Шекспир. Сонет 63. Второй храм

Сонет 63

Сонет 63. О вечной красоте Друга в стихах. Июль 1598.

Коль, как меня, кумира моего
Сомнёт, сотрёт губительное Время,
Иссушит кровь, избороздит чело,
Коль утру молодому взвалит бремя
По склону к ночи старости съезжать,
А прелести, чем славно его царство,
Увянут или станут исчезать,
Крадя весны последние богатства,
На время то сейчас себя креплю,
Чтоб старости жестокая секира
Мне память не урезала мою
О красоте, хоть срежет жизнь кумира.
    Жить красоте его средь чёрных строк,
    В них будет свеж всегда он, как цветок.

Сонет 63. Оригинальный текст
Against my love shall be as I am now,
With Time's injurious hand crushed and o'erworn;
When hours have drained his blood and filled his brow
With lines and wrinkles; when his youthful morn
Hath travelled on to age's steepy night,
And all those beauties whereof now he's king
Are vanishing, or vanished out of sight,
Stealing away the treasure of his spring:
For such a time do I now fortify
Against confounding age's cruel knife
That he shall never cut from memory
My sweet love's beauty, though my lover's life.
His beauty shall in these black lines be seen,
And they shall live, and he in them still green.


Сонет 63. В сонете отсутствует обращение к адресату.  Упоминание персонажа в третьем лице (his) однозначно определяет его, как молодого мужчину. По намёкам становится ясно, что этот персонаж – друг поэта. Поэт называет персонажа «моей любовью – my love», что мы встречали во многих сонетах, посвящённых другу. Как правильно воспринимать «любовь» Шекспира к мужчине, он сам уже давал разъяснения в сонетах 20, 39 и 42 – ничего кроме дружбы под этим не подразумевается. 
 Но действующее и адресное лицо сонета – сам поэт, обобщающий то, что ранее он уже говорил другу, обращаясь к нему (например, сонеты 18, 55).  Но адресат – поэт является на самом деле адресатом условным.  Ведь очевидно, что поэт пишет подобные философские стихи не себе самому, а некоему очень понятливому читателю, тому, кто сможет понять стих не хуже самого поэта. В идеале это – читатель, во всём идентичный поэту, в чувствах, в мыслях, в принципах, в понимании прекрасного и безобразного. Этот читатель – «отражение» поэта в другом теле. Но бывает ли такой читатель в реальности? Очевидно, что нет. Поэтому и можно говорить, что все философские стихи пишутся «себе самому», подразумевая в этом условность такого адресата стихов. И не на это ли намекает Шекспир в предыдущем сонете 62, характеризуя свой «эгоизм»?
 

Сонет 63. Второй храм.
Сонет 63 продолжает рассказ Шекспира о себе, начатый в сонете 62. Это подтверждает адресата. Вероятность верной догадки повышается.
Но именно в этом сонете в оригинале есть прямое указание на мужчину (3 строка «его кровь», «его лоб») в совокупности с указанием на «мою любовь» (1 строка). Как правильно воспринимать «любовь» Шекспира к мужчине, он сам уже давал разъяснения в сонетах 20 и 42 – ничего кроме дружбы под этим не подразумевается. Но здесь о друге сказано в 3-ем лице, обращения к нему нет. Главное действующее лицо сонета – сам поэт, обобщающий то, что ранее он уже говорил другу, обращаясь к нему (например, сонеты 18, 55)
К сожалению, фантазия не может дать никакой информации об адресате – поэте, кроме возможно того, что адресат – друг в других сонетах был реален в жизни.
Более того, адресат – поэт является на самом деле адресатом условным. Ведь очевидно, что поэт пишет подобные философские стихи не себе самому, а некоему очень понятливому читателю, тому, кто сможет понять стих не хуже самого поэта. В идеале это – читатель, во всём идентичный поэту, в чувствах, в мыслях, в принципах, в понимании прекрасного и безобразного. Этот читатель – «отражение» поэта в другом теле. Но бывает ли такой читатель в реальности?  Очевидно, что нет. Поэтому и можно говорить, что все философские стихи пишутся «себе самому», подразумевая в этом условность такого адресата стихов. И не на это ли намекает Шекспир в предыдущем сонете 62, характеризуя свой «эгоизм»?
В сонете 49 была аналогичная попытка «построить храм в душе», на случай разрыва с возлюбленной. Здесь же причиной «постройки храма Любви» названа старость друга. И тот и другой образ, очевидно, относится к стихам этим адресатам. В сонете 63 на это указывает замок, где речь идёт о «чёрных строках». Это ещё одно подтверждение исключительно дружеских отношений с одним из адресатов предыдущих сонетов – другом поэта.   

Шекспир. Сонет 64. Плач о жизни. http://www.proza.ru/2015/05/13/208
Шекспир. Сонет 62. Начало философских сонетов. http://www.proza.ru/2015/05/11/228


Рецензии