Болдинские осени. глава шестая

Пушкин  приехал   в Болдино  первого октября. И хоть, бывает,  жалуется «жёнке»  на хандру  и лень,  работает много, почти всегда параллельно над несколькими произведениями.
 
«Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов. Недавно расписался и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да гречневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день, а все на одно лицо» ( Из письма жене. 30 октября 1833).

Лирические настроения приходят редко. Из немногих написанных  в этот раз   стихов, главное, конечно,    «Осень» с её  великой    торжественной  простотой:

"Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет..".

***

"И забываю мир — и в сладкой тишине 
Я сладко усыплен моим воображеньем, 
И пробуждается поэзия во мне: 
Душа стесняется лирическим волненьем, 
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, 
Излиться наконец свободным проявленьем — 
И тут ко мне идет незримый рой гостей, 
Знакомцы давние, плоды мечты моей. 
И мысли в голове волнуются в отваге, 
И рифмы легкие навстречу им бегут, 
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, 
Минута — и стихи свободно потекут..." 

 К сожалению, "Осень" осталась незавершенной и впервые опубликована в 1841 году.


В Болдине он   опять пишет две сказки:  „О мертвой царевне и семи богатырях" и „О рыбаке и  рыбке".
 
В основе первой  - русская народная, записанная в Михайловском, видимо, со слов Арины Родионовны, хотя некоторые   исследователи отмечают  сходство и с  «Белоснежкой и семью гномами» братьев Гримм.

Сюжет второй  навеян   сказкой «О рыбаке и его жене» тех же братьев Гримм, с которой Пушкина познакомил В.И. Даль.
Конечно, ничего  западно-европейского   в  пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» нет. В ней господствует лишь «русский дух».
Интересно, что в одном из вариантов  автор  сохраняет эпизод о старухе, ставшей ещё и «римской папой»,  Но в окончательной редакции убирает, как инородный.

   Позднее  Даль получил  рукописный экземпляр „Сказки о рыбаке и рыбке" с надписью: „Твоя от твоих. Сказочнику казаку Луганскому -  сказочник Александр Пушкин".
Обе сказки вскоре изданы в «Библиотеке для чтения»,  и   без них  немыслимо наше детство. 

«Песни западных славян» -  тоже  попытка  обращения  к народному творчеству. На основе  иллирийских стихотворений Проспера Мериме, написанных прозой, Пушкин  создает    народные песни с   истинно  народным колоритом. Позднее оказалось, правда, что Мериме выдал за народные   свои собственные сочинения.
   Жаль, что «Песни» мало  известны  массовому читателю. Мне особенно нравится   «Соловей» –  в отличие от остальных, невоинственная, полная  мягкой  печали:
 
"Соловей мой, соловейко,
Птица малая лесная!
У тебя ль, у малой птицы,
Незаменные три песни,
У меня ли, у молодца,
Три великие заботы!
Как уж первая забота —
Рано молодца женили;
А вторая-то забота —
Ворон конь мой притомился;
Как уж третья-то забота —
Красну-девицу со мною
Разлучили злые люди.
Вы копайте мне могилу
Во поле, поле широком,
В головах мне посадите
Алы цветики-цветочки,
А в ногах мне проведите
Чисту воду ключевую.
Пройдут мимо красны девки,
Так сплетут себе веночки.
Пойдут мимо стары люди,
Так воды себе зачерпнут."

«Песни западных славян»  напечатаны в «Библиотеке для чтения» в 1835 году.


   Художественная проза  представлена в эту осень единственным произведением, зато каким!    Повестью „Пиковая Дама" - соединением    профессиональной зрелости художника слова  с  божественным даром   Гения!

Мистическая история о человеческих страстях вокруг тайны трех карт   почти двести лет вызывает  восторг и поражает  необычайной  сжатостью  сюжета, романтической напряженностью и   безукоризненной классической формой.
 
У «Истории Пугачева» судьба не столь  удачная.

  Пушкин любил и великолепно знал  историю. Причем более всего его привлекали  исторические личности - Ганнибал, Петр, Пугачев, Ермолов... в их  великих  попытках изменить существующее  положение  вещей,  ломая сопротивление несогласных.
Задумав  роман из времен Крестьянской войны 1773-1775 г.г., он начал собирать материалы о главаре восстания. Увлекся,   превратившись  в историка-исследователя,  и монография о  Пугачеве была написана  раньше «Капитанской дочки.
Ему удалось собрать и исследовать различные исторические документы, опубликованные и рукописные материалы, дополнить их рассказами очевидцев событий и их потомков, а также  народным фольклором на тему пугачёвского восстания.
Причем автор  делает в высшей степени крамольный для своего времени вывод о том, что весь «чёрный народ был за Пугачёва»

- За кого?
- За лжецаря Емельку Пугачева?
- За бунтовщика и вора?

Почему Николай Первый  не только разрешил опубликовать "Историю...", но и утвердил выдачу Пушкину ссуду в 20 тысяч рублей на её издание? Он лишь изменил  название   на "Историю Пугачёвского бунта", и книга  вышла  в декабре 1834 года в количестве трех тысяч экземпляров.
Однако   успеха у читателей она не имела и, большей частью,   осталась нераспроданной. Несмотря на поддержку царя,  резко критиковала историческую работу Пушкина и  проправительственная партия

В рукописи законченной В Болдине  поэмы « Анджело»  стоит подзаголовок: "Повесть, взятая из Шекспировской трагедии "Мера за меру". Сюжет    о подлом властителе, скрывающемся  под маской   добродетели, заинтересовал   Пушкина   возможностью   противопоставления   деспотизма и милосердия.
 Для него эта тема  стала  близкой и по причинам собственных непростых  отношений с властью,  и в связи с  мыслями об отношении царя к сосланным в Сибирь декабристам.
Автор вместе с героиней поэмы, призывая правителя к милости,   провозглашают   милосердие   высшей доблестью человека, наделенного властью.

Поэма  напечатана в альманахе  "Новоселье",  в  1834 г.

Пушкин говорил о ней:  «Наши критики не обратили внимания на эту пьесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как ничего лучше я не написал».

В «Памятнике» -  его поэтическом завещании,  мысль о великом милосердии звучит главной:
"...И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал".

               
Одна из комнат музея в Болдине посвящена  работе   над «Медным всадником». На небольшом скромном бюро разложены рукописи поэмы – черновые тетради и беловик с пометкой о времени окончания: "1 ноября, 5 часов, 5 минут утра."
На стенах – гравюры с видами Петербурга. А за окном – деревенский пейзаж: усадебный двор с бревенчатыми постройками и широкой поляной посередине, и за ним взгляду открываются окрестные дали.

Размышляя  об   историческом значении  петровских реформ, автор понимает неизбежность многих случайных жертв при разрушении старой России.

Главная тема поэмы — опять бунт. Бунт водной стихии и бунт «маленького человека» против неумолимой воли «державца полумира», поднявшего Россию на дыбы.

Евгений  смеет грозить самому самодержцу, пусть и каменной его копии:
 
…"Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И, зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой чёрной,
«Добро, строитель чудотворный! –
Шепнул он, злобно задрожав, –
Ужо тебе!..» И вдруг стремглав
Бежать пустился. Показалось
Ему, что грозного царя,
Мгновенно гневом возгоря,
Лицо тихонько обращалось…
И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой –
Как будто грома грохотанье –
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой."

В художественном отношении «Медный всадник», как и «Пиковая дама» представляет собою чудо искусства. Снова в намеренно   ограниченном объеме (в поэме всего 481 стих) сосредоточены  яркие и высокопоэтические  картины   величественного Петербурга,  мощного и разрушительного  наводнения, удивительного  изображения бреда безумного Евгения.
И, конечно, потрясает  образ памятника - «кумира на бронзовом коне»).

Стиль поэмы поражает  разнообразностью - от высокого и торжественного  до  предельно простого, разговорного.
 
Полностью "Медный всадник" не был разрешен Николаем  к печати.  В "Библиотеке для чтения" в 1834 г. появился отрывок  под названием: "Петербург».   Жуковский после смерти Пушкина , устранив  замечания царя,  напечатал полный текст в  1837 г.

                ***

   Девятого ноября с изрядным багажом великих творений Пушкин уезжает  из Болдина.

И сергачский земский исправник Званцов  в своём секретном донесении сообщает начальству:
"Означенный Пушкин пребывание имел Лукояновского уезда в селе Болдине, имеющем расстояние от вверенного мне уезда не более трех верст, во всё время проживания его, как известно мне, занимался единственно только одним сочинением, ни к кому к соседям не ездил и к себе никого не принимал; в образе жизни его предосудительного ничего не замечено..."

ПРОДОЛЖЕНИЕ - http://www.proza.ru/2015/04/27/2250


Рецензии
Людмила, Здравствуйте.
С интересом читаю, также предлагаю Вам ознакомиться с версией написания "Медного всадника", предложенного современным писателем Дмитрием Галковским: http://proza.ru/2023/09/26/1629.

С уважением, АэС

Антон Ромашин   10.11.2023 13:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Антон.
С уважением.

Людмила Лунина   14.11.2023 04:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.