100 лет дальней авиации России окончание
В плоть до середины 50-х годов по объективным причинам советская дальняя авиация уступала стратегической авиации США. Качественный скачок в развитии Дальней авиации СССР связан с принятием на вооружение реактивной техники- дальних бомбардировщиков ТУ-16, стратегических ТУ- 95 и ЗМ. Экипажи ДА приступили к освоению Арктики. Начали свои знаменитые полёты «за угол» - в Атлантику, по маршруту из глубинных районов Советского Союза вокруг Скандинавии.
М-4( ЗМ)
Это тяжёлый стратегический бомбардировщик создан в ОКБ Мясищева как стратегический носитель атомной бомбы. В 1954году было развёрнуто его серийное строительство. Всего построено 116 самолётов М-4 и ЗМ. Находился на вооружении ДА с
1954-1994годы. Максимальная скорость самолёта составила 970 км в час, практический потолок 12500м., дальность полёта 11000км, бомбовая нагрузка 24000кг.
Бомбардировщик модернизировался в процессе эксплуатации.
Одним из главных направлений работы являлось увеличение дальности полёта.
К моменту возникновения Карибского кризиса ЗМ уже мог нанести ядерный удар по территории США и вернуться обратно.
После мирного разрешения кризиса потенциальная возможность использовать самолёт для доставки ядерного оружия перешла в разряд сдерживающего фактора.
В конце карьеры самолёты Мясищева переделывались в воздушные танкеры.
ТУ-16
Самолёт ТУ- 16- первый советский дальний реактивный бомбардировщик со стрелковидным крылом. Машина оснащалась двумя двигателями конструкции Микулина
РД-ЗМ. Максимальная скорость ТУ- 16 составляла около 1000км. в час, потолок12800м, дальность полёта 5640км., бомбовая нагрузка 9000кг.
Серийно ТУ-16производился с 1953-1963гг. Построено 1507машин. Всего было разработано около 50 модификаций, среди них большинство выпускалось серийно и применялись в Дальней авиации.
В 1960- х годах ТУ- 16 был самым массовым бомбардировщиком и стоял на вооружении двадцати полков до 1992года.
ТУ- 95
Стратегический бомбардировщик и ракетоносец, единственный в мире самолёт такого назначения с турбовинтовыми двигателями. Характеристики первых носителей атомного оружия ТУ-4 и ТУ-16 были весьма скромными по тем масштабам , которые диктовала холодная война. Нужны были стратегические межконтинентальные бомбардировщики. Крейсерская скорость ТУ- 95 составила 830 км в час, потолок 11500м., дальность полёта 12000км, бомбовая нагрузка до 20000кг. Всего было выпущено 170 машин.
В 1957году ТУ-95 был принят на вооружение 30октября 1961года, самолёт участвовал в испытаниях водородной бомбы на полигоне Новая Земля.
Конструкция ТУ-95 постоянно дорабатывалась. Самолёт имел большое число модификаций. До сих пор Ту-95 находятся в составе стратегической авиации ВВС.
ТУ-22
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик ТУ- 22 конструкции КБ Туполева, предназначался для замены бомбардировщика Ту-16.
ТУ-22 строились до 1969года. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа в различных модификациях. В Дальней авиации России Ту-22 пролетал с 1962 до 1994г г.
Самолёт развивал скорость 1540км в час. Дальность полёта составляла 5800км, потолок –
13000м.
ТУ-22М3
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик – ракетоносец. Начал разрабатываться как комплекс в ОКБ А. Н. Туполева в 1965г. на смену бомбардировщику ТУ-22.
Самолёт имел изменяемую геометрию крыла и мог преодолеть систему ПВО потенциального противника на малой высоте. Самолёт предназначался для вооружения полков Дальней и морской авиации. В 1983г., после завершения испытаний, модификация
ТУ- 22М3 был принят на вооружение Дальней авиации. Максимальная скорость-2300км в час, потолок 13300м, бомбовое вооружение до 24000кг.
В настоящее время ТУ-22 М3 состоят на вооружении четырёх полков Дальней авиации.
Выпущено 210 самолётов.
ТУ- 160
Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик и ракетоносец. Он предназначен для поражения противника ядерным и обычным оружием. Создан в ОКБ им. Туполева.
Бурное развитие ракетных средств на западе в 1950-1970гг. оставляло мало шансов дозвуковым бомбардировщикам ТУ- 95 и 3М долететь до цели. Поэтому перед авиаконструкторами была поставлена задача создать ударные комплексы, способные на малой высоте и сверхзвуковой скорости преодолевать ПВО противника. Первые две серийные машины поступили в ВВС в апреле 1987года.
Максимальная скорость самолёта-2000км в час, потолок-16000м, дальность полёта -14000 км, бомбовая нагрузка до 40000кг. С 1987г.находится на вооружении ДА.
В начале 1980-х гг. назрела необходимость в создании надёжных «летающих танкеров» для увеличения радиуса действия Дальней авиации. Специализированный самолёт- заправщик ИЛ-78 создан на базе военно- транспортного самолёта ИЛ- 76. На вооружение ДА самолёты стали поступать с 1986г. К концу 1991г. было выпущено 45 машин ИЛ-78 и ИЛ-78М, которые сменили устаревшие заправщики, созданных на базе бомбардировщиков М-4 и 3М. Позднее было построено ещё 6 машин .
Максимальная скорость ИЛ-78М составляет 830км в час, потолок-11000м.
В полёте «летающий танкер» может передать до 65тонн топлива.
Материал использован: ж-л., «Филателия», № 4, 2015г.
Автор статьи Алексей Бородин.
Свидетельство о публикации №215051101617