Глава 3. Приключения Алисы Underground. Л. Кэрролл

— Первое, что мне надо сделать, — бормотала Алиса себе под нос, бродя по лесу, — это вырасти до моего нормального размера. Второе, — найти дорогу в тот чудесный сад. Кажется, это лучший план на свете.

План звучал изумительно, вне сомнений: очень чёткий и простой, единственная сложность заключалась в том, что Алиса не имела ни малейшего представления, как его осуществить. Она с тревогой вглядывалась в глубину леса, как вдруг прямо над головой услышала громкий лай, который заставил её взглянуть наверх.

Огромный щенок неотрывно смотрел на неё большущими глазами и робко протягивал лапу, стараясь дотянуться до неё.

— Ах ты, бедняжка, — задабривающим голоском сказала Алиса, собираясь посвистеть ему.

Но мысль, что он, возможно, голоден и может съесть её, несмотря на все задабривания, пугала её. Не понимая, как себя вести, Алиса подобрала небольшую палку и протянула щенку, тот подпрыгнул, оторвавшись от земли сразу всеми лапами, и с восторгом и визгом накинулся на палку и стал терзать её. Алиса увернулась, спрятавшись за огромный куст чертополоха. А когда она снова появилась с другой стороны, щенок опять сделал рывок к палке и, не рассчитав силу, сделал кувырок. «Всё это походит на игру с ломовой лошадью — вмиг растопчет, если зазеваешься», — подумала Алиса и юркнула за чертополох в тот самый момент, когда щенок предпринял новую серию коротких атак на палку, забегая то вперёд, то назад и хрипло при этом лая, пока наконец не уселся в отдалении, часто дыша, со свисающим из пасти языком и полузакрыв огромные глазищи.

Алисе показалось, что сейчас самое время улизнуть, и она побежала. Бежала до тех пор, пока не умолк щенячий лай и сама она не выбилась из сил.

— А всё-таки милый щеночек, — произнесла Алиса, прислонившись к лютику перевести дыхание и обмахиваясь своей шляпкой. — Я бы с радостью стала обучать его всевозможным фокусам, будь я нормального размера. Чуть не забыла, мне ведь нужно подрасти. А как это сделать? Надо, наверное, что-то съесть или выпить.

Но что? Сложный вопрос. И Алиса стала рассматривать цветы и стебли вокруг, но ничего съедобного не приметила. Рядом стоял большой гриб размером примерно с неё, Алиса заглянула под него, справа, слева и позади и тут подумала, а не посмотреть ли ещё наверх, вдруг там есть что-то съедобное.

Она вытянулась на цыпочках и заглянула через край на шляпку гриба, и её глаза тотчас встретились с глазами огромного червяка голубого цвета, возможно, это была гусеница. Он сидел, сложив руки, и мирно покуривал свой длинный кальян, не обращая на неё никакого внимания.

Какое-то время они молча смотрели друг на друга, пока червяк не вытащил из своей пасти кальян и не молвил сонно:

— А ты кто?

«Не очень хорошее начало», — подумала Алиса и робко произнесла:

— Я… я уже и сама не знаю, кто я, сэр… Ещё утром, когда я проснулась, мне было это известно, но за день всё так переменилось.

— Что ты этим хочешь сказать? — спросил червяк. — Ну-ка, объясни.

— Боюсь, что не смогу этого сделать, сэр, — ответила Алиса. — Видите ли, я сама не своя.

— Нет, не вижу, — молвил червяк.

— Боюсь, что не смогу выразиться яснее, — вежливо ответила Алиса. — Мне и самой непонятно, а когда меняешься размером по сто раз на дню, это очень сбивает с толку.

— Это не так, — возразил червяк.

— Ну хорошо. Возможно, вы с этим ещё не сталкивались, но вот наступит пора вам превратиться в куколку, а потом в бабочку — неужели вам не покажется это странным, разве нет?

— Ничуть, — ответил червяк.

— По крайней мере, я знаю, что для меня такое ощущение было бы странно.

— Для тебя! — презрительно бросил червяк. — Да кто ты такая?

Это вернуло их к началу беседы. Алиса даже чуть рассердилась на червяка за его столь грубые выпады. Она выпрямилась и сказала очень серьёзно:

— По-моему, вы первый должны сообщить мне, кто вы такой.

— Это почему же? — возразил червяк.

Ответ сбил Алису с толку, ибо к такому повороту она не была готова. У червяка, похоже, дурное настроение, так что Алиса развернулась и пошла прочь.

— Вернись! — крикнул ей червяк. — Я скажу тебе что-то важное.

Это звучало многообещающе, поэтому Алиса вернулась.

— Держи себя в руках! — произнёс червяк.

— И это всё? — спросила Алиса, едва сдерживая гнев.

— Нет, — продолжил червяк.

Алиса решилась подождать, так как заняться ей всё равно было нечем. Может, он всё-таки что-нибудь дельное посоветует. Несколько минут червяк попыхивал своим кальяном, не произнося ни слова, потом наконец расправил руки, вынул кальян из пасти и сказал:

— Ты думаешь, ты изменилась, так?

— Да, сэр, — начала Алиса. — Я не помню того, что знала раньше. Пыталась даже рассказать стишок о малютке-пчеле, но получилось про малютку-крокодила.

— Быть может, тебе удастся вспомнить стих о папаше Вильяме? — предложил червяк.

Алиса сложила руки и начала:

1.
— Ты старик, отец Вильям, — воскликнул юнец, —
Голова уж с проплешиной, сед словно лунь,
Но ты смел, каждый день вверх ногами стоишь,
Разве правильно это? Ответь мне, отец!

2.
— В мои юные годы, — отец Вильям сказал, —
Я раскинуть боялся мозгами, не знал,3.
— Повторюсь, очень стар ты! — продолжил юнец, —
И жирком уж заплыл, ну а я — молодец!
А вот сальто назад крутишь ты у дверей,
Как понять и принять, расскажи поскорей!

4.
— С утра жизни, — отец Вильям тряхнул сединой, —
Я особый настой втирал травяной,
Одна баночка в шиллингах стоит пятак,
Пару склянок продам, покупай же, чудак!
Что мозгов уже нет, нынче я понимаю,
Оттого, не боясь, трюки я повторяю.

5.
— Всё ж ты стар и беззуб, — удивлялся юнец, —
Твоё время — есть сало от кашля, отец.
Но ты с клювом, костьми всего слопал гуся!
Не пойму, как вокруг пальца обвёл ты меня?

6.
— В мои ранние годы, — ответил отец,
Когда право учил, вечно спорил с женой,
Так что сила немалая есть в челюстях,
Вот и буду жевать до конца моих дней.

7.
— Ты старик, — продолжил юнец, — сколь возраст ни мерь,
Пелена на глазах уж должна быть, поверь.
Но на кончике носа ты держишь угря,
Что за ловкость, открой-ка секрет для меня!

8.
— Ах, довольно вопросов, — ответил отец, —
Ты что думаешь, важная птица ты, да?
Свои бредни оставь-ка себе под венец,
А то вниз загремишь ты по лестнице, ясно?!


— Всё переврала, — сказал червяк.

— Боюсь, что так, — робко согласилась Алиса, — не те слова я говорю.

— Неверно с начала до конца, — решительно сказал червяк.

Несколько минут они молчали. Червяк заговорил первым.

— Какого роста ты хочешь быть?

— Ах, я не привередлива, что касается размера, — поспешно ответила Алиса, — видите ли, проблема в том, что я постоянно меняюсь.

— А теперь ты довольна своим ростом? — уточнил червяк.

— Хотелось бы быть побольше, если вы не против, сэр, — продолжала Алиса. — Семь с половиной сантиметров — совсем никудышный рост для жизни.

— Рост что надо, если хорошенько подумать, — сердито возразил червяк. И он вытянулся во весь рост. В нём оказались те самые семь с половиной сантиметров.

— Но я не привыкла быть такой! — взмолилась бедняжка Алиса. А сама подумала: «До чего эти существа обидчивы!»

— Со временем привыкнешь, — настаивал червяк и, сунув кальян в пасть, снова принялся дымить.

Алиса смиренно ждала, когда червяк снова заговорит. Через несколько минут тот вынул кальян из пасти, потом слез с гриба и стал отползать в траву, заметив на ходу:

— Если от шляпки — то вырастешь, а если от ножки — то уменьшишься.

— От шляпки чего? — подумала Алиса.

— Гриба, — ответил червяк, будто читал её мысли, и вскоре скрылся из виду.

Алиса задумчиво посмотрела на гриб, потом сорвала его, осторожно взяла шляпку в одну руку, а ножку — в другую.

— Интересно, как подействует ножка? — спросила она и решилась испробовать, надкусив её.

И тотчас почувствовала сильнейший удар подбородка о ногу!

Алиса очень испугалась такой резкой перемене, но, видя, что она больше не уменьшается, а шляпка гриба по-прежнему у неё в руке, Алиса решила, что ещё есть надежда всё исправить. С трудом разжав челюсти (подбородок оказался буквально вдавлен в ногу), Алиса наконец-то сунула краешек шляпки в рот и откусила.

*  *  *  *  *

— Уф, наконец-то моя голова, освободилась! — радостно воскликнула Алиса. Однако восторг сменился тревогой: куда делись плечи? Её неимоверно длинная шея возвышалась над морем зелени, словно фабричная труба.

— А что это там такое зелёное? — удивилась Алиса. — И куда подевались мои плечи? А где мои руки, почему я их не вижу? — Алиса пошевелила пальцами, внизу зашуршала листва. Она решилась склонить голову к рукам и очень обрадовалась тому, что шея гнулась во все стороны, будто змея. Изящным зигзагом Алиса нырнула было в гущу листвы деревьев, среди которых, как выяснилось, она ещё недавно бродила, как вдруг резкое шипение заставило её отпрянуть. На её лицо налетела и бешено захлестала по нему крыльями большая голубица.

— Змея! — вопила она.

— Да никакая я не змея! — возмутилась Алиса. — Оставьте меня в покое!

— Я уж всё испробовала, — отчаянно запричитала голубка. — Но их ничем не проймёшь!

— О чём вы? — непонимающе вопрошала Алиса.

— И корни деревьев пробовала, берега реки и живые изгороди, — продолжала голубка, не обращая внимания на вопрос. — Однако эти змеи… от них одно только горе!

Алиса, озадаченная, не решалась противиться, понимая, что птице нужно выговориться.
 
— Мало что ли у меня хлопот — высиживать яйца? — сетовала голубка. — А тут нужно всё время быть настороже из-за змей, днём и ночью. Я глаз не сомкнула уже три недели.

— Мне жаль, что вас беспокоят, — пробормотала Алиса, сообразив, в чём дело.

— А как только я выбрала самое высокое дерево, — продолжала голубка, срываясь на крик, — думала уже, что совсем избавилась от гадов, как вдруг пожалуйста, явились с небес! Тьфу, змеюка!

— Но я не змея! — настаивала Алиса. — Я...я…

— Не змея? Тогда кто ты? Ответь, только не пытайся присочинить!..

— Я… маленькая девочка, — неуверенно произнесла Алиса, вспоминая множество своих превращений.

— Так я тебе и поверила, — сказала голубка. — Я достаточно повидала девочек на своём веку, но ни одной с такой шеей, как твоя. Ты — точно змея, я уверена в этом! Скажи ещё, что не ела голубиных яиц!

— Я их, конечно, пробовала, — призналась Алиса. — Только такие яйца мне не по душе. Я их сырыми совсем не ем.

— Тогда убирайся! — сказала голубка и села к себе в гнездо.

Алиса присела было на корточки, как могла, но шея то и дело путалась в ветвях, пришлось распутывать. И тут она вспомнила о шляпке и ножке гриба, что держала в руках. Алиса стала откусывать то от одной, то от другой, становясь то выше, то ниже, пока не достигла нормального роста.

В последнее время она успела порядком отвыкнуть от своего роста, он ей показался странным поначалу, но через несколько минут она уже освоилась и принялась болтать сама с собой, как обычно.

— План мой, похоже, наполовину исполнился. Как же головокружительны эти превращения! Никогда не знаешь, кем станешь в следующее мгновение! И вот теперь я нормального роста. Теперь я могу попасть в тот замечательный сад. Как же это сделать?

Едва сказав это, Алиса заметила в одном дереве дверь, и эта дверь открывалась прямо в дерево.

— Надо же, как всё чудесато сегодня! Неужели я могу в эту дверь войти?

И она вошла.

Алиса снова оказалась в том длинном зале рядом со стеклянным столиком.

— Теперь у меня точно должно получиться, — сказала она, схватила золотой ключик и стала отпирать дверцу в сад. Затем надкусила кусочек гриба, отчего уменьшилась до сорока сантиметров. Миновав узкий проход, она оказалась в великолепном саду среди изумительных цветочных клумб и прохладных фонтанов.


Рецензии