Шекспир. Сонет 61. Аналогия ситуаций

Сонет 61

Сонет 61. Сожаление о разлуке с Возлюбленной. Июнь 1598.

Не твой ли образ не даёт закрыть
Моих тяжелых век в ночном томленье?
Не ты ль желаешь дрёму мне разбить,
Когда похожей тенью дразнишь зренье?
Не твой ли дух, отправленный ко мне
Издалека всех дел увидеть верность,
Чтоб знать мой стыд в безделье и вине,
Такими целью, смыслом тешит ревность?
О, нет! Твоя любовь не столь сильна.
Моя ж любовь глазам не даст покоя,
Мой сон сразив, она тебе верна,
Назначив мне роль стража за тобою.
      Слежу, когда твой путь – к местам иным,
      В дали не слишком близко ль ты к другим.

Сонет 61.Оригинальный текст
Is it thy will thy image should keep open
My heavy eyelids to the weary night?
Dost thou desire my slumbers should be broken,
While shadows like to thee do mock my sight?
Is it thy spirit that thou send'st from thee
So far from home into my deeds to pry,
To find out shames and idle hours in me,
The scope and tenure of thy jealousy?
О no, thy love, though much, is not so great;
It is my love that keeps mine eye awake,
Mine own true love that doth my rest defeat,
To play the watchman ever for thy sake.
For thee watch I, whilst thou dost wake elsewhere,
From me far off, with others all too near.


Сонет 61. Тема опять сменилась, но противоречия в ней нет. В очередной раз явно выражено желание быть рядом с адресатом. Ночные бдения поэта мы уже встречали в сонетах 27,28,43, обращённых к возлюбленной. Но ракурс темы «ночных бдений» сменился: «не твой ли образ не даёт закрыть моих тяжёлых век в ночном томленье – Is it thy will thy image should keep open My heavy eyelids to the weary night», а значит, по правилу 1 «свода неизменных правил», перед нами – тот же адресат – возлюбленная поэта.  Ведь в обращении к тому же адресату Шекспир никогда не использует простого повторения ранее сказанного, всегда меняет ракурс темы.
 Также видим изменение обстоятельств, ведь дано указание на возможный отъезд адресата: «я слежу за тобой, когда твой след в другом месте, от меня далеко, с другими слишком близко – For thee watch I, whilst thou dost wake elsewhere, From me far off, with others all too near».  Но это не является противоречием с предыдущими сонетами и не влияет на адресность сонета. Такие указания в сонетах нам пригодятся при анализе на соответствие с фактами биографий, который ещё впереди.
 Важным фактором череды сонетов 56-61, как и большинства предыдущих сонетов, было то, что обращения поэта к адресату отсутствовали единично. Но что нам думать, если такого обращения не будет во всей череде сонетов? С такой ситуацией мы встретимся в следующей череде сонетов 62-68.

Сонет 61. Аналогия ситуаций.



Шекспир. Сонет 62. Начало философских сонетов. http://www.proza.ru/2015/05/11/228
Шекспир. Сонет 60. Всем повторенье - новость ей. http://www.proza.ru/2015/05/09/735


Рецензии
Александр, мне попадалось мнение относительного этого сонета, что оно написано в гомосексуальный период творчества Шекспира. И так собственно, по всему творчеству, разброс мнений очень широк. Я обычно пропускаю, кому сонет был первоначально адресован, а интересуюсь только содержанием, и назвал бы этот сонет как "ревнивый ревнивого прощает за ревность"

Я за тобой слежу во всех местах,
Ревнивый - ты, я - только лишь в мечтах.

Николай Борисович Ефремов 3   06.04.2023 08:28     Заявить о нарушении
Николай,
те, кто высказывает мнение о гомосексуальности Шекспира, к сожалению, забывают добавить, что это только версия, как правило, принимая возможность за верность, а логичность за бесспорность. Все версии и возможны и логичны, иначе их нельзя называть версиями. А верность даёт только подтверждение фактами.
В данном случае, адресность сонета 61 (да и всех сонетов) принципиально влияет на его смысл. Он посвящён возлюбленной, а не другу. И эта версия, в отличие от "дружеской" имеет более 60-ти подтверждений на всём поле сонетов и в фактах биографий, хотя я и продолжаю называть её "версией".

Александр Скальв   06.04.2023 09:06   Заявить о нарушении
Возможно, внимательным исследователям эти тонкости важны. А я только перевожу сонеты в рамках конкурсного задания, где обращение ЛГ к партнеру задается в нейтральном неопределенном статусе. И при оценивании работы берутся в зачет соответствие строкам, общему сюжету (хотя, и постоянно возникают разногласия), поэтические качества.
http://stihi.ru/2023/04/03/1915

Николай Борисович Ефремов 3   06.04.2023 09:36   Заявить о нарушении