беспокойные будни

Трудно любить простому смертному гениального человека, ещё труднее в нашем патриархальном мире, если этот человек  — женщина.  Бруно Шоенланк не стеснялся обращаться к Розе — гениальная, Лео же, похоже, ревновал её не только к мужчинам, но и к её публицистическому успеху.
Только когда она серьёзно заболела, вдруг забеспокоился, смог написать доброе письмо и согласился на встречу в Германии.
Роза ещё не встала с постели, а к ней уже обращаются с просьбой обязательно выступить на партийном съезде в Штуттгарте, и она, конечно, не может отказать. К нему ей нужно подготовиться. И Роза в течение 2-х дней пишет серию статей в 107 страниц для «Лейпцигской народной газеты».
Только  успела Роза отправить статьи в Лейпциг, как получила телеграмму из Дрездена :»Чрезвычайно важно, немедленно приезжайте.»
Роза мчится в Дрезден и уже на вокзале узнаёт, что её просят возглавить редакцию Дрезденской газеты. Её главного редактора — Парвуса и его заместителя Ю. Марглевски , как нежелательных иностранцев, правительство Саксонии выгнало из страны.
Прежде чем дать окончательный ответ, Роза спешит в Лейпциг, посоветоваться с Бруно Шоенланком, кроме того там ей нужно откорректировать свою последнюю статью. Бруно советует согласиться, признаётся, что и сам хотел сделать её у себя вторым редактором. Теперь уже он начинает называть её - «божественная». Поскольку Парвус обещает давать в газету свои статьи, Роза соглашается. Она серьёзно готовится к борьбе с польскими националистами на партийном съезде, хочет выступить и против ревизиониста Бернштейна, роль главного редактора Дрезденской газеты в глазах партийного руководства придаёт ей дополнительный вес.
Лео, наконец, входит в её положение, приезжает к началу съезда в Штуттгарт, потом они вместе едут в Дрезден, живут в отеле. Роза начинает работу в газете, но атмосфера там оказывается сложной. Она и во время работы Парвуса была непростой. После его ухода Розе, как она не старалась, не удалось изменить обстановку, мужчины не желали мириться с начальницей женщиной. Проработав немного больше месяца, Роза складывает с себя обязанности главного редактора и возвращается в Берлин. Её комната уже сдана другим, приходится вселиться на первый этаж, в тёмную комнату без балкона.
Осенью в Берлине она, наконец,  лично  знакомится с Августом Бебелем и главным редактором газеты «Новое время» - Карлом Каутским. Но больше всего её тогда порадовало знакомство с Мерингом, которому было в то время  52 года. Меринг похвалил её работу,  как главного редактора, в Дрезденской газете, высказал надежду, что она туда ещё вернётся; похвалил Розу за её критику Бернштейна в Лейпцигской газете; они обсудили  de omnibus rebus* в партии и расстались друзьями. Эта дружба сохранится до конца жизни.
Здоровье Розы продолжало Лео  беспокоить. Она всё ещё чувствует слабость, Розу часто подташнивает и тошнит. Чтобы выяснить в чём дело, она посещает врача:

« Берлин, 24.11.1898

Циуциухна, дорогой! Успокойся, золотце. Про рак я сама врача сразу же спросила, и он меня поднял на смех. В моём возрасте рак желудка полностью исключается. Эти подташнивания до тошноты вызваны нервным перенапряжением, а эти периодические боли в желудке могут быть вызваны камнями в желчном пузыре, но и это только предположения, для которых нет доказательств. Во всяком случае я теперь буду соблюдать строгую диету.» 

Диету соблюдать не так трудно, как научиться спокойно относиться к превратностям судьбы, особенно если ты выбрала путь борьбы и тебе ещё нет и тридцати.

* о всём научно важном 


Рецензии