Школа, которую нужно возродить

Недавно закончила чтение сборника «Наша 9», вложенного в посылку моих виртуальных (теперь, наверное, не только) друзей.
Много размышляла над книгой: она – о нашем будущем, о школе, где собственно  оно и куётся.
Книга издана в 2015 году в Карловых Варах.
Инициатором, организатором и основным координатором составления и издания сборника, очевидно, является Николай Шурик, ибо в послесловии предлагается его электронный адрес для отправки отзывов.
Однако, поскольку Н.Шурик – один из  авторов сайта «Проза Ру», а содержание книги далеко выходит за рамки местечкового формата, возникло решение познакомить с ней нашу читающую и пишущую братию.
Итак, сборник составлен из статей, обзоров, зарисовок ДЕСЯТИ авторов, что само по себе весьма знаменательно, ибо «дело-то было примерно полсотни лет назад», но столько приязни, любви и теплоты в воспоминаниях, что сомнений нет: они обожали, ценили, восхищались Ш № 9,  иногда даже  не учась в  ней, но часто бывая близким гостем и хорошим товарищем.
Эту школу частенько называли ещё «Школой Фрадкова». Именно при его директорстве она  и стала одной из лучших школ СССР, школой, являющей собой пример лучшего образца института образования.
Во главу угла всего учебного процесса была поставлена задача: воспитывать и пестовать ЛИЧНОСТЬ, а потому и подход к каждому ученику был индивидуальным.
Именно на это и был настроен весь педагогический коллектив, состоящий из педагогов «от Бога» (то ли звёзды так сошлись, то ли И.С.Фрадков так их «угадывал»).
До 1954 года  Ш №9 была мужской и называли её «гвардейской».
Но и когда пришли девочки, школа ни темпов, ни качества не сдала.
Олимпиады по различным дисциплинам, серьёзные кружки по интересам, конкурсы, издание интересных  школьных газет и  журналов, художественная самодеятельность etc, etc, etc.
Результат: при  огромных конкурсах в ВУЗы, выпускники Ш № 9 никогда и нигде не проваливались.
Бытовала даже такая фраза: «Хочешь стать человеком – иди в «Девятую».
Иногда любовью к школе расцветали стихи.
(Фрагмент из стихотворения Валерия Сидоркова):

Пускай идут, пускай бегут года,
«Девятку» не забудем никогда!
Мы в жизнь отсюда выходили в люди,
Зато, она за нас теперь горда!
К моменту выхода книги безвременно ушла из жизни одна из её  выпускниц Елена Алатало.
Её небольшим кратким зарисовкам отдано  10 страниц, но и на последующих страницах живёт, учится, проводит интересные мероприятия, дружественно общается  с товарищами по школе Алёна, как явствует из воспоминаний всех авторов, любимая и уважаемая всеми.
Кстати,  на «Прозе Ру» у неё тоже была страничка.

Книга  иллюстрирована.
Последняя её глава  «Книжка с картинками» (и с пояснениями) даёт читателю некоторое визуальное представление о тех, кто прожил какое-то время в этой школе и написал свои воспоминания, среди которых «лучшие  журналистские перья России» и"Карелии"  Валерий Хилтунен и Валентина Акуленко
В завершение -  небольшой очерк о Том, кто хлопотал, собирал и издавал сборник  - о Владилене Ракушине.
Последние семь миниатюр напечатаны им под псевдонимом Николай Шурик.
Наверное потому, что они, написанные с присущим автору чувством доброго юмора,  автобиографичны и названы «Записками о Зануде».

В моей  задаче «критикессы» не очень будет ловко повторять это
«высокое звание», но и полностью избежать, видимо, всё же, не удастся.
Итак, в путь!
«З» - юноша ( тут всё больше о последнем школьном этапе) способный, пожалуй даже талантливый  в целом ряде областей человеческих знаний: литературе, истории, химии, математике, но конёк его – конечно же, физика и всё, с нею связанное.
У нашего героя великолепная память, острое внимание и умение сосредоточиться, быстрая реакция на увиденное, услышанное, прочитанное.
Он образован, хорошо воспитан, начитан.
Уже в эти юношеские годы он разобрался в себе, знает, что ему нужно и как к этому  идти.
 Самооценка его довольно высока, хотя в книге, естественно, нет ОД себе-любимому, но ситуаций, проявляющих его  неординарные способности, ему избежать не удалось: ( Опережающий темп решения всех задач  в задачнике по математике с обнаружением неверных ответов...
 А чего стоит «выпендраж» (словечко авторское) с вычислением площади круга на экзамене, где он так «намудрил», что учительнице быстро в условиях экзамена и не проверить. Да ещё и в присутствии представителя РОНО).

Хорошие знания, уверенность в себе, плюс, конечно же,  доля юношеского максимализма и бравады, позволяли «З» в коллективе честно, иногда даже резко высказать своё мнение  (о невозможности поездки на целину).

Промчались годы, даже десятилетия…
Жизнь обкатала, сточила острые углы юношеского максимализма; появилось понимание, что  любые способности – это Дар Божий и ещё гены папы с мамой,  и что они -  ещё далеко не всё, что делает человека ЧЕЛОВЕКОМ, а посему, очевидно, произошла довольно ощутимая переоценка ценностей, судя по той ностальгической  теплоте, с которой создана эта замечательная книга, далеко превосходящая по своему значению местечковый уровень, являясь тем примером, по которому дОлжно бы следовать нашему метущемуся в поисках истины образованию.
Да и фрадковы на улице не валяются, а рождаются столь же редко, как и моцарты, и потому их надобно беречь (что совершенно не делалось с И.С.Фрадковым), а опыт их сохранять и множить, сопрягая с новыми условиями нашего бытия.
Книгу же – издать БОООООООЛЬШИМ ТИРАЖОМ и прочесть всем, имеющим отношение к образованию и воспитанию детей!!!


Рецензии
Спасибо Вам, Нелли! Именно такие школы знаю и я.
Да, в каждом коллективе бывали разные учителя: всегда есть не только энтузиасты и педагоги высокого профессионализма, но и ТЕ, кто попал в пединститут не по призванию, кто не смог стать хорошим учителем. Однако таких было немного.
И весь педагогический коллектив действительно дружно и ответственно выполнял главные задачи: дать хорошие знания и помочь каждому ребёнку в формировании личности.
Всего Вам доброго!
С уважением

Зоя Орлова   27.07.2017 20:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.