непрятный осадок

В начале марта Роза опять заболела, очевидно, ей трудно было признаться в этом  Лео, Карлу Каутскому она признаться была вынуждена, потому что из-за болезни сорвалась их встреча, на которой планировалась попытка примирения Мэринга с Шоенланком. Лео же она написала позже (20.03. 1899):

«Дциодциу, не обижайся из-за того, что я тебе 5 дней не писала, я, действительно, была серьёзно больна. В 3 часа ночи была вынуждена встать и пойти к врачу (никого не было, кого бы я могла к нему послать), у меня так резало в горле, что я уже подозревала дифтерию. Даже врач испугался, потому что всё было в гное. Мне пришлось днём и ночью делать горячие компрессы, от этого разразились такие головные боли, что я не могла глаза открыть, не говоря уже о том, чтобы писать письмо...Нервы настолько расшатались, что я вся дрожала ( четыре дня без еды, питья и сна!); как только стало получше, у меня появилось непреодолимое желание поехать к тебе; мне казалось, что тогда всё сразу же пройдёт, и я смогу прекрасно работать. Но теперь моё горло почти в порядке, и я усердно сижу за Бернштейном»
Уже год назад было известно, что Бернштейн пишет большую статью*, которую Роза рвалась раскритиковать. И вот настало время осуществить задуманное. Роза работала над серией ответных статей, позже опубликованных  в лейпцигской газете. Эти статьи имели успех, и немного позже были изданы брошюрой**.

Роза радовалась успеху: «Эдэ побит, как шведы под Полтавой», - успокаивала она 22 апреля Лео, который боялся ответной статьи Бернштейна.

Кларе Цеткин настолько понравилась Розина работа, что она решила на её основе сделать доклад для женщин в Берлине. 25  апреля Роза пишет Лео:

«Вчера я была у Клары на собрании: вся её речь была дословным повторением моих последних пяти статей, как наизусть выученная лекция. Это заметила не только я, но и другие...Клара предложила послать мою брошюру некоторым известным товарищам из Англии, Франции и Италии...Со вчерашнего дня Клара живёт у меня и завтра уезжает..»

Только Клара уехала. Роза пишет Лео:

«Мой золотой! Вчера Клара уехала, я только сегодня могу тебе написать, потому что была уставшей и даже немного нервной. Каждое приближение к партийной банде оставляет во мне такой неприятный осадок, что я каждый раз потом даю себе слово: три майли от дальнейшей точки отлива! После каждого совместного контакта с ними я вдыхаю столько грязи, вижу так много слабости характера, презренности и т. п., что спешу спрятаться в свою мышью норку.»
И заканчивает письмо:

«Клара — единственная порядочная и достойная уважения, но в некоторой степени тоже пустой шланг, который заполняется последними разговорами, в этом смысле я её лучше узнала, чем прежде.»

Из-за «сражения» с Бернштейном запланированная на март встреча с Лео сорвалась. Теперь она намечалась на июнь. Роза была уже согласна и на встречу в Цюрихе, только сначала хотела повидаться с больным отцом.

   

* «Условия социализма и задачи социалдемократии»
**»Социальная реформа или революция», брошюру издали в количестве 3000 экземпляров, гонорар за неё Роза не получила


Рецензии