Не спешите на этот свет

Моим постоянным читателям надоела политика, история и экономика в моем изложении и потребовали они рассказать о себе. Испытывая постоянную благодарность к тем, кто годы выносил мои занудные рассуждения о серьезных вещах, я следую их пожеланиям и пытаюсь выполнить ту работу, которую никогда даже не начинал делать.  Сразу скажу  – врать я не буду, но и не все скелеты вытащу из шкафов.

      Английская семейная пара дважды выиграла главный приз в популярной лотерее Британии, что удивило всех математиков. У них на это был только один шанс из двухсот миллиардов. У данного     конкретного человека еще меньше шансов появиться на свет. Математики утверждают, что шансы на это равны нулю. Мне повезло и я выиграл в этой нулевой лотерее. То ли носитель моих генов с хвостиком оказался самым шустрым из нескольких миллионов, то ли хитрее всех. Но еще до этого должны были произойти события, без которых не только я, но и почти все россияне не пришли бы на этот свет.

      Без особого восторга я вынужден благодарить императора Александра второго, за то, что тот наконец-то отменил крепостное право и мой прадед получил свободу и фамилию по своей кличке  Шибай.

      У Николая Шибаева в 1880 году родился сын Иван, который, окончив три класса церковно приходской школы и повзрослев, женился на неграмотной крестьянке Анне Ивановне. Вместе они произвели на свет шестерых детей: двух парней и четырех девок,  одна из которых Варвара 1905 г.р. и стала моей матерью. Дед, имея на своей шее уже троих детей, ухитрился окончить по очереди с другом школу десятников (один учился, а другой кормил обе семьи), оказаться в Петрограде по мобилизации, вступить в партию большевиков и стать комендантом Владимира, где кроме должности получил и дом буржуя, сбежавшего бог знает куда. От этой хлебной должности богаче не стал, но книг в доме стало так много, что даже неграмотная бабуля стала запойным читателем. И привила любовь к чтению нам. Пятерым своим внукам. Дед стал крупным строительным руководителем, но так боялся ареста, что скоропостижно скончался от приступа грудной жабы. Было ему от роду 56 лет. А бабушка Анна Ивановна стала жить с нами и мы по сути птенцы ее большого гнезда.

      Нас Трофимовых пять братьев и благодарить за свое появление должны мы Владимира Ильича, который своей революцией перемешал все сословия и свел сына потомственного донского казака Трофимова Александра с дочерью безлошадного крестьянина Варварой Шибаевой.

      Дед по отцу родился на Дону и должен был служить в Войске Донском, но из-за обилия музыкальных талантов, его от службы освободили и отправили в Петербург, учиться на музыканта. Окончив учительский институт, он преподавал в гимназии музыку, где и встретил бабушку Елизавету, дочь сельского попа, окончившую курсы Лесгафта и работающую учителем. Прожив с бабушкой семь лет и наградив ее двумя детьми, донской казак пропал без вести. Основная версия - погиб в драке, поскольку был нрава буйного. Оставил моему отцу Александру фамилию, музыкальные таланты и буйный нрав, который ухитрялась укрощать его тихая и уравновешенная Варвара. Казачья вдова больше замуж не выходила  и умерла в блокадном Ленинграде в первую зиму.

      Отец хорошо помнил события 1917 года. Февральскую,- как топили в Неве  городовых, как бегал по митингам, видел Ленина (было ему 11 лет) вспоминал и Октябрьскую революцию, которая прошла тихо и незаметно для большинства питерцев.

      В 1918 году в Петрограде наступили голод и холод. Детей отправляли в хлебные регионы. Сашу и его 10-летнюю сестру Женю увезли под  Екатеринбург в детский дом. Вспыхнул белочешский мятеж и дорога домой оказалась закрытой. Международный красный крест отправил детдомовцев через Владивосток в Америку. Женю увезли, а отец сбежал и пошел батрачить. Вернулся в Петроград в 21 году, а в 22-ом   шестнадцати лет от роду поступил вне конкурса в консерваторию (сказался наследственный талант, привезенный с Дона). Время было голодное и умные люди сказали, - потеряешь голос и помрешь с голоду. Голос отец не потерял до самой смерти в 74 года, но стал агрономом и мужем Вари Шибаевой, с которой учился в одном техникуме. Распределили их в Краснодарский край, где произвели они на свет четырех сыновей. Первенец, правда, умер при родах, поскольку роженицу долго везли на тряской телеге в далекий роддом. Остальные трое живы поныне. Я появился на свет 01.01.31. При регистрации на ПРОЗе невестка присвоила мне ник старик31.

      Сестру отца Женю американцы вернули, она родила дочь и едва выжила в Ленинграде, где схоронила мать. Потом  с дочерью жила вместе с нами в Киргизии, куда нас отправили в 41 году, как членов семей специалистов Рамоньской селекционной станции. Ехали мы туда в телячьих вагонах больше месяца и запомнили это путешествие на всю жизнь. Еще запомнились свежие могилки младенцев, которых привезли с собой беженцы, но не смогли уберечь в новом климате и в тяжелых условиях эвакуации. Мне повезло – пролежав в тифозном бараке (брюшной тиф) несколько месяцев я снова научился ходить, но пропустил пятый класс, когда начинают изучать химию и немецкий. Они так и остались для меня терра инкогнито. Привычка увиливать от занятий в школе осталась и был я до конца обучения не поймешь кем. Двойки перемежались с пятерками, а экзамены получались нормально. Из алгебры многих формул не знал, а геометрия давалась легко. Любую задачу вызывался решить у доски, если дома ее никто не решил. То же самое и с русским языком. Сочинение - за содержание пять за грамматику тройка. Дело в том, что днем и ночью читал все подряд. На серьезную учебу времени не оставалось. Весь задачник по алгебре перерешал в армии, где было на это время, и в 80 лет учил внучек решать задачи. Понемногу подтянул и правописание.

      У меня никогда не было проблемы – какую выбрать профессию. Старший брат унаследовал по материнской линии способности художника и рифмоплета, следующий за мной от отца - прекрасные голос и слух, а мне ничего не оставалось, как стать инженером. Им я и стал со второго захода.

      Первый заход в 1949 году. После десяти классов отправил документы в Бауманское училище и поехал туда в компании с одноклассниками. Когда приехал, узнал, что документы ушли назад, под предлогом отсутствия общежитий. Добился участия в экзаменах и с горем пополам сдал их. История зачисления требует разъяснений. Мой отец,  став председателем колхоза в 1946 году и будучи классным специалистом по выращиванию свеклы, вырастил в 47 году рекордный урожай и двух героев социалистического труда, а сам получил орден Ленина. Об этом он и советовал мне  написать в своей биографии. Я же не стал ничего писать. Пока не понял, что без этого в Бауманку не принимают. И ко второму прибытию моих документов в Москву я уже стал сыном орденоносца и члена ЦК Киргизии. Помогло и меня зачислили. На приеме у председателя мандатной комиссии увидел, как он красным карандашом подчеркнул то, чего в первой автобиографии не было. Другой же почти отличник, приехавший со мной, получил отлуп. А я оказался в компании сынков очень крупных деятелей: управляющего областным банком, командующего военным округом, директора шинного завода и других, не менее важных лиц. Назвать их золотой молодежью, не поворачивается язык, но все они были хорошо одеты, обуты и сыты, тогда как я, ходивший в десятый класс босиком, явился в Москву без пиджака и в подшитых проволокой парусиновых полуботинках, а жил на пособие матери по многодетности. К тому же обнаружил, что меня не научили учиться. На лекциях неудержимо тянуло в сон и все время хотелось есть – питался в основном винегретами. Сдав экзамены за первое полугодие, распрощался с престижным вузом и пошел строить сталинскую высотку у Красных Ворот. Быстро отъелся, оделся и научился играть в очко, которым баловались товарищи по общежитию. Пришла повестка из военкомата, где мне предложили учиться на летчика. Я с радостью согласился, но у меня была изуродована кисть левой руки (взрыв ружья в 44 году, когда в патроне был лишний порох). Несколько дней меня уговаривали поступить в рязанское пехотное, но, не добившись согласия, забрили в армию рядовым. И отправили в Германию, где причудливая карьера была у меня успешной. Направлен был я в Потсдам в ансамбль песни и пляски вроде бы (по их заявке) администратором зрительного зала, а на самом деле сторожем в здании ансамбля, где был превосходный биллиардный стол. Дежурить приходилось ночью и скоро я стал обыгрывать артистов сверхсрочников. Блаженство скоро закончилось и меня отправили в главный госпиталь группы войск делать более полезное дело – служить санитаром. Это полезное дело я быстро совместил с приятным – игрой в волейбол и стал в этом деле местной звездой. Не омрачило это сияние и перевод из санитаров приемного отделения в санитары отделения психиатрического, где и трубил я более двух лет, продолжая возглавлять волейбольную команду, которая успешно боролась за призы в разных соревнованиях. Работа в психиатрии и чтение литературы (борьба с безумием .Пьер де Крюи) на всю жизнь заложили в меня терпимое отношение к разного рода отклонениям в психике подчиненных, которыми пришлось командовать в будущей жизни. Оказалось, что наиболее талантливые и полезные работники чаще всего имеют тяжелый характер, обидчивы и склонны к конфликтам. Мне удавалось уживаться с ними и  использовать их таланты в производственных целях. После срочной службы я задержался в Германии, работая инструктором лечебной физкультуры вольнонаемным. Продолжал играть в волейбол и тренировать  сослуживцев по легкой атлетике. Разбогател так, что смог купить мотоцикл.

      Во время дежурств в психушке я грыз гранит науки: закончил заочный курс стенографии, вызубрил алгебру от корки до корки и после службы без особого напряжения закончил вуз заочно. Было мне 33 года и меня уже ждало предложение стать главным инженером завода. До этого пять лет работал механиком и получил известность в областном масштабе своими изобретениями.

      Скоро узнал, что директору завода очень хотелось переехать в областной центр и меня он выбрал ради того, чтобы мечта сбылась. Так я и стал директором, не имея нужного опыта. Но проработал им около десяти лет. Получил не только опыт директора, но и твердое убеждение, что наше социалистическое производство отстало от западного и катится под откос. Об этом и написал молодому генеральному секретарю Горбачеву в 1985, приняв его болтливость за активное желание навести порядок. В письме говорилось, что ждать от нашей экономической науки позитивных проектов – ждать от козла молока. Пришел ответ и мои предложения обсуждались на политбюро, было постановление. На том все и кончилось. Моя правота подтвердилась в 1991 году, когда академические козлы дружным стадом отправились в капитализм. С тех пор и пишу о том, как мы прокакали социализм. Стал похож на Лесковского левшу с его призывом – государь, англичане кирпичом ружья не чистют.

      С рождением мне повезло, а с воспитанием нет. До четвертого класса за моими успехами следила мамаша, потом война, тиф переезды и нищета. Не до воспитания было и всю жизнь мне пришлось жалеть о том, чего не получил я в детстве.  И вспоминая прожитое, частенько думаю, а нужен ли я был на этом свете. И если бы те, которые собираются выиграть в лотерею и появиться на свет, могли услышать меня, я им сказал бы – не торопитесь, вы здесь не очень то и нужны. Ведь тех, которые уже родились топят в средиземном море целыми пароходами, бомбят и сжигают заживо. А многие миллионы морят голодом. И все вместе сытые и голодные старательно уничтожают среду обитания в которой вы собираетесь жить. Грешен,- я тоже участвую в уничтожении этой среды. Когда-то покупал китовое мясо на Сретенке и стал соучастником убийства китов, которых почти истребили. Жрал ножки Буша, а потом узнал, что самое эффективное сельское хозяйство США отравило мировой океан настолько, что даже трупы морских животных  стали отравой для кондоров, которые их едят. И теперь для сохранения популяции этих птиц, специально режут коров и свиней. Так что не спешите – все живое на этой планете не радо будущему вашему появлению. Подождите, пока человек станет разумным не по надписи, а по делам.

      Желавшие получить от меня интересный рассказ, получили сухой отчет – все, на что я способен. Обещание я сдержал, а на большее Вы не рассчитывайте. 
      


Рецензии
Хороший отчёт получился!
Я тоже когда-то приняла речи Горбачёва. Упивалась ими.
А с воспитанием Вам всё-таки повезло. И читатели "Прозы" узнали замечательного "Старика31"!

Елена Ляхова   26.03.2017 23:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.