Почему история не может быть не наукой
Та история, конечно, что написанная, а не та, которая всегда больше и необъятнее только написанной, которая. в сущности, - жизнь человеческая в различных её проявлениях.
Понятно, что знание истории формируется на основе известных фактов и документальной фиксации самих фактов.
Понятно, что есть открытая история и скрытая история. Скрытой является та часть истории, которая не разглашется нам публично или которая неизвестна нам.
История написанная создаётся не только путём собирания фактов и информации.
История должна быть изучена, рассмотрена в полноте, достоверности и соотнесена по степени важности и взаимосвязности событий и действий между ними.
Уже это последнее требует значительного труда:
1) собирание фактов
2) увязка фактов
3) выяснение мотивации
4) установления причино-следственных связей
5) отбор наиболее значимых, ведущих факторов
6) выяснения хронологии событий, последовательности в их движении
7) выяснение скрытых причин и мотивов
8) выяснение сопутствующих и пассивных факторов происходящего
И т. д., что можно ещё и продложить при более скрупулёзном и внимательном рассмотрении.
Методика работы в исторической науке имеет давно признанное значение.
История это факты документированные, это далеко не одни слухи и рассказы, версии и мнения.
История базируется на множестве как субъективных, так и объективных отношений. Отношений, которые должны быть изучены, учтены и представлены.
История - это не односторонние взгляды и так называемые концепции, которые только обедняют историю и искажают её до неузнаваемости в огромном большинстве случаев.
Наши взгляды на историю - ещё вовсе не понимание её, вовсе не знание её во всей сложности, полноте и так сказать, сиюминутности.
Процесс исторического познания не завершается простым выяснением обстоятельств и последствий.
Если история - это развитие, подобно самой нашей жизни, от младенчества к зрелости, от зрелости к старости, то поставить точку можно лишь относительно.
Что же мешает нам понимать историю глубже?
Как правило, неизученность или плохая работа самих же историков. А конъюнктурных историков, особенно ныне и за последние годы - не убавилось. Их всегда хватало.
Как наука история достаточно медленно реализуется в пересмотре наших представлений, уже сложившихся. И как наука история мало популяризируется в тех её достижениях, которые становятся результатом исследования и научного поиска.
Но это как раз не значит, что как наука история обречена на невнимание или догматизацию уже известного.
Что же касается взглядов на историю, то вряд ли когда-нибудь эти взгляды будут едиными и однообразными. Это просто невозможно, потому хотя бы, что и в нашей нынешней жизни мы имеем не один, а много взглядов на одно и то же событие. Мы по разному оцениваем и с разных позиций судим.
Однако, это вовсе не означает, что каждый из судящих может не считаться с фактами, известными ли или новыми и новейшими.
А для науки истории или истории как науки факты и документы, то, что называется историческими источниками, - являются непременными и обязательными условиями защиты тех или других взглядов, оценок и аргументации...
Свидетельство о публикации №215050301182