Экуменизм. Прости, Господи

Экуменизм - это слово в приличной
православной компании сейчас нежелательно
произносить, такое у меня сложилось
впечатление. И вообще, слова, оканчивающиеся
на -изм вызывают подозрение (чувствуется обман, фальшь).

В статье из энциклопедии "Русская цивилизация"
это слово четырехкратно заклеймили.
Протодиакон А. Кураев вообще накопал целых 10 смыслов этого
слова и написал целую книгу "Вызов экуменизма" [http://predanie.ru/lib/book/71831/#toc2]

Впрочем, Кураева цитировать сейчас, мягко говоря, немодно.

Неудобно даже перечислять тех людей, которых заклеймили
таким страшным словом: "экуменист", рядом с которым часто
присутствуют слова: жид, масон (и это еще самые приличные из них).

А ведь так было не всегда, да и сейчас не
все так однозначно, как представляют
"борцы за чистоту православия".

Корнем слова служит слово экумена (или ойкумена), определяемая
как пригодная для жизни земля
[http://enc-dic.com/enc_big/JEkumena-69979.html]
или население земли [словарь Ушакова]. Вполне безобидно.

Не закапываясь в глубины истории, обратимся к 20-м
годам XX века. Всеобщее возбуждение тех лет как в
Европе, так и у нас в Советской России. Одни мечтали
о мировой коммунистической революции, а другие, 
видимо, об экуменистической. И те и другие поняли
(или не поняли?), как они ошибались. Немного позже
у нас было уже не до экуменизма - жесточайшие репрессии,
затем Война.

Всплывает это слово уже в 60-е годы, на волне Хрущевской
"оттепели", которая для православной церкви была скорее
не оттепель, а совсем наоборот. Предположу, что тогда
церковь обратилась к "мировому сообществу" скорее от
отчаяния (и под давлением властей),
надеясь на хоть какую-то поддержку извне.
Судить об этом времени исторически еще видимо рановато,
так как не утихли отголоски той борьбы и противоречивые
мнения о деятельности ряда иерархов (например о. Никодима
(Ротова)). Нет возможности определить - где правда,
а где ложь или полуправда.
В результате - небывалый всплеск баптизма, с которым
КГБ начал вести какую-то странную (на мой взгляд)
борьбу.

А что в наше время: "Папа римский после совместной
литургии с Патриархом Варфоломеем призвал латинян и
православных к единству", и в этом же блоке: "В Киеве
состоялся Крестный ход против униатской экспансии
на восток" (это из заголовков новостей декабря 2014 г).

Вот так получается. Несмотря на все эти страшилки,
православная церковь неизбежно должна вступать в диалог
с другими конфессиями как в миссионерский, так и в
гуманитарных целях, при этом не допуская "растворения"
или "размывания" своих догматических устоев.


 
(это набросок ответа на вопрос по С.Б.)   
Фото: в городе Кнокке на севере Бельгии.
24 января 2014 года в англиканском храме
митрополит Афинагор Бельгийский
(Константинопольский патриархат) со своим
клириком помолился с инославными
священнослужителями.

p.s.
45-е Правило Святых Апостол: "Епископ, или пресвитер,
или диакон, с еретиками молившийся только, да будет
отлучен. Если же позволит им действовать что-либо,
яко служителям Церкви: да будет извержен"


Рецензии
В "приличной" православной компании предпочитаю молчать, а от неприличных держаться подальше. Что поделать! Атеизм нынче не жалуют, причём иной раз очень агрессивно.

Геннадий Ищенко   27.03.2020 07:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.