Приключения бухгалтера. История шестая

Иллюстрация автора


ИСТОРИЯ  ШЕСТАЯ


Виктор Петрович никогда не был на Крайнем Севере, здесь было все другое, весь его привычный мир остался в прошлом, здесь был другой воздух, хотелось вдохнуть его полной грудью, до верху заполнив им легкие, и даже слегка утрамбовать.

  Небо было другое, оно воспринималось через чистый серый цвет, и поэтому казалось , что высота потолка неба ниже, чем в средней полосе России, больше всего его поражали приветливые  люди, им ничего от тебя не надо, они просто улыбались и эти улыбки так глубоко проникали в сердце, согревая тебя, что ты поневоле начинаешь улыбаться им в ответ.

В аэропорту его встретили на машине, которую он никогда не видел, обычный уазик, но вместо колес у него огромные накачанные камеры. Так  машина превращалась в вездеход и могла легко двигаться по снегу, по тундре, по болоту и даже переехать небольшую речку, они ехали и вокруг, до самого горизонта была тундра занесенная снегом, небольшая поземка, завихряясь, создавала насты утрамбованного плотного снега.  В целом это была картина бескрайнего заснеженного  моря.

-Как вы здесь живете среди этой пустыни снега, да вы тут все герои, - сказал Виктор Петрович, изумленно смотря по сторонам,  - привыкнуть к такому мне кажется не возможно!
-Нам тоже так кажется, - улыбнулись ребята, - поживете здесь полгода, привыкнете.
-Как полгода?  У  меня командировка на   три дня, - испугался Виктор Петрович, - у меня квартальный, годовой отчет, дома жена, дети, теща, собака наконец.
-Да мы же не настаиваем, - опять они засмеялись.

Часа через три  пройденного пути им пришлось остановиться, что-то случилось с машиной, ребята переглянулись, Виктор Петрович встревожился, прошли триста, впереди еще двести километров, остановились посреди снежной пустыни, мороз и он вспомнил  как дома тепло под одеялом.

-Не волнуйтесь вы так, Виктор Петрович, сейчас мы сходим к местным оленеводам, их яранги в нескольких километрах отсюда, там переночуем, а завтра приедут наши, нас заберут.
-Как, уйдете, бросите меня одного здесь, замерзать?

-Да, нет же, Гена один на лыжах сбегает, я с вами останусь, двигатель на холостых оборотах работает, так что мы не замерзнем,
Гена, высокий бородатый парень, выпрыгнул на снег, быстро надел лыжи и пошел куда-то, на глазах растворяясь в вихрях продуваемой поземки.

-Посидим, подождем, - сказал его напарник,-  вам не холодно?
В машине была относительно нормальная температура, хотя изо рта валил пар.
-Да терпимо, мне в аэропорту один человек отдал свои унты, без них я не знаю, что бы делал.

-Это был  Вася Климов, он ветеран, 25 лет на севере отработал, вчера его всем коллективом проводили, наверно весь спирт выпили,- засмеялся парень.
-Как спирт, а водку вы не пьете? -  удивился Виктор Петрович.

-Водку мы тоже пьем, но здесь привыкаешь к спирту. Но вы не подумайте, что здесь все, алкаши, нет, но вот местному населению запрещено продавать любые алкогольные напитки, врачи установили, что у них отсутствует какой-то ген, который отвечает за эти алкогольные напитки, поэтому несколько раз выпив водочки или спирта, они становятся любителями на всю жизнь.
-А где они берут водку, если им нельзя продавать?

-Мир не без добрых людей, если тебе за это предлагают шкуры, рыбу или оленину, устоять невозможно. Вы пробовали настоящую строганину?
-Нет, у нас на заводе, в столовой, в основном биточки, тефтели и поджарка, -вспоминая это он даже взглотнул.
-Вы наверно проголодались? Появился повод исправить ситуацию.

Собеседник Виктора Петровича достал из рюкзака замерзший сырой кусок мяса, настрогал его, затем достал какую-то банку. В  ней оказался перец с солью, и две железные кружки, достав из-под сидения не большую пятилитровую канистру, налил в кружки примерно на треть.

В банке мокало, опускайте туда строганину, так вкуснее, ну за знакомство, меня Алексеем зовут.
Они чокнулись кружками, и Алексей залпом выпил, затем покряхтел и стал есть строганину, Виктор Петрович последовал его примеру, но когда он залпом выпил, глаза его округлились, дыхание перехватило, он почувствовал, как его всего обожгло внутри, он скорее схватил кусок оленины и сунул себе в рот.

-Это же чистый спирт, - еле выдавил он из себя.
-Эта  реакция каждого, кто первый раз пьет, ничего закусывайте.
Строганина очень понравилась Виктору Петровичу и он почувствовал, как тепло расходится по всему телу, ушла тревога, связанная с морозом, поломкой машины и бескрайней пустыней снега, окружающей их в эту минуту, после второй кружки он совсем повеселел и уже болтал с Алексеем как с лучшим другом.

Через пару часов, подъехали две упряжки, запряженными оленями, с ними были Геннадий и местный оленевод Василий Пяк, как потом выяснилось он ненец, принадлежит к коренному народу, которых осталось на Ямале около тридцати тысяч, забравшись в машину, они познакомились, ну и за знакомство выпили еще по одной. Виктор Петрович и Василий сразу же понравились друг другу.

-Моя твоя прийти в гости, - сказал он улыбающемуся Виктору Петровичу, - Моя твоя тундра показывай, оленя стрелял, песца, тундра красивый песец, -
и он показал большой палец: - Во!

Усадив Виктора Петровича на сани, накрыв его оленьими шкурами, они поехали к стойбищу Василия. Стойбище представляло собой несколько чумов, стояло несколько нарт, два снегохода и было множество оленей.

Чумы это длинные шесты выставленные по кругу, связанные вверху и обложенные оленьими шкурами, зайдя во внутрь, Виктор Петрович удивился простому интерьеру, по середине чума стояла металлическая печка - буржуйка, на ней две кастрюли и чайник, на полу несколько широких досок по периметру несколько спальных мест в виде не высокого топчана, из мебели только лавка, метра полтора длиной, но прямо напротив входа, что его особенно удивило, к шестам бала подвешена доска, на которой стояли православные иконы.

Коренные  народы севера почти все обращены в православную веру, но есть и баптисты,  они очень набожные, хотя при этом продолжают верить и в своих богов, а их целый пантеон. К примеру, камень который лежит у входа в чум, может быть одухотворен и к нему могут обращаться за помощью. Интересно, что шаманы, увешанные всевозможными невообразимыми вещами, это ходячая телефонная станция, каждая вещь, что висит на нем, это сотовый телефон, по которому он просит своих духов о помощи и как ни странно почти всегда получает.

 Кроме Василия в стойбище был еще один человек, это его напарник Руслан  Айваседо, надо сказать, что на Ямале среди ненцев преимущественно две фамилии это Пяк и Айваседо, что в переводе означает " деревянные " и "безголовые". Так уж получилось - в начале прошлого века здесь кочевали два рода Пяк и Айваседо. Остальные члены их семей на зиму перебираются в поселок Тарко- Сале, где у них добротные дома, электричество,  телевидение и интернет.

Усевшись на топчаны и попив горячего чая, еще некоторое время побеседовав, Виктор Петрович вышел из чума и тут он увидел сполохи в небе. Огромная огненная, голубая спираль пролетела через все небо. И в это время он увидел как вокруг него и  здесь и  вдалеке к горизонту горит снег.

Это невероятное зрелище такого он никогда не видел, зрелище повторилось, но спираль уже поменяв форму, вновь воцарилась на небе. Виктор Петрович стоял как вкопанный, вдруг он почувствовал слабую вибрацию, оно поднималось снизу достигнув колен, вибрация усилилась, когда она достигла живота он глубоко вздохнул, и вот у него начало вибрировать все тело и он что то почувствовал, как будто легкое перо коснулось его лица, и он услышал музыку, она начиналась откуда то издалека, как шум набегающей волны, тело его продолжало вибрировать, звуки усилились, на земле не было такого инструмента, который мог так звучать, это была внеземная музыка.
-Неужели я в раю,-  подумал бухгалтер .

Чарующая мелодия своим усиливающим ритмом вошла в резонанс с вибрацией  его тела.  Он испытал необыкновенную легкость, и вдруг перед его мысленным взором стали образы других миров, они были насколько ясны и осязаемы, что стоит протянуть руке и ощутить материальность происходящего. Вдруг он увидел какое-то существо, которое приближалось к нему,  оно не перебирало ногами, это существо как будто бы плыло в воздухе, и по мере приближения неясные контуры, обретали конкретные формы, это был человек очень высокого роста, присмотревшись Виктор Петрович увидел  седовласого старца, его внимательный взгляд излучал необыкновенную доброту, и когда он начал говорить, казалось высшая мудрость воплотилась  образе увиденного.

  Виктор Петрович внимал каждому слову, а запомнил лишь последние: «Иди и помогай людям», - сказав это, старец положил правую руку на голову Виктора Петровича, тот закрыл глаза, упал на колени, затем потеряв сознание, и боком свалился на снег.

Ребята, обеспокоенные его отсутствием, вышли из чума и увидели Виктора Петровича.  Утром, проснувшись, он посмотрел вокруг, все еще спали.  Что же это с ним  было: или это последствия выпитого спирта или это действительно что-то  произошло. Что это значит, помогай людям? А мне кто поможет?

Виктор Петрович в полном недоумении лежал, пока  не проснулись ребята и хозяева стойбища. Серьезно его рассказ восприняли только Василий со своим напарником, надо звать шамана, он знает, что делать, и они связались по рации с соседним стойбищем, где сейчас находился их шаман.

 Шаманы на севере, универсальны, они лечат людей, провожают души людей, в потусторонний мир, являясь проводниками, а также являются предсказателями и  обладая незаурядными экстрасенсорными способностями они  могут видеть: жив человек,  даже если он где -то далеко, или его уже нет среди живых, при этом определяя достаточно точно, где именно он находится. Обязательным атрибутом любого шамана является бубен и деревянная колотушка, обтянутая мышиной кожей, за свою жизнь шаман может поменять девять бубнов, когда рвется девятый - это значит, что шаман должен умереть.

 Шаманство переходит, и человек, который может  быть шаманом должен иметь какой-то изъян: у него может быть   или родимое пятно или лишние пальцы, на руках или ногах или еще какой либо изъян.

 Так уж получилось, что шаман приехал раньше, чем помощь по вызову ребят.
Подойдя к Василию, о чем-то с ним переговорив, он подошел к Виктору Петровичу, поздоровался, сказав:

-Я должен узнать кто из духов говорил с тобой, приготовься  к камланию.
Виктор Петрович изумленно на него посмотрел, он был не готов к такому повороту событий: как готовиться? К чему?

Василий уже пошел, поймал и привел жертвенного оленя, и все затаив дыхание стали ждать, что будет дальше.

Одев на себя одежды, состоящие из кожаной накидки вертикально порезанной, с пришитыми металлическими пластинами, соединенных металлическими кольцами кроме которых там были вдеты различные перья и амулеты , как потом выяснилось это были маховые перья лебедей, с этими птицами у шамана родственная связь, на груди у него пришиты круглые металлические пластины, множество каких то косточек , заячьи лапки, с плеч свисали бубенчики, на руки одеты металлические медвежьи лапы а на голове то же из металла круг и впереди железные рога, когда шаман запел, под эту песню был зарезан олень,

 Шаман окропил его кровью снег и уже ударяя в бубен он начал плавно двигаться на полусогнутых ногах, ускоряя  ритм, ритм все нарастал, шаман начал извиваться и корчится, все это невообразимо шумело, металлические пластины ударяли друг о друга, колокольчики звенели, шаман пел, бубен стучал, все стояли как вкопанные, постепенно шаман впадал в транс, через какое-то время он опустился на снег и замолчал.

-Ему наверно плохо, надо скорую вызвать,  - подумал Виктор Петрович, оглядевшись вокруг понял, что скорая будет сюда очень долго ехать.
Но скорая  не понадобились,  шаман очнувшись, примерно через четверть часа, еще постучав в бубен, попев, подошел к Виктору Петровичу:

- С тобой говорил сам Тенгра, верховный правитель верхнего мира, повелитель всех духов, верхнего, среднего и нижнего мира. Ты должен стать моим учеником.
-Я не могу:  у меня годовой отчет, балансовая комиссия, дома жена, дети, теща и собака, - заговорил Виктор Петрович, - и вообще у меня через три дня командировка заканчивается.

-Тебе было сказано помогать людям , будешь помогать, иначе ты за болеешь и умрешь, три месяца я буду тебя учить, после этого поедешь домой  будешь помогать людям.
Виктору Петровичу совсем не понравилась перспектива заболеть и умереть, но спорить с шаманом,  как и с женой бесполезно, и он понурив голову согласился, но мне надо три дня, чтобы произвести сверку.

-Хорошо, даю тебе три дня, потом приедешь сюда.
К этому времени подъехал вездеход, и водитель с напарником тоже наблюдали за происходящим, они никогда не видели обряд камлания и это зрелище их тоже заворожило.

 Три дня пролетело быстро, о том ,что происходило с Виктором Петровичем в последующие три месяца, можно написать отдельную книгу, скажу, только , что когда через три месяца Виктор Петрович уезжал домой он уже был другим человеком , получив шаманское имя Алтынгей, что значит - " короткий" , еще он увозил одежду шамана и шаманский бубен с рисунками лебедей и духами всех трех миров: верхнего, среднего и нижнего, а также он получил куриную лапку, которую обгрыз еще дед  шамана в его далекой юности, также засохшую мышь, череп оленя с ветвистыми рогами и напутственное слово, выразившееся в получасовой речи, на ненецком языке, еще в подарок он получил жертвенный нож, с ручкой из рога оленя и гравировкой: силуэт шамана, убивающий силуэт оленя, а так же жертвенный камень на котором можно приносить жертву духам, животными меньшего размера.

В аэропорт Виктора Петровича отвезли  его старые приятели Алексей и Гена, они приехали на другой машине, и уже до аэропорта доехали без приключений, дав ему в дорогу бутылку спирта. Виктор  Петрович, со своей стороны, снял унты и подарил их Алексею.
Дома  Виктора Петровича уже заждались.



Продолжение http://www.proza.ru/2015/04/30/564


Рецензии
Все замечательно.

Читается так, что картинки без труда вплывают в воображении.

Чисто техническое замечание одно.

Чтение с экрана отличается от чтения книг большим напряжением для глаз.

Именно поэтому желательно давать глазам отдых (точнее мозгу), делая интервалы, где текст логически завершен.

В жизни происходит точно так же - человек говорит на выдохе, потом делает вдох и продолжает. Если перечитать вслух с экрана, обращая внимание, где кончается воздух, то можно там и сделать разделяющий пробел.

Такое форматирование должно разгружать ресурсы головы, связанные с фокусировкой и удержанием строки глазом.

Освобожденные ресурсы пойдут на улучшение работы воображения.
Картинки-образы будут лучше раскрашены в деталях, а Ваше произведение будет больше нравиться читателям.


Рыскин Борис   13.10.2015 22:42     Заявить о нарушении
Спасибо Борис !
Ваше замечание по существу, принимаю.

Валерий Олейник   14.10.2015 00:07   Заявить о нарушении