Миропомазание на зловоние

Миропомазание на зловоние.   

Племена иудеев кочевали со своими стадами между двумя великими цивилизациями Шумерской и Египетской. В поисках хлеба, воды и пастбищ они попутно обучались  различным ремеслам. Примеривали на себя их традиции и  религиозные культы.               
Так, у иудеев поселившихся в шумерском государстве, были примитивное религиозное мировоззрение. В огромном доме Феррары была маленькая молельня со статуей семейного божества. Иудеи были поражены, когда увидели торжественные шумерские религиозные церемонии.

Пение хоров и шествие вверх и вниз по лестницам пирамиды жрецов в белых одеяниях завораживало зрителей. Утром и вечером поспешно поклонившись своему семейному божеству, Феррара с чадами спешил к подножию пирамиды, и страстно молились Богу Луны. Такая идиллия продолжалась до тех пор, пока могущественный вавилонский царь и законодатель Хаммурапи не начал вводить на подвластных ему территориях единую государственную религию. Бога своего племени Мардука он поставил выше всех богов Месопотамии, не подчинившихся карал огнем и мечом, оставшихся в живых превращал в рабов.

Феррара не захотел отказываться от поклонения богу Луны. Он поспешно стал готовиться к переселению туда, куда еще не распространялась власть деспотичного царя. Будучи кочевником, он хорошо знал район возле города Харрана. Реки Ефрат, Нарбали обильно обеспечивали водой в этих местах плодородные земли. Многочисленные беженцы быстро воздвигли в городе величественный храм в честь бога Син  (Луны).

Младший сын Феррары Аврам по примеру Вавилонского царя решил, что для иудеев нужен собственный Бог. Аврам становится Авраамом и приобщает соплеменников к Богу который обязался опекать только это племя и карать другие. Основные библейские сюжеты показывают, что Он так и поступал. В дальнейшем с помощью последователей Иисуса Христа этот Бог становится Всевышним, как предполагалось для всех народов. Но почему то большая часть населения планеты предпочитает другие вероисповедания или обходится без них. В самом христианстве нет никаких признаков к единству. Мало того христиане одной и той же концессии под покровительством этого Бога воюют между собой.

Позаимствовав идею собственного Бога и приобщившись к ремеслам они, как кочевники, очень мало освоили из гигиенических навыков.
Много тысячелетий назад в сердце человеческой цивилизации – Месопотамии была создана древнейшая из дошедших до нас пропись - «фармакопея» медицинского содержания с большим количеством лекарственных трав и минералов. У древних шумеров, вавилонян и ассирийцев были выработаны строгие гигиенические правила, основанные на коллективном опыте и народной традиции: мыть руки и тело, стричь волосы, использовать благовония и пр.

Более того, на шумерском и аккадском языках врачевателей называли а-зу или асу – «знающий воду» и изображали в одежде в виде рыбы. Уже одно это позволяет нам сделать смелый вывод о том, что водные процедуры расценивались древними врачевателями Месопотамии как важнейшее средство интимной гигиены и общим залогом здоровья. Компоненты их лекарственных средств насчитывали не одну сотню наименований и могли использоваться при втираниях, полосканий и обмываниях, а также применяться в виде мазей, пилюль, свечей и тампонов.

Из этого перечня для кочевников иудеев самыми удобными для применения оказались  «использовать благовония» и мыть ноги. Естественно, усталый путник в изнуряющую жару, преодолев большое расстояние приходит в гости. У гостеприимного хозяина воды в запасе только для питья. В доказательство своего расположения к усталому путнику он расходует часть воды на мытье его ног. Для самых желанных гостей после омовения ног совершали их помазание миром. Миро это смесь ароматических трав и масел. БЛАГОВОНИЕ ЭТОГО СОСТАВА ЗАГЛУШАЛО ЗЛОВОННЫЙ ЗАПАХ ГОСТЯ ДА И ХОЗЯИНА.

В этом нет ничего за что можно было осуждать. Это естественная психологическая самозащита людей живущих в окружающей среде, где невозможно достойно вымыть свое тело. По понятным соображением миро для женщин было драгоценной мазью. Поэтому так высоко ценилось их жертвенные поступки такие как миропомазание ног живого или тело мертвого кумира.
Катастрофой, для динамично развивающегося античного южного побережья Средиземного моря, а затем и всей западной Европы, механическое перенесение вместе с христианской идеологией гигиенических норм жителей пустыни.

 В это время наибольшего развития гигиена достигла в Античной Греции.
Первое обобщение накопленных эмпирических гигиенических знаний сделано основоположником античной медицины Гиппократом (около 460 -377 г. до н.э.). В трактате "О воздухах, водах и местностях" Гиппократ  дает систематическое описание природных условий, показывает их влияние на здоровье и указывает на значение санитарных мероприятий в предупреждении болезней. Греческие писатели-философы Платон и Аристотель в своих произведениях развивали идею Гиппократа о влиянии внешней среды на здоровье людей. Поэтому в Греция, где в начале обращали главное внимание на индивидуальную гигиену и спартанское воспитание, основанное на физической тренировке, гимнастических играх, закаливании, стали проводить общественные санитарные мероприятия в области водоснабжения, питания, удаления городских нечистот и т.д.

Достигшая высокого расцвета медицина Древней Греции нашла отражение в культах обожествленного врача Асклепия и его дочерей: Гигиеи - охранительницы здоровья (отсюда гигиена) и Панакии - покровительницы лечебного дела (отсюда панацея). Одна из лечебниц Эллады, известная целебными минеральными водами, обязана своим именем древнему городу Термон, название которого происходит от эпитета "термия" ("теплая" ). Дочь и верная помощница Асклепия, юная Гигиея, обычно изображалась красивой женщиной в традиционном одеянии, с чашей лекарства в руке и волшебной змеей, обвившейся вокруг чаши.

Гигиея единственная из детей Асклепия имела свои храмы и алтари, и потому ее статуи, вырезанные в мраморе и камне, отлитые в бронзе, дошли до нас в сравнительно большом количестве. На многочисленных греческих вазах имеются также художественные изображения сцен личной гигиены и правильного ухода за телом. В этой связи приходит на ум замечательное высказывание Платона: «Вода смывает все людское зло». Необыкновенно поэтичны и изящны рисунки с изображением купальщиц, женщин за утренним туалетом. Часто встречающимся сюжетом было изображение бань, мужских и женских. Выполняя свое прямое назначение - задачи гигиенические, бани вместе с тем были в Древней Греции своеобразными общественными клубами, в которых свободные граждане встречались не только для омовения, но и для отдыха, обсуждения проблем полиса и даже для развлечений.

Наследниками культурных богатств греков являлись, как известно, римляне, у которых санитарные мероприятия получили еще большее развитие. Гордостью Древнего Рима были крупные водопроводы, купальни и бани. Памятником городского благоустройства остается система канализации с использованием нечистот для удобрения садов и полей.
Образ природы в античности - гармоничное тело.
Атлеты на тренировках и соревнованиях, в том числе на Олимпийских играх выступали без одежды. Десятки тысяч зрителей это обстоятельство совершенно не смущало. Обычай возник еще на первых Олимпиадах. Один из атлетов бегунов потерял набедренную повязку, но первым пришел к финишу. Такой обычай приняли атлеты и в других видах спорта.
 
В Библии иудеев обнаженное тело лишено природного совершенства и становится греховным. Потомки античных европейцев приняв христианство попали в русло библейских предрассудков. Тело стали стесняться, считали греховным, прятали в складках одежды.
Чему мог научить библейский эпизод, голый Ной и сыновья. Хам сообщает братьям, что пьяный отец лежит голый в саду. Благочестивые братья в отличие от грешного Хама, идут к телу отца задом, и не глядя на него покрывают наготу отца. Если обнаженному человеку по какой то причине плохо, ему невозможно оказать помощь пока не будут произведены сложные манипуляции по прикрытию наготы.

К чему привела победа христианства в Европе над язычеством? Было изуродовано естественное восприятие Природы и отношение к человеческому телу. характеризуется полным упадком личной и общественной гигиены. Постоянные религиозные войны и низкий культурный и материальный уровень населения служили благоприятной почвой для развития эпидемий.
Вспышки оспы, холеры, тифов, массовое распространение проказы, кожных, венерических и глазных болезней были характерным явлением для того времени. Пандемия чумы в XIV в., известная под названием "черной смерти", унесла около 25 млн. человек.
 
В античной культуре тела не стеснялись. В христианском средневековье оно стало греховным. У античных римлян и греков забота о физическом состоянии тела и гигиена были на одном из первых мест. Олимпийские игры, где атлеты показывали свое физическое совершенство, были запрещены. В средневековой Европе мыться считалось грехом. Мыли по-библейски в основном ноги. В бани ходили в исключительных случаях. Римский водопровод остался в истории, средневековые столицы еще долго обходились без этого античного изобретения. На улицах городов грязь и отбросы среди них ходили люди и животные. В 1662 году было решено очистить Париж, только в страхе из надвигающей из соседних государств чумы. Зловоние царило в храмах, дворцах и даже король вонял хуже дикого животного.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец 15 века) признавалась, что мылась два раза в жизни, при рождении и в день свадьбы. Чистить здоровые зубы, считалось признаком низкого происхождения. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент пятый  погибает от дизентерии. Папа Климент седьмой умирает от чахотки.
Народ, этому внедренному с Ближнего Востока обычаю считать обнаженное тело греховным, активна противостоял. 

Особенно непримиримыми к этому абсурду насаждаемому церковью были славяне. Насильно крещенная Русь, приняла новую веру с языческим камнем за пазухой. Самое упорное сопротивление христианизации оказали Новгородская республика. При сохранении ее независимости от Киева Российское государство возникло бы еще до Петра Великого.
 На Руси гигиена развивалась самобытным путем, и наши предки раньше других народов научились проводить санитарные мероприятия. Исторические материалы свидетельствуют о том, что еще в Древней Руси были известны некоторые сведения о гигиенических правилах по профилактике инфекционных заболеваний, об уходе за телом, питании, благоустройстве городов. Так, например   в древнем Новгороде уже в XI в. были сооружены водопровод и канализация. 

 Историческая культура славян замешана во многом на голой человеческой телесности. В обрядах и играх, имеющих сакральные основы, обнажение как бы возвращает человека в природное состояние и защищает человека от темных сил. Выслушав в церкви проповедь, заквашенную на библейских и евангельских нравственных постулатах, прихожане в тайне от батюшки предавались близким к сердцу языческим обычаям. Обычаи были разными в зависимости от регионов. Например, в на берегах Онежского озера девушки купались обнаженными после бани. Местные мужчины никак на это не реагировали, но не позволяли приезжим воспринимать это зрелище не адекватно. За пошлые комментарии могли избить. При посадке многих сельскохозяйственных культур процветала магия наготы. Голышом сеяли лен на Смоленщине, капусту и репу в Сибири. Была масса славянских обрядов где практиковалась полное или частичное обнажение тела.
 
В домашних и общественных банях купались вместе мужчины и женщины. В сознании, еще сохранявшим языческую непосредственность, не возникала мысль использовать баню не по назначению, а для сексуальных оргий. Конфликты при совместном купании носили бытовой характер. Совместное купание в общественных банях сохранялось и в девятнадцатом веке. У Пушкина в «Капитанской дочке» капрал Прохоров подрался с Устиньей за шайку воды. Капитанша постановила разобраться кто прав, кто виноват и обоих наказать. Так «логично» она сочетала законность и справедливость.

 Приезжающих в Европу русских в эти времена считали извращенцами за их регулярное посещение бань. Русские не оставались в долгу, создавая анекдоты из иногда даже не анекдотических историй. Примером служит анекдот о переписки кроля Генриха Наварского со своей возлюбленной Габриэль Де Эстре.: «Не мойся милая, я буду у тебя через три недели». Возлюбленная с нарочным сразу посылает ответ: « Милый Генрих, не моюсь уже пятую неделю. Приезжай скорей!» Антисанитария, болезни и эпидемии, лицо средневековой Европы. Палочка с липким наконечником для ловли вшей была не только в домашнем обиходе, но и на баллах у вельмож.

Некоторое оживление интереса к гигиене произошло в эпоху Возрождения.С ростом производств стали уделять внимание профессиональной гигиене.
Научно-техническая революция способствовала тому, что во второй половине XIX в. гигиена сформировалась в самостоятельную науку. Однако практическую пользу гигиена, как наука имела в странах лидерах этого прогресса. Этот дисбаланс сохраняется и в настоящее время. Значительный вклад в эту ситуацию внесла Библия иудеев.


Рецензии
Вспоминается М.Твен и прочитанный в детстве "Янки при дворе короля Артура", где героя просто угнетали грязь и зловоние той среды. Можно не сомневаться, что попади современный европеец лет этак на 500 назад в любой городской квартал, то и сбежать оттуда у него сил бы не хватило.
С уважением!

Виталий Шелестов   13.01.2017 16:14     Заявить о нарушении
Потребовалась Эпоха Возрождения чтобы Европа стала смывать с себя то зловоние к которому она приобщилась.
Спасибо за понимание. С уважением!

Радиомир Уткин   13.01.2017 18:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.