Нефритовое ожерелье 36. Фараон Снофру

Художник Frederick A. Bridgman

 
Глава 36. Фараон Снофру

Солнце клонилось к закату. «Гефестина» приближалась к пристани города Нехен, столицы Верхнего Египта. Тефия стояла возле борта судна. Перед ней расстилался город. В лучах заходящего светила можно было хорошо рассмотреть прямые линии широких улиц, которые вели от длинной пристани к центру города. Кварталы двухэтажных домов как пчелиные соты заполняли собой всё пространство между пристанью и дворцом фараона. Вдоль улиц тянулись ряды финиковых пальм, дающих необходимую тень и прохладу городу.
Но вот судно мягко ткнулось левым бортом в связки тростника на краю причала. Матросы бросили швартовые канаты. Спустя некоторое время судно остановилось, прочно привязанное к причалу. Жрица одела за спину холщовую сумку, подняла с палубы хопеш.
- Флегиат! – крикнула она кормчему. – Я пошла.
- Да хранит тебя Осирис, молодая жрица, – ответил кормчий, подходя к ней. – Я закончу погрузку съестных припасов для крепости Абу и буду ждать тебя в храме Хора.
- Хорошо, – Тефи махнула рукой в знак прощания и сошла на пристань по установленным сходням.

Перед Тефией простирался её любимый город Нехен. Вдоль длинной пристани с пирсами* и верфью, на которой строились два больших корабля, размещались около сотни разного размера тростниковых лодок и десяток судов подобных «Калиадне».
За пристанью тянулись одноэтажные торговые хранилища, перемежающиеся открытыми пространствами, занятые рынками и торжищами, где продавали или обменивали изделия из золота и стекла, косметику и ткани, пшеницу и ячмень, а также другие полезные вещи.
Далее были разделённые на кварталы десятки маленьких одноэтажных домиков и мастерских, где жили и работали ремесленники, торговцы и простые рабочие.
Тефия прошла по улице и вступила в пригород Нехена, где вне городских стен находились усадьбы и роскошные сады, принадлежащие состоятельным торговцам, сановникам и другим важным персонам из свиты фараона.

Город представлял собой огромный прямоугольник, обнесённый десятиметровой стеной из кирпича-сырца толщиной до восьми метров, выложенной снаружи обработанными плоскими камнями. По верху стен шёл широкий сторожевой проход, опоясывающий весь периметр. Так же имелись главные ворота, направленные на юг, и несколько второстепенных.
Внутри городских стен одна половина была застроена административными зданиями, где располагался дворец фараона, городской храм, резиденции государственных сановников и множество мелких храмов различным богам.
Другую половину города занимали дома зажиточных горожан, лавки ремесленников и торговцев, государственные хранилища пшеницы, льна, и других сельскохозяйственных продуктов.

Сам дворец выглядел как прямоугольная крепость, стены которой образовывали квадратные башни и глубокие ниши, дополненные пилястрами, соединёнными наверху богато украшенными карнизами.
В свою очередь дворец делился на две части: одна предназначалась для фараона и его семьи, включая многочисленных слуг, а вторая часть для государственных нужд, куда входили различные ведомства, такие как: «Дом вечности» – служба религиозного культа, «Белый дом» – министерство финансов, «Царский суд», «Палата печати» – министерство налогов, «Палата работ», «Дом строителя царского флота», «Дом руководителя вооружённых сил» и так далее.

Тефия миновала пригород, прошла через восточные ворота и направилась к дворцу. Проследовав по нескольким улицам, она подошла к главному входу дворца фараона Снофру, и обратилась к одному из стражей:
- Да хранит вас Осирис, у меня донесение к фараону, кому подобно богу Ра дано жить вечно, – она протянула свиток папируса.
Воин внимательно прочитал свиток и осмотрел красную печать, верёвочкой привязанную к свитку.
- Следуйте за мной, – вымолвил он.

Они миновали широкий двор, вымощенный каменными плитами, и подошли к огромным внутренним воротам из чёрного дерева, обшитым снаружи листовой медью. Возле открытых ворот стояли восемь стражей в полном вооружении. Провожатый Тефии подошёл к одному из них:
- Посыльный к фараону, да живёт он вечно, – лаконично изрёк он, протягивая свиток.
Страж внутренних врат ознакомился с содержанием папируса:
- Оружие и сумку можете оставить здесь, – он указал на широкую лавку, стоящую у стены.
Тефия выполнила приказ.
- Следуйте за мной.
Далее они миновали несколько залов, стены и колонны которых были украшены цветными фресками, описывающими деяния предшествующих фараонов и богов, и через открытые двери, перед которыми стояли четыре стража, вошли в следующий зал.

В зале, освещённом отражённым солнечным светом, вдоль стен размещались длинные деревянные скамьи, на которых с должным терпением ожидали аудиенции различные сановники и начальники, приехавшие из разных уголков обширной страны Кемет.
Страж, с которым пришла Тефия, прошёл через весь зал к широкому деревянному столу, за которым восседал главный писец фараона. Он передал писцу свиток и кивком головы указал на Тефию:
- Посланник к фараону, да живёт он вечно.
- Из Абу? – оживился писец, развернув свиток.
- Да.
- Хорошо. Можешь идти.
Страж приложил ладонь к сердцу и вышел из зала. Писец внимательно ознакомился с содержанием папируса.
- Ожидайте, молодая жрица, – обратился он к Тефии, указывая рукой на скамью.
Тефи присела, держа на коленях ещё один свиток, содержащий рапорт Алексиппа. Писец встал из-за стола и, сжимая в руке свиток-пропуск жрицы, прошёл во внутреннюю дверь зала. Через минуту он вышел:
- Фараон ожидает вас, – обратился он к Тефии.
Жрица поднялась со скамьи.
- Уважаемый главный писец, – подал голос важный, полный сановник, вытирая вспотевший лоб платком, – почему девчонка идёт сразу? Она даже присесть не успела, а я вынужден ждать с полудня? – возмущённо спросил он.
- На то воля фараона, кому подобно богу Ра дано жить вечно, – последовал лаконичный ответ главного писца. – Прошу вас, – повторил он, указывая Тефии дорогу.
Жрица вошла во внутреннюю дверь. Писец закрыл за ней тяжёлые створки. Важный сановник проводил жрицу ненавистным взглядом.

Переступив порог, Тефия оказалась в небольшом зале, освещённом отражённым солнечным светом. С правой и левой стороны два ряда мощных колонн подпирали низкий потолок, расписанный созвездиями ночного неба.
Посередине зала на деревянном стуле восседал владыка Верхнего и Нижнего Египта фараон Снофру*. Перед фараоном стоял широкий стол чёрного дерева, на котором находилось множество листов и свитков папируса.
По левую руку от фараона сидели, скрестив ноги, четыре писца, держащие перед собой квадратные доски с наложенными на них листами папируса. Справа от фараона на низких табуретах размещались семеро военачальников.
Сам фараон Снофру выглядел лет на тридцать пять. Это был высокий мужчина атлетического телосложения, одетый в повседневный льняной схенти, расшитый по подолу цветами лотоса, а также иероглифами, обозначающими божественное происхождение своего носителя. Бритую голову фараона венчал символ власти – двойная корона Верхнего и Нижнего Египта.

Девушка сделала три шага и пала ниц перед своим повелителем.
- Поднимись, жрица Тефия, и подойди ко мне, – молвил Снофру хорошо поставленным голосом.
Жрица приблизилась к фараону и остановилась в трёх шагах от него.
- Возьмите у неё свиток, – изрёк Снофру.
Подошёл слуга, которому Тефи отдала папирус с запросом Алексиппа о дополнительном количестве войск, снаряжения, продовольствия и строительных материалов. Фараон бегло ознакомился с содержанием запроса и взглянул на девушку:
- Рассказывай, жрица Тефия, – дружески произнёс Снофру.
- Да ниспошлёт Осирис благоденствие великому фараону и всей стране Кемет! – поборов в себе смущение вымолвила девушка.
- И тебя, жрица Тефия, пусть не обойдёт своей защитой великий Хор, – доброжелательно молвил Снофру. – Расскажи нам то послание, которое должна передать.
Девушка вздохнула, собираясь с мыслями:
- Великий фараон, начальник крепости Абу, уважаемый Алексипп, и мой учитель, жрец храма бога Хора Ур Хеку Клитий велели передать вам устное послание, ввиду важности оного, не изложив его на папирусе. Это послание предназначено только для ушей великого фараона, – Тефи поклонилась.
Снофру окинул взглядом военачальников и писцов:
- Я разрешаю тебе произнести это послание. Говори.

- Великий фараон, противник собрал значительные силы южнее Семны. Сейчас его флот насчитывает более двух сотен тростниковых лодок и тридцать пять больших деревянных кораблей. Ко дню разлива великого Хапи нубийский флот может увеличиться ещё на сотню тростниковых лодок и несколько больших кораблей.
Предполагается, что маг Сизл, командующий объединёнными войсками противника, намерен низвергнуть божественную власть великого фараона и установить по всей стране Кемет культ бога Сета, – закончила жрица и замерла перед фараоном.
Над залом повисла гнетущая тишина.
- Итак, до предполагаемого начала войны у нас осталось двенадцать дней, – спокойно изрёк Снофру. – Есть ли вопросы к жрице Тефии? – он обвёл взглядом военачальников.
Те отрицательно покачали головами.

- Ты видела мага Сизла? – фараон обратился к жрице.
- Да, великий фараон.
- Какое он производит впечатление?
- Этот человек обладает большой магической силой и знаниями. Я видела, как он с лёгкостью накладывает заклинания. Правда, заклинания были не слишком сложные, – дополнила девушка. – Но по скорости применения заклинаний можно судить о силе мага. Полагаю, это серьёзный противник.
- Итак, кроме обычной нас ожидает ещё и магическая война, – подытожил Снофру. – Я уже говорил с Маа Гарамантом и другими верховными жрецами о необходимости участия в этой войне жрецов, владеющих боевыми заклятиями. Полагаю, необходимое количество воинов-жрецов нам будет предоставлено.
Семь военачальников склонили головы в знак согласия. Писцы смотрели на Тефию с нескрываемым любопытством.
- Благодарю тебя, жрица Тефия, – обратился Снофру к девушке. – Переданное тобой послание оказалось своевременным и принесло большую пользу.
Тефи приложила ладонь к сердцу и поклонилась.
- Ты свободна. Можешь идти, – фараон милостиво поднял руку в знак окончания аудиенции.
Жрица ещё раз поклонилась и вышла из зала.

***

Время в крепости Абу летело быстро. Под руководством Алексиппа Варсутин, Еврипил и другие начальники отрядов занимались ремонтом старых укреплений, размещением и тренировкой вновь прибывающих отрядов, а также обсуждением планов обороны и контратаки.
Тевт на своей «Калиадне» бороздил воды божественного Нила от первого до второго порога, собирая сведения у своих лазутчиков. Флегиат на «Гефестине», а также несколько других кораблей осуществляли доставку продовольствия, оружия и снаряжения в крепость Абу.
Клитий запретил Тефии и другим ученикам выполнять какие-либо работы, мотивируя тем, что они должны хорошо отдохнуть и набраться сил перед сражением. Разрешалось только заниматься медитациями и проводить лёгкие тренировки с оружием.
По этой причине для Тефии дни тянулись очень медленно. У неё оказалось много свободного времени, которое она решила употребить с пользой, а именно, заняться чтением Хроник Акаши и постараться вспомнить ещё хотя бы одну свою прошлую жизнь.


* пирс – двусторонний причал для стоянки и швартовки судов.
* фараон Снофру – 2543 - 2510 гг. до Р.Х., IV династия.


Рецензии
Интересное и подробное описание города Нехен. Видимо, все города того времени имели вид крепости, чтобы при необходимости защищать население от нашествий неприятеля. Ну, и товары защищать необходимо. Насколько я помню, в Древнем Египте было очень развито государственное перераспределение ресурсов, а их же необходимо было сначала собирать и хранить.
Фараон выглядит вполне разумным и компетентным правителем, что в условиях наследственной монархии случалось далеко не всегда. А здесь сразу отдано предпочтение вестнику из пограничной крепости, отодвинув всех придворных лизоблюдов.
Главная героиня решила обратить свой взор в прошлые жизни, возможно, что-то оттуда окажет влияние и на ее будущее...
С уважением к талантливому автору и симпатией к его героям,

Инга Риис   23.03.2018 21:28     Заявить о нарушении
Благодарю, Инга! Рад, что понравилось описание города..., Тефи, конечно, ещё вспомнит свои прошлые жизни...
С искренним теплом,

Андрей Воин   24.03.2018 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.