Уральский казак и Кокурка

Как - то довелось мне прочитать очерк В. И. Даля "Уральский казак", в котором моё внимание привлёк следующий абзац:

"Дома варила хозяйка Проклятова по временам, когда лов разрешался, черную рыбу, а не то баранов резали, ели каймак {Каймак - упаренное до густоты молоко со сливками и густыми пенками. (Прим. автора.)}, а как посты все соблюдались во всей строгости, так и приходилось в году месяцев шесть хлебать постную кашицу да пустые щи. На поход снабжала хозяйка своего казака кокурками {Кокурка - пшеничный хлебец, в котором запечено яйцо. Оно держится таким образом очень долго. (Прим. автора.)}, сколько можно было подвязать их в торока".

Написал сей "опус" Владимир Иванович Даль, аж в 1843 году и с тех пор кочует из одного Толкового словаря в другой, ставшее академическим, определение: "Кокурка - сдобный пшеничный хлебец с запеченным внутри яйцом". Видимо, В. И. Даль обладал непререкаемым авторитетом, раз за столько лет никто даже не попытался поправить автора Толкового словаря. Более того, разыгравшиеся в интернете "буйства фантазий" дают такие занимательные толкования "Кокурке", что просто диву даёшься. Например, автор Leena на сайте Поварёнок.ру пишет:

"Кокурки - это старинное северо - русское блюдо. Да в общем - то не то, чтобы блюдо, просто бездрожжевой хлебец, запечённый с варёным яйцом. В старину кокурки готовили в дорогу - просто и сытно. А главное удобно - чистить яйцо не нужно, они не побьются. Тесто может быть любым, но традиционно на сметане - у меня ржаное. Я подумала, что в Пасху будет актуально. Очень вкусно с солёным огурчиком".

Другой же, "кулинар" советует хранить кокурки в холодильнике, чтобы их "хватило" на всю Пасхальную неделю. Значит, яйцо запечённое в хлебце не "держится таким образом очень долго". Да, что говорить впустую, каждый желающий может приготовить по рецепту Даля для себя "кокурку" и проверить сколько времени она сможет сохранять свои "вкусовые" качества, т. е. попросту не испортится, запечённое внутрь, яйцо.

Торока, опять же, по Далю - это ремешки позади седла, для пристёжки. Т. е. казак мог взять в дорогу два - три мешка с кокурками и несколько недель не испытывать чувство голода. И это не удивительно, ведь, кокурка считалась "походным" хлебом казака, который не черствел и не плесневел несколько недель, находясь в дорожном мешке, притороченном к седлу. Своего рода, стратегический продукт. Возможно, поэтому уральские казаки и не раскрывали рецепт приготовления кокурки. А, ведь, он довольно прост. Например, моя родительница рекомендует следующий рецепт:

"В тесто замешать два сырых яйца, чтобы тесто получилось крутое. Положить ложку (да, побольше!) настоящего коровьего масла. Перед отправкой кокурок в печь (в духовку) желательно смазать поверхность теста сырым яичным желтком, которая придаст выпечке своеобразный глазуревый оттенок. Хорошо пропечённые кокурки остудить и сложить в эмалированную посуду, где они долго хранятся и не портятся".

Как видим, яйцо действительно присутствовало, только не в качестве начинки, а как один из компонентов крутого и жирного теста. Каймак же, образовывался пленкой на подогретом молоке. Если разбирать с точки зрения физики, то вода оседала вниз, а сливки или жир, всплывали вверх. Когда чашку с молоком ставили в остывающую печь (или духовку), то молоко сверху затягивалось корочкой, которая "поджаривалась" слегка, а снизу под ней образовывался слой каймака, который аккуратно снимали деревянной ложкой. Упаривать до густоты молоко, смысла не было.

Вот так, почитаешь уважаемого В. И. Даля и подумаешь, а может и в остальном, про уральского казака, у него сплошная выдумка или небылица. А, ведь, его цитируют известные историки...

Источник:

Даль В. И. Уральский казак/В. И. Даль. Избранные произведения. - М., 1983.

               


Рецензии
Николай, несколько раз прочитала Вашу работу и немного не поняла, в чём суть вопроса. В яйце, запечённом в кокурке или яйце, положенном в тесто? В чём ошибка "опуса" Даля в отношении этого кулинарного шедевра?
Я давно занимаюсь изучением словарей разных говоров, поэтому в моей копилке собрались тысячи различных диалектных слов, и сотни слов по кулинарной теме.
Приведу часть из них со ссылкой на "Словарь русских народных говоров" - серьёзное издание, которому невозможно не доверять. Так вот слова: "кокурки", "кокорки", кукурки" - объясняются так:
Кокур - пшеничный хлебец. «Когда бурлаки отправляются в судовую работу, . .им напекут „кокуров". . — Костром., 1862.
Кокура – лепешка (обычно сдобная). - Кинеш. Костром., 1846. Влад., Яросл.; Ватрушка - Нижегор., 1852. Костром,
печенье с творогом; сдобный хлебец для детей из теста, замешанного на сметане. Верхне-Урал. Челяб., 1962—1970,
Колоб, колобок - Яросл. 61
Небольшой калач (таких калачей бывает до 20 штук в связке). Соликам. Перм., 1848; бублик; баранка. Перм., Даль. Прикам., нач. XX в.; пирог. «Открытый круглый пирог с начинкой из творога, картофеля, брюквы и т. д.». Костром., 1927; Пресный пирог из пшеничной муки, печется особой формы;
Кокурка – лепешка (обычно сдобная). Влад., 1820. Моск., Тамб., Костром., Пижегор., Симб.,
Ватрушка. Дон., 1852. Картофельная или творожная шаньга. Урал.,, 1930.
К о к у р к и - оладьи. Ряз. 1962, К о к у р к и - сдобные пышки - Тамб., 1850. Ижев. Ряз.
Круглое плоское печенье из пшеничной муки, замешанной на молоке и масле - Влад., 1898.
Круглый, обычно сдобный, хлебец; булка; булочка. Оренб., 1830. Уральск., Вят., Казан.
Сдобный хлебец на сметане для детей. Челяб 62-70
Небольшой хлебец, замешанный на арбузном меду; медовик. Моздок. Терек., 1902.
Небольшой калачик из белого кислого теста. Перм., 1856.
Кокура - из муки на сметане, внутри яичко запекали. Моск. Влад., Костром., Казан., Симб., Перм., Уральск., Челяб.
Такое же кушанье, но без яйца. «Раньше иногда в кокурку запекали яйцо, теперь этого не делают». Соль-Илецк. Чкал., 1955.
Есть там и слово "торОк" – ремешок, верёвка в упряжи лошади – Свердл. 1987, отсюда и слово "приторачивать", "притарачивать".

С интересом читаю о жизни донских, уральских, сибирских казаков, их обычаях, условиях жизни. Интересны и своеобразны их пословицы и поговорки.

Всего доброго Вам.


Валентина Колбина   16.12.2016 22:09     Заявить о нарушении
Уважаемая Валентина! Называть выпечку можно по - разному. Главное, чтобы у неё были отличные вкусовые качества. Может в различных уголках России "кокурками" назывались праздничные булочки с запеченным внутрь яйцом, а в Уральском казачьем войске "кокурка" была "походным" хлебом, который хранился очень долго. Рецепт в статье есть, попробуйте испечь и сравнить, сколько будет храниться "булочка с яйцом" и настоящая уральская кокурка. Мораль сей притчи такова: сейчас многие историки пишут про Уральских казаков всякие небылицы, ссылаясь на высказывания таких "мэтров", как В. И. Даль.
С уважением, Николай.

Николай Панов   16.12.2016 20:56   Заявить о нарушении
Вы правы, Николай. Видов кулинарных изделий много, и названий не счесть. Я хотела бы узнать, в чём выдумка, небылица, придуманная Далем. Извините уж за дотошность.

Валентина Колбина   16.12.2016 21:11   Заявить о нарушении
Да нет никакой небылицы. Что Далю рассказали, то он и написал. Однако, Уральцы "чужаков", или "иногородних", в свои тайны жизни не посвящали, поэтому приезжим чиновникам, типа Владимира Даля, без зазрения совести, "вешали лапшу на уши", а те воспринимали рассказы за "чистую монету". И занимались этим поголовно все: от простого казака до генерала. Вот, в этом и "соль". В отношении уральских казаков, не всему, что написано в литературе можно верить на слово. Читать про Уральцев надо уметь между строк, сердцем...
С уважением, Николай.

Николай Панов   16.12.2016 21:49   Заявить о нарушении
Николай, я Вас поняла. Извините за излишнюю настойчивость. Дело в том, что работаю с различными словарями, в том числе и со словарём В.Даля. Часто приходится сравнивать, узнаю много нового. Когда появляются вопросы, стараюсь их как-то решать.
А о казаках мне понравились работы А. Курлапова (Урал) и Г.Коваленко. Он представил жизнь казаков вольного Дона в пословицах и поговорках.

Валентина Колбина   16.12.2016 22:09   Заявить о нарушении
Валентина, Донцы и Уральцы, хотя и казаки, но очень и очень разные по быту и реалиям жизни. Геннадий интересно пишет; мне очень нравится его немного такая, "шуточная" форма повествования, да ещё в стихах. Александр Зотович, писатель серьёзный, много приводит архивных данных. Однако, не со всеми его выводами я согласен. Документы, которые в архивах, ведь, чиновники писали, типа Даля. А какие из его работ вы читали?

Николай Панов   17.12.2016 07:42   Заявить о нарушении
Доброе утро, Николай. У А. Курлапова читала о быте и обычаях Яицких-Уральских.казаков. Особенно запомнилось работа о казаках верховских, градских, низовских. Сама занимаюсь вопросами языкознания, поэтому на такие работы обращаю особое внимание. Вот и к Вашим кокуркам "привязалась".
Читать работы писателей-краеведов интересно, особенно если это земляки или соседи. А Вы - сосед. Мы живём недалеко.
Всего доброго. Творческих удач Вам.

Валентина Колбина   17.12.2016 08:19   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентина! Спасибо, за пожелание. Уральское казачье войско было вытянуто узкой полосой вдоль реки Урал на 600 с лишнем километров, поэтому очень разнились нравы и обычаи, например, верховских и низовских казаков. Были ещё "сурошники" - жители степных посёлков на Сырте. Вам надо почитать Словарь Н. М. Малече. Однако по книжке говор уральских казаков не понять, надо прожить N число лет внутри Уральцев, тогда может быть придёт понимание. Удачи, вам!

Николай Панов   17.12.2016 15:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.