Возвращение. Часть 4. Глава 6

   После вечерней трапезы я спросил наставника:
-  Скажите отец, а что Вы знаете о проклятиях?
-  А что о них можно знать, сынок? Зло оно и есть зло. Кто проклял, тот сам проклят. Всё плохое оно ж возвращается... А ты чего интересуешься?
-  Хочу правду знать... Вот к примеру, душа не упокоилась после смерти, потому что проклял её ни кто-нибудь, а священник. Что делать тогда, чтобы помочь ей вновь обрести свой путь?
-  Эко ты загнул, священник проклял! Это где ж ты таких священников видел?
-  Ну, в истории ведь всякое случалось... Святая инквизиция, например...
-  Теперь понял, к чему ты клонишь, Эдуард, - старче задумался, поглядывая на меня исподлобья, немного хитрыми глазами. - Ежели душа невиновная, то и проклятие к ней не должно пристать. Ну, а вину искупают покаянием, добрыми делами, молитвами...
-  Как помочь такой душе?
-  Благослови её! Прости ей все грехи, да отпусти с Богом. Что, кошмары по ночам мучают?
-  Да, - искренне ответил я. - Как будто воспоминания, но из очень далёкого прошлого.
-  Бывает... - отец Марк глубоко вздохнул. - В жизни всякое случается. Не надо бояться. Скоро сам священником станешь, многое поймёшь. С пастыря всегда за овец спросится, в ответе мы за них. У плохого пастуха и овцы паршивые. А хорошего всегда знают, слушаются... Да ты не переживай. У тебя, мальчик, всё получится! - он стал подниматься, покряхтывая.
   Я тут же предложил ему свою руку. Силы покидали отца Марка с каждым днём всё больше и больше, и это вызывало во мне глубокую печаль.
-  Знаешь, я ещё вот о чём подумал, неожиданно сказал он и остановился. - Простить надо не только душу проклятую, но и проклявшего её. Жертва ведь всегда с палачом связана. Разрубить этот узел можно, лишь простив их обоих, - он опустил голову и сделал ещё шаг, затем ещё один. - Что-то устал я нынче. Тело совсем не слушается. Доведи-ка меня до постели, Эдуард, и отправляйся спать. Утро вечера мудренее... Мы медленно передвигались в направлении его комнаты. И я понимал, что больше один он вовсе не справится. Когда дотопали, помог ему раздеться, уложил в кровать как дитя, накрыл пуховым одеялом. Даже в тёплое время старичку было всё время холодно. Он благодарно погладил меня морщинистой рукой по голове.
-  Спасибо, мальчик! Ты - утешение моих последних дней.
-  Не говорите так, отец Марк! Завтра будет новое утро...
   Он не ответил, молча кивнув головой, закрыл глаза. Перекрестив его на сон грядущий, я тихо вышел из комнаты и вернулся в трапезную, чтобы прибрать со стола. На душе было тревожно, сумерки сгущали безрадостную темноту. Зажёг лампу, помыл посуду, вытер и расставил всё по местам, подмёл крошки с пола и присел отдохнуть.
   В этом доме для клириков при маленьком храме было много интересных старинных вещей, а так же большое количество книг, одна из них меня особенно заинтересовала. С виду простой переплёт без особых изысков и украшений, а внутри что ни слово, то золото. Писалась она от руки буковкой к буковке с витиеватыми закорючками и нехитрыми рисунками, автор, называвший себя просто Магистром, рассказывал о жизни в дореволюционную эпоху, о бедствиях простого народа Франции и о том, как, проходя через трудности, душа человеческая укрепляется, если её направить к вере и надежде. Без Божьего руководства люди, как правило, озлобляются в испытаниях и проваливаются в бездну греха и злодеяний. Не меньшую опасность несёт и привольная жизнь, так называемое душевное ожирение, когда человек начинает жить лишь в угоду собственному благополучию.
   Я зачитался, так, что и не заметил, как ночь прошла. Настало утро. Небо за окном было серым, почти стальным. Тишина и покой в спящем доме. Последний абзац рукописи гласил: "Сбереги свою душу от зла, чтобы предстать пред Господом в чистоте помыслов твоих у радости небесной обители." 
   Настало время будить отца Марка к заутрене. Уже перед дверью в его комнату я почувствовал холодный липкий страх. Пересилив его, я перекрестился и, тихонько постучав, вошёл. Старец лежал в той же позе, в которой я его оставил, приоткрытый рот и тишина... Я чуть не вскрикнул, когда он внезапно захрапел и от этого звука проснулся.
-  Слава Богу, живой! - я подошёл к нему и взял за руку.
   Отец Марк улыбнулся:
-  Ты что, так и просидел возле меня всю ночь? Не бойся, милый, ещё поживём!
   С ним было легко. С хорошими людьми всегда легко. Они не пытаются тебя незаметно укусить, не возвышаются над другими, их сердца открыты и чисты, а помыслы возвышенно-прекрасны. К отцу Марку я испытывал искреннюю привязанность и любовь, но, больше всего, глубочайшее уважение. Невзирая на немощь телесную, он имел живой ясный ум и ещё крепкий духовный стержень, вызывающий восхищение.
-  Пока я жив, хочу научить тебя нескольким вещам, Эдуард. Мне они сильно помогли в пасторской жизни.
-  Слушаю Вас, наставник.
-  Ты, парень, не свернёшь со своей дороги, и я вижу Божье призвание, отмеченное на твоём челе. Поэтому то, что тебе расскажу, может быть полезным. Когда-то очень давно (как ты уже понял) я был горячим, одержимым страстями молодым человеком, девушки и женщины ко мне тянулись, как пчёлы на мёд... С такой вот причудливой наследственностью я мечтал посвятить себя Богу. Романтик! Идеалист! С кипящей в венах кровью, дремучая смесь души и плоти. Приходилось искать лекарство от этой болезни... Церковь учит нас смирению и воздержанию, но нет formula remediorum*, как это сделать. Святой Иаков Постник сжёг себе руку, чтобы противостоять искушению. Кто из нас, маловерных, решится сотворить такое? А средство есть. С молитвою займись своим дыханием. Сосредоточься на вдохе и выдохе. Глубокий вдох, и в тебя входит сила небесная. Задержи дыхание, медленный выдох и сила очищает тело твоё, как вода смывает грязь, уходят помыслы нечистые. Сосредоточься и дыши, уже скоро ты почувствуешь, как стало легко... Не ленись, просто дыши, не жалей времени и сил. Преодолевающий слабости становится крепче, тогда как уступающий им себя теряет. Со временем ты почувствуешь, что дыхание, само по себе, уже молитва. Воззвание к Богу - вдох, благодать нисходящая - выдох, и весь ты в руках Его и нет ничего, что бы вас разлучило, ибо с последним выдохом отдашь дух свой в руки Отца.
-  Как так происходит? Неужели и вправду столь простой метод работает?
-  А ты попробуй! - отец Марк широко улыбнулся своим почти беззубым ртом. - Сила твоя в вере, которую ты вкладываешь в мысль. А мысль - действует... Вот и думай.


*remedium (лат.) — лекарственное средство, formula remediorum  —  рецепт.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/05/11/744


Рецензии
Привет, Наташенька ❤ Нашла минутку уделить тебе и твои героям время!❤

«Глубокий вдох, и в тебя входит сила небесная. Задержи дыхание, медленный выдох и сила очищает тело твоё, как вода смывает грязь, уходят помыслы нечистые.», - кстати да, я такую практику видела в Библии насчёт дыхания, очень расслабляет и действует, как успокоение души. Она ещё используется, когда на сердце близко примешь и делаешь глубокий вдох и выдох :)
И все-таки отец Марк такие мудрые вещи говорит, что нужно простить душу и палача! Я уже почувствовала, что это ребёнок, а Эдуарду предстоит это сделать и при этом на такой шаг пошёл его коллега священник, а значит волей не волей, нужно простить ❤

Удачи тебе❤ Пусть тебя твой добрый ангел хранит ❤
Обнимаю ❤

Ал Стэн   29.09.2023 17:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Алиночка, что нашла минутку!
Здравствуй, моя Дорогая!
Дыхательные упражнения, да ещё с вложенным в них смыслом - очень сильная помощь в работе над собой.
Только надо её использовать в нужные моменты, а не взрываться по поводу и без.
Иногда прямо плющит...
Ангела Хранителя нам всем в защиту!
Обнимаю тебя крепко!
Добрых выходных!

Натали Бизанс   30.09.2023 11:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.