Болдинские Осени. Глава вторая

               
 У Пушкина их было три - такие разные Болдинские Осени.

   Первая и самая плодотворная - в 1830 году.  Из-за эпидемии холеры и карантина она растянулась на долгих три месяца.
Жених  юной  московской красавицы Натальи Гончаровой  приехал  вступить во владение  части усадьбы и сразу заложить её в опекунский совет. А что делать? Все обещания родных невесты о выделении ей каких-либо средств  оказались пустыми.  Нет денег даже на приданое.
Из сорока тысяч, полученных за его долю      имения, Поэт     даст будущей теще одиннадцать якобы взаймы, но долг ему никто не вернет.
 
Пушкину — тридцать один. Он — Поэт, признанный всей  Россией, обласканный  самодержцем,   осознающий свою славу и   уверенный в собственных силах.
    
7 с е н т я б р я
 
Всё  начинается с  «Бесов».  («Мчатся тучи, вьются тучи...»).

И остается только гадать, что побудило его  отыскать в прошлых набросках  полумистически  мрачный  сюжет о    путниках, сбившихся с  зимней дороги.  Былые  дорожные воспоминания?  Настроение, омраченное тревогой по поводу никак не удававшейся женитьбы?

8 с е н т я б р я

Следом появляется прелестная  «Элегия» с  усталой печалью  первой строфы и    надеждой на счастье в финале:

«Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь  улыбкою прощальной.»

9 с е н т я б р я

Уже на следующий день полное согласие с Прекрасной Музой и   нежное  письмо невесты  окончательно развевают  сомнения и хандру:

«Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня!
Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов.»
(из письма  другу и издателю П.А.Плетневу  от 9 сентября 1830 года).
 
Плетнев, да  пока и сам автор, не подозревают, что в уголке импровизированного деревенского кабинета   почти каждый день будут  рождаться        шедевры.        Среди них - почти    тридцать   стихотворений.
Но не только лирика - здесь, в Болдине,    воплощается  в жизнь    задуманный   ранее («лета к суровой прозе клонят»)   переход  к новому, более зрелому литературному  жанру.
 
       Лаконичная  и намеренно простая проза Пушкина начинается повестью «Гробовщик». Еще вне белкинского цикла она   воспринимается как отдельная.
Теперь так он будет писать свою прозу всегда, намеренно снижая стиль и упрощая форму изложения.

Тем временем, пребывание в Болдине затягивается. Чтобы войти во владение двумястами душ, нужно выделить их с земельными наделами из имеющихся пятисот. Пушкин думает, что задержится недели на три. Правда, в  окрестностях уже начинают устанавливать противохолерные карантины.

13 с е н т я б р я

Вновь причудливое изменение творческого вдохновения.  Пушкин берется за  сказку,  сюжет которой  подарен  «многолюбезной» Ариной Родионовной:

«Жил- был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда...»

   Веселый,  чуть лукавый   «лубочный»   работник  Балда   обводит вокруг пальца не только  бесенка-"вражонка", но и все бесовские силы. Да и над  попом, гонявшимся за дешевизной, одерживает легкую победу.
 
В записях автора  прослеживается  продолжение:  Балда добирается   до царского дворца, где успешно   вылечивает царскую дочь, одержимую бесом.
Но  даже без упоминания о царской фамилии  крамольная вещица  была напечатана только  в 1840 году , когда   Жуковский  заменил попа на купца. В авторской же редакции  сказка увидела свет только    через пять десятилетий. 

14 с е н т я б р я
 
Готова повесть   «Станционный смотритель» -    история несчастного Самсона Вырина, его дочери Дуни и гусара  Минского.
В этот же день  в предисловии «От издателя»  дается  жизнеописание автора повестей -  «сына честных и благородных родителей».   Правда,  зовут  его пока Петр Иванович Д., а не Иван Петрович Белкин.

В  Выре, третьей почтовой станции по пути из Петербурга,   уверены, что Пушкин был свидетелем событий, произошедших     именно на их тракте.   Ведь он  в своих странствиях проезжал   здесь тринадцать раз.  Теперь   в Выре     открыт   даже  музей станционного смотрителя. 

18 с е н т я б р я

Пушкин заканчивает восьмую главу «Евгения Онегина»,  отправляя его в путешествие  по своим следам — в Петербург, Новгород, Валдай, Торжок, Тверь, Москву, Астрахань, на Кавказ, Кубань, Тамань, в Крым и  Одессу.
Но в окончательной редакции из главы исчезнут «резкие строфы» и суждения о России 1824-25 годов, а укороченный текст  станет небольшим заключительным приложением к роману.
   
20 с е н т я б р я

 Александр Сергеевич   улыбается  нам  милой   «Барышней-крестьянкой». Мы вместе с ним радуемся  трогательной    любви Лизы Муромской и Алексея Берестова с переодеваниями и невероятными розыгрышами.

25 с е н т я б р я

"25 сентября. 3 часа с четвертью",  - завершена семилетняя работа над  «Евгением Онегиным». Поставлена точка в девятой главе, которая в окончательной редакции станет восьмой. Эпиграфом взята цитата  из Байрона: «Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай» 

 Намеренно или так вышло, но расставание с «добрым приятелем» совпадает с грядущими переменами в жизни автора. Он тоже прощается   с молодостью и холостой свободой».

26 с е н т я б р я

Составляются оглавление и план будущего издания « Онегина». Расписавшись «А.П.», он подводит итог: «7 Лет 4 месяца 17 дней.» 

   Сразу за этим - шесть строк торжественного гекзаметра знаменуют   окончание  романа:
«Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг   свершив, я стою, как поденщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Друга Авроры златой, друга пенатов святых?»
 
Этот праздник прощания Пушкин отмечает один, предвкушая, наверное, как встретят читатели заключительные главы "Онегина". 
               
Миновал сентябрь, а уехать  невозможно — въезд в Москву запрещен. Об этом он  узнает от проживавшей за тридцать верст княгини Голицыной.
Решив, что Гончаровы выехали в свою деревню, Пушкин  возвращается в Болдино и  посылает просьбу Нижегородскому губернатору о выдаче свидетельства на проезд через установленные карантины.  Остается только ждать ответа и снова работать.
 
   Пишется  несколько, по его собственному выражению, «мелких стихотворений». Хотя вряд ли такое определение подойдет к большинству из них.

 4 с е н т я б р я

   «Дорожные жалобы» вечного путника, надеющегося на скорое окончание странствий:
 
«Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?..» 

  Пушкин  испытал на себе все прелести  скитаний по свету.  После окончания лицея он провел вне дома около восьми лет. Его бесконечная  дорога составила примерно 34 тыс. верст.
 
5 о к т я б р я 
   Трепетное " Прощание"-  первое из болдинских стихотворений — прощаний   с  теми, кого любил прежде. Память снова напомнила о вспыхнувшей в Одессе страсти к   Елизавете Воронцовой. 

Он берег это чувство от посторонних.  Стихотворение  появились в печати лишь в виде текста к романсу, сочиненному композитором Есауловым. Хотя образ "дальней подруги" тревожит поэта часто,  проявляясь   в стихотворных строках, прозе, в повторяющихся портретах на рукописях.

Продолжение - http://www.proza.ru/2015/04/27/2133


Рецензии
Людмила, добрый день! Вернулась снова к ВАМ! Благодарю за всё, что Вы с любовью изложили. До встречи завтра,

Нина Радостная   29.04.2015 16:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина, за доброе внимание.
С теплом.

Людмила Лунина   29.04.2015 17:06   Заявить о нарушении