Запятая

Закончили тему "Синтаксис и пунктуация простого предложения" - начинаем
изучать Синтаксис и пунктуацию сложного. Обширнее, много нюансов, поэтому
труднее для определения, что и где ставить. Тире ли, двоеточие, а может быть.
запятую?

Решила вводное занятие провести так, чтобы вызвать интерес к изучению этой
темы.

Придумала небольшую  инсценировку.

Смотри, надутая какая!-
Сказала точке запятая.-
А я из знаков всех важнее.
Кто место мне найти сумеет,
Тот не рискует головой.
Пример я приведу такой.


Английский король Эдуард 2 восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство поданных. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла.

Король был низложен по решению парламента и заключен в замок,
где провел восемь месяцев, ожидая своей участи.

Тюремщики получили такое предписание, сформулированное без запятых:
"Эдуарда убить не смейте бояться полезно". Всё зависело от того,
как прочитать текст:

Эдуарда убить не смейте, бояться полезно.
Эдуарда убить, не смейте бояться полезно.

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось.
Получилась кровавая запятые.



-А вот другой пример и тоже важный.
То было в Древней Греции. Однажды...


Богач оставил большое наследство, но, как указано было в завещании, наследники должны  выполнить обязательное условие:
"поставить статую золотую пику держащую".

Как понять это требование, допускающее двоякое толкование?

Поставить статую, золотую пику держащую.
Поставить статую золотую, пику держащую.

Первое толкование устраивало наследников, так как пика, хоть и золотая,
не дешёвая, но расход был бы в пределах их возможностей.

Недруги наследников настаивали на втором толковании. Это бы разорило наследников

Вопрос остался открытым.


-Вот только большое сомнение
Вызывает  происхождение.


Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая.

Это слово встречается в XV веке.

Существует мнение, что слово "запятая" образовалось от глаголов "зацепить(ся)", "задеть".

 В. И.Даль считает по-другому: он связывает это слово с глаголами “запясть”, запять, останавливаться, задерживаться.

Вспомним концовку отрывка из "Руслана и Людмилы" Пушкина "У лукоморья дуб
зелёный". Постарайтесь правильно рассказать.

- Легче лёгкого,- уверенно сказал Паша.
Рассказал.

Я молчу. Не комментирую.

- Можно я? - нетерпеливо просит Вера.
Рассказала.

Я так же молчу - без комментариев.

Продекламировали шесть человек при моём молчании.

Удивлённо смотрят на меня. Что мне не нравится-то, мол? Всё точно передали,
с выражением.

Спрашиваю:
- А кто под дубом сидел?
- Ну кот же. И сказки Пушкину говорил.

-Неправильно,- констатирую я.- Послушайте в моем исполнении этот отрывок
и определите отличие от вашего.

И я там был. И мёд я пил.
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, И КОТ УЧЁНЫЙ
Свои мне сказки говорил.

- А почему у Вас не кот сидел?- удивился Паша.

- Хорошо! Поняли значит. Потому что об этом сказала запятая. После слова "сидел" Пушкин её поставил. Если бы не было этого знака препинания - читали бы без паузы
и смысл другой. Как все вы преподнесли.

- А мы так всегда рассказывали, и ничего,- удивилась Вера.

- Теперь будете знать, где находится пауза.
А про себя подумала, что нет в нашей работе мелочей, словесникам непременно
надо учитывать все нюансы...

Так прошло первое занятие по большой, трудной теме. Вижу, что заинтере
совала ребят. Впереди предстоит кропотливая работа со знаками препинания.


Рецензии
Доброе утро, Лара!...

Ваш покорный слуга давно уже обеспокоен состоянием "великого и могучего"...*

Храни Вас Бог!

Сергей
________________
* - см. "ДПД или Ещё раз о грамотности".

Сениф   24.04.2016 10:57     Заявить о нарушении
спасибо за комментарий
прочитаю конечно

Лара Ищенко   25.04.2016 16:31   Заявить о нарушении
жаль что страница закрыта
надеюсь что временно

Лара Ищенко   25.04.2016 16:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.