Самый прикольный заказчик

Иллюстрация: "Покровский собор", работа автора

Мать одноклассника моей дочери сделала мне персональный сайт, разместила его где-то там на своем то ли сайте, то ли где еще, и даже не взяла с меня денег за хостинг. Стали поступать заказы. Шли они периодами: один месяц – сразу несколько, потом три месяца – ни одного…
Сверхудачный получился сентябрь 2006 года. Заказы мало того, что были, они ещё были какие-то легкие! Работа не каторжная, а по деньгам нормально

Особенно прикольно получилось с одним товарищем…
Звонит мне некто… Говорит что-то типа: «…восхищен вашими шедевральными работами, мне хотелось бы заказать рисунок карикатурного плана на тему реалий советской действительности, брежневское время, комсомольские собрания… Вы сможете приехать и нарисовать это прямо в моем присутствии прямо сейчас?»
Я сказала: «Да». Арбатские художники сначала говорят «да», а уже потом думают, как им выкрутиться. Спросил про цену, кажется, я запросила две тысячи рублей. (Так как в журнале «Ровесник» мне платили полторы тысячи за картинку, занимающую страницу)
Человек этот назначил мне встречу на Пятницкой, или на Ордынке, не помню, у ресторана «Поручик Ржевский», кажется.
Приехала. Из машины вылез мужик, высокий, худощавый, длинноволосый.  Он считал, что удобнее общаться за столиком ресторана, как раз он еще не обедал. Мы сперва направились в «Поручик Ржевский», но там оказалось темновато для рисования, и чел этот ( а звали его Сергей Людвигович ) повел меня в другой ресторан, тоже на Пятницкой, с украинской кухней; интерьер там был весь в плетнях и подсолнухах, швейцар - в костюме парубка, а официантки – как Гоголевская Оксана.

Сделаю отступление…  Раньше меня смущало, когда заказчики назначали встречи в кафе и т. п.   Так как я не была уверена, должны ли они за меня в этом случае платить. Не кавалеры же, а заказчики…  Но если не должны, то зачем приглашать в такое место, а вдруг у меня денег нет? Я специально выясняла этот вопрос со специалистом по этикету…. Выяснила, что кто приглашает, тот платит, если только я сама не хочу иначе. Это и в Европе так (и позже я нашла подтверждение в литературных источниках)
Проблема была чисто  теоретической, при обсуждении денежных вопросов у меня почему-то пропадает аппетит, и я не получаю удовольствие ни от какой еды…

Но только не здесь. Этот обед я  запомнила надолго. Но об этом позже…
Сергей Людвигович сделал официантке заказ, спросил, что буду есть я. Я сказала, что мне все равно, и он заказал мне то же, что и себе
Пока мы ждали, новый знакомый  пытался объяснить, что ему нужно…

…Он недавно стал арт-директором в каком-то ночном клубе. Его задача как арт-директора была придумывать всякие фишки ради того чтобы «набить избу мясом», то есть клуб – посетителями.  Раньше в этом клубе упор делали на белогвардейскую тематику, а он считает, что сейчас больше ностальгии по брежневскому времени , по комсомольским собраниям и застольям («Ну какие сейчас, к черту, белогвардейцы? Где они?»), и хочет предложить сменить клубу «имидж» . И со временем -  «перетянуть на себя бюджет» клуба.  А чтобы убедить остальных директоров, ему нужны как бы картинки – иллюстрации… На тему: стриптизерша возле шеста в пионерском галстуке; две проститутки, уводящие куда-то самого Брежнева; официантки топлесс , но в пионерских галстуках…, ну тот ещё бред.

Надо сказать, что вообще-то я не график. И никакая не карикатуристка. У меня для этого мало таланта, мало опыта, мало мастерства.  Нужда заставила заниматься тем, чем можно зарабатывать. Но когда я рисую дома,  извожу бумагу килограммами. Обычно работаю так: на черновой рисунок накладываю кальку, обвожу только нужные линии. Потом еще кальку, снова обвожу…  Когда получаю нужный результат, переношу его на чистовик. А тут пришлось рисовать «сразу», да еще на глазах у заказчика, да еще слушать, что он говорит..  А говорил он, не умолкая. Может, думал, что меня развлекает

Тут нам еду принесли. Ну, я вам доложу… Тушеная свинина таяла во рту, к ней – капустка и – вкуснейшие грибы, то ли рыжики, то ли лисички…. Объедение, да и только! Сергей Людвигович предложил перейти «на ты». Сказал, что не привык «на вы». Мне было немного дискомфортно «на ты» с незнакомым человеком, но я не стала спорить.
Он пил какой-то «Бакарди». Слово было красивое, поэтому, когда он предложил  попробовать, я согласилась. Выпила. Ну,  в коньяках я не разбираюсь, и мне не понравилось
…Ох, как же мне было трудно!!! Ведь приходилось делать несколько дел сразу: есть, рисовать, рассматривать интерьер, вести себя непринужденно (точнее, изображать непринужденность, так как на самом деле я была напряжена до предела)  и, главное, слушать то, что Людвигович рассказывал. А рассказывал он такоооое….

….Раньше он работал помощником депутата. А еще раньше – помогал этому депутату избраться. И сделали они там следующее…. Был кандидат в депутаты, на которого он работал (назовем его Козлов), и они специально выдвинули еще одного (пусть будет  Петухов), с низким рейтингом. Так вот, Сергей Людвигович в избирательной кампании участвовал как якобы помощник Петухова (а на самом деле он работал на Козлова). В его задачу входило вбросить  в урну фальшивые бюллетени (их они изготовили так: используя адресно-телефонную базу ГИБДД, обзвонили потенциальных избирателей с вопросом, пойдут ли они на выборы; их многие посылали куда подальше;  таким образом  узнали, кто на выборы не пойдет, и приготовили фальшивые бюллетени на их имена. Или приготовили список имен, которые еще только надо было вписать в фальшивые бюллетени, я не вникла особо) . Урны приносят к некоторым избирателям домой. С этой миссией были отправлены две девушки,  и с ними – Сергей Людвигович, так как все думали, что он – и ни за Козлова, и ни за его основного конкурента.
В подъезде дома Сергей сказал девицам:
«Девушки! А сейчас произойдет акт коррупции! Мы  с вами заполним эти бюллетени и вбросим в урну , и вы получите по тысяче долларов.» - « Так ваш Петухов все равно не пройдет!» - вяло возразили девицы. « При чем тут Петухов!»…
Девицы стали шептаться… Но Людвигович чувствовал, что мысленно они уже тратят тысячу долларов… Короче, бюллетени были заполнены и в урну вброшены,  Козлов  избран. На деньги, полученные за удачно проведенную кампанию, мой новый знакомый купил квартиру

Я офигевала от этих его рассказов. Но виду не подавала

А рисунок…. По-прежнему не могла понять, в нужном ли направлении двигаюсь. Рисовала то, что он попросил: стриптизершу в пионерском галстуке (Сергей потребовал: «Жестче! Жестче! Ты видела стриптиз?» Я кивнула, но не стала пояснять, что видела  в кино; увеличила стриптизерше грудь и добавила непристойности в ее позу), официанток топлесс…,  Брежнева с довольной физиономией, куда-то устремляющегося с двумя девицами под руки
Главное, мне было непонятно, что Сергей Людвигович хочет получить на выходе; как эти картинки должны выглядеть, в каком стиле-формате. А он  не понимал , видимо, чего я именно не понимаю, и не мог мне объяснить.
Наконец, сказал: «Ты видела Бильжо?» - «Ну да» (так ему надо под Бильжо????) – «Вот в клубе …(не помню , какой клуб назвал)  его рисунки на стенах. Мы сейчас туда поедем, ты посмотришь»

И мы поехали…  Тут-то я испугалась! Видно было, что машину ведет человек нетрезвый, и руль в руках он некрепко держит: резкие рывки, вихлянье из стороны в сторону. Хорошо, была суббота, на улицах - ни людей, ни машин.

… Приехали в район Китай-города и в поисках места для парковки завернули в какой-то двор, между старинных домов… Двор был пустой, только гулял с маленькой собачкой мужик в шортах, и скучали в стороне два охранника. Увидев между машинами свободное место,   запарковались, вылезли …  Охранники тут же подошли и сказали, что парковаться тут нельзя, типа «прайвиси». Людвигович не успел им ничего ответить, как подскочил мужик в шортах, и начал на нас ругмя ругаться….
… Думаю, что самое разумное в такой ситуации было бы сразу уехать. Но мой работодатель решил иначе и сделал – ну совершенно неправильный тактический ход!!! Он заявил злому мужику: «Я – помощник депутата!»

    Я знаю, как люто автовладельцы ненавидят помощников депутатов: последние часто оказываются виновниками ДТП, при этом сразу заявляют пострадавшим, что они – помощники депутатов, и что им – ничего не будет!

    Наверно поэтому собачник, услышав такое, разъярился и полез к Сергею , ну, не сразу прям драться, а как-то попёр на него всем корпусом… Весовые категории у них были разные. Мужик, хоть был немолод, но крепок и плечист. А Сергей – то, что раньше называлось «хилОй интеллигент»! Он пытался удержаться на ногах , при этом сохранить достоинство; и для придания себе презрительного вида сощурил глаза и  стал небрежно перекатывать губами зубочистку – из одного угла рта к другому. Как и следовало ожидать: мужик совсем разъярился, выхватил зубочистку у него изо рта и выбросил, попутно разбив Сергею его щегольские темные очки, ну и не то, что бил, а как-то тряс его, что ли… Вмазать Людвиговичу он хотел, но не мог, ведь тот не пытался  ударить его в свою очередь. Кажется, забияка даже требовал , чтоб ему дали сдачи: «Ну будь мужиком!!!!» Но Людвигович таки уклонился.

Короче, молодецкой потасовки не получилось. И хозяин собачонки стал дальше ругаться… Смысл его брани сводился вот к чему: пока он проливал кровь на какой-то войне (Чечня?, Ну не Афган же?), тут всякое дерьмо шарится по клубам (мы успели упомянуть, что ищем ночной клуб ).  Сергей пытался возражать. «Не обращай внимания. Видишь, он больной!» - встряла наконец и я. «Кто больной? Кто больной?» - свирепо зарычал мужик. «Да здоровый, здоровый!» - я решила не рыпаться. Вояка посмотрел угрюмо и произнес в мой адрес выражение настолько оскорбительное, что меня до сих пор передергивает при воспоминании. Тем не менее я решила, что в этом случае лучше прикинуться глухой.

 Мужик вдруг ушел, исчезнув в подъезде красивого старинного дома. Сергей заявил: «Это так оставлять нельзя», - и стал звонить в милицию, причем по 02. Охранники сказали нам: «Неее. Генералу ничего не будет!» Так  он ещё и генерал?
…Мы сели в машину и стали ждать, когда приедет милиция. Я лихорадочно пыталась сообразить, ЧТО Людвигович должен сейчас чувствовать, чтобы найти ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА УТЕШЕНИЯ. Сказала наконец: «Сергей! Не бери в голову! Бывают моменты, когда можно выглядеть только бледно. В такой ситуации любой человек чувствует себя глупо. Но что поделаешь? Представь, что ты стоишь на тротуаре, а тебя машина облила грязью с головы до ног. Глупо? А ничего не сделаешь.»
«Каждый должен отвечать за свои поступки,» - отвечал Сергей, однако уже поспокойнее. «Вот он мне очки разбил. А они семьдесят долларов стоят.» (Или двести долларов, не помню уже)

…Приехали недовольные, хотя и вполне симпатичные менты. Дальше – смутно… Осмотр машины, писание заявления в ментовке… Мент спросил Сергея: «Однако от вас – запах алкоголя. Вы пили? Сколько?» «Два раза по стошке», - соврал Людвигович . По моим наблюдениям, минимум три. 
…Мент грустил…  Отфутболить он нас не мог, так как Сергей  вызывал милицию по 02, а потом уже вызов получило местное отделение. Тем не менее, мы не знали даже имени злого мужика. Правда, я попыталась на своем заявлении нарисовать по памяти его портрет, но получилось плохо.
«Что-то не очень похож», - сказала я. «У тебя был стресс!» - строго ответствовал Людвигович.

Дальше Сергея послали в ближайшую поликлинику за справкой о побоях…  Мы кружились по старинным улочкам… Пока он ходил в поликлинику, я ждала в машине. Москва была прекрасна в этот день, вся в сиянии лучей и в жёлтых березовых листиках…
Район Китай-города, Лялин переулок, церквушки кирпично-красные с белым, золотые купола. И солнышко, солнышко… Мне было хорошо, несмотря на беспокойство о том, как события отразятся на оплате моего труда… 
Ну вот, Сергей отнес справку ментам, осталось только дорисовать рисунок….
-----Пошли в Макдональдс! – предложила я.
-----А где он? – спросил Сергей
-----А вот! - Мы как раз проезжали мимо…

В Мак-Даке я спокойно уселась за стол, и пока Людвигович ходил за чаем, все дорисовала… Фигня получилась несусветная, но заказчика устроило.
Сергей должен был ехать в свой клуб.. (Потом я подумала, что наверно он мои рисунки там выдавал за свои, и значит, можно было бы  и не стараться… Напрасно не сказал прямо, если так. На творческом процессе это отразилось бы  хорошо. )

….Он заплатил мне на пятьсот рублей больше, чем договорились….  Прощались у метро. Я решила напоследок провести воспитательную беседу:
-----Сережа, ты уж не пей за рулем….
-----А я смогу? – спросил он мрачно
-----Я в тебя верю! – я постаралась вложить в голос как можно больше убежденности…

****

Больше мы с ним не встречались.
Однако, какой чудесный был день!  Две пятьсот ни за что, , обед в ресторане, и – веселые приключения!


Рецензии
Забавно) И весело! И день такой солнечный. И хочется приключений. И почти не пугает слегка подвыпивший странный заказчик. И есть возможность заработать)
Да, а бАкарди - это кубинский ром, лишь некоторые его разновидности пьют в чистом виде, чаще делают с ним коктейли)
С улыбкой, Н.

Надежда Розенбаум   19.05.2017 16:19     Заявить о нарушении
Вот как? бАкарди? Буду знать.
Рада, что посмеялись вместе со мной.

Гаянэ Добровольская   21.05.2017 13:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.