Киев. Пятая, Печерская, мужская гимназия

          16 сентября 1885 года, в Киеве была основана ПЯТАЯ (ПЕЧЕРСКАЯ) МУЖСКАЯ ГИМНАЗИЯ.

СОЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ
               
          В  феврале 1882 года по просьбе жителей Печерска, Киевская городская Дума рассмотрела вопрос об открытии в этом районе мужской гимназии.  Надо отметить, что к началу 1880 года на Печерске, где проживало около 8 тысяч жителей, не существовало ни одной частной или государственной гимназии. После  одобрительного решения, Киевский  генерал-губернатор и командующий войсками Киевского военного округа -  Александр Романович Дрентельн (1820-1888)  и тогдашний военный министр , а впоследствии - министр народного просвещения (1901-1902), генерал - Пётр Семёнович Ванновский (1822- 1904) обратились за разрешением на открытие гимназии к императору Александру Третьему. Ходатайство поддержала и Государственная Дума  России, и в 1884 году император  дал согласие.
             
        Средства на строительство здания в сумме 100 тысячи рублей предоставил известный киевский предприниматель и меценат НИКОЛА АРТЕМЬЕВИЧ ТЕРЕЩЕНКО, поставив однако условие: выстроить помещение для полной восьмиклассной гимназии. В свою очередь, Киевская городская дума обязалася содержать учебное заведение и выделять ежегодно свыше 6 тысяч рублей, помимо того, что плата за обучение составляла достаточно большую сумму  - 50 рублей.
        В июле 1885 года состоялся первый набор в подготовительный, первый и второй классы, соответственно по 30 учеников в каждый. Всего же в  разные годы, в гимназии насчитывалось  от 115 до 500 учеников.

ЗДАНИЕ ГИМНАЗИИ

       Сначала для гимназии снимали помещение на улице Никольской, 16 (теперь ул. Январского восстания). И одновременно по проекту генерал-майора, военного инженера и архитектора НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ЧЕКМАРЕВА на углу улиц Суворова и Никольской 1/18 началось возведение собственного здания.
      
          НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ЧЕКМАРЁВ(1849-1926)окончил Киевскую Владимирскую военную гимназию (1865) , инженерное училище и академию в Петербурге. В  1880 году занял должность Главного архитектора Киевского учебного округа.
В 1877–1878 годах Н.И.Чекмарев участвовал в русско-турецкой войне на Балканах в составе саперного батальона и 14-го армейского корпуса. Отличился в Добрудже при взятии укреплений Базарджика. Был удостоен боевых наград вплоть до ордена Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В 1890 году во время летних манёвров Н. И. Чекмарёв обустраивал в Ровно временную квартиру императора Александра III, за что был удостоен перстня с украшенным бриллиантами царским вензелем.

Судя по всему, работы велись достаточно интенсивно, так что 10 сентября следующего года, в еще не полностью оборудованном помещении,  начался новый учебный год. А ещё через год, 1 ноября 1887 года – в присутствии многочисленных гостей, здание торжественно освятили.

       Двухэтажное здание гимназии с элементами неороссийского и неомавританского стилей с самого начала выделялось среди окружающей застройки однообразных казенных сооружений, преимущественно военного назначения. Канцелярия учебного заведения, квартиры директора и классных опекунов, были размещены в двухэтажном флигеле, пристроенном в 1888 году со стороны улицы Январского восстания.
 
         После 1917 года, в здании  поочередно размещались : Киево- Печерская смешанная гимназия для детей служащих завода «Арсенал»,  Третья украинская гимназия имени И. Стешенко,  средняя школа № 80 имени А.С. Пушкина. В 1944 году  разместился Киевский автомобильно-дорожный институт( теперь корпус — Национального транспортного университета).
        В 1960–е годы, здание  надстроили двумя этажами, продолжили крылья, фасады облицевали керамической плиткой. В результате здание полностью утратило свой первоначальный архитектурно -художественный облик.

  В наши дни, о бывшей гимназии напоминает только трехметровый бронзовый бюст Александру Сергеевичу Пушкину работы скульптора РОБЕРТА РОМАНОВИЧА БАХА, изготовленный мастером СКЛАВОНИ, который был открыт в 1899 году к 100-летию со дня рождения поэта, на средства (900 рублей), собранные преподавателями и учениками гимназии. На пьедестале надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину Киево-Печерская Гимназия. 1799. 26 мая 1899».
        Это был первый в Киеве памятник великому поэту. На торжественном открытии 27 мая (7 июня) руководитель гимназии свою  речь закончил строками из «Евгения Онегина»:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.

        ДИРЕКТОРА ГИМНАЗИИ:Вячеслав Иванович Петр(1885-1904); Иван Яковлевич Самойлович (1904-1905); Константин Трофимович Карпинский(1905-1913); Андрей Дмитриевич Брюхатов(1913-1917)

        В 1885 году, при открытии Пятой гимназии, её  директором был утвержден выдающийся педагог, филолог, музыкальный теоретик, композитор и музыкальный писатель, приват-доцент Киевского университета- ВЯЧЕСЛАВ (ВАЦЛАВ ) ИВАНОВИЧ ПЕТР (1848-1923). На этом посту он оставался в течение 19 лет.
       Вячеслав Иванович родился в Опочне (Чехия). После окончания классической гимназии, в 1869-1872 годы  учился в Пражском университете на факультете искусств , где изучал классическую и славянскую филологию, а затем, как степендиат  Правительства России,   на историко- филологическом факультете Санкт-Петербургского университета.  В 1873 году, после окончания университета, становится преподавателем классических языков в Первой Киевской гимназии, а также в качестве приват-доцента читает  лекции в Киевском университете. В 1882 году исполняет обязанности инспектора, а в 1883-1885 годы является директором Каменец-Подольской мужской гимназии.
         В 1904 году Вячеслав Петр , не удовлетворенный казенными условиями государственной гимназии, основал в Киеве собственную частную гимназию.
 ( смотрите очерк о Восьмой гимназии).
        В 1908-1917 годы В.И.Петр становится  профессором историко-филологического института князя Безбородко в Нежине, в 1918-1920 годы- в Каменец-Подольском. В 1921 году возвратился на родину и был избран почетным профессором университета Брно (Чехия).

            С октября 1904 по апрель 1905 года директор гимназии- отец востоковеда, одного из крупнейших российских тюркологов и авторов первого издания «Энциклопедии ислама», академика АН СССР (1929), Алекса;ндра Никола;евича Самойло;вича (1880- 1938)- действительный статский советник ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ САМОЙЛОВИЧ.
В 1893-1903 годы директор Нижегородской губернской гимназии. В 1905-1915 годы- директор 2-й Киевской гимназии. Одновременно исполнял обязанности председателя педагогического совета Киевской женской гимназии Александры Тимофеевны Дучинской.
        Как указывал в своих «Записках» поэт, прозаик, критик и литературовед Бори;с Алекса;ндрович Садовско;й(1881-1952) И.Я. Самойло;вич «резкий в минуты гнева, умел быть и ласковым и сердечным.».

          В 1905-1913 годы директор гимназии КОНСТАНТИН ТРОФИМОВИЧ КАРПИНСКИЙ(1848-1919)
        Окончил Московский университет, в 1880-1888 года - инспектор 1-й Виленской гимназии. В 1880 году был участником VI Съезда русских естествоиспытателей и врачей в С.-Петербурге о чем опубликовал отчет.

В 1913-1917 годы директор гимназии АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ БРЮХАТОВ(1870-1933) Происходил из старинного русского дворянского рода Пензенской губернии. В 1909 году- директор Ревельской Александровской гимназии.
       В эмиграции был учителем истории и латинского языка в Первой русско-сербской гимназии в Белграде. В 1926 г., короткое время исполнял в ней обязанности директора. В эмиграции А. Брюхатов сохранил российское гражданство.


        С 1910 года преподавателем русской словесности, истории и логики  в гимназии, а также исполняющим обязанности инспектора - украинский филолог и педагог-методист, первый директор  Киевского педагогического музея (1878 г) - АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ МУЗЫЧЕНКО (1879- 1937)
Высшее образование получил сначала в Санкт-Петербургском историко-филологическом институте, а затем - на словесном отделении Нежинского историко-филологического института имени князя Александра Безбородко(1900 г ). Некоторое время работал в Одесской мужской гимназии учителем словесности. В 1906-1908 годах в Йенском университете  (Германия),  под   руководством профессора педагогики  ВИЛЬГЕЛЬМА РАЙНА(1847-1929) углублял знания  и изучал опыт ведущих стран  Западной Европы и Америки.
  Установление советской власти в Киеве Александр Федорович встретил на посту директора гимназии, вскоре преобразованной  в Единую трудовою школу № 43 , на улице Большая Подвальная, 25-Б (теперь ул. Ярославов Вал 25), которой до этого руководил  Владимир Павлович Науменко. В сложившихся в этот период условиях, педагог увидел возможность воплощения собственных новаторских педагогических идей. Оставив  неприкосновенной суть педагогических взглядов, он продолжал активно и страстно претворять в жизнь идеи трудовой школы и педагогики личности. Двери  школы, которой руководил А.Ф. Музыченко, были всегда гостеприимно отворены для всех учителей. Он неоднократно давал открытые  показательные уроки в Киевском доме учителя, на которых присутствовали сотни учителей. Его уроки стали яркой демонстрацией развития творческих способностей ребенка.
Прогрессивность А. Ф. Музыченко проявлялась в отношении к уроку, как основной форме учебного процесса. Для развития форм мышления, по его мнению, следует отбирать определенные учебные предметы, в частности историю и литературу . Остальные дисциплины должны концентрироваться и определенным образом соотноситься с изучением этих предметов. Педагог активно пропагандировал комплексный подход к воспитанию и обучению, видя в нем средство борьбы против схоластики и догматизма школы, указывал на такие недостатки школы, как чрезмерная информативность обучения и недостаточно активная мыслительная деятельность учащихся. Он предлагал такой подход, когда педагогический процесс должен обеспечивать и обучение, и развитие.
Благодаря высокому профессионализму, осведомленности с западноевропейской педагогикой А.Ф. Музыченко стал одним из тех, кто формировал новую школьную политику. Он был назначен генеральным инструктором министерства образования и руководителем отдела западноевропейской педагогики в журнале «Свободная украинская школа»

ВРАЧИ ГИМНАЗИИ : ЯКОВ МИХАЙЛОВИЧ АРЕНКОВ, АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ МОДЕСТОВ

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
          Пятая гимназия, как и предыдущие, была классической, то есть  имела один подготовительный класс и восьмилетний курс , а в учебный план входили такие предметы, как  латинский, французский и немецкий языки, русская словесность, математика, физика, природоведение, философия,  история, география, пение, каллиграфия и рисование.
Для учебы  были созданы все необходимые условия: великолепные учебные кабинеты, гимнастический зал. В гимназии поддерживалась суровая дисциплина.    Была идеальная чистота. Паркетный пол, натертый воском или парафином, блестел, как зеркало.
          
        Существенное место отводилось в гимназии хоровому искусству,  а также обучению игре на скрипке и духовых инструментах, что способствовало формированию у гимназистов развитого эстетичного вкуса.
          Под руководством  директора, в гимназии был создан оркестр из 30 учеников, которым он руководил лично. В репертуаре оркестра гимназии были произведения Франца Гайдна,  Эдварда Грига , увертюры к различным операм.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Большое внимание уделялось физической подготовке. С  1889 года в учебный план гимназии был введен курс , так называемой военной гимнастики, - физическим упражнениям на основе дисциплины строя. Преподавателями были офицеры гарнизона, расположенных неподалеку казарм Печерской крепости.  Гимназисты  занимались легкой атлетикой, гимнастикой, фехтованием, учились танцам. Уроки гимнастики проводились в специально оборудованном зале, светлом и просторном, полностью оснащенном для занятий гимнастическими снарядами.                В гимназическом отчете отмечалось: «В теплое время года упражнения делаются на дворе, в холодное  - в гимназической зале, приспособленной как для строевых занятий, так и для упражнений на снарядах, положенных по инструкции.»
Кроме того, по инициативе директора, в гимназии, были введены основы, получившего широкое распространение в Чехии физкультурно-спортивного и культурно- просветительского общества «Сокол», которые предусматривали физическое и моральное воспитание подрастающего поколения , изучение и постоянное выполнение  упражнений.Его основатели - чешский общественный и спортивный деятель, педагог, профессор, литературный критик, историк искусства, доктор философии - МИРОСЛАВ ТЫРШ (1832-1884) и чешский предприниматель и меценат - ГЕНРИХ ФЮГНЕР  выдвинули идею гармоничного сочетания физических и духовных достоинств человека, достижимую через физические упражнения и образование. Нравственное развитие, по мнению М.Тырша вытекает из физического, так как « с развитием в человеке силы, подавляются инстинкты коварства, трусости, малодушия и рабства, и воспитываются такие свойства, как мужество, благородство, прямодушие, справедливость, терпение и т.д.»
  В январе 1891 года,  по ходатайству Вячеслава Петра в Киеве, было зарегистрировано Чешско- славянское общество «Беседа», целью которого предусматривалось предоставление материальной помощи учебным заведениям для детей чешского происхождения, обустройство библиотек, а также опека сирот и детей из малоимущих семей.

ЭКСКУРСИИ
         Директор гимназии также был инициатором организации экскурсий. Сначала это были учебные прогулки улицами города и в его пригороды, затем это стали однодневные экскурсии, главным образом по Днепру на пароходе в живописные окрестности. Следует обратить внимание на то, что Днепровское пароходство выделяло пароходы для ученических экскурсий безвозмездно. При этом дорога к берегу превращалась в настоящий парад. «Батальон учеников, - свидетельствовал отчет, - с военною музыкою впереди, стройными рядами утром выступает с гимназического двора; церемониальным маршем под песни и музыку проходит он город до пристани на Днепре и здесь повзводно всходит на пароход». Шествие вызывало живой интерес у горожан.
  Потом В.И.Петр расширил круг ученических путешествий по Украине: в Умань, Белую Церковь, Житомир, Чернигов. Впоследствии экскурсии переросли в многодневные путешествия, которые имели широкую географию. Трижды юные туристы совершали поездки в Крым, трижды – на Кавказ, дважды – на Урал. В 1896 году В.И.Петр организовал путешествие по Волге  до Нижнего Новгорода на Всероссийскую выставку. Со временем В.И.Петр осмелился проводить путешествия и за границу. Состоялись поездки в Италию, Бельгию, Голландию, Финляндию, Данию и Швецию. Такие путешествия  нередко длились месяц, а иногда и больше. Побывали юные путешественники и во Франции, где посетили  международную Парижскую выставку.
В 1904 году В.И.Петр вместе со своими воспитанниками побывал даже в Ватикане.
В частной аудиенции  их принимал Папа Пий X, который очень приветливо встретил гимназистов из Киева и сердечно разговаривал по очереди с каждым, а на прощание дал им и их семьям апостольское благословение. Кстати, во время этого приема, сам  В.И.Петр общался с Папой на латинском языке.
                Свое отношение к туристским путешествиям и экскурсиям В.И.Петр выразил в 1901 году, в публикации:  «О летних экскурсиях учеников Киево-Печерской гимназии». 
« Я не буду касаться того, как полезно влияют такие путешествия на здоровье молодых людей, – писал В.И.Петр, – как время, проведенное на свежем воздухе на протяжении месяца или двух при постоянном движении и изменении впечатлений предоставляет человеку воодушевления, освежает и крепит юношеский организм, и, так сказать, перерождает человека; как во время путешествия крепнут узы дружбы . Одно такое путешествие развивает больше, чем год учебы по книгам в закрытой тесной комнате, тогда как юноше предоставляется возможность проверить то, чему его учили в школе, кроме того, он накапливает много знаний из тех отраслей наук, которые не входят в гимназический курс».

В  1885 году, при гимназии, были основаны фундаментальная (главная) и ученическая библиотеки, которые на протяжении всех лет пополнялись учебной литературой в соответствии с предметами, которые изучались в гимназии, а также периодикой и подписными изданиями . Так, к  1917 году фундаментальная библиотека насчитывала 4382 названия в 9392 томах, а ученическая -  3207 названий в 5735 томах, причем, одавляющее место в фондах библиотек составляли труды древнегреческих и древнеримских писателей, а также учебники по филологии , языкознанию  и литературоведению. На  должность библиотекаря был избран преподаватель математики М. Сорокин.

Когда в 1899 году Министерство народного просвещения России разрешило Киевскому учебному округу основать Педагогический музей, часть его коллекции, состоявшей из наглядных пособий, учебников, картин по истории просвещения была размещена в Пятой гимназий,

ПРЕПОДАВАТЕЛИ ГИМНАЗИИ

     ЗАКОНОУЧИТЕЛИ ГИМНАЗИИ: Андрей Тимофеевич Бурковский; Никандр Петрович Колпиков; Павел Илларионович Старовойтенко; Федор Дмитриевич Хорошунов;
       а также  римско-католического исповедания:  Иосиф Яковлевич Змигродский, Дионисий Кает.Бончковский, Казимир Антонович Хрусцевич
 
         В 1909–1919 годы - законоучитель пятой гимназии - АНДРЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ БУРКОВСКИЙ  (1877 -?)               
           Обучался в Киево-Софийском духовном училище и Киевской духовной семинарии (1893–1899) — обе школы окончил по перво-му разряду. В 1899 году  волонтером поступил в КДА, которую окончил в 1903 году со степенью кандидата богословия,  с правом получения степени магистра без новых устных испытаний.
13 июля 1903 года рукоположен в диаконы, а 15 июня - в священники.
С 17 сентября 1907 года - настоятель Макариевской церкви на Юрковице в Киеве.
В 1907–1917 годы — законоучитель различных Киевских гимназий.
В 1917 года выступает инициатором создания Союза пастырей Киева.
С 9 июня 1918 года — настоятель Ильинской церкви на Подоле.
В 1920 году -  настоятель Николаевской церкви с. Локнистое Черниговской губернии.

         Законоучителем  Киево-Печерской мужской гимназии - НИКАНДР ПЕТРОВИЧ КОЛПИКОВ (1863 -?)
Учился в Новочеркасском духовном училище и в Новочеркасской духовной семинарии. В  1884–1888 годы проходил курс в Киевской ДА, при окончании - получил степень кандидата богословия и определен священником  Покровской церкви Иловлинской станицы Области Войска Донского.
В последующие годы служил законоучителем и преподавателем  педагогики в Новочеркасских и Киевских гимназиях и епархиальных  училищах, а также священником  Новочеркасской Троицкой церкви, настоятелем   Владикавказского кафедрального собора , настоятелем Успенского Бердичевского собора, священником Киево-Шулявской  и Киево-Вознесенской церкви.

        Служил  законоучителем  гимназии - кандидат богословских наук ПАВЕЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ СТАРОВОЙТЕНКО (около 1865 -1930?)
Учился в Киевской духовной семинарии. В 1895 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Служил  священником Вознесенской церкви ( улица Сечевых Стрельцов 44, бывшая Львовская).
В 1914 году возглавил комитет по сбору пожертвований и наблюдения за производством росписи при Киево-Подольской Кресто-Воздвиженской церкви.
Был преподавателем Закона Божьего в гимназии Жекулиной. В 1920-х гг. все его ближайшие родственники преследовались как "кулаки", были раскулачены, а некоторые даже убиты сотрудниками ВЧК-ОГПУ. Трагически погибла его жена Лидия. Он сам исчез при неизвестных обстоятельствах в Киеве в 1928-1930 гг., дальнейшая судьба неизвестна.
Его сыновья вынуждены были "отречься" от отца-священника. Один из сыновей, Семён Павлович Старовойтенко- некоторое время работал директором Воронежской железной дороги.
Второй сын, Иван Павлович Старовойтенко (ок. 1904 - ок. 1989) стал выдающимся украинским советским ученым, экономистом, профессором экономических наук, историком, краеведом и государственным деятелем. В 1966-1967 гг. занимал должность главы Госплана Украинской Республики.

В 1892- 1895 годы - законоучитель гимназии – протоиерей ФЕДОР ДМИТРИЕВИЧ ХОРОШУНОВ ( 1845 – ?)
В 1879 году - законоучитель Черниговской губернской гимназии.
Автор учебных пособий: «Православная христианская литургика : Сост. применит. к прогр., изд. Учеб. ком. при Св. синоде для духов. Семинарий» (Ставрополь, 1877) ; «Краткое изложение учения о нравственности христианской : Сост. по новой программе для 8 классной гимназии» (Чернигов, 1879) и (Киев, 1892)


            В  1907 году законоучитель Киево-Печерской гимназии - ксендз ИОСИФ ЯКОВЛЕВИЧ ЗМИГРОДСКИЙ (1879- 1935)
Учился в  Немировской гимназии , а  с 1891 года - в Киевский первой гимназии. 
В 1897 году, после окончания шестого класса , поступил в Луцко-житомирскую римо-католическую духовную семинарию, которую окончил в 1902 году. В 1903 году возведен в сан римско-католического священника и направлен викарием костела Св.Алексаендра в Киеве. С 1909 года — настоятель  Киевского костела Св.Николая. Одновременно с пасторским служением, в 1903 - 1909 годы ксендз Й. Змигродский плодотворно работал на педагогической ниве законоучителем в Киевских гимназиях и коммерческом училище.
14 января 1930 года арестован по групповому делу католического духовенства на Украине. 10 мая 1930 года приговорен к семи годам тюремного заключения. В  1932 году отправлен на Соловки. 14 июня 1935 года  - умер в Соловецком лазарете.

     КАЗИМИР АНТОНОВИЧ ХРУСЦЕВИЧ  был также законоучителем в Киевской 2-й мужской гимназии и  Ольгинской женской гимназии
       
         В 1907-1909 годы преподавал в гимназии - психолог, педагог, философ, профессор Киевского университета (с 1912 )- СТЕПАН АНДРЕЕВИЧ АНАНЬИН (1875 -1942) Учился на юридическом факультете Харьковского университета и на историко-филологическом факультете Киевского университета.
В 1911-1915 годы  - преподавал на Высших женских  Курсах, а в 1912-1916 годы – на Высших женских Курсах А. Жекулиной.
В 1918 году С.Ананьин был избран доцентом, а впоследствии - экстраординарным  профессором Киевского университета. В 1921 году  - возглавил,  созданную его стараниями, кафедру педагогики.
В 1920-1924 годы - возглавлял философско-педагогическое  отделение  университета, вел курсы лекций, опубликовал ряд  работ  по вопросам  эстетического и трудового воспитания детей.
С 1923 года преподавал в Киевской консерватории,  Киевском  Коммерческом институте, агрономическом  и других вузах.
В 1925 году в связи с тяжелой болезнью,  оставил преподавательскую  работу  и поселился  в  Харьковской области,  продолжая при этом  разрабатывать вопросы   педагогической науки.                В 1942 году,  во время немецкой оккупации,  при  невыясненных обстоятельствах,  супруги Ананьины были найдены мертвыми в своем доме.

        Преподаватель древних языков ( греческий и латынь) и русского языка - педагог и переводчик античных авторов,  ЕВГЕНИЙ АДРИАНОВИЧ БЕЗСМЕРТНЫЙ(1864 — не ранее 1912)
Родился 8 июля 1864 году в городе  Овруче, Волынской губернии, где его отец Адриан Васильевич в то время был надзирателем акцизных сборов. В 1874 году поступил в 1-й класс Гродненской гимназии, затем, с 1875 года учился в Виленской 1-й гимназии, которую окончил в 1882 году с серебряной медалью. По окончании гимназии - поступил в Петербургский историко- филологический институт, который окончил в 1887 году.
Педагогическую деятельность Евгений Адрианович начал в 1887 году учителем древних языков в Лубенской гимназии, откуда через два года был перемещен на ту же должность в Киево- Печерскую гимназию, в которой находился на службе до октября 1893 года. До 1895 года - был инспектором Немировской гимназии, затем назначен директором Новгород- Северской гимназии,  в 1898 году - переведен директором 3-й Киевской гимназии.
В 1903-1907 годы- директор Киевской Первой мужской гимназии. С 1907 года – директор и председатель педсовета в гимназиях Саратова,а позднее - Одессы.
  Во  время событий 1905 года не выдал полиции никого из гимназистов, которые, конечно, участвовали в беспорядках. Константин Паустовский в «Повести о жизни» так описал Бессмертного: «…пожилой красавец с золотой бородкой, в новеньком форменном фраке. Он был мягкий, просвещенный человек, но его почему-то полагалось бояться.»

             C 1887 года – преподавателем латинского  и древнегреческого языков, а также классным наставником в Пятой гимназии был педагог, в последующем - основатель и руководитель первой в Киеве частной мужской гимназии ( смотрите очерк «Восьмая гимназия») и 2-го Киевского реального училища - ГОТЛИБ АНДРЕЕВИЧ ВАЛЬКЕР (1853-1909)
          Его школьное детство прошло в России, однако высшее образование он получил в Германии, в русской филологической семинарии при Лейпцигском университете.   С 1879 года преподавал в Мариупольской гимназии и в гимназиях других городов. 30 августа 1909 года , возвращаясь домой из Берлина после очередного курса лечения, Готлиб Валькер умер прямо в поезде.

Учитель естествознания –НИКОЛАЙ ИЛЛАРИОНОВИЧ ВАСИЛЬЕВ (1875 -1930)
После окончания Полтавской гимназии , поступил в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства. В 1897 году, после окончания института, был командирован за границу для подготовки к профессорскому званию. С 1898 года , в течение четырех семестров посещал курс лекций в Цюрихском университете и работал в лаборатории агрохимии у немецкого химика, профессора Эрнеста Шульце (1840-1912). В 1899-1900  годы Васильев изучал организацию сельского хозяйства в Западной Европе. С этой целью посетил опытные сельскохозяйственные станции Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии. Вернувшись в Россию, начал работать в должности ассистента на кафедре общего земледелия Киевского политехнического института. В 1909 году  сдал магистерские экзамены по агрономии в Новороссийском университете, после чего был приглашен читать курс агрономии в должности ассистента в  Киевском университетете. Совмещал  педагогическую деятельность в университете с работой в Киевском политехническом институте. В течение 1900-1913 года- заведовал опытной сельскохозяйственной станцией при Политехническом институте; опубликовал ряд работ по синтезу и регенерации белковых веществ в растениях. В 1911 году - защитил в Новороссийском университете магистерскую диссертацию В 1913  году - работал в лаборатории французского ботаника и эколога ,профессора Гастона Бонниера ( 1853-1922) в Парижском университете. По возвращении в Россию в январе 1914 года - назначен экстраординарным профессором (в сент, 1914- ординарным профессором) агрономии Донского политехнического института в Новочеркасске. В 1916 году - избран ординарным профессором Донского сельскохозяйственного института; читал курс по агрономической химии и общему земледелию; избран помощником директора института. При Донском политехническом институте организовал опытную сельскохозяйственную станцию (1914-15), где под его руководством проводились исследования по изучению почв Донского края, выращивались засухоустойчивые сорта южных пшениц. В 1920 году  эмигрировал в Югославию; был назначен профессором сельскохозяйственного факультета Белградского университета по кафедре агрономической химии; в 1924 году - получил должность экстраординарного профессора этого же факультета, на которой оставался до конца своей жизни.В. активно включился в организацию агрономической лаборатории и Агрономического института Белградского университета; опубликовал ряд работ по химическим свойствам почв Югославии.
В 1924 году около полугода работал в Институте Пастера у профессора С.Виноградского, изучая проблему механизма фиксации атмосферного азота почвенными микроорганизмами. В Югославии Васильев принимал активное участие в научной и культурной жизни российского зарубежья, состоял членом многочисленных местных научных и творческих объединений: Русской академической группы; Русского научного института, Общества русских агрономов, Общества Русских литераторов и журналистов; выступал с докладами на Русском агрономическом съезде , а также с докладами на 4-м съезде Русских академических организаций за границей, проходившем в Белграде в 1928 году.
Епископ Любомир Злокович (1911-1990) писал: «Н.И.Васильев оставил после себя немалое научно-литературное наследство, частью еще неопубликованное. Его научные работы касались вопросов химии и физиологии растений, общего и частного земледелия, учения об удобрениях, фиксации атмосферного азота почвами, химии и плодородия почв. Смерть застала Николая Илларионовича накануне открывающихся новых возможностей проявить свою научную подготовку и организаторский опыт».

         Преподаватель латинского и греческого языков - МАНУИЛ ФИЛИППОВИЧ ДИВИШЕК.  В 1878-1887 годы учитель тех же языков в Каменец-Подольской мужской гимназии, а с 1887 года - Новгород-Северской гимназии

           Русскую словестность преподавал в  гимназии- отец конструктора космических кораблей  Серге;я Па;вловича Королёва - ПАВЕЛ ЯКОВЛЕВИЧ КОРОЛЁВ( 1877-1929).
           В 1893 году окончил Могилевское духовное училище, а затем поступил в Могилевскую духовную семинарию, которую окончил в 1899 году и  был «причислен педагогическим собранием семинарского Правления к первому разряду воспитанников оной и удостоен звания студента семинарии со всеми преимуществами, присвоенными окончившим полный курс учения в семинарии».
           1 сентября 1901 года стал студентом словесного отделения  Нежинского историко-филологического института князя Безбородко, которое окончил 13 июня 1905 года  со званием учителя гимназии.

           В  1891 году в гимназии читал курсы истории и географии — украинский историк, археолог, этнограф, писатель,нумизмат и картограф, профессор -ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЯСКОРОНСКИЙ(1859-1928)
В 1885 году окончил историко-филологический факультет Киевского университета .
В 1899 году получил степень магистра русской истории.
В 1903-1907 годы - приват-доцент Московского университета, а в 1907- 1909 - Киевского университета. Член Императорского Московского Археологического общества. В 1909-1922 годы -  профессор русской истории Нежинского историко-филологического института.
Выезжал за границу, для работы в музеях и библиотеках Германии, Голландии, Франции и Англии. После революции принимал участие в работе Всеукраинской академии наук (ныне Национальная академия наук Украины), с 1924 года занимал должность штатного постоянного сотрудника Этнографической фольклорной комиссии при ВУАН, заведовал нумизматическим отделом Лаврского музея (нынеНациональный Киево-Печерский историко-культурный заповедник).
В 1925-1927 годы - был членом Всеукраинского археологического комитета. Одновременно с 1926 - член-сотрудник археологической секции художественного отдела Института украинского научного языка.

           Сверхштный преподаватель истории в гимназии - МИХАИЛ ДАНИЛОВИЧ НОВИКОВ. В 1912 году преподавал в Перновской гимназии (ныне - Пярну, Эстония). Автор учебного пособия: «Роль славян в четвертом крестовом походе»  (Пернов, 1912).

        Учителем музыки в гимназии был известный трубач, капельмейстер, педагог -  НИКОЛАЙ ЗАХАРОВИЧ ПОДГОРБУНСКИЙ(1869-1926)
В 1892 году окончил   Петербургскую консерваторию по классу трубы выдающегося трубача и педагога профессора Вильгельма Вурма(1826 – 1904) и получил диплом « Свободного художника».
В 1888 - 1897 годы  руководил духовым оркестром Кронштадтской крепостной артиллерии. Постоянно  улучшал репертуар оркестра и его звучание, пополнял остав новыми музыкантами, преимущественно из гвардейских полков. При Н.З. Подгорбунском вошло в традицию провожать, уходящих в запас военных чинов маршами оркестра
С 1907 года Н.З. Подгорбунский - преподаватель в Киевском музыкальном училище, где вел класс трубы, валторны и тромбона, умело воспитывал в своих учениках  ритмическую точность, техническую чистоту, мягкий, теплый тембр звука. Из его класса вышли многие известные музыканты.
В  1914 году  подготовил и издал «Практическое  руководство  для изучения  игры на медно-духовых инструментах» , которое не потеряло своей ценности и сегодня.

         Преподаватель французского языка в Киево-Печерской гимназии АЛЬБЕРТ ГЕНРИХОВИЧ РУССИ.
Автор и соствавитель  сборника статей из лучших русских писателей для перевода с русского языка на французский ( Киев , 1897)

Историк и архивист, сын профессора римской словесности Рихарда Августовича Фохта (1834-1914)- ВАЛЬТЕР РИХАРДОВИЧ ФОХТ (1862-1941).
        Родился 19 августа 1862 года, в Петербурге. Происходил из семьи эмигрантов из Саксонии. В Петербурге  постувил в гимназию, но  летом 1875 года, вместе с семьей переехал в Нежин, где отец занял должность ординарного профессора Историко-филологический институт князя Безбородко, и воступил гимназию при Нежинском историко-филологическом институте.
В 1882 году  окончил гимназию и, за исключительную успешность в изучении древних языков, Дирекция рекомендовала председателю Ученого комитета Министерства образования зачислить В. Фохта в русскую филологическую семинарию при университете в Лейпциге. В 1886 году, после окончания Лейпцигского университета, вернулся в Нежин и до 1905 года преподавал в гимназии при Историко-филологическом институте.
Дважды, в 1893 и 1894 году с научными  целями выезжал в Лейпциг и Берлин для занятий в университетах. В 1895 году стал действительным членом Историко-филологического общества при Нежинском историко-филологическом институте кн. Безбородко а, кроме того, поддерживал связи с Российским археологическим обществом и научными журналами за рубежом.
В 1905-1909 годы - профессор, приглашен для работы в  Императорском  Эрмитаже. Затем, снова вернулся в Нежин.
В 1914 году, по состоянию здоровья, вышел в отставку , однако,  в 1919 году, после гибели сына, а также потери во время пожара всех научных материалов и имущества , вынужден был вернуться к работе в архивных учреждениях Нежина.
        С 16 февраля 1920 г. по 1 апреля 1923 года работал уполномоченным Черниговского губернского архивного управления при Нежинской политпросвете. В феврале 1927 года, «отмечая заслуги. Г. Фохта как архивиста в деле сбора и охраны большого количества ценных материалов», решением коллегии Центрального архивного управления УССР ему была назначена персональная пенсия.
В 1930-е годы - работал в Нежинском педагогическом институте.
26 июня 1941 года В. Фохт был арестован «за антисоветскую агитацию»
 и  27 июля 1941 года - умер в тюрьме.
Автор книг по астрономии: «Астрономия Манилия» ( Нежин, 1903) и «Звездное небо по Арату Германика . Пер. с лат. размером подлинника» (Санкт-Петербург, 1911)  Арат (ок. 315- ок. 240 до н.э.).


 


Рецензии