Прошлое. Вспоминая Первомай...

                ВСПОМИНАЯ ПЕРВОМАЙ…

    «У каждого есть свой праздник детства». Не помню, кто это написал, но полностью с этим согласна.

    Вот и у меня он был свой – Первомай. Почему он, а не 9-е мая или Новый год? Бог его знает.

    Возможно, что я вообще по жизни «весенняя» особь, и для меня весна и пробуждение природы означало немного больше, чем для других? Почему именно Первомай так врезался калёным тавром в нежную душу ребёнка? Первые цветы на Маленькой горке? Да нет, они зачастую там расцветали много раньше. Первые цветущие урючины? И они, бывало, уж «отстреливались» к празднику.

    Почему первые майские дни так стали важны? Нет чёткого ответа. Это что-то личное, потаённое, что ли?

    Как бы там ни было, но этот праздник всегда вызывал в душе особый трепет и волнение. Стоило лишь ещё издалека услышать «Москву майскую» в школьном дворе, а жили мы рядом, сразу настроение менялось и настраивалось на Праздник!

    Шла ещё по прохладе раннего утра, стараясь не запачкать белые гольфики, и радовалась, восхищаясь, цветущим садам и цветам. Бывали годы, когда весна была уж очень ранней, тогда к Первомаю и сирень была в цвету, и одуванчики были на полуметровых ножках, что позволяло, пока ждали начала праздничного построения, сплести всем яркие и пахучие венки цвета солнца.

    Пока собирались школьники и педагоги во дворе, разбирали транспаранты, флаги, украшения разные, мы успевали переговорить обо всех новостях, разузнать новости первой свежести. Ощущение праздника меня не отпускало несколько дней!

    Сам поход в Летний парк мало запоминался из-за толчеи, окриков старших, маленьких разочарований в виде затоптанных туфель и праздничных белых носков, да и сам официальный план был скучен и неинтересен нам, детям. Мы лишь шёпотом переговаривались, перемигивались и о чём-то договаривались.

    Лишь после праздника начинались развлечения в виде рисунков на асфальте, всяких викторин, эстафет, спортивных соревнований и прочих развлекалок-отвлекалок.

    Их прекращали тогда, когда подъезжал фургончик с мороженым. Тогда уж никого невозможно было удержать на площадках парка!

    Начинался главный этап Первомая – достать мороженое.

    Даа…, это было эпохальное событие.

    Забавно было наблюдать, как разряженные в пух и прах мужчины и женщины берут штурмом прилавок с лакомством. Вырвав с руганью и скандалом, вываливались из клубка односельчан, прижимая к груди добытый товар, продолжая материться и свариться. Видок был ещё тот: потрёпанные, с оторванными пуговицами манжет и кофт, с порванными капроновыми чулками у женщин, с грязной и затоптанной праздничной обувью. Но всё искупало то, что теперь лежало в руках – мороженое.

    Многие тут же уходили торопливо домой, спеша угостить маленьких и старых домочадцев, но большинство людей рассаживались на скамейках парка и начинали его есть. Покончив с сладкой трапезой, шли мыть руки к колонкам, если ещё не было в арыке воды, затирали капли мороженого на одежде, оттирали носовыми платками обувь, приводили в порядок причёски и нервы.

    Потом ещё долго крутились в парке, фотографировались, катали на каруселях детей, договаривались о продолжении праздника у кого-нибудь дома или на природе.

    Уже к часу дня парк пустел, грустнел и сиротел. Лишь ветер ещё долго гонял обрывки лент, лопнувшие воздушные шары, играл надутыми шариками, зацепившимися нитками в кроне деревьев, шуршал обёртками от конфет…

    Праздник уходил вместе с людьми, несущими обратно транспаранты и флаги, которые нужно было вернуть завхозу школы или интерната. Зачастую людям везло – приезжал грузовик и забирал праздничную атрибутику у уставших сельчан. Те, попрощавшись, расходились по домам, лишь музыка ещё долго гремела в опустевшем парке, гремя репродукторами из Летнего клуба.

    Вечером будут кино и танцы – пригодятся ещё.


    Я часто уходила раньше. Причин было множество: порванные гольфики, оттоптанные ноги, грубость взрослого, не заметившего, как толкнул или поранил девочку, а то и вовсе банальная причина – родители не дали денег на мороженое или его не досталось – не смогла прорваться сквозь толпу взрослых.

    Частенько с мороженым выручала соседка Вера Гребешкова – ещё та оторва была. Она и выносила из клубка толпы нам в коробке радость сладкую.

    Однажды тётя Валя Плокова целую коробку урвала – вся улица наша наелась! Это дядя Саша Горбатых, сосед, распродавал его, не обращая внимание на негодование своей дочери Валентины, приговаривая, мол, себе ещё «на низах» купишь, а детям сейчас надо дать радость. Святой был человек.


    Что ещё запомнилось?

    Запахи и вид с Маленькой горки. Если весна была ранней, то к началу мая село утопало в цветении яблонь и груш, потому что сливы, вишни, урюк и персики уже отцветали к тому времени. Вот запах яблони по сей день и ассоциируется с тем Первомаем. Их было столько сортов в селе! Но особенно активно и пряно пахли поздние сорта, те, что цвели почти малиновым цветом. Ещё чудно пахнул тёрн, он тоже цвёл почти красными цветками. А уж сирень – это был неписанный закон. Все её несли в руках на демонстрации.

    Но бывали и холодные вёсны, и тогда праздник выходил грустным и каким-то скомканным.

    Все зябко ёжились и кутались в осенние пальто, куртки и плащи, норовили всеми правдами и неправдами «слинять» с торжества, а то и вовсе не придти, отговорившись простудой.

    Я так и поступала, пользуясь тем, что была слаба физически. Понимала, что так нечестно, но идти в морось и грязь не находила в себе силы – весеннее дитя, одни словом.


    Много воды утекло с тех пор, много Первомаев отпраздновано.

    Был даже настоящий, столичный, с проходом в колонне по Красной площади!

    Это был 85-й год, и мы тогда с любопытством разглядывали на трибуне Мавзолея только что пришедшего к власти Горбачёва Михаила Сергеевича. Рассмотрели: мы с коллективом завода «Динамо» шли в четвёртом ряду от Мавзолея – хорошо было видно всех правителей. Дочь Света визжала от удовольствия, восседая на плече моего коллеги по отделу Сергея Александровича. Своего сына не смог привести, досталось нести мою дочь. У меня сил не хватило…

    В этот праздник Москве повезло – весна выдалась дружная и ранняя, и москвичи с радостью оделись в лёгкие наряды.

    Везде чувствовалась необычайная приподнятость о воодушевление – все верили в скорые перемены к лучшему. Как все искренне кричали речёвки! Как чувствовали себя единым народом великой страны!


    Нечто похожее происходит сейчас, только уже с другим Президентом в обновлённой стране.

    И май никуда не ушёл из нашей жизни, и ощущение единства народа, и надежды на лучшее будущее. Пусть так будет всегда.

    С Первомаем, россияне! С Первомаем, народ!

           1-е мая 2015 года.

               Фото из личного архива.

                http://proza.ru/2024/05/14/780


Рецензии