самосохранению, безумной верой в то, что меня спасет чудо и все получится как-то само собой....С этой мыслью, и с Шилью на связи, я села в электричку и поехала прочь от Новосибирска, обратно -  в сторону Омска... Даже голод не мучал меня... А за окном стремительно темнело...я считала минуты...Ехать предстояло почти четыре часа, и я всем сердцем надеялась лишь на то, что успею добраться в лагерь до заката....И вот, когда до моей станции оставались уже считанные минуты, я в волнении начала метаться по тамбуру...Проносящиеся мимо поля, и залитая закатом золотая барабинская степь, не смотря на все буйство красок, лишь пугала меня полной незнакомостью... У меня на вооружении была лишь гисовская ну очень мелкомасштабная карта, на свернутом листочке, и надежда, что из Чанов в 9 вечера еще ходят автобусы до Венгерово. Поезд остановился...я выпрыгнула на перрон перед крохотным вокзалом и застыла перед картиной развалившегося советского колхоза...Поезд уже запыхтел и понесся дальше, а я все продолжала озираться кругом, не зная даже в какую сторону мне идти. Сзади раздался женский голос... "Девочка - бежим скорее - опоздаешь на последний автобус!"... Полноватая женщина улыбчивая и розовощекая подхватила меня за руку и мы побежали куда-то за здание вокзала среди утопающих в закате домишек. За вокзалом уже фырчал кругленький автобус набитый селянами ехавшими, видимо, с заработков. Я забралась на первое сиденье и попыталась унять сердце, которое колотилось от страха так, что норовило выпрыгнуть из груди. Автобус поехал через Чаны....Деревня вскоре кончилась и мы понеслись по залитым маревом заката полям...Глядя в лобовое стекло я лишь молилась о том, чтобы ехали мы побыстрее и доехали до темноты...Бабушка сидевшая рядом дала мне пирожок с картошкой, который достала откуда-то из корзинки, и мое сердце немного унялось вместе с подступившим голодом. Я посмотрела на своих сопассажиров - это были спокойные люди с уставшими взглядами и грустными улыбками на лицах...мне тоже стало спокойно... А ведь спасти меня могло по-прежнему только чудо и я изо всех сил молилась о нем... За окнами стало смеркаться. На поля легли сиреневые тени. Солнце село, и страх снова обнял мою душу. Я спросила у водителя - "скоро ли Тартас?". Он буркнул мне что-то невнятное,тогда я сказала что мне нужно выйти после моста через реку. Он оглянулся на меня, посмотрел с недоверием и включив фары прибавил газу.Вот проплыл мимо окон одноименный погост - Старый Тартас. Деревенька была настолько крохотной, что я едва успела прочитать табличку с названием. На хуторе не горело ни одного фонаря, ни одного окошка ни в одном доме не было залито светом. Я занервничала. На степь опустилась ночь. Чат уже не работал. Шиль строчила мне смски каждые пол часа, надеясь хоть как-то быть в курсе событий. И вот, наконец, мы проехали мост. Водитель затормозил. Я подошла к двери и обреченно взглянула в темноту за ней, но дверь не открывалась. Я обернулась к водителю. На меня смотрел весь автобус - бабушки зашептались, женщины закачали головами, а какой то дед даже буркнул - "пропадет девчонка!"
Водитель выразил общее мнение - "Я до Венгерово тебя отвезу, здесь не выйдешь,тут поля одни, чего тебе посреди ночи то в них делать ?"
- Мне нужен лагерь археологов, и я знаю, что он где-то здесь.Я найду! Обязательно найду! - Ответила я, с дрожащей в голосе гордостью. Водитель протестовал. С ним протестовал и весь автобус, но я стояла на своем. И, наконец, двери открылись, и я шагнула в темноту, и оказалась на пыльной дороге посреди поля. Автобус продолжал стоять, бабушки настаивали, чтобы я доехала до деревни. Водитель еще поглядел на меня с пол минуты, а потом махнул рукой и автобус покатился дальше. С ним исчез последний источник света среди кромешной тьмы полей. Времени было - десять часов вечера...
Я огляделась и пошла прямо по дороге,  хотя уже на метр вперед ничего не было видно...Где-то здесь прятался заветный поворот в лагерь, вот только был ли это поворот налево от дороги, или направо от дороги - я тоже не знала....Ситуация казалась мне сумасшествием. На крайний случай я уже думала, побродив по этим дорогам с час другой, просто поставить в поле палатку и заночевать в ней. Идея была дикой, ведь в кромешной темноте ставить палатку мне не приходилось, но поиск затерянного поворота был еще более отчаянным мероприятием.Так я прошла по дороге километра два, и уже совсем запаниковала. Оказаться черти-где ночью совсем одной, в  дали от и без того незнакомых малонаселенных пунктов, было чистым безумием. Тут раздался звонок. Звонила Шиль, ее уже явно била истерика от осознания дикости моего положения. Она кричала мне в трубку, что я должна срочно дозвониться хоть до кого-то в отряде Академика, но и это было невозможным, я ведь никого там не знала. И, к тому же, никто не знал, что в этот самый момент, среди барабинских ночных полей, потерялась тюменская гостья. Шиль не выдержала накала страстей и попрощавшись снова принялась за поиски выхода из моей ситуации. Тем временем я, внезапно обнаружила накатанную по полю дорогу, сворачивавшую направо от трассы. На нее я благополучно свернула и побрела уже по ней - прямо в ночные поля. А там уже было ну хоть  глаз выколи - ни черта не видать !
А я все шла вперед...Прошла, наверное, с пол километра и стала с надеждой вслушиваться и вглядываться в ночную темень, надеясь услышать голоса или отблеск костра, но ничего не было видно.Тем временем снова раздался звонок. Шиль не допускающим возражений тоном заявила, что невероятным чудом достала мне личный сотовый номер Академика и я просто обязана немедленно позвонить ему и сообщить, что потерялась где-то по дороге к его лагерю, и за мной уже пора посылать мчс, пока еще есть кого искать, и пока местные рыбаки с охотниками не нашли меня раньше... Звонок Академику в 11 часов ночи представлялся мне полным безумием - фенита-ля-комедиа! Но делать было нечего...Набрав номер, я стала слушать гудки не зная даже, что и сказать если мне ответят...
Спустя минуту, спокойный голос в трубке устало произнес - "я слушаю"...\
- Здравствуйте Вячеслав Иванович! От всей души поздравляю Вас с Днем Рождения!
-"спасибо, спасибо милочка..." произнес все тот же усталый голос, но уже с холодным оттенком...
- "а кто Вы...и от чего же так поздно?"
- "Я - Ваша новая аспирантка из Тюмени - ученица Матвеевых. И я бы очень хотела поздравить Вас лично именно сегодня, но дело в том, что..."
-"О нет! Что Вы милочка! Я в поле! Мы можем встретиться с Вами в Новосибирске, после вступительных экзаменов. Но лишь через пару недель, когда я вернусь..."
- "Вы не поняли...Понимаете, я сейчас нахожусь где-то недалеко от вашего лагеря. Я в поле, стою на дороге после моста через Тартас, наконец выглянула луна, пару минут назад здесь была кромешная тьма. Подскажите мне, пожалуйста, как найти лагерь? Была бы крайне признательна ..."
В трубке повисло тяжелое молчание. Потом послышались какие-то испуганные голоса, кто-то ругался, спорил...
- "Вы наверное шутите! и эта шутка неудачная!" произнес, наконец, уже суровый голос...
- "У Вас странный юмор барышня!"
Я совсем отчаялась...
- "Поглядите на небо Вячеслав Иванович и если там действительно сейчас полная луна и ни облачка, и ветер в вашем небе сейчас такой же холодный как вокруг меня, Вы поймете - я не шучу..."
Снова повисло молчание и в трубке снова послышался спор...
Голос в трубке уже с мало-скрываемым беспокойстом произнес:
- "Где Вы? - как далеко ушли от Тартаса, опишите, что вы видите и оставайтесь на месте...Я отправляю машину на поиски!"
- "Я пожалуй вернусь на трассу, там проще будет меня найти. Ищите сразу после моста"...но связь уже прервалась. У меня села батарейка на телефоне, и я бегом с рюкзаком на спине и с палаткой через плечо побежала к трассе...
Лунный свет отражаясь от дороги окутывал ее туманным сиянием.Откуда мне ждать машину я не знала поэтому глядела в обе стороны, но по дороге скользил лишь ветер. Прошло около двадцати минут, и я успела совсем окоченеть.Внезапно, со стороны Старого Тартаса послышался рев мотора. Сердце мое заколотилось, и я с надеждой стала всматриваться во мрак. Вскоре свет фар упал на мое лицо, по дороге неслась легковая машина. Возле меня она резко остановилась и я увидела, что внутри сидят несколько молодых парней...Как выглядели те, кого мне надлежало ждать, и какая у них должна  быть машина,я не знала, потому испугаться не успела и с интересом продолжала разглядывать незнакомцев, а они разглядывали меня. Повисло молчание...
- " это мы удачно заехали..." послышался из машины пьяный голос...
Я испугалась и попятилась назад...
- "ээээй...русалка...стой...иди к нам...согреем!"...
Я развернулась и бросилась бегом в поле что было сил. Позади еще слышался рев мотора, но вскоре он стих и стало ясно, что опасность миновала....
Отдышавшись, я вернулась на трассу. Сердце мое не унималось, и при каждом звуке я уже вздрагивала...
Вскоре, на дороге снова показалась машина, и не теряя надежды, что это мои спасители, я осталась стоять у обочины. Машина притормозила. Спереди сидели мужчина и женщина, сзади пара ребятишек. Я с облегчением выдохнула.
- "Девочка, что ж ты тут делаешь ночью одна?! - садись мы тебя подвезем! " - закричала мне женщина...
- "нет, спасибо! Я ищу лагерь археологов, и они должны сейчас приехать за мной..."
- "Муж знает где лагерь. Мы отвезем тебя до поворота, садись не бойся..."
Напуганная и замерзшая, я решила, что этот вариант не так уж и плох, и куда страшнее снова одной остаться на трассе и ждать неизвестно кого...
Машина понеслась по дороге, мимо замелькали перелески. Ехали мы быстро и спустя пару мгновений я начала думать, что мои случайные спутники  могут увезти меня гораздо дальше, чем мне представлялось. Тартас остался далеко позади.
Машина затормозила...
- "кажется этот поворот"- хмыкнул мужчина, а женщина потянула его за руку...
-"Девочка, поехали с нами до Венгерово, пропадешь здесь ночью,утром найдешь своих археологов..."
Но я уже выпрыгнула из машины...
- "Нет, простите, мне правда очень нужно идти. Спасибо, что подвезли, я справлюсь..."
Отец семейства, недолго повозмущавшись, нажал на газ и машина скрылась в темноте.Кругом лежали лишь осенние поля укутанные ночью, и шумящие на ветру. Страх снова тисками сдавил душу. Я поняла, что теперь окончательно потерялась, и не знаю где нахожусь.Ждать помощи, которая искала меня совсем в другом месте было безумием...
Вдруг, дорогу снова осветил свет фар. Ко мне приближался здоровенный ГАЗ. Я попятилась  в поле и уже думала притвориться деревцем, когда машина затормозила. Сердце мое ушло в пятки, ведь я была уверена, что к моему спасению этот транспорт не может иметь никакого отношения...
Тут дверь кабины открылась и резкий голос произнес...
- " Это ты ...- Просто-Мария ?...если да, то прыгай в кабину, если нет, то будем считать, что я тебя не видел..."...
Я бегом полетела к грузовику, закинула в кабину рюкзак с палаткой и запрыгнула следом. В машине было темно.Я смогла разглядеть лишь седую копну волос водителя, по которой играл лучик лунного света, отразившегося от лобового стекла...
- "Ну и наделала же ты шуму - фея..." ГАЗ заревел, мы развернулись и поехали в сторону Тартаса. И вскоре, свернули именно на ту полевую дорогу, по которой я свернула в первый раз. Больше водитель не произнес ни слова, а я сидела и дрожала от счастья, гадая, кто же передо мной? Абсурдно,но я ведь не знала, как выглядит Академик. И с ужасом думала, что даже, окажись он передо мной я не пойму этого, и выйдет страшный конфуз...Мысли об этом занимали меня всю дорогу, пока свет фар не выхватил, внезапно, из темноты очертания палаток. Мы въехали в лагерь.Из темноты тут же показались люди. Они стекались со всех сторон и вскоре, окружили машину. Все они недовольно что-то обсуждали и спорили. Нетрудно было догадаться, что недовольство вызвано исключительно моей выходкой, поэтому я так и застыла в кабине, не решаясь спуститься. Вдруг из толпы показался человек. Люди перед ним расступались, хотя он никого не просил и шел молча. На минуту в лунном свете я увидела Его лицо, словно выточенное из камня, с ясными голубыми глазами ... Он остановился и посмотрел прямо на меня...И мне захотелось провалиться сквозь землю, отвернуться или исчезнуть, настолько пронзительным был Его спокойный уверенный взгляд. Я ожидала чего угодно, и повидала уже многое в жизни, но внезапно поняла, что я никогда не видела таких как Он...Пока этот восторг, перемешанный со смущением, терзал мое сознание, Академик тепло улыбнулся мне и протянул  руку. Я наконец спустилась, а Он меня обнял и поприветствовал. Кто-то подхватил мои вещи, и вся компания увлекла мне в сторону откуда лился мягкий свет. Мы оказались в большой армейской палатке  - столовой...Меня тут же усадили за стол и только в этот момент я поняла как я голодна, и как замерзла. Вдруг опомнившись, зачем я здесь, я встала из за стола и подошла к Академику...
- "Я приехала, чтобы поздравить Вас ...и мне очень неловко, что мое появление вызвало столько неудобств...Я приношу свои извинения!"
Я протянула ему сверток с барометром. Он поблагодарил меня и мы снова сели за стол. Все кинулись распрашивать меня, как мне хватило ума и смелости поехать одной в барабу на поиски отряда, и я сбивчиво отвечала, пока Шеф не перебил споры...
- "Знаешь, за всю мою долгую жизнь, не было еще женщины, которая бы ради меня пошла бы на такой бесстрашный и глупый поступок. Я навсегда запомню тебя Мария. Я глубоко польщен, и не поздравлением столько твоим, сколько твоим появлением здесь. И впредь, надеюсь видеть тебя у нас каждый год, но уже  при менее эксцентричных обстоятельствах... Весь лагерь был напуган, ситуация крайне неординарная, и опасная, мы ведь могли просто не найти тебя! Сейчас ешь и пей, согревайся, я распоряжусь, чтобы тебя уложили спать! И будь как дома..."
Через пару минут ликования восторгов возмущений и распросов, придя в себя, я обнаружила, что я все же здесь чужая. Мысль эта полоснула ножом по сознанию, и мне стало неловко. Как вдруг, сзади раздался чей-то знакомый голос. Сердце мое на секунду замерло...
- "Это же Машенька! И вы все ее знаете! Ребята пойдемте - это ученица Матвеевых! вы же знаете ее по конференциям! "
В дверях столовой-палатки появился профессор Бобров из Кемерова, который гостил у моих профессоров двумя годами ранее. Я потеряла дар речи от счастья. Вдруг в этом целом незнакомом мире родная знакомая душа нашла меня, и мне стало легче и теплее. С профессором в палатку зашли ребята...Я узнавала все больше лиц - кемеровчане, новосибирцы, сургутяне...Все обнимали меня, приветствовали, радовались. Я почувствовала себя счастливой - впервые с той минуты, как села в поезд до эНска...
На утро,...а надо сказать, заснула я очень крепко, ведь приключение выдалось удивительным, я услышала у своей палатки голоса.Спорили они обо мне, что тем более показалось мне странным, поскольку, я уже забыла где я, и как сюда попала...
- "Я точно помню - она появилась у нас ночью!...Это не привидение и не всеобщее помешательство!"
- " Но утром ее никто не видел. И на завтрак она не выходила..."
- "Может она спит в другой палатке, или мы все сошли сума!"
Я открыла глаза, вспомнила всю минувшую ночь, за пару минут оделась и расстегнула полог палатки. Передо мной стояли два светила российской науки - В. В. Бобров и В. И. Молодин, и светло улыбались мне)))
Эта история никогда не забудется, и каждый год с тех самых пор, на Дне Рождения Академика, мы смеясь вспоминаем ее...


Рецензии
Красивая фотография.

Андрей Комлев   30.04.2016 21:45     Заявить о нарушении
Барабинская лесостепь особенной отличается красотой... Говорят, попав туда однажды, человек уже никогда не будет прежним ... И это правда.

Мэри Матвеева   01.05.2016 21:29   Заявить о нарушении
Это сила природы. И не какого-то конкретного места, а именно всецелая, могучая сила. Там, где я родился, природа не менее великолепна, чем на твоём фото, и, пропитанный ею, любящий её, прекрасно понимаю о чём ты говоришь. Природа в большей степени меняет людей городских, отдалённых от неё. Для них это как озарение. )))

Андрей Комлев   01.05.2016 21:40   Заявить о нарушении