Болдинские осени. глава шестая
«Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, а все на одно лицо» ( Из письма жене. 30 октября 1833).
Лирические настроения приходят редко. Из немногих написанных в этот раз стихов, главное, конечно, «Осень» с её великой торжественной простотой:
"Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет..".
***
"И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут..."
К сожалению, "Осень" осталась незавершенной и впервые опубликована в 1841 году.
В Болдине он опять пишет две сказки: „О мертвой царевне и семи богатырях" и „О рыбаке и рыбке".
В основе первой - русская народная, записанная в Михайловском, видимо, со слов Арины Родионовны, хотя некоторые исследователи отмечают сходство и с «Белоснежкой и семью гномами» братьев Гримм.
Сюжет второй навеян сказкой «О рыбаке и его жене» тех же братьев Гримм, с которой Пушкина познакомил В.И. Даль.
Конечно, ничего западно-европейского в пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» нет. В ней господствует лишь «русский дух».
Интересно, что в одном из вариантов автор сохраняет эпизод о старухе, ставшей ещё и «римской папой», Но в окончательной редакции убирает, как инородный.
Позднее Даль получил рукописный экземпляр „Сказки о рыбаке и рыбке" с надписью: „Твоя от твоих. Сказочнику казаку Луганскому - сказочник Александр Пушкин".
Обе сказки вскоре изданы в «Библиотеке для чтения», и без них немыслимо наше детство.
«Песни западных славян» - тоже попытка обращения к народному творчеству. На основе иллирийских стихотворений Проспера Мериме, написанных прозой, Пушкин создает народные песни с истинно народным колоритом. Позднее оказалось, правда, что Мериме выдал за народные свои собственные сочинения.
Жаль, что «Песни» мало известны массовому читателю. Мне особенно нравится «Соловей» – в отличие от остальных, невоинственная, полная мягкой печали:
"Соловей мой, соловейко,
Птица малая лесная!
У тебя ль, у малой птицы,
Незаменные три песни,
У меня ли, у молодца,
Три великие заботы!
Как уж первая забота —
Рано молодца женили;
А вторая-то забота —
Ворон конь мой притомился;
Как уж третья-то забота —
Красну-девицу со мною
Разлучили злые люди.
Вы копайте мне могилу
Во поле, поле широком,
В головах мне посадите
Алы цветики-цветочки,
А в ногах мне проведите
Чисту воду ключевую.
Пройдут мимо красны девки,
Так сплетут себе веночки.
Пойдут мимо стары люди,
Так воды себе зачерпнут."
«Песни западных славян» напечатаны в «Библиотеке для чтения» в 1835 году.
Художественная проза представлена в эту осень единственным произведением, зато каким! Повестью „Пиковая Дама" - соединением профессиональной зрелости художника слова с божественным даром Гения!
Мистическая история о человеческих страстях вокруг тайны трех карт почти двести лет вызывает восторг и поражает необычайной сжатостью сюжета, романтической напряженностью и безукоризненной классической формой.
У «Истории Пугачева» судьба не столь удачная.
Пушкин любил и великолепно знал историю. Причем более всего его привлекали исторические личности - Ганнибал, Петр, Пугачев, Ермолов... в их великих попытках изменить существующее положение вещей, ломая сопротивление несогласных.
Задумав роман из времен Крестьянской войны 1773-1775 г.г., он начал собирать материалы о главаре восстания. Увлекся, превратившись в историка-исследователя, и монография о Пугачеве была написана раньше «Капитанской дочки.
Ему удалось собрать и исследовать различные исторические документы, опубликованные и рукописные материалы, дополнить их рассказами очевидцев событий и их потомков, а также народным фольклором на тему пугачёвского восстания.
Причем автор делает в высшей степени крамольный для своего времени вывод о том, что весь «чёрный народ был за Пугачёва»
- За кого?
- За лжецаря Емельку Пугачева?
- За бунтовщика и вора?
Почему Николай Первый не только разрешил опубликовать "Историю...", но и утвердил выдачу Пушкину ссуду в 20 тысяч рублей на её издание? Он лишь изменил название на "Историю Пугачёвского бунта", и книга вышла в декабре 1834 года в количестве трех тысяч экземпляров.
Однако успеха у читателей она не имела и, большей частью, осталась нераспроданной. Несмотря на поддержку царя, резко критиковала историческую работу Пушкина и проправительственная партия
В рукописи законченной В Болдине поэмы « Анджело» стоит подзаголовок: "Повесть, взятая из Шекспировской трагедии "Мера за меру". Сюжет о подлом властителе, скрывающемся под маской добродетели, заинтересовал Пушкина возможностью противопоставления деспотизма и милосердия.
Для него эта тема стала близкой и по причинам собственных непростых отношений с властью, и в связи с мыслями об отношении царя к сосланным в Сибирь декабристам.
Автор вместе с героиней поэмы, призывая правителя к милости, провозглашают милосердие высшей доблестью человека, наделенного властью.
Поэма напечатана в альманахе "Новоселье", в 1834 г.
Пушкин говорил о ней: «Наши критики не обратили внимания на эту пьесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как ничего лучше я не написал».
В «Памятнике» - его поэтическом завещании, мысль о великом милосердии звучит главной:
"...И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал".
Одна из комнат музея в Болдине посвящена работе над «Медным всадником». На небольшом скромном бюро разложены рукописи поэмы – черновые тетради и беловик с пометкой о времени окончания: "1 ноября, 5 часов, 5 минут утра."
На стенах – гравюры с видами Петербурга. А за окном – деревенский пейзаж: усадебный двор с бревенчатыми постройками и широкой поляной посередине, и за ним взгляду открываются окрестные дали.
Размышляя об историческом значении петровских реформ, автор понимает неизбежность многих случайных жертв при разрушении старой России.
Главная тема поэмы — опять бунт. Бунт водной стихии и бунт «маленького человека» против неумолимой воли «державца полумира», поднявшего Россию на дыбы.
Евгений смеет грозить самому самодержцу, пусть и каменной его копии:
…"Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой чёрной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой."
В художественном отношении «Медный всадник», как и «Пиковая дама» представляет собою чудо искусства. Снова в намеренно ограниченном объеме (в поэме всего 481 стих) сосредоточены яркие и высокопоэтические картины величественного Петербурга, мощного и разрушительного наводнения, удивительного изображения бреда безумного Евгения.
И, конечно, потрясает образ памятника - «кумира на бронзовом коне»).
Стиль поэмы поражает разнообразностью - от высокого и торжественного до предельно простого, разговорного.
Полностью "Медный всадник" не был разрешен Николаем к печати. В "Библиотеке для чтения" в 1834 г. появился отрывок под названием: "Петербург». Жуковский после смерти Пушкина , устранив замечания царя, напечатал полный текст в 1837 г.
***
Девятого ноября с изрядным багажом великих творений Пушкин уезжает из Болдина.
И сергачский земский исправник Званцов в своём секретном донесении сообщает начальству:
"Означенный Пушкин пребывание имел Лукояновского уезда в селе Болдине, имеющем расстояние от вверенного мне уезда не более трех верст, во всё время проживания его, как известно мне, занимался единственно только одним сочинением, ни к кому к соседям не ездил и к себе никого не принимал; в образе жизни его предосудительного ничего не замечено..."
ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://www.proza.ru/2015/04/27/2250
Свидетельство о публикации №215042702212
С интересом читаю, также предлагаю Вам ознакомиться с версией написания "Медного всадника", предложенного современным писателем Дмитрием Галковским: http://proza.ru/2023/09/26/1629.
С уважением, АэС
Антон Ромашин 10.11.2023 13:15 Заявить о нарушении