В зависимости от своего восприятия, к нашей жизни
В зависимости от своего восприятия, к нашей жизни я подошел иначе, чем это принято в современном философском познании. И если моя работа вообще может быть названа философией, то она является только философией человека, философией реальной жизни человека. Не философия истории, не философия науки или техники. В современной западной мысли уже давно сложилась «философия жизни», представители которой создают не какую-то целостную и стройную систему, а просто размышляют о жизни, о человеке, об обществе и истории. И желают найти логику в хаосе, в котором живут люди в 20- 21-ом веке со стороны людей, отвлекаясь от их общественного мира. И они мало похожи на философию в прежнем смысле и являются просто раздумьями человека, пытающегося понять, прежде всего, свою собственную жизнь и свое предназначение в этом мире. И эти размышления «через себя» есть просто острое желание осознать мир в самом себе и показать в этом направлении бесценность человеческой жизни. И если экзистенциализм делает упор на реальном существовании индивида и на этом основывает все выводы, то он просто пытается раскрыть мир человека в его человеческом проявлении. В сущности, они хотят показать, что все богатство мира скрыто в самом человеке, и каждый должен открыть его для себя. А делать это не просто в то самое время, когда сам этот мир предстает перед нами в виде вещей и их изобилия и их свободного потребления. Общество свободного потребления – само по себе название странное, хотя и отражающее определенную тенденцию развития и сторону нашей жизни.
В этом смысле моя философия есть просто мои размышления о жизни и как таковые попытка понять нашу жизнь в ее реальном развитии и изменении, идущем от низших форм проявления к высшим формам движения не только материального мира, но главным образом духовного, рождающегося и находящегося в головах людей, — развитие, которое так же, как и материальный мир идет из прошлого к настоящему и будущему и является своеобразным идеальным проявлением материальной жизни. Тем самым я попытался охватить жизнь в целом в человека, причем в ее историческом развитии, в котором не бывают и не могут быть каких-то «разрывов» и «раковых ошибок». Ошибаются только люди. И вся история человеческого общества развивается через «заблуждения и озарения» и преодоления препятствий и ошибок. И это развитие подчинено отнюдь не произволу, а строгой закономерности. История, в конце концов, подведет итоги и все расставит по своим местам.
Поэтому вопрос о том, куда идет человечество? – это стратегический и глобальный вопрос, над которым фактически задумывается каждый мыслящий человек, но пока не в человеческом плане, в плане развития каждого человека как существа индивидуального и неповторимого. До сих пор всех интересует только техника, только экономика, только культура, только государство, и будто все помешались в политике и экономике и т. д., и человечество еще не может выходить за пределы внешнего материального мира, стоящего над людьми как настоящий рок. И оно даже не осознает, что порабощено просто этим внешним миром и не созрело до духовных ценностей, именно которые должны были бы быть самостоятельными и управлять миром и людьми с точки зрения человека. Бездуховность – характеристика нашего времени, обусловленная неограниченным господством денег над людьми. И вместе с тем именно эти деньги формируют наш дух, индивидуализируя каждого человека. Обладать деньгами – значит быть самостоятельным и свободным. И вместе с тем именно деньги порождают и углубляют противостояния между людьми и между человеком и обществом.
И поскольку содержания общества составляет человек, а не просто вещи и способы их производства и распределения (экономическое развитие, развитие богатства как такового), то я и попытался понять именно человека, его развития, отделив его от этой вещи, которой он окружен с рождения. Способен ли человек отделить себя от вещей и вещных отношений, от денег и измениться в данных условиях и стать другим, новым человеком? Может ли он изменить самого себя и свою обстановку, собственные условия существования для того, чтобы совершенствовать себя вместе с другими, не отождествляя себя с этими вещами? Может ли он управлять собой согласно человеческим законам? И эти размышления меня привели к важнейшему выводу. Если вообще в нашей жизни имеется какая-то тайна, еще не раскрытая, то она скрыта именно в человеке, и каждый ее может раскрыть сам и тем освободиться от иллюзий и получить духовную свободу, то есть открыть себя сам и в себе самом бесконечно богатый человеческий мир, мир несравнимый ни с чем. Необходимо иметь в виду, что человеческий мир и его богатство, — это нечто совсем другое, чем внешний мир и его богатство. Люди путаются в богатстве внешнего мира, желаю как можно больше из него отхватить. Внешний мир люди уже довели до совершенства Следовательно, «духовное рабство» есть просто своеобразное отражение «денежного рабства», в котором люди оказались неожиданно и сами того не сознавая. Денежное рабство – самая удивительная форма рабства, которую изобретало человечество для своего развития. И вместе с тем именно оно будет, по-видимому, самым трудным, раз люди к деньгам так крепко привязаны.
Свидетельство о публикации №215050801427