Душа и принципы мироздания

Миром правят два абстрактных принципа: объединения и отделения. Первый принцип близок к понятиям «единица», «уникальность» и называется «качество». Второй принцип равносилен умножению и, соответственно, близок понятию «множество», которое означает именно «количество». В реальности эти принципы тесно и неразрывно переплетены между собой. Любое объединение, смешивание означает отделение от своего окружения, приводя к некоторой уникальности, сущности. И наоборот, любое отделение приводит к своеобразному объединению, сумме, множеству, что проявляется в возможности производить счет. Оба принципа проявляются повсеместно и, обязательно, совместно, как статически, так и динамически.

Скажем, все преходящее означает временное суммирование. Например, зеленое недозрелое яблоко, которое в будущем приобретет красный цвет, является простой суммой сущностей. Из любого множества легко извлекается, отделяется любая его составляющая. Это пример динамики. С другой стороны сущность «сорт зеленого яблока» представляет собой статическую картину переплетения этих принципов. Две сущности соединяются, смешиваются настолько, что образуют уникальную сущность, полностью отделенную не только от других сущностей, но и от сущностей составляющих ее саму. Составляющие этой сущности невозможно отделить друг от друга, извлечь из смеси, не приводя при этом к какой-то другой сущности. Таким образом, смесь сущностей статична и является проявлением в наибольшей степени принципа объединения. Сумма сущностей динамична и является проявлением принципа отделения, возвращая составляющие ее сущности к ним самим. Скажем, в примере с недозрелым яблоком зеленый цвет является простой сущностью.

В реальности качество переплетается с количеством, статика с динамикой, смесь с суммой, застывшая потенциальность с живой актуальностью. Все это совместное проявление одних и тех же принципов: объединения и отделения. Они же позволяют описать первооснову нашего мироздания – определенность, как одновременное соединение и разделение его частей. При этом определенность, если говорить не строго, совпадает с понятием «сущность». Отличие между ними в том, что сущность отвлекается от всего несущественного для нее. В то время как определенность всегда соответствует реальности и, поэтому, чересчур сложна, чтобы оперировать им как конкретным понятием. Если сущность – это скорее понятие, то определенность – это реальная действительность.

В связи с таким мироустройством мне представляется чрезвычайно важным рассмотреть вопрос человеческой индивидуальности. Проще говоря - души. Всюду обнаруживая общности, я интуитивно понимал, что лишаться своей индивидуальности и лишать индивидуальности других у меня нет никакого желания. И что же в итоге мы имеем?

Живая и неживая природа отличаются приоритетом принципов. Если, скажем, атом водорода везде и всегда одинаков и поэтому это единичная сущность, то живое существо обладает свободой выбора. Жизнь подразумевает развитие, и поэтому она принципиально множественная. Любое существо, даже если оно на первый взгляд ничем не отличается от своих собратьев, может поступить не так как большинство. Поэтому это существо - отдельная уникальная сущность, неразделимая смесь.

"Я" по ощущениям и определениям уникально и единственно. Если это не так, то какое же это "Я"? Здесь, кажется не может быть сомнений. Если мы принимаем "Я" как уникальное явление, то душа, проявляемая через сознание несомненно является смесью. И здесь не важно насколько "я" схож с другими людьми. Пусть близнецы похожи как пара атомов водорода - это ничего не изменит. Атомы "обязаны" быть одинаковы во всех своих проявлениях. Живые близнецы, наоборот, "обязаны" отличаться. Это принципиальный тезис. Когда мы говорим об атоме водорода, мы говорим о количестве, порождаемом единственным качеством. Когда мы говорим о душе, мы говорим о качестве, порожденном в большом количестве. Есть единственное качество "водород", но множество качеств "душа". Мне могут возразить: "два человеческих тела похожи, как два атома водорода". Так в том то и дело, что "тела". Тела одинаковые, душа у людей - разная. Тело - мертво, душа - живая.    

Душа - это смесь, а вовсе не сумма. Сумму можно разобрать на части, смесь - никогда. Смесь в этом смысле ничем не отличается от простых сущностей и имеет все характеристики бытия Парменида. Душа каждого человека была, есть и будет. Она может затеряться в безграничных просторах вселенной, но исчезнуть - никогда. Второй вариант происхождения сущностей - творение. Но, думаю творение совершается не для того, чтобы когда-то исчезнуть... Поэтому, оба варианта никак друг друга не исключают. И смысл обоих в том, что человек не должен рассчитывать на бессмысленность своей жизни. Каждый поступок человека остается с ним навсегда. И вам решать - каким будет ваш "багаж".

PS.
Бессознательное, являясь всеобщим если верить Карлу Юнгу, в отличие от сознания, наоборот, подобно атому водорода - всегда и везде одно и тоже. Это то, что объединяет людей, так же как и физическое тело. Однако речь идет всего лишь о подобии. Не будем забывать принципиальное отличие живого от неживого. Главное в человеке - его "Я", а оно обязательно сознается.


Рецензии
Душа сложная субстанция.
С помощью приборов уровень душевности не оценить и не измерить, а только с помощью отношений друг с другом.
Только диалог поможет в этом процессе.

Новых творческих побед и вдохновения на новые произведения.

С уважением, Игорь Черник

Игорь Черник   16.11.2015 14:09     Заявить о нарушении
Согласен, "человек есть тайна", говорил Федор Михайлович Достоевский.
Спасибо за отзыв и пожелания.
И Вам всего доброго.
С уважением, Александр Горев

Шестьдесят Седьмой   17.11.2015 09:12   Заявить о нарушении
Взаимно.

Игорь Черник   17.11.2015 10:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.