Сказка о странном живом существе по имени семья

СКАЗКА О СТРАННОМ ЖИВОМ СУЩЕСТВЕ ПО ИМЕНИ СЕМЬЯ

                ДЕЛА СЕМЕЙНЫЕ

       Шесть лет назад удалось в первый раз приехать в эту религиозную Америку на свадьбу к сыну, а до этого было много всякого. Когда Давиду исполнилось десять, он без счету стал ездить в еврейские сохнутовские лагеря, стало понятно - ничего хорошего в этой системе воспитания в полной свободе и развязности - не получится. Пошел с претензиями к раввину, заспорил с ним, и, вдруг понял, что единственный путь дать сыну представление о нормах морали, этики, истинного интеллекта и разума, - это протянуть его за собой. Закрыл рот и сел учиться в синагогу. Шахарит, минха, марив, изо дня в день регулярная молитва и до двенадцати книги, книги, книги. Было не  трудно. Давид уже с шести, с той же Б-жей помощью, подсел на фантастику и приключения, перейти к рабби Нахману и Баль Шем Тову оказалось просто. Получилось! Несколько поездок с англичанами, израильтянами и заокеанскими делегациями, два-три лагеря при общине, гимнастика Талмуда, и он решился ехать учиться в американскую ешиву. Процесс подготовки занял почти десять лет. За плечами осталось два курса мехмата и английская школа. Обычный наборчик эмигранта.
        Здесь он встретил религиозную девочку, с десяти лет живущую в Америке и идущую вслед за религиозной сестрой с пятью детьми.
        Давида взял к себе в ученики один из лидеров поколения.  Меня распирало от гордости. Девочка согласилась на то, что муж по двенадцать-шестнадцать часов будет сидеть в ешиве. Через год я приехал в Америку на ПМЖ. Дети получили назначение в другой конец страны в коллель на преподавательскую работу. Им крупно повезло! А мне вспомнился спор, когда говорил сыну, что можно по вечерам еще и подрабатывать. Он ответил, что это для него не ставка. То, что он упустит в уроках, стоит намного дороже семидесяти долларов за вечер.
       - Я не могу пригласить тебя домой пожить у нас, - сказал он, - Это не по Алахе. Мы молодая семья и я не имею права создавать жене трудности.
       Я расстроился, огорчился и, скажем прямо, – обиделся. Через год, в канун Суккота мы здорово поссорились. Мне захотелось рассказать Давиду, как строить семью. Он обрывал меня раз пять, потом сорвался и вспомнил мне все мои промахи.
       Без денег, без английского, без всякой информации я отыскал станцию электрички, доехал до вокзала и с тремя пересадками добрался до своего религиозного штетла. Обида. Злость и потерянность разрывали меня, но было где поесть, где помолиться, где потрясти лулав и этрог. Потом отпустило. Так же Давид поступил с матерью. Мы замолчали и согласились, без звонка и по личной инициативе к ним не совались, а он не звонил по неделям, не приглашал по месяцам. Удивительно, как все старики в его синагоге встречали меня и восхищались им – рассказывали, какой он умный, доверительный, что у него для каждого находится время, слово и понимание. Знали бы они, какой он на самом деле. Мне с женой он отвечал – «Так по Алахе».
       Но, что это я о своем, о личном?! Есть проблемы и посерьезнее.


                МАЛЬЧИШКИ

       Тогда, в приезд на свадьбу надо мной взяли шефство друзья Давида и его соученики по первой ешиве. Один, тот, который постарше, дал на месяц машину, и мне удалось поездить и посмотреть страну. Однажды с ними мы устроили барбекю – «мелаве малку», после шаббатнюю  трапезу у них в доме. Как меня удивила неприбранность и неопрятность их съемного жилища. Но они были веселы, молоды и свободны. Такие разные и такие смелые ребята. Без родителей на другом конце планеты, в новом мире, в другом сознании.

               
                ХАЙМ

      Хайму было легче, он был намного их старше и приехал сюда в шестнадцать лет, успел хорошо взять язык и совершенно не забыл великолепный литературный русский, Пушкинский, Лермонтовский и Тютчевский. Здесь он нашел Довлатова, перечитал Фицджеральда и Селлинджера. И как-то просто, в его уже тридцать, уживались в нем и удачливость бизнесмена, и деловитость и просто очень хороший человек. Девчонки по нему сохли, он же ждал религиозную. Я пожил у него несколько дней, и мы много проговорили за жизнь.
               

                ТРОПИНКИН

      Саше Тропинкину было девятнадцать, и учеба в ешиве ему не пошла, впрочем, у второго Саши, Саши Лесового, учеба не шла тоже, им надо было выживать и такими фанатиками, как мой  сын, они  не были. Оба уже тогда катались на машинах, рыбачили и строили планы на легализацию, планы на дома, на яхты и на семьи. Это Америка – наверное, самое комфортное место в мире.
Тропинкин был проще всех: «Не мое это, - все! Дело только времени – из ешивы я уйду – и ушел!». За ним ушел Лесовой, добрейший парень, спешащий на помощь к каждому.
      Мы тогда ели шашлыки, пили вино, пели песни, и я сладко задремал в кресле под соснами и звездами, такими похожими на мои родные, из моего детства, совсем такими же, как в моем краю.

               
                МЕЛОЧИ ЖИЗНИ

        Через три года мы с Сашами встретились вновь, а Хайма унесло в Израиль в серьезную ешиву. Он как-то мгновенно там женился и родил ребенка. Помните: «Родил Авраам Ицхака, а Ицхак родил Яакова...». Как-то удивительно, что мы с ним, до этого много общающиеся, за это время почти не разговаривали. Что-то моя психология, ему теперь уже была не нужна. Дело молодое.
        Как-то я попросил помощи у Тропинкина. Мы пилили доски, забивали гвозди, что-то вспоминали, но минху он пошел со мной только за компанию. Нет, отторжения небыло, но он себе не врал.
        И вдруг Саша жениться! На ком!? На девочке из религиозной семьи.
        - Но это же категорически не входило в твои планы!
        - Не знаю, как получилось, просто она меня понимает и абсолютно не сумасшедшая - такая как я. Ее отец держит сеть кошерных ресторанов, я у него работаю. Я понравился ему, а на одном из приемов была и его Лея. Мне такая подходит. Как это получилось? Не знаю! Она не командует, но мне хочется ее слушаться. Была веселая свадьба. Вся ешива вдоволь наплясалась.


                ЛЕСОВОЙ

        Лесовой женился параллельно с Давидом, почти в один день, и на два года раньше Тропинкина, на этой свадьбе я не был. Потом год подготовки документов на выезд, мы как-то потерялись, но я всегда помнил, что этот Саша, если не самый умный, то самый добрый и трудолюбивый. Даже дети у них с Давидом рождались почти в один день. Только у моего оба сына, а у Лесового старшая  дочка.

               
                КРАСАВИЦА РАХЕЛЬ

        Уже живя в штетле, попал я как-то раз к Лесовому на шаббат. Вот тут-то  в первый раз по-настоящему, и в полной мере понял суть слов Торы: «Не желай жены ближнего». Мои старые кости зашевелились и перестали меня слушаться. Если есть эталон красоты – то он был передо мной. Стройная и статная, улыбчивая и спокойная, пластичная и сдержанная, послушная и властная, ослепительная и ровная, и все это при классических чертах лица, если вообще такие могут быть. Убранство в доме, как в театре. Тяжелые гофрированные, но ослепительно белые шторы и портьеры, такая же богатая скатерть, роскошные стулья в вышитых чехлах, изысканно сервированный стол и до безумия все вкусно. Вот повезло Саше.


                ТАК ЖЕ, О МЕЛОЧАХ

         Два года я бедовал. Мой возраст – ни туда, ни сюда. Год до социала, и пенсию мне не заработать. Перебивался случайными заработками, на постоянную работу не брал никто, а моя психологическая практика без совершенного знания языка не нужна здесь никому. В Америке по неофициальным данным четыре миллиона психологов. А сколько еще психиатров, психоаналитиков, тренеров и психологов любителей.
         В те редкие встречи, что происходили между нами, я видел Лесового в длинном хасидском сюртуке, с гартлом и широкой шляпе. Это перед, и в субботу - в обычные дни, он был обычный, тот, каким я его знал и любил. И когда мне было сложно, его не надо было звать, он сам приходил на помощь. Он сделал визу своей маме, вызвал брата, растил двух деток. Теперь он выполнил закон Торы – у него были дочка и сын. Когда я видел Рахель, а она меня не успевала заметить, я переходил на другую сторону и сворачивал в первый переулок или подъезд. «Не желай жену ближнего...» И ничуть этому не мешала коляска с двумя детьми.
И вот Саша вызвал меня на консультацию.
        - У меня все плохо! Мы разводимся, - я был шокирован, – Дома грязно, вещи повсюду валяются, на меня кричат, я всегда не прав и все делаю не так.
Я прямо заикнулся на вздохе, Мне нечего было сказать, кроме:
        - Двое маленьких детей, она кормящая мать, психика сдвинута. Тут только терпеть и ждать. Уходить от любого конфликта и быть все время рядом, несмотря ни на что. Такая наша мужская доля. Лет через десять отпустит, может через пять. Сейчас просто ни на что не обращай внимания и садись - учись.
        Через полгода Саша пришел ко мне снова и попросился на урок.
        - Вы не врете и не учите, как жить, вы сами через это прошли. Что делать? Она приводит мне в пример всех. Я не успешный, я не удачливый, я не умный. Помните Хайма? Когда я познакомился с Рахелью - я их  познакомил. Вы же знаете Хайма. Она всегда приводит мне его в пример, а мы с ним самые близкие друзья. Это он тогда подарил мне машину и занял денег. Теперь мне не с кем посоветоваться. Он так редко звонит. От чего ему было так спешно уезжать в Израиль и так спешно жениться? Я так понимаю, и он тоже неудачно женился. Постоянные ссоры и разборки. Ходит по раввинам и консультантам, но терпит и тянет. Это же Хайм! Он сильный. Вы его знаете! Я так не могу.
        Мне вспомнилась моя теща, благословенна память праведницы. Она говорила.
        - Мужа только хвалить надо – и ему цены не будет. Она кормила меня без всяких моих пререканий. Даже по тревоге среди ночи, мне не удавалось ускользнуть от нее без котлеты, чая и бутерброда в карман. Как она это успевала!? Но это люди старой военной закалки. Сейчас таких не выпускают.
       - Она танцевала стриптиз, - продолжал Лесовой. – Я поднял ладошку
       - Может мне этого не следует знать? – но он продолжал.
       - В ее жизни было всякое. Это она сейчас такая религиозная. Но я же обычный парень и раввином никогда не стану. Я устал, мне не хочется идти домой. Хайм вернулся и организовал фирму. Я у него работаю. Я очень хорошо зарабатываю. Что ей нужно? Как я могу не пустить в дом маму? Где ей жить? Не будет же она снимать квартиру или гостиницу, а лендлорд брата не позволяет ему никого приводить. И что, брат со своей девушкой тоже не могут пожить у нас, когда мы в отъезде? Они же мне родные люди!
       Стало не по себе. Он ведь прав! У нас есть родные люди. Как соединить наших жен с нашими близкими? Мы же любим и их и их! Эти дали нам жизнь, а эти дают. Как? У меня нет ответа. Один только Талмуд. А он говорит то, что разум принимать не хочет. Разделить.


                ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ И ОПЯТЬ О МЕЛОЧАХ

         Лесовой с Тропинкиным сделали мне шестидесятилетие. Приготовили и накрыли стол, как тогда в мелаве малка, только было много друзей, даже Давид с Ципорой, Ароном и Исроэлем приехали. Мне и не думалось, что столько людей помнят обо мне и приедут поздравлять. И опять спасибо Сашам – они отличная команда и предобрейшие люди. Приехала с Тропинкиным и жена с девочкой. И она тоже красавица – в цветастой длинной юбке, с красивой косынкой на голове, завязанной по особому, по израильски, и фантастически яркие бусы. Кошерная семья.

        Мне удалось убедить Лесового, что нужно работать с его женой тоже. Назначил встречу. Мы проговорили три часа. И что же? Она тоже во всем права! Во всем! Так права, что даже малейшего места для неправды не остается. Бедная девочка, через что ей пришлось пройти! Столько натерпелась, что неправильно уже жить не хочет. Но и он тоже прав.
        - Арон, где вы учились психологии? - Спросила она. – Я тоже училась в колледже на психолога, но то, чему учите вы, не вписывается в классические нормы.                – Приблизительно такой разговор состоялся в конце первого месяца работы.
- Мне нужно знать, хочет ли он строить семью и быть мужем и отцом. Я не могу быть в неведении. Детям нужен отец, а он просит пожить месяц-два отдельно.
- Дорогая Рахель, ты хочешь услышать, как решить твои проблемы, а я тебе предлагаю познакомиться и согласиться с проблемами твоего мужа. И это очень трудно, потому, что мы ни кому никогда не хотим уступать, а если уступаем, то тут же заносим это на свой банковский счет и требуем достойной оплаты. Я пытаюсь тебя познакомить с мужчиной, так же как его пытаюсь познакомить с женщиной. Вы подходите один к другому с мерками, в которые ни один, ни другой не вписывается по простой причине, «да не будет на мужчине женской одежды, а на женщине мужской».

         Трудно это – мирить людей. Когда каждый еврей начинает утреннюю молитву, еще до прихода в синагогу он читает. «Вот дела,  награду за которые человек получает уже в этом мире» и одно из таких дел «Примирение поссорившихся друзей». Как это Аарону Первосвященнику удавалось? И что сказать, если два молодых человека уже думают: «как выйти из развода с наименьшими потерями, но не готовы все потерять что бы остаться вместе. Наверное, мужчине никогда не понять женщину, и хорошо, что с Рахилью теперь работает мой партнер Анни. Но что-то там тоже не ладится, - как только успокоим их, выровняем, через неделю они снова начинают считаться и ставить друг перед другом задачи.
         Мне кажется, я плохой психолог, и ничего у меня с моими друзьями не получается.
         Тревожно мне стало и беспокойно. Руки опустились, и вдруг как-то очень быстро написалась сказка.

                О СТРАННОМ ЖИВОМ СУЩЕСТВЕ ПО ИМЕНИ СЕМЬЯ

      Семья странное существо!
      Оно рождается, как и все в этом мире живое - утробе матери, но из двух материальных составляющих в одну нематериальную, и так, же как утроба матери то, что рождается, странно и не похоже ни на что в материальном мире. Еще больше - так же, как его нельзя пощупать, - вот так же и утроба его родившая, не похожа ни на материнское место, ни на плаценту, ни на сумку кенгуру, ни на яйцо самой красивой птицы, к нему нельзя прикоснуться. Это родовое пространство  находится в сознании людей, и срок беременности - у одного - одна случайная ночь, а у другого от срока желания не остаться одному с самого раннего детства до того восхитительного момента под названием хупа или просто свадьба. Помните, как мы играли в «папу и маму»? Помните, как девочки назначали себя «Дочками-Матерями» и выбирали папу? Что-то мы тогда будили и открывали ворота. Почему-то вспомнились  слова ребе из Коцка. «В мире есть только одно место – где нет Всевышнего – душа человека, куда он Его не пустил».  Так что, если человек не активирует в своем сознании, большую часть души, предназначенную, для рождения этого странного существа Семья, - появляется что угодно, - почка, клон, обертка, даже суперкомпьютер, но вот, по-настоящему Божье создание не рождается. И божественная искра в нем не просыпается. Но, все равно, в каждом из нас она, это искра, есть, она тлеет, и затушить ее невозможно. Она есть всегда. Она дана изначально. 
      Хорошая игра «Дочки-матери», может быть, даже самая главная.
      А вот у мужчин на протяжении всей жизни, ни в детстве, ни в юности, ни в возрасте зрелости, ни в старении - таких игр, - нет, одна только практика, и мужчинам приходится доучиваться  на протяжении всех своих лет. Это правда. Папу выбирают. И от этого никуда не деться.

      И все же, что это такое, семья»? Написано много, но позвольте поумничать.

      Семья - это странное и совершенно новое существо, которое появляется на свет из обоюдного желания мужчины и женщины быть вместе. Но, уже родившись, это существо не имеет ни к мужчине, ни к женщине, ни какого отношения, только к их содружеству. Это существо растет «не по дням, а по часам» и все время хочет кушать. Обычной пустышкой ему рот не заткнешь. А питается оно, только одним, - взаимными уступками и самоотдачей. Эдакая ежедневная Акеда, жертвоприношение Ицхака, там, где, не только Авраам жертвует собственным сыном, но и сын жертвует собственной перспективой перед святостью единства. Без такой пищи существо по имени Семья умирает, и ни какие  другие пряники и коврижки не способны заменить «мана».
      Любая претензия убивает Семью. И Б-г создавал Адама и Хаву, всего лишь как инструмент для главного Существа, всего лишь, как составляющие части механизма, способного стать совершенным, самодостаточным и бесконечным. Именно из-за этого они лишь «половинки», и, по сути, человеком поодиночке не являются. Это, как  путь и движение, не имеющие конечной точки прибытия. Как будто двое едут в поезде, и в одном случае ждут станции прибытия, другом не хотят выходить из вагона до смерти. По отдельности они не функциональны. А вместе могут исправить себя и реализовать все свойства. Они знают – вместе - жизнь, поодиночке - смерть. Без такого: Семья - не семья, она бездушный робот.

      Всевышний позволяет создать  Удивительное Существо по имени Семья  только тем, кто способен увидеть во второй половине потенциал развития и соединения. Впрочем, мы не можем развить этот потенциал в партнере насильно, мы можем реализовывать только свою часть программы. «Йецер», «гаэва», гордыня, все наше «злое начало» на хвосте изворачивается, уговаривая нас согласиться с собственным бездумием и ущербностью, всегда сваливая вину на недостаточность противоположного потенциала, и мы настойчиво предъявляем к нему, самые высокие требования. Мы забываем, что это без рук и ног Существо быстро умирает от такого яда, как претензия. Оно выживает  только на питании фруктами под названием «отдавание» и «уступка».

         Как-то мой друг, Анни сказала: «Нужно так прожить, что было жалко расставаться не с последним вздохом, а сожалеть, что уже никогда не сможешь шутить над собой». Самая большая потеря – потеря чувства юмора. А, ведь, это та тоже Акеда, но уже для двух спаянных в Семью людей.

        Религиозным - одновременно и легче и труднее. Возьмем, к примеру, машину: детали автомобиля могут не подойти друг к другу, и какая проблема в том же кузове поменять двигатель. Но это, ни как не с позиции верующего человека, для которого Всевышний не «по выходным», а «ежесекундно».
        Представьте себе, что человек сердцем верит, что все от Творца, не добавляя никогда: «это, смотря в каком случае». Есть распоряжение Абсолюта – «и пожалуйте выполнять!» И никаких комментариев. Иначе, если совсем почестному, как только закралось сомнение, «это для другого правильно, а я не так совершенен», то  уже никакого Всевышнего, ни рядом, ни поодаль, ни вообще во Вселенной. И результат будет такой же - никакой!

        Молится каждое утро молодой человек в синагоге, молится в обед, молится вечером, а еще вставая и ложась, молится, и все время повторяет: «Дай мне Всевышний вторую половинку, дай шидух, дай мать моих будущих детей и соратницу во всех моих делах». Хорошо молится, честно, искренне. И вот, может «ждано» или совсем «негаданно» вызывает его раввин, предлагает девочку, происходят знакомство, представляются родственники, принимается решение, отгуляли «ворд», и поставили хупу. А потом, через несколько месяцев или лет, говорит один или другой: «ошибочка вышла, мы друг другу не подходим», «надо разводиться». Стоп! Какая ошибка! Ведь это не ты нашел, ведь, не это даже не ребе и не родители! Не раввины и не ты  хупу поставил! Это все Всевышний! Это все Он Сам! А Он – не ошибается!
        Вывод прост. Тебе дали, не только то, что ты вымолил. Но еще и лучший из всех возможных вариантов, тот, который может дать твою максимальную реализацию, при условии, что ты будешь работать в полную силу и, не «смотря с какой точки зрения», и не «смотря при каких обстоятельствах», - а строго согласно закону. Простите за избитую фразу: «Согласно законам и повелениям Божьим». Например: «Отделись от отца и матерью и прилепись к жене». «Отгони мать и возьми себе детей, и продлятся годы твои». «Мужчина система отдающая, женщина принимающая». «Дом твой и «шалом байт» - это твоя жена. «Шабес, праздники, кашрут и учеба – святое и дело исключительно семейное» И где бы ты не находился, спеши мой друг, на шаббат домой, каждый день быстрее к детям и к тому, кому обязан ты по Торе помогать и беречь. Ведь написано «Будем делать и понимать». Значит, спешите делать. И надо каждому выписать из Талмуда  десять правил поведения, ну, хотя бы пять, но выполнять их неукоснительно и без перерывов на обед, без отпуска, и без больничных и выходных.
        А иначе!? Иначе - Всевышнего нет! И никакой ты не верующий, никакой ты не религиозный, а по-нашему, так вообще еще не человек. Так себе потребитель, в лучшем случае, - младенец, у которого  изо рта пустышку не вынули.

        Так что, - убери претензии, а вместе с ними и пустышку.

        А если уступок нет?! Если мы забываем о них? Все случается по твердой закономерности. Сначала их место занимают, ожидания, надежды, затем - иллюзии. Помните: «Всякое ожидание порождает обиду». А уже, почти сразу, когда уступка практически ушла из дома, и остался один спор, приходит эта самая Обида, Претензия  и приводят за собой Разочарование, Злость, и дальше Ненависть и Гнев. Собственно, все это не сложно, и стоит только отстраниться, и снова стать честным с самим собой. И ты увидишь, как глубоко замаскировал собственное бессилие и невозможность переделываться, обновляться, отпускать старое и жить радостью «того, что у тебя есть» «здесь и сейчас». А ведь, человек, не «довольный тем, что он имеет» - не может быть счастлив. И ты, вместо того, чтобы, не глядя ни на кого, просто делал свою часть работы, не можешь осознать: «Понять женщину невозможно!»

        Был случай. Когда молодой мужчина пытался наладить семейную жизнь, желая исправить жену. Ему предложили взять молоток и расколотить свой новенький «Мерседес». Он возмутился: «Что я дурак!» и «Что за идиотские задания!». Он так и не понял, что по душе двух своих деток, в годик и три, он давно колотит огромной кувалдой с частотой два удара в секунду. На войне не выигрывает никто, потери наступающих по отношению к обороняющимся, всегда составят - три к одному.
Он, тот мужчина, не додумался отступить, замолчать, тупо приносить цветы, ежедневно учиться, чтить шаббат, гулять с малышами и есть пищу, приготовленную только его женой. А вот тут и потребовать можно было.

       Как мы щедры на духовную скупость, интеллектуальную ограниченность и умственную нищету. Начало - их в непогрешимой уверенности себе, в гордыне, в правильности «твоей точки зрения».
       Как трудно помнить простую, и, может быть, ужасающую истину, человек не способен достичь конечного счастья. Но он может его получать на пути следования поезда на всем времени движения. «Не нам заканчивать работу» написано в Пиркей Авот, но нам работать и - другого не дано.
       Странное существо по имени Семья питается этой работой, этой совместной работой понимания, работой уступки, работой отступления. Мы не абсолютны, а значит и правы быть не можем. Никогда! Только Всевышний без изъяна, и, если он дал нам Шанс, то один – все другие только его повторения. Иногда можно сделать выводы из первого краха, и тогда во второй попытке можно быть успешным, но поверьте, это только, если ты обновился, если ты все-таки понял и снял претензии.
       Только вдвоем человек это человек. Поодиночке ни двигатель, ни кузов ездить не могут, а значит, не функциональны. Странное Существо по имени Семья – не родилось, а то из чего Оно могло произойти – умерло от голода.

       И еще одно, на уровне до трех лет, иногда до шести или двенадцати, дети записывают на подкорку все поступки родителей как модели для выживания. Уже почти невозможно потом что-то изменить, и они практически во всех случаях будут поступать так, как поступали их родители. Круг замыкается. И усугублено это тем, что способности писать на подсознание, утрачивается после трех лет безвозвратно, на смену ему приходит человеческий разум, а он бесконечно далек от Разума Всевышнего.
       Смерть семьи, это смерть человечества. Одиночество это тоже смерть.
       Так что смело берите молоток и колотите по своему «Мерседесу» изо всех сил. Если сможете – не все потеряно, он только железо, но кувалду против семьи в руки вы уже не возьмете.



Борис Гаврилин. Монси. Сентябрь. 2014.





Не учите жить.
Не помогайте материально.
Просто промолчите.
А лучше вообще молчите.
Подольше.
Как сможете.
Чужая боль,
Все равно потемки.


Рецензии
Мудро, поучительно, сложно. У каждого свой мир.

Валентина Визирская   05.07.2018 16:39     Заявить о нарушении
Спасибо. Это высокая оценка. К сожалению в голове все ясно, а когда берешь в руки ручку - такого нагородишь! :-) . Удачи Вам.

Борис Гаврилин   09.07.2018 15:33   Заявить о нарушении