Ура! Я-дистрофик!

               
 На сниске: Я  в 1944 и в 2023 году.

 
                Ко дню Победы.


            Мало уже осталось тех, кто с оружием  в руках героически приближал этот ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ.

            Мало осталось и тех,  кто в тылу, голодая  и, холодея от ожидания похоронок, сутками трудились  на заводах и колхозных полях,  тоже приближал  ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ  ПОБЕДЫ.

            Не  много уже осталось и тех, кого сейчас называют – «детьми войны».

           Лично я не знаю, ни одной  семьи, не понесшей  утрат от той проклятой войны.
            У  меня она забрала отца.
                ***

          Война  застала нашу  семью  в  маленьком  Уральском  районном городке Краснокамске, что на реке Каме, в  Молотовской области,  сейчас  это  – Пермский Край.

          Как сейчас помню  день начала войны: папа стоит на  шатком  венском стуле, прижавшись ухом к  черной,  хрипящей  тарелке репродуктора, мама  стоит рядом, привалившись к  косяку двери,  а мы с братом, (мне 6 лет, а брату 12),  притихли и ощущаем  серьезность обстановки.
          Даже мне ясно,  пришла беда  - ВОЙНА!
.
          Тишину нарушил брат, – громко заявив, что сейчас побежит в магазин покупать конфеты, ибо потом их не будет!

          Родители – учителя,   успевшие  хлебнуть лиха  в годы гражданской  войны,    приняли мудрое решение  -  переехать работать  в  сельскую  школу.

Школа №8 города Краснокамска,  в которой они вели  уроки в вечерней школе рабочей моложежи  закрылась, а  большое 4-х  этажное зданмие переоборудовали под госпиталь

         Так с   1 сентября 1941  года  папа  мама  стали работать в  деревне Черная, в 6 километрах от Краснокамска, в только  что построенном  школьном городке,   из  4-х  светлых одноэтажных, деревянных зданий.

        В декабре 1941 года отца  призвали в действующую армию, где  в первый  же   месяц, наводя  переправу в   ледяной воде,  он  простудился и попал в госпиталь. А  в марте из  госпиталя  он  был отправлен домой, -  умирать!  Открылась, (в  неизлечимой фазе),   форма туберкулеза.

        Отец умер 19 мая 1942 года., а   вскоре  и у  меня на рентгене  выявили   затемнения в легких.     .
   
        Мне  повезло, что  в    это время в  нашу  деревню Черная,  был  эвакуирован   детский лагерь Литфонда.     Это быи дети, эвакуированных из блокадного Ленинграда,   известных в  стране     деятелей культуры: - писателей, поэтов, артистов, композиторов.

        Снабжался лагерь  всем американским,  (за золото Литфонда),   и  дети там  не ощущали  недостатка в продуктах  питания: в сливочном масле, в других жирах,  мясных консервах,  шоколаде,  какао, в копченостях и т.д.

        Мы  же   с мамой, как и все жители деревни, питались  в основном  одной картошкой,  меняя  на молоко половину  пайки  черного   хлеба, полученного по карточкам:  маме - 400 граммов, а  мне 200  граммов.

        На таком рационе я сильно исхудал, и у меня   начались проблемы  с легкими.  уководство лагеря решило помочь маме, (жене  умершего в деревне фронтовика), и зачислило  меня на дневное посещение их лагеря.

        Именно  калорийное питание  в лагере, в какой то мере,    приостановило  мое заболевание.  Помню, как   воспитатели просто   не выпускали меня из-за стола, пока не осилю  всю порцию, казавшуюся  мне  тогда  непомерно большой.

        Блокада Ленинграда была прорвана и Ленинградцы, оставив  в деревне  массу друзей и добрую память о себе,  постепенно вернулись домой.

        А мое здоровье опять пошатнулось:  - картошка в мундире  с квашенной капустой, паренки из сахаорной  свеклы, марковный чай, наш обычный рацон как-то утолял голод.
        Но отсутствие белков и жиров, которые можно было только выменять только на вещи, которых  у нас  уже давно не стало, сильно сказывалось на моем физическом  состоянии.

        И только  в самом конце войны,  зимой 1945 года, маме, с большим трудом,  удалось добиться   путевки в туберкулезный санаторий для детей-сирот в поселке Палазна, это  в 200-х километрых от Перми .

          Добираться в Палазну  пришлось  из Перми   в кузове   военной машины.  Ехали  ночью и  более 6 часов, -  при  ветре и трескучем январском  морозе.    Мы сильно промерзли, а я   не заметил,  как обморозил кончик носа.

          В приемном отделении санатория после  осмотра и взвешивания меня, простуженного и с коростой на кончике носа,  отправили в изолятор в группу дистрофиков. 

          Забавно, что   мы-дистрофики,    не понимая  значения  этого слова,  гордились этим званием – дистрофик, звучало как-то особенно!     Еще   и  по тому,  что на завтраке нам дополнительно давали чайную ложечку яичного порошка  и маленький кусочек сливочного масла.

          Не скажу, что кормили нас сытно, но 4-х разовое питание с  обязательным «мертвым часом», с регулярным приемом   каких-то порошков  и  обязательной  большой ложкой рыбьего жира.

          Все это сотворило чудо,  -  мы, дистрофики, начали набирать вес.

          Прошел февраль и март – заканчивался срок путевки. Однако,  врачебная комиссия не отпустила меня домой.  Посчитала, что снимать  с меня звание дистрофика, еще рано и продлило мое  пребывание в  санатории   на пару месяцев.

          А ведь это были последние месяцы войны!  Воспитатели регулярно читали нам  на   линейках  военные сводки  и  мы, своим детским разумом, чувствовали, что вот-вот, еще чуть-чуть и будет победа: -  впереди нас ждет  какое-то  неведомое,  большое    и светлое, а главное  сытное счастье!

          Помню, как  2-го мая 1945 года, я проснулся  раньше других и выглянул в окно.  За окном, как и вчера,  хмурое дождливое утро, с неба  сеет моросящий дождик, на веточках берез висят большие капли …, Но что-то было не так, что – то не то, что-то изменилось  с прошлого вечера!

         Присмотрелся, а  на другой стороне улицы на каждом доме развивается красный флаг! Наши взяли Берлин!!!

         А дальше шумный   подъем, -  торжественная линейка, мы  в строю, в белых рубашках и красных пионерских галстуках, равняемся на торжественный   вынос знамени, слушаем   речи  принаряженных воспитателей,  а на  завтраке, на котором вместо яичного порошка – половина настоящего   куриного, а вместо черного хлеба – кусочек настоящего белого!

           И школьные уроки отменены! Вместо них - смотрим кинофильм «Чапаев»!
           Ура!  Мы  взяли  Берлин!!!

           А через несколько дней, – 9 мая, –  это уже настоящий ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

           И  опять на торжественной линейке,  кто-то плакал от счастья, кто-то просто ликовал, а мы,  мальчишки,  носись по   этажам,  бесились  от избытка чувств,   и никто не делал нам замечаний!

           В этом году мне будет 88.
 
           Вот уже много лет, в день начала войны и в день ее конца, - в день Великой Победы, я вспоминаю свою жизнь,   близких  мне людей,  и низко кланяюсь  тем, кто  в  годы войны   с оружием  в руках  переломил хребет фашистскому  гаду!

             С праздником ПОБЕДЫ, товарищи!





 


            


Рецензии
Здравствуйте!
Перестала любить "высокопарные слова" (не хочу, чтобы заподозрили в навязывании), но, признаюсь, начинаю вас читать - и не могу остановиться, гармония чувств внутри начинается, и хорошо, что Вас читаю по другой причине: учусь у вас и красивому изложению событий собственной жизни. Наверное, надо писать с высока прожитого, иначе выходит не литературно совсем, как ни стараюсь...

Иль Суар   13.04.2020 22:56     Заявить о нарушении
Здравствуйте.Порадовали меня добрыми словами. А "красивому изложению событий"помогает простой способ: набираешь на клавиатуре возникшую в глове мысль, а потом переставляешь слова с места на место, что-нибудь стираешь или добавляешь. А в памяти, как в замедленном кино, возникают любимые люди, любимые места, эпизоды прошлого и все это переживаешь заново.
Спасибо, что заглянули на мою страничку.
Я тоже почитал ваши работы, заставляют думать в заданном вами направлении и, думаю, это главное. Спасибо, успехов, С уважением, Евгений Щукин

Евгений Щукин   15.04.2020 08:48   Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений.

В моём нынешнем состоянии думаю, что писать нужно, во-первых, тем, кто обладает литературным даром. Уверена, что это не простые перестановки, а нечто большее (улыбаюсь). Таким людям и книги иметь не помешает. А вот познающим искусство самовыражения публиковаться стоит аккуратнее, чтобы не сбивать людей с мысли (о я редко следую самокритике - очень самовольная особа...).

С пожеланием здоровья и успехов в творчестве (публикаций) - А. Н.

Иль Суар   06.05.2020 21:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.