Киев. Пятая, Печерская, мужская гимназия
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В феврале 1882 года по просьбе жителей Печерска, Киевская городская Дума рассмотрела вопрос об открытии в этом районе мужской гимназии. Надо отметить, что к началу 1880 года на Печерске, где проживало около 8 тысяч жителей, не существовало ни одной частной или государственной гимназии. После одобрительного решения, Киевский генерал-губернатор и командующий войсками Киевского военного округа - Александр Романович Дрентельн(1820-1888) и тогдашний военный министр, а впоследствии - министр народного просвещения (1901-1902), генерал - Пётр Семёнович Ванновский (1822- 1904) обратились за разрешением на открытие гимназии к императору Александру Третьему. Ходатайство поддержала и Государственная Дума России, и в 1884 году император дал согласие.
ЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ
Первоначально гимназия нанимала трехэтажный доходный дом по улице Никольской, 16 (сейчас – ул. Ивана Мазепы), построенный в 1903 году по проекту инженер-подполковника А. Желтухина по заказу владелицы усадьбы вдовы купца Захария Рыбинского- Евдокии Григорьевны Рыбинской.
Здание имело одну секцию с двумя большими квартирами на втором и третьем и обслуживающими помещениями на первом этаже.
Тогда же по проекту генерал-майора, военного инженера и архитектора НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ЧЕКМАРЕВА на углу улиц Эспланадой и Никольской 1/18 началось возведение собственного здания.
НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЧЕКМАРЁВ(1849-1926) окончил Киевскую Владимирскую военную гимназию (1865) , инженерное училище и академию в Петербурге. В 1880 году занял должность Главного архитектора Киевского учебного округа. В 1877–1878 годах Н.И.Чекмарев участвовал в русско-турецкой войне на Балканах в составе саперного батальона и 14-го армейского корпуса. Отличился в Добрудже при взятии укреплений Базарджика. Был удостоен боевых наград вплоть до ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1890 году во время летних манёвров Н. И. Чекмарёв обустраивал в Ровно временную квартиру императора Александра III, за что был удостоен перстня с украшенным бриллиантами царским вензелем.
Судя по всему, работы велись достаточно интенсивно, так что 10 сентября 1886 года, в еще не полностью оборудованном помещении, начался новый учебный год.
А ещё через год, 1 ноября 1887 года – в присутствии многочисленных гостей, здание торжественно освятили.
Двухэтажное здание гимназии с элементами неороссийского и неомавританского стилей с самого начала выделялось среди окружающей застройки однообразных казенных сооружений, преимущественно военного назначения. Канцелярия учебного заведения, квартиры директора и классных опекунов, были размещены в двухэтажном флигеле, пристроенном в 1888 году со стороны улицы Январского восстания.
После 1917 года, в здании поочередно размещались: Киево- Печерская смешанная гимназия для детей служащих завода «Арсенал», Третья украинская гимназия имени И. Стешенко, средняя школа № 80 имени А.С. Пушкина.
В 1944 году разместился Киевский автомобильно-дорожный институт ( теперь корпус Национального транспортного университета).
В 1960–е годы, здание надстроили двумя этажами, продолжили крылья, фасады облицевали керамической плиткой. В результате здание полностью утратило свой первоначальный архитектурно -художественный облик.
До 2022 года перед бывшей гимназией стоял на небольшой трехметровой шестигранной колонне бронзовый бюст поэту Александру Сергеевичу Пушкину работы петербургского скульптора РОБЕРТА РОМАНОВИЧА БАХА (1859-1933) и архитектора Андре Скиавони. Бюст изготовила петербургская фирма Карла Берто. Под постамент Городская дума разрешила взять базальтовую колонну, лежавшую у Золотых ворот. Ее обработал местный каменщик.
Памятник был открыт в 1899 году к 100-летию со дня рождения поэта, на средства (900 рублей), собранные преподавателями и учениками гимназии.
На пьедестале надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину Киево-Печерская Гимназия. 1799. 26 мая 1899».
Это был первый в Киеве памятник великому поэту. На торжественном открытии 27 мая (7 июня) директор гимназии свою речь закончил строками из «Евгения Онегина»:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
ПОЧЕТНЫЙ ПОПЕЧИТЕЛЬ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ
Средства на строительство здания в сумме 100 тысячи рублей предоставил известный киевский предприниматель и меценат НИКОЛА АРТЕМЬЕВИЧ ТЕРЕЩЕНКО, поставив однако условие: выстроить помещение для полной восьмиклассной гимназии.
В свою очередь, Киевская городская дума обязалася содержать учебное заведение и выделять ежегодно свыше 6 тыс. рублей.
Нуждающимся ученикам оказывали помощь благотворительные организации.
Так, в апреле 1900 года Обществом милосердия для учеников гимназии была основана стипендия имени А.С. Пушкина, которая предоставлялась бедному ученику, имевшему высокие успехи в словесности.
В 1907 году Общество помощи потратило на обучение учащихся гимназии 1060 руб., на книги, одежду и лекарства – 210 руб., содержало колонию-дачу в с. Плутах (100 руб. в год).
В январе 1891 года, по ходатайству Вячеслава Петра в Киеве, было зарегистрировано Чешско- славянское общество «Беседа», целью которого было предоставление материальной помощи учебным заведениям для детей чешского происхождения, обустройство библиотек, а также опека сирот и детей из малоимущих семей.
ДИРЕКТОРА ГИМНАЗИИ
В разные годы гимназию возглавляли: Вячеслав Иванович Петр(1885-1904); Иван Яковлевич Самойлович (1904-1905); Константин Трофимович Карпинский(1905-1913); Андрей Дмитриевич Брюхатов(1913-1917)
В 1885–1905 годы - первый директор гимназии- педагог, филолог,доктор греческой филологии(1901), профессор(1908), музыкальный теоретик, композитор и музыкальный писатель ВЯЧЕСЛАВ (ВАЦЛАВ) ИВАНОВИЧ ПЕТР (1848-1923).
Родился в Чехии, в семье учителя музыки. В 1869 году окончил классическую гимназии в городе Градец-Кралове.Кроме того, уже в детстве проявлял заметную склонность к музыке. Так, в восемь лет он участвовал вместе со своим отцом во время богослужений, играя на маленьком органе без педалей.
В 1869-1872 годы учился в Карловом университете в Праге на факультете искусств, где изучал классическую и славянскую филологию. Одновременно, занимался в Пражской музыкальной школе, где слушал лекции по истории и теории музыки, которые читал известный чешский композитор, органист и педагог Франтишек Скугерский (1830 – 1892) .
В 1872 году, как степендиат Правительства России, приезжает в Россию и завершает высшее образование на историко- филологическом факультете Санкт-Петербургского университета с правом преподавания древних языков.
В 1873 году, после окончания университета, становится преподавателем классических языков в Первой Киевской гимназии.
В 1874-1879 годы преподавал во Второй гимназии латинский язык и музыку, был дирижером, созданного им хора, и, одновременно исполняя обязанности старшего смотрителя за общей учащейся квартирой.
Одновременно, приват-доцент кафедры классической филологии читал лекции в Киевском университете и преподавал в Киевском музыкальном училище (до 1879-1880 уч. года).
В конце 1879 года переведен учителем древних языков в Одесской 3-й гимназии.
В 1882 году получил степень магистра римской словесности на историко-филологическом факультете Киевского университета.
В 1882 году исполняет обязанности инспектора, а в 1883-1885 годы -директор Каменец-Подольской мужской гимназии.
В 1901 году получил в Петербургском университете степень доктора греческой филологии.
В 1904 году - не удовлетворенный казенными условиями государственной гимназии, основал в Киеве собственную частную гимназию.(смотрите мой очерк о Восьмой гимназии).
В 1890-е годы – член Киевского отделения Российского музыкального общества. В качестве скрипача участвовал в камерных вечерах Киевского литературно-артистического общества(КЛАО). Был приятелем и поклонником композитора Н.В.Лысенко.
В 1908-1917 годы - профессор греческой филологии историко-филологического института князя Безбородко в Нежине.
В 1918-1920 годы- профессор Украинского института в Камянец-Подольском.
В 1921 году возвратился на родину в Чехию. В 1920–1923 годы- преподаватель русского языка и почетный профессор классической филологиии университета Брно (Чехия).
Награжден орденами: св. Станислава 2-й и 3-й ст.; св. Анны 2-й и 3-й ст.; св. Владимира 3-й и 4-й ст.; медалями: «в память царствование императора Александра III» и «За труд при 1-й всероссийской переписи 1897 г.» ; знаком Красного Креста.
Автор фундаментальной монографией «О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке» (К., 1901), работы «О преподавании музыки и пения в средней школе», а также музыкальных произведений для хора и оркестра, романсов, работ по музыковедению и по теории античной музыки.
С октября 1904 по апрель 1905 года директор гимназии- действительный статский советник ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ САМОЙЛОВИЧ.
Отец востоковеда, одного из крупнейших российских тюркологов и авторов первого издания «Энциклопедии ислама», академика АН СССР (1929) Александра Николаевича Самойловича (1880- 1938)
В 1893-1903 годы директор Нижегородской губернской гимназии. В 1905-1915 годы- директор 2-й Киевской гимназии. Одновременно исполнял обязанности председателя педагогического совета Киевской женской гимназии Александры Тимофеевны Дучинской.
Как указывал в своих «Записках» поэт, прозаик, критик и литературовед Борис Александрович Садовской(1881-1952) И.Я. Самойлович «резкий в минуты гнева, умел быть и ласковым и сердечным.».
В 1905-1913 годы директор гимназии- педагог, действительный статский советник КОНСТАНТИН ТРОФИМОВИЧ КАРПИНСКИЙ(1848-1919)
Жена- Анна Федоровна (урожденная Вышинская ; 1849 - 1919)
В 1871 году окончил со степенью кандидата физико-математических наук физико-математический факультет Московского университета.
Весной 1880 года направлен учителем математики и инспектором Пятой Варшавской филологической гимназии.
С 1881 по 1883 год- директор 5-й мужской гимназии с русским языком обучения в Вильнюсе (Виленский учебный округ).
В 1883- 1888 годы - инспектор, а затем директор 1-й Виленской мужской гимназии.
В 1888-1897 годы- директор Могилевского реального училища.
В 1897 году- назначен инспектором Киевского университета.
В 1880 году был участником VI Съезда русских естествоиспытателей и врачей в С.-Петербурге о чем опубликовал отчет.
Занимаясь общественной деятельностью, состоял членом Виленского Свято-Духовского Братства; постоянным членом при Совете попечителя в Управлении Киевского учебного округа; членом Киевского Фребелевского общества; председателем педагогического Совета в смежных гимназиях; членом Комитета Киевской городской публичной библиотеки.
Награжден орденами: св. Станислав 3-й ст., 2-й ст. и 1-й ст.; св. Анны 3-й и 2-й ст.; св. Владимир 4-й ст.и 3-й ст.
В 1913-1917 годы директор гимназии АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БРЮХАТОВ(1870-1933) Происходил из старинного русского дворянского рода Пензенской губернии. В 1909 году- директор Ревельской Александровской гимназии.
В эмиграции был учителем истории и латинского языка в Первой русско-сербской гимназии в Белграде. В 1926 г., короткое время исполнял в ней обязанности директора. В эмиграции А. Брюхатов сохранил российское гражданство.
ИНСПЕКТОРА ГИМНАЗИИ: Аполлон Владимирович Зубковский, Александр Федорович Музыченко, Александр Михайлович Яворский
С 1910 года преподавателем русской словесности, истории и логики в гимназии, а также исполняющим обязанности инспектора - украинский филолог и педагог-методист, первый директор Киевского педагогического музея (1878 г) - АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ МУЗЫЧЕНКО (1879- 1937)
Высшее образование получил сначала в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте, а затем - на словесном отделении Нежинского историко-филологического института имени князя Александра Безбородко(1900 г ).
Некоторое время работал в Одесской мужской гимназии учителем словесности. В 1906-1908 годах в Йенском университете (Германия), под руководством профессора педагогики ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙНА(1847-1929) углублял знания и изучал опыт ведущих стран Западной Европы и Америки.
Установление советской власти в Киеве Александр Федорович встретил на посту директора гимназии, вскоре преобразованной в Единую трудовою школу № 43 , на улице Большая Подвальная, 25-Б (теперь ул. Ярославов Вал 25), которой до этого руководил Владимир Павлович Науменко. В сложившихся в этот период условиях, педагог увидел возможность воплощения собственных новаторских педагогических идей. Оставив неприкосновенной суть педагогических взглядов, он продолжал активно и страстно претворять в жизнь идеи трудовой школы и педагогики личности.
Двери школы, которой руководил А.Ф. Музыченко, были всегда гостеприимно отворены для всех учителей. Он неоднократно давал открытые показательные уроки в Киевском доме учителя, на которых присутствовали сотни учителей. Его уроки стали яркой демонстрацией развития творческих способностей ребенка.
Прогрессивность А. Ф. Музыченко проявлялась в отношении к уроку, как основной форме учебного процесса. Для развития форм мышления, по его мнению, следует отбирать определенные учебные предметы, в частности историю и литературу
Остальные дисциплины должны концентрироваться и определенным образом соотноситься с изучением этих предметов. Педагог активно пропагандировал комплексный подход к воспитанию и обучению, видя в нем средство борьбы против схоластики и догматизма школы, указывал на такие недостатки школы, как чрезмерная информативность обучения и недостаточно активная мыслительная деятельность учащихся. Он предлагал такой подход, когда педагогический процесс должен обеспечивать и обучение, и развитие.
Благодаря высокому профессионализму, осведомленности с западноевропейской педагогикой А.Ф. Музыченко стал одним из тех, кто формировал новую школьную политику. Он был назначен генеральным инструктором министерства образования и руководителем отдела западноевропейской педагогики в журнале «Свободная украинская школа»
ВРАЧИ ГИМНАЗИИ : ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ АРЕНКОВ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ МОДЕСТОВ
ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ
1.«Константин Трофимович Карпинский» https://www.geni.com/people/Konstanty-Trofimowicz-Karpi
2.«Константин Трофимович Карпинский»
https://svrt.ru/lib/savel-2022/shdan.pdf
Свидетельство о публикации №215051001789