100 лет дальней авиации России окончание

               


В плоть до середины 50-х годов по объективным причинам советская дальняя авиация  уступала стратегической авиации США. Качественный скачок в развитии Дальней  авиации  СССР связан с принятием на вооружение реактивной техники- дальних бомбардировщиков ТУ-16, стратегических  ТУ- 95 и ЗМ. Экипажи ДА приступили  к  освоению  Арктики.  Начали  свои знаменитые  полёты «за угол» - в  Атлантику, по маршруту  из  глубинных  районов  Советского Союза  вокруг  Скандинавии.

                М-4( ЗМ)
Это  тяжёлый  стратегический  бомбардировщик создан в ОКБ Мясищева как стратегический  носитель атомной бомбы. В 1954году было развёрнуто его серийное строительство. Всего построено 116 самолётов М-4 и ЗМ. Находился на вооружении ДА с
1954-1994годы.  Максимальная  скорость самолёта составила 970 км в час, практический потолок  12500м., дальность  полёта  11000км, бомбовая  нагрузка 24000кг.
Бомбардировщик  модернизировался в  процессе эксплуатации.
Одним  из  главных  направлений работы являлось  увеличение  дальности  полёта.
К  моменту возникновения   Карибского  кризиса  ЗМ уже  мог нанести  ядерный  удар  по территории США и  вернуться  обратно.
После мирного разрешения кризиса потенциальная  возможность использовать самолёт для доставки ядерного оружия перешла в разряд сдерживающего фактора.
В конце карьеры самолёты  Мясищева  переделывались  в воздушные  танкеры.

                ТУ-16

Самолёт ТУ- 16- первый советский  дальний реактивный  бомбардировщик  со стрелковидным  крылом. Машина оснащалась двумя двигателями конструкции  Микулина
РД-ЗМ.  Максимальная  скорость ТУ- 16 составляла  около 1000км. в час, потолок12800м, дальность  полёта  5640км., бомбовая нагрузка 9000кг.
Серийно ТУ-16производился  с 1953-1963гг.  Построено 1507машин.  Всего было разработано около  50 модификаций, среди них большинство  выпускалось серийно  и применялись  в  Дальней  авиации.
В 1960- х годах  ТУ- 16 был самым  массовым  бомбардировщиком  и  стоял  на  вооружении  двадцати  полков  до  1992года.

                ТУ- 95

Стратегический  бомбардировщик  и  ракетоносец, единственный  в  мире  самолёт  такого  назначения  с  турбовинтовыми  двигателями.  Характеристики  первых носителей  атомного  оружия  ТУ-4  и  ТУ-16  были  весьма скромными  по тем масштабам , которые  диктовала  холодная  война.  Нужны  были   стратегические  межконтинентальные  бомбардировщики.  Крейсерская  скорость  ТУ- 95  составила 830 км в час, потолок 11500м., дальность  полёта 12000км, бомбовая  нагрузка  до  20000кг. Всего  было  выпущено 170 машин.
В 1957году  ТУ-95 был принят  на  вооружение  30октября 1961года, самолёт участвовал в испытаниях  водородной  бомбы  на полигоне Новая  Земля.
Конструкция  ТУ-95  постоянно  дорабатывалась. Самолёт имел большое число модификаций.  До сих  пор Ту-95  находятся  в составе  стратегической  авиации  ВВС.


                ТУ-22

Дальний  сверхзвуковой  бомбардировщик  ТУ- 22  конструкции  КБ Туполева, предназначался  для  замены  бомбардировщика  Ту-16. 
ТУ-22 строились  до 1969года. Всего было изготовлено 311 самолётов этого типа в различных модификациях. В Дальней авиации  России Ту-22 пролетал с 1962 до 1994г г.
Самолёт развивал  скорость 1540км в час. Дальность полёта составляла 5800км, потолок –
13000м.

                ТУ-22М3

Сверхзвуковой  дальний  бомбардировщик – ракетоносец. Начал разрабатываться  как  комплекс  в  ОКБ  А. Н. Туполева в 1965г. на смену бомбардировщику ТУ-22.
Самолёт  имел изменяемую геометрию крыла и мог преодолеть систему ПВО потенциального противника на  малой высоте. Самолёт предназначался  для вооружения  полков Дальней и морской авиации. В 1983г., после завершения испытаний, модификация
ТУ- 22М3 был принят на вооружение Дальней авиации. Максимальная скорость-2300км в час, потолок 13300м, бомбовое вооружение  до 24000кг.
В настоящее время ТУ-22 М3 состоят  на  вооружении четырёх полков Дальней авиации.
Выпущено 210 самолётов.

                ТУ- 160

Стратегический  сверхзвуковой  бомбардировщик и ракетоносец. Он предназначен для поражения  противника ядерным и  обычным  оружием. Создан  в ОКБ им. Туполева.
Бурное развитие ракетных средств на западе в 1950-1970гг. оставляло мало шансов дозвуковым  бомбардировщикам  ТУ- 95 и 3М долететь  до цели. Поэтому  перед  авиаконструкторами  была  поставлена  задача  создать  ударные  комплексы,  способные  на  малой  высоте  и сверхзвуковой  скорости  преодолевать  ПВО  противника. Первые  две  серийные  машины  поступили  в ВВС в  апреле  1987года.
Максимальная  скорость  самолёта-2000км в час, потолок-16000м, дальность полёта -14000 км, бомбовая  нагрузка  до 40000кг.  С 1987г.находится  на вооружении  ДА.
В начале  1980-х гг. назрела необходимость  в  создании  надёжных «летающих  танкеров»  для  увеличения  радиуса  действия  Дальней авиации.  Специализированный  самолёт- заправщик  ИЛ-78  создан  на  базе военно- транспортного самолёта ИЛ- 76. На вооружение  ДА самолёты  стали  поступать с  1986г. К  концу  1991г. было выпущено  45 машин  ИЛ-78 и  ИЛ-78М, которые  сменили  устаревшие заправщики, созданных на базе  бомбардировщиков  М-4 и 3М. Позднее  было построено  ещё  6 машин .
Максимальная  скорость  ИЛ-78М  составляет 830км в час, потолок-11000м.
В полёте  «летающий танкер»  может  передать до 65тонн  топлива.

 
Материал  использован: ж-л., «Филателия»,  № 4, 2015г.

Автор статьи  Алексей  Бородин.


Рецензии